Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Дизайн послевоенной эпохи в Европе (органические дизайн, Ульмская школа и неофункционализм. Стиль «Оливетти»).
Послевоенный дизайн в Европе. Органический дизайн. Ульмская школа и послевоенный дизайн в Германии. Особенности дизайна фирмы «Браун» и неофункционализм. Итальянский дизайн. Стиль «Оливетти». Американский дизайн 1940 – 50-е гг.
Послевоенный дизайн в Европе. Органический дизайн. Ульмская школа и послевоенный дизайн в Германии. Особенности дизайна фирмы «Браун» и неофункционализм. Итальянский дизайн. Стиль «Оливетти». Американский дизайн 1940 – 50-е гг. Уровень технологии позволяет выработать новую форму декоративности. Более строгая форма. В быту и в моде – военная тематика. Временное замирание ар-деко. Устрожение всего. Послевоенная психология. Восстановление. Перескочить в яркий, веселый мир. Мода: Кока-кола и Лаки-страйк – символы нового жизнеощущения. Автомобильный стиль – звериный, рычащий, угловатый, агрессивный. США – законодатель моды. Женская одежда – яркость, простота обуви с маленьким каблучком, узкие брюки, джинсы, одежда для повседневности. Футболка и майка – повседневная одежда, юбки – до колена, прически – свободные. Стайлинг – организация красивой жизни. Элвис, стиляги. ЕВРОПА – элегантность, женственность, светлые тона. Германия восстанавливает Баухауз. Гуд форм. Уютное скандинавское жилище. Италия «Белл дизайн», дизайн символики, вещь похожа на название. Влияние США отражалось везде. Активно использовалась пластмасса, плексиглас, резина, нейлон. Молодость как культ. Практичность и самовыражение в одежде (эпоха Элвиса) стиляги. СССР: проекты общественного транспорта. Сталинский ампир, дизайн диктуется государством. Автомобильная промышленность. Автомобиль «победа» (обтекаемый) который позже у нас позаимствовали. Проект троллейбуса. Органический дизайн. Органическая архитектура – течение, главным образом в американской, а также европейской архитектуре, предлагавшее строить в соответствии с назначением и условиями среды, уподобляя архитектурные объёмы формам естественных организмов. Использовался принцип «перетекания» архитектурных объёмов в среду и включения среды в архитектуру. Течение возникло как противовес излишне рациональному функционализму. Идеи сформулировал американский архитектор Л.Салливен, его учеником был Ф.Райт. Хотя идеи получили распространение, они применялись главным образом для строительства вилл и коттеджей, а также мебели. Ульмская школа. 2 октября 1955 г. открылась Высшая школа образования в Уильме, для подготовки кадров строить обновлённую Германию. В проекте учебной программы заложены три принципа: теоретические дисциплины, исследования и разработки опытных образцов. Уильмовцы убеждены в самостоятельном значении искусства, и – дизайн не может ни отменить, ни заменить собой искусства. Он есть проектирование промышленных продуктов. Возглавил школу Макс Билль. Насколько органично человек формирует окружающий его предметный мир, настолько органично данный мир сам воздействует на человека.. «Бороться против уродства с помощью красоты, добра и практичности». Проектирование должно вестись на основе тщательного сбора фактического материала, его анализа. Требовалось от студентов не только художественная подготовка, но и технических знаний по механике, физике и общего гуманитарного образования. Работало 4 факультета: дизайн промышленных изделий, строительства и архитектуры, визуальных коммуникаций, информации. В 1957 году школу возглавил Томас Мальдонадо. В основе преподавания лежал новый метод обучения – проектирование должно вестись на основе тщательного сбора фактического материала, его анализа и исследований научных, технических и технологических знаний. Более четверти своего времени изучали эргономику, социологию, экономику, психологию, чтобы затем в профессиональной деятельности уметь применить системный подход к процессу проектирования. Обеспечивалась связь с промышленностью. Ульм показал, что в 60-х годах стилевым принципом стал функционализм («хорошая форма»). Дизайн стал восприниматься главным образом как инженеры, а не художники. Эргономика стала новым важным полем деятельности. Формы стали жёстче, гранёней, предметнее, отчасти менее оригинальными. Фирма «Браун» и неофункционализм. Стиль «Браун» - отсутствие декора, ярких цветовых пятен, имитации материалов. Это скромная колористическая гамма, построенная на тонких оттенках серого цвета, сочетания чёрного и белого. Это создание цельного образа минимальными и простыми средствами. Стиль «Браун» - это экономичный стиль. Другой пример достижения большого успеха с помощью дизайнеров — это небольшая западногерманская фирма «Браун». Сразу же после окончания второй мировой войны фирма выпускала добротные, но внешне непритязательные предметы — кухонное оборудование, радиоаппаратуру, фотографические принадлежности. К середине пятидесятых годов, когда невзгоды войны стали забываться и на сцену вышел потребитель с совсем иными, чем прежде, понятиями о красоте, ведущий дизайнер фирмы Фриц Айхлер проанализировал продукцию фирмы и нашел, что ее внешний вид не отвечает ее сущности. Выпускаемые изделия имели либо заурядный и скучный, либо, наоборот, претенциозный, спекулятивно-фальшивый вид. Он решил представить себе обобщенный образ потребителя и пришел к выводу, что люди не собираются превращать свои квартиры в кунсткамеры или в театральные сцены, а хотят, чтобы они были убраны просто, практично, но со вкусом. Фирма прежде всего решила сосредоточиться на производстве недорогих транзисторных приемников, которым до сих пор не уделялось серьезного внимания. Другие ведущие в этой области фирмы продолжали выпускать дорогие модели, представлявшие собой своеобразную «звучащую