Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Французская живопись эпохи просвещения.



Эпоха Просвещения — период философского и эстетического самоутверждения третьего сословия. Емкость эстетического идеала Просвещения—“естественного человека” как явления вне жестких социальных и национальных рамок. Общечеловеческие аспекты культуры Просвещения и ее ориентации на многогранную человеческую личность. “Снижение” эстетического идеала Просвещения по сравнению с классицистским; обращение художников к жизни современника, . к нравственно-философским проблемам бытия в их непосредственно-актуальном преломлении. Своеобразие “выхода” мировой культуры из системы классицизма.

Окончательный отход от традиций классицизма во французской живописи (Шарден, Фрагонар); воспроизведение быта обыкновенного человека.

Вновь в искусстве выдвигается роль разума как главного критерия в познании прекрасного, вновь искусство призывается прежде всего воспитывать в человеке чувство долга, гражданственности, служить идеям государственности, а не быть забавой и наслаждением. Только теперь, в канун революции, это требование приобретает более конкретный, целенаправленный, тенденциозный характер.

В преддверии Великой французской буржуазной революции в живописи Франции появляется

Жак Луи Давид (1748-1825). Начинал как художник рококо. В его творчестве античные традиции, эстетика классицизма слились с политической борьбой, органически сплелись с политикой революции, это и дало новую фазу классицизма во французской культуре - 'революционный классицизм'.

Сын крупного парижского негоцианта, окончивший Королевскую академию, Давид в ранних работах близок традициям позднего барокко и даже некоторым стилистическим элементам рококо. И только попав после получения 'римской премии' как лучший ученик Академии в Италию (1775), познакомившись с памятниками античности, испытав, как многие художники тех лет, влияние трудов Винкельмана и живописи немецкого классицистического художника Рафаэля Менгса, Давид находит свой путь.

В XVIII в. классицизм пришел к каноническому набору форм и правил. На страже этих правил стояла парижская художественная академия, называвшаяся Школой изящных искусств. Поэтому закоснелый классицизм, формы которого превратились в штамп, стали называть академизмом. В начале XIX в. во Франции Наполеона I классицизм перешел в свою завершающую фазу - ампир (т. е. «стиль империи»). Для него характерны лаконичность, внушительная монументальность, выразительно подчеркнутый контраст глади стены и приставленных к ней колонн, декор из отдельных рельефных деталей, контрастно выделяющихся на фоне нейтральной поверхности стены.

 

Крупнейший мастер и организатор художественной жизни того времени. После обучения в Италии Давид увлекается античностью. С тех пор его творчество идет по двум направлениям: 1. Исторические картины на античные темы, в отвлеченных образах которых, художник стремиться воплотить идеалы, волнующие предреволюционную Францию. «Клятва Горациев» Давид заимствует сюжет из античности, но воплощает

передовые идеи своего времени: Идеи патриотизма и гражданственности. Из античности он усваивает четкое деление композиции, в картине резко противопоставлены две группы: торжественная группа трех сыновей, дающих отцу клятву победить или умереть и отодвинутая на второй план группа поникших в горе женщин. Гражданская доблесть одних оттенена личным горем других. Эта картина - одно из ярких проявлений революционного классицизма. В ней отразились все его яркие особенности: стремление к простоте, лаконизму, прямолинейному воплощении идеи, монохромность колористической гаммы и схематичность обрисовки образов. История уходит корнями в древний Рим. Семья принесла клятву о том, что нанесет поражение враждующей семье.

Отец благословляет. Жены – оплакивают. Сдержаннось, пафос гражданского подвига.

2. Портреты, где воспевает реальность человеческой личности.

 

«Смерть Марата»

Задачей этой картины было воздействовать на чувства зрителей и дать урок патриотизма. Но с этой задачей сочеталась другая тенденция в его искусстве: стремление к конкретной индивидуальной характеристике, которая была присуща его портретам. Давид изобразил Марата так как он представлял его в момент смерти. Безжизненно упавшая рука ещё держит перо, которое вот вот должно выпасть, в другой руке предательское письмо Шарлоты Корде. В скорбном лице Марата каждый мог узнать черты «друга народа». Давид изобразил умирающего в реальной домашней обстановке, ему удалось достичь лаконизма обобщенностью и воздействием на зрителя большими планами. Он смело подчеркнул пластичность тела, выдвинутого на передний план, на фоне темной стены, которая занимает больше места, чем само изображение, и превратил куски материи в монументальные складки, как бы изваянные из мрамора. Величествен общий ритм этого произведения, внутренняя выразительность и мощная энергия. В руке Марата деньги – символ милосердия.

В революционные годы Давид создаёт ряд замечательных портретов, в которых хочет сказать о своих раздумьях и думах своих современников. Поиски всё большей индивидуальной выразительности, стремление передать душевную теплоту человека- таков дальнейший путь художника в области портретного искусства. Все чаще художник представляет свои модели на гладком фоне, чтобы все внимание сосредоточить на человеке. Его интересуют различные психологические состояния. После контрреволюционного переворота Давид был арестован и посажен в тюрьму. Там он пишет свой автопортрет.

