Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Жан Батист Симеон Шарден, развитие бытового жанра. Роль натбрморта в искусстве мастера.
ШАРДЕН, ЖАН БАТИСТ СИМЕОН (Chardin, Jean-Baptiste Simé on) (1699–1779), французский живописец; родился в Париже 2 ноября 1699. В молодости сотрудничал с Н.-Н.Куапелем, который поручал ему писать аксессуары в своих портретах. Уже в это время Шарден проявил замечательные способности к точному изображению предметов и передаче особенностей световоздушной среды. В 1728 он был избран в Королевскую академию как мастер натюрморта, в 1743 назначен советником Академии, а в 1755 стал ее казначеем; эту должность он оставил незадолго до смерти. Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. После 1733 он обратился также к жанровым композициям. Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Большинство этих картин изображает занятых домашними делами или отдыхающих женщин, играющих детей. Шарден почти не писал портреты, хотя некоторые его жанровые сцены являются по существу скрытыми портретами. В старости ухудшение зрения заставило его перейти от масляной живописи к пастели, и он исполнил в этой технике несколько автопортретов, а также портреты жены и друзей. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779. Несмотря на небольшие размеры и непритязательность сюжетов, картины Шардена отличаются глубиной замысла и тонкостью трактовки образа. Критики всегда отмечали его изысканный колорит и мастерское владение кистью, в особенности характерный метод наложения красок, когда цветовые пятна кладутся рядом друг с другом или в несколько слоев, образуя подобие мозаики. Поверхность предметов, которые пишет Шарден, кажется одновременно и поглощающей, и отражающей мерцающий свет; пастозные мазки подчеркивают структуру изображенных предметов. Колорит в его картинах несколько приглушенный, свет мягкий и рассеянный, фактура предметов передана очень тонко и виртуозно. Предметы, изображенные в натюрмортах Шардена, никогда не бывают чересчур роскошными и красивыми, а их расположение кажется случайным. Персонажи его жанровых сцен свободно и естественно размещаются в пространстве. Эффект ничем не нарушаемой целостности картины достигается благодаря точной передаче рефлексов, отбрасываемым предметами теней, характерных поз или взглядов персонажей. Современники Шардена говорили о нем как о продолжателе традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра 17 в., и он, должно быть, хорошо знал творчество этих художников. Шарден обогатил эту традицию; он внес в свои жанровые сцены оттенок изящества и естественности. Жан Батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 г. в Париже в семье краснодеревщика. Работал в мастерской Пьера Жака Каза, затем у известного живописца и скульптора Н. Н. Куапеля, у которого Шарден начал писать с натуры. Среди наставников Шардена был также Ж. Б. Ванлоо, под руководством которого молодой художник принимал участие в работах по реставрации фресок XVI в. во дворце Фонтенбло. Его искуссво связано с системой реализма третьего сословия. Ученик академических мастеров. Ещё в годы юнности проявилось влечение Шардена к жанру натюрморта. В 1728 году на выставке молодежи показал две композиции «Буфет» и «Скат» => влияние фламанской живописи. Они декоративны, но обогащены вдумчивым созерцанием природы. Шарден тяготел не к большим многословным композициям фламанцев, а более сосредоточенным голандским «завтракам». Натюрморт Шардена: —раскрытие структуры и сущности вещей, их индивидуальности, закономерностей их связей. —ощущается близость человека —вещи одухотворены —пафос познания природы —естественность расположения предметов сочетается с композиционной логикой, уравновешенностью, точной расчитанностью отношений. —гармоническая ясность образного строя «Натюрморт с зайцем»«Медный бак»«Натюрморт с атрибутами искусства»«Натюрморт с искусством»«Корзина слив» «Карточный домик»«Трубки и кувшин»
Живописная манера —лирическая эмоциональность колорита —свежесть красок и сочность рефлексов —мазки ( в зрелом периоде) широкие и свободные —живописня поверхность как бы отдельно соткана из мельчайших мазков. —передает особенность фактуры — заставляет ощутить плоть
Шарден считался из авторитетнейших знатаков красочных составов. Он лепит форму предмета добротно и уверенно, работая с красочной «пастой», как керамист со своими будущими горшками. Бытовой Жанр — занимал в 1730 — 40 годы ведущее место в творчестве Шардена. Ранний период —Нет сложных драматических жизненных проблем —В сюжетах нет активного действия —Мягкая задушевность —Тонкая эмоциональность —Скромная поэтичность сюжетов задумчива. «Кухарка»«Прачки» Художник будто задерживает течение времени заменяя непосредственное течение времени, заменяя непосредственное действие раздумьем — излюбленный приём раннего периода. Широко применяет систему цветных рефлексов, белый цвет соткан из розовых, желтых, светло голубых, серых оттенков.
Поздний период (конец 30 — начало 40х). —изобразительные сцены воспитания —заметнее нравственные ноты —сложней сюжетные замыслы —лирическа эмоциональность — главное свойство искусства Шардена. «Молитва перед обедом»«Тродолюбивая мать»«Гувернантка»
Жанровые картины — поэтический рассказ о добрых нравах простых людей, о достоинствах их образа жизни. Реализм Шардена был одним из первых проявлений демократичной мысли века. Просвещение с его верой в достоинство человека, с его идеей равенства людей.
Портретный цикл 70—е годы. В более ранних портретах Шардена (Изображение сына ювелира Годфруа) черты характера раскрывались через занятия, имеющее настолько большое значение в картине, что она воспринимается скорее как жанровая сцена. Неслучайно портрет сына Годфру, более известн как «МальчЫк с ЮЛОЙ». В 70е годы, перейдя к технике пастели, Шарден сосредотачивает внимание на самом облике портретируемого. В этих произведения кристализируется человек третьего сословия. «Портрет Жены художника» черты домовитости и расчетливости, свойственные самому укладу жизни. «Авторортрет с зеленым козырьком» — в четком объеме фигуры читается твердость осанки в уверенности позы, в повороте головы, в проницательном взгляде вступает строгое достоинство суровго человека Изображения Трубки и кувшин. Около 1760—63 Разносчица. 1739 Медный бак. Около 1733 Девочка с воланом. 1740 Натюрморт с атрибутами искусств. 1766 Стакан с водой и кувшин. Около 1760 Натюрморт с фазаном и охотничьей сумкой. 1760 Натюрморт с бриошью. 1763 Прачка. 1730-е гг. Автопортрет с зеленым козырьком. 1775 Автопортрет. 1771 Трудолюбивая мать. 1740 Мыльные пузыри. Около 1739 Карточный домик. 1736—37 Скат. 1728 Буфет. 1728 Серебряная супница. Около 1728 Маленькая учительница. Около 1736 Серебряный кубок. Около 1768 Молитва перед обедом. 1744
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1533; Нарушение авторского права страницы