мебель» и удовлетворявшие престижные претензии верхних слоев общества. Имея в виду обобщенный образ покупателя, фирма «Браун» подготовила конструктивно простые, функционально безукоризненные модели транзисторных приемников. Так сформировался стиль и других изделий (электроприборов, кухонных машин и пр.), настолько индивидуальный, что заговорили о «стиле Брауна» как о заметном явлении в мировом коммерческом дизайне. Здесь уже, в отличие от «Оливетти», речь шла о формально-стилистическом единстве продукции. «Стиль Брауна» — это отсутствие всяких декоративных накладок, профилей, цветовых пятен, имитации материалов, это скромная колористическая гамма, построенная на тонких оттенках серого цвета, сочетания черного и белого. Это создание цельного образа самыми простыми и минимальными средствами. Это — «экономный» стиль. Первоначальный успех «Брауна» отчасти объяснялся еще и тем, что в конце пятидесятых годов наступило пресыщение «обтекаемым» стилем оформления вещей, массовому потребителю хотелось чего-то нового. И тут-то геометрическая простота и лаконичность изделий «Брауна» пришлась как нельзя кстати. Новизна формы обеспечила им на некоторое время превосходную конкурентоспособность. Товар пошел нарасхват не только у «простого» потребителя, но у «элитарного», которого потянуло в это время к «упрощению» своего быта. Как бы то ни было, но успешная деятельность двух рассмотренных нами фирм неразрывно связана с дизайном. Фирма «Оливетти» получила известность в истории бизнеса своими социальными преобразованиями (фонд социального страхования, льготы для сотрудников). Фирма особое внимание уделяла формированию ярко выраженного фирменного стиля, она стала одним из немногих представителей в мире с современным имиджем. Особую известность фирма приобрела с приходом дизайнера Марчелло Ниццоли и выпуском в конце 40-х пишущих машинок «Лексикон -80» и «Латтера -22». Тогда же возникло выражение «стиль Оливетти». Его особенность в том, что выпускаемый продукт должен быть обязательно красивым и первосортным. Подробно. В небольшом итальянском городе Ивреа существовала фабрика пишущих машинок «Оливетти». Впервые о ней заговорили в 1911 году, когда на промышленной выставке в Турине ее продукция была отмечена медалью. Начиная с 30-х годов фабрика стала быстро развиваться, и если к 1929 году на ней работало около 700 рабочих и служащих, то к 1965 году количество рабочих перевалило за 50 тысяч. Выпускались уже не только пишущие машинки, но и самое различное конторское оборудование. В этой области фирма производила примерно одну треть всей мировой продукции. Это может показаться маловероятным, но решающую роль в этой стремительной экономической экспансии фирмы «Оливетти» сыграли ее дизайнеры. Хозяева фирмы раньше других конкурентов поняли и оценили роль дизайна. В 1927 году на фабрику были приглашены художники Джованни Пинтори и Александр Щавинский поэт Леонардо Синисгалли, который возглавил отдел рекламы и всевозможных публикаций. Так образовалась одна из первых дизайнерских групп в Европе. Перед ней была поставлена задача завоевания монопольного положения фирмы в области конторского оборудования. Когда в 1936 году отдел возглавил Марчелло Ниццоли, фирма приступила к подготовке нового наступления. Это наступление началось сразу после окончания мировой войны. В конце 1940-х годов выпускаются сенсационные по своим эстетическим качествам модели пишущих машинок «Лексикон-80» и «Леттера-22». Это был большой успех: возникает выражение «стиль Оливетти». «Стиль Оливетти» — это не приверженность к каким-либо определенным пластическим формам и приемам в оформлении, не формальное единство продукции, совсем нет. «Стиль Оливетти» — это стремление сделать любую продукцию обязательно красивой, фабричные здания строить красивыми, в самом современном стиле. Даже письма, деловая корреспонденция, исходящие от фирмы, должны быть изящно оформлены и написаны с хорошим литературным вкусом — все должно быть привлекательным, первосортным. Деятельность дизайнерских групп «Оливетти» нельзя оценивать только с точки зрения чисто коммерческого успеха. В фирме «Оливетти» сотрудничали многие выдающиеся прогрессивные представители искусства, архитектуры, литературы. В конечном счете деятельность этого отряда высокоодаренных людей явилась несомненно вкладом в общечеловеческую современную культуру. Фирма не только создает те или иные отдельные машины. Она производит полные комплекты оборудования для любых систем конторских операций во всем мире. Крупные комплексно оборудованные конторы не просто эффективны в практическом отношении, они еще и символ современного бизнеса, реклама его экономического преуспевания и мощи, а также объект восхищения для администрации, клиентов, посетителей и даже для кино- и телехроники. Это уже не просто контора, а зрелище, причем зрелище, по-своему изысканное. Так «стиль Оливетти» стал сам формировать эстетическое восприятие, вкус и потребности заказчика. «Оливетти» остается и поныне в авангарде мирового дизайна. Итальянский дизайн. В послевоенной Европе на первый план в области дизайна выдвигается Италия, она становиться дизайн нацией. Выдающиеся примеры синтеза искусств являли работы Карло Молино. Со своей экспрессивно волнообразной мебелью из гнутой фанеры он стал экстравагантным представителем органического стиля в Италии. Особенности Итальянского дизайна: 1. Предметы понимались как индивидуальные личности и могли символизировать определенный статус. 2. Понимание дизайна как области культуры. Идея фирменного стиля получила в Италии широкий размах. Образцовым примером была политика фирмы «Оливетти» 3. «Радость эксперимента» - связанная с появившимся в середине 60-х пластмассами, предлагавшими новые возможности формообразования.
Дизайн и поп-культура.
Поп-культура. Радикальный дизайн. Анти-дизайн. Оп-арт в дизайне. Футуристический дизайн. Предметная среда эпохи освоения космического пространства.
Поп-культура. Радикальный дизайн. Анти-дизайн. Оп-арт в дизайне. Футуристический дизайн. Предметная среда эпохи освоения космического пространства. 60-е.Освоение космоса. Мебель самой разной формы. Широко используется пластик различных цветов многослойный. Бытовая цветастость. Космические полеты – мода и часть формообразования. Доминирующие цвета белый и серебряный. Кресло – шар, шарообразные радио и телевидение. Стримлайн. Космические мотивы в одежде и мебели. Короткие стрижки. Ульмская школа. Стилевым принципом стал функционализм (хорошая форма). Модульное изготовление. Футуристический стиль в моде. Первая униформа. Много футуристичных предложений о городах парящих, подводных и передвигающихся. Геодезический купол Фуллера из просвечивающих пластмасс. Жилые ячейки с агрегатами для жилья. 70-е. Нежелание жить по послевоенным признакам. Конфликт «отцы и дети». Хиппи – идея свободы от всего. Ранняя эстетика хиппи – натуральность (не мыться, не расчесываться). Длинные волосы, рваные джинсы и длинные юбки. Этнические мотивы. Характеристика: поп-арт, культивирование мусора, одноразовая мода (одел – выбросил). Платья из бумаги, мебель из гофрокартона. Комиксы, пластиковая мебель. Поп-арт – анти-искусство, радикальный дизайн. Низменное искусство. Вдохновлялись обыденными вещами: банки, электроника, страницы журналов, банковские билеты, фотки. Чудовищные размеры, гигантизм. Энди Уорхол (Мерлин, банки), Лихтенштейн, Джонс. Сексуальная свобода. Создание инсталляций и трехмерных конструкций. Сборно-разборные вещи, чтоб человек мог фантазировать и создавать индивидуальные вещи. Оп-арт (Вазарелли). Анти-дизайн. Студия Алхимия. Соединение популярной культуры и радикального китча. Коллекции «баухауз1» и «баухауз2». В конце 50-х в обстановке процветающего «американского общества потребления» возникло новое течение в искусстве - поп-арт. Сторонники поп-арта стремились создать антиискусство, выведя на сцену цивилизацию потребления, возвышая ее самые обыденные, ординарные предметы, которые фабрикуются миллионы. Они черпали вдохновение из так называемого «низменного искусства». Тщательно изучая рекламу, мир средств массовой информации, они вдохновлялись комиксами, представляя в своих работах машины, электронику, консервные банки, страницы журналов, фотографии, банковские бланки. Самыми известными представителями поп-арта были Роберт Рашенберг, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс и Джеймс Розенквист, Энди Уорхол. Дизайнеры стиля «поп» искали менее серьёзный смысл в своих произведениях. Это стиль для молодых. Идея производства добротных и долговечных товаров уходит на второй план, уступая место лозунгу «сегодня использовал – завтра выбросил». Особой популярностью пользовался пластик. В связи с тем, что поп-дизайн ориентировался, главным образом, на молодежный рынок, товары были дешевыми и, как следствие, часто посредственного качества. Оп-арт. Новым в подходе оп-арта было то, что это искусство являлось строго беспредметным. Оно развилось частично из геометрической абстракции. Значительное место в оп – арте занимают конструкции, воздействие которых зависит от света и движения и не может быть достаточно передано в альбомной репродукции. Направление оп-арт, названное из-за увлечения его сторонников оптическими эффектами, с учётом физико-психологических особенностей зрительного восприятия. Художники этого направления были заняты в основном созданием оптических иллюзий