Во взгляде Давида можно прочесть растерянность и беспокойство. Видно тревожное настроение художника. К концу жизни в его творчнстве сильно чувствуются романтические тенденции.

«Смерть Сократа» - Сократ осужден судом Афин за внесение смуты в ряды молодежи. Выпил яд. Композиция картины развивается параллельно картинной плоскости. Барельефная динамика.

Прекрасное тело Сократа – высшая степень идеализации.

«Возвращение Бруту тел его сыновей» - родоначальник римской демократии умертвил своих сыновей, когда узнал о их связи с монархическими течениями.

Акцент на горе женщин. Главный герой в тени. Патриотическая жертва.

«Заседание в зале для игры в мяч» - конвент принятие конституции, вытянутые жесты, пришествие Наполеона не дало закончить картину.

«Сабинянки» - усложненность, перегруженность фигурами.

1795 – познакомился с Наполеоном. «Конный портрет Наполеона».

Идея полного триумфа. Роль Давида – художник на службе. Загрязнение исключительно творческой позиции.

«Коронация Наполеона» - парадный хроникер королевской свиты. Коронация Наполеона самого себя. Показан дурной жест. Отражение амбиций новой эпохи.

 

Жак Луи Давид (David) (30.8.1748, Париж, - 29.12.1825, Брюссель), французский живописец. Учился у исторического живописца Ж. М. Вьена в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1766-1774). Ранние работы Давида, в которых ощутимы отзвуки рококо и влияние идей сентиментализма, традиционно академичны (" Бой Минервы и Марса", 1771, Лувр, Париж). В 1775-1780 годых Давид учился в Италии, где открыл для себя античность, восприняв её как пример гражданственности художественного творчества. Публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы через образы античности характерны для классицизма предреволюцонной эпохи, крупнейшим представителем которого стал Давид. Впервые у Давида принципы классицизма намечаются в картине " Велизарий, просящий подаяние" (1781, Музей изящных искусств, Лилль), отличающейся строгостью композиции и четкостью ритмической структуры, и находят своё полнейшее выражение в насыщенной мужественным драматизмом " Клятве Горациев" (1784, Лувр) - исторической картине, воспринятой общественностью как призыв к борьбе. Произведения Давида 1780-х годов (" Смерть Сократа", 1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; " Ликторы приносят Бруту тело его сына", 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность в построении композиции, а также преобладание объёмно-светотеневого начала над цветом. В портретах 1780-х - начала 1790-х годов, где подчёркивается социальная сущность моделей, воплотились классицистические представления об энергичном и волевом человеке (" Врач А. Леруа", 1783, Музей Фабр, Монпелье). Воодушевлённый героикой Великой французской революции, Давид стремится к созданию исторической картины на современную тему (" Клятва в зале для игры в мяч", не осуществлена; сохранился эскиз, сепия, 1791, Лувр). Картины " Убитый Лепелетье" (1793, не сохранилась, известна по гравюре П. А. Тардьё, Национальная библиотека, Париж, и по рисунку Ф. Девожа, Музей Маньен, Дижон) и особенно " Смерть Марата" (1793, Музей современного искусства, Брюссель), с её трагическим звучанием, суровым лаконизмом, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм, становятся памятниками героям революционной эпохи, совмещая в себе черты портрета и исторической картины. Давид был активным деятелем революции, членом якобинского Конвента, организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре; под его руководством была упразднена консервативная Королевская академия живописи и скульптуры (членом которой Давид был с 1784 года). После контрреволюционного термидорианского переворота с конца 1790-х годов Давид вновь обращается к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему примирения противоречий, воссоздавая античность как мир идеальной красоты и чистой гармонии (" Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами", 1799, Лувр). В его искусстве нарастают черты отвлечённости и рассудочной повествовательности. С 1804 года Давид был " первым художником" Наполеона; в заказанных Наполеоном холодно-эффектных, пёстрых по цвету и перегруженных по композиции картинах (" Коронация", 1805-1807, Лувр) ощутимо равнодушие художника к изображаемым событиям, однако он стремится к выразительной характеристике отдельных персонажей. В 1790-1810-х годах Давид пишет многочисленные портреты, как парадные (" Наполеон при переходе через Сен-Бернар", 1800, Национальный музей Версаля и Трианонов; " Мадам Рекамье", 1800, Лувр), так и более реалистические, приближающиеся к интимным (портреты четы Серизиа, 1795, Лувр). В 1816 году, после реставрации Бурбонов, Давид был вынужден уехать в Брюссель. Давид был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Энгра и многих др.

 

 

- Жак Луи Давид.

XIX век начинается с 1789 года – новая эпоха в истории, первая полноценная буржуазная революция (Франция). Он - выразитель и предвестник. Обучался в королевской академии изящных искусств, стажировался в Риме. Сложный, неоднозначный путь: начинает как художник позднего рококо (под покровительством у Ватто). Становится крупным художником своего времени. В начале 80х формируется как крупный художник.

- Клятва Горация (1784):

Скандальное произведение, положившее начало новой эстетике в искусстве. Проблема взаимоотношений художника и общества. Новый тип художника-гражданина. Сдвиг в понимании живописной композиции. Внутренняя тектоника – принцип барельефа (из Античности). Подчинение композиции числу 3: три аркады на заднем плане, 3 группы фигур и др. Сюжет героический: члены семейства Горация, трое братьев, принимают вызов враждующей семьи в споре о том, чей город сильнее. Чтобы предотвратить резню между жителями двух городов, они вынуждены сражаться. В центре отец, призывающий сыновей к подвигу, справа из жёны. Сдержанность, но при этом особая внутренняя энергия. Нет крайних эмоций, но достигается огромная эмоциональная выразительность. Цель художника – напоминание о гражданском долге. Это идеал поколения. Один из первых художников, получивших огромную социальную власть, активный политик.

- Смерть Сократа (1787):

Примыкает к предыдущей работе: те же идеалы. Сократ осуждён судом Афин за развращение юношества и смуту. Ему предлагают: яд или изгнание, он выбирает яд. Композиционный приём: развитие композиции по принципу барельефа, параллельно картинной плоскости. Прорыва в пространство почти нет, все фигуры словно на одной линии. Облик Сократа списан с античного образа, идеализирован, мужественный облик (хотя Сократ не был красив). Здесь он прекрасен духовно и физически, в расцвете сил. Предпочтение идеальных форм – новая черта классицизма.

- Возвращение Бруту ликторами тел его сыновей:

Брут уличил сыновей в монархическом заговоре и отдаёт приказ об их умерщвлении. Усложнение композиционного мышления. Драматизм ситуации: акцент светотенью на женщинах, акцент не на убийство, а на оплакивание. Гражданский, патриотический жест Брута уже совершён, а что потом? Потом неутешное горе женщин.

- Заседание в зале для игры в мяч:

Революция привела к смене всех ориентиров. Правление конвента – до 1799. Официальный стиль конвента – классицизм, Давид – главный участник художественной жизни страны. Участвовал а перепланировке Парижа. Революция отражается в его работах: он порывает с античностью, обращается к социальным темам. Картина выполнена по заказу конвента. В изображенном зале принята новая конституция. Сходство героев с античными персонажами. Это эскиз к грандиозной картине в 10 метров, которая при Наполеоне не была дописана.

- Сабинянки/Похищение Сабинянок (1799):

Все прежние композиции лаконичны, малофигурны, но наделены большой внутренней энергией, сдержанностью. Здесь – иной, усложнённый вариант. Перегруз фигурами. Они стали образцами в академической живописи. Давид называл свои картины «Мои статуи». Пристрастие к повествованию.

- Марат/Смерть Марата:

Марат – один из вождей революции, гражданственный стоик. Сложная судьба, трагический конец жизни. Он страдал кожными заболеваниями и всегда работал в ванной. Отсюда – композиционно решение (полфигуры в сложном ракурсе). Он убит фанатичной Шарлоттой Корде, которая проникает к нему под видом согласной на содействие шпионки. Она пишет ему ложное письмо с просьбой помочь деньгами. У Марата в руках письмо и деньги, он готов был ей помочь. Т.о., создаётся идеализация. Образ милосердного революционера. Мистификация, введение в ложные иллюзии.

- Конный портрет Бонапарта/Переход через Альпы/Наполеон на перевале Сен-Бернар:

После 1799 года Давид стал бонапартистом. Наполеон сплотил нацию, прославил французскую армию. Это мощный, харизматичный образ. Идея триумфа, нежели портрет конкретной личности. Давид не стремится к психологическому образу. Вздыбленный конь – демонстрация необузданности (характерно для классицизма). Это образ политической репрезентации. Образец классицизма комплиментарного, пропагандистского. Художник на службе у власти. Это обобщение образа: Бонапарт как статуя, триумф. Это ожидаемый обществом образ. Нарастание парадности, внешней репрезентативности.

- Коронация (1808):

Усиление функции репрезентативности. Это парадная хроника дворцовой жизни. 10-метровый холст. Коронация проходит в 1804 году. Спорный эпизод: Наполеон при коронации вырвал корону у священнослужителей, короновал себя сам, «узурпировал» церковь. Давид придаёт этому жесту легитимность. Отход художника от предыдущих идеалов. Внимание к деталям, большая масса людей, внутри композиции, нет интересных художественных находок. Но это сдвиг в области стилистики, общественного вкуса. Это выражение амбиций новой империи. Больше помпезности, меньше принципиальности (то, что будет в Ампире).

.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 2764; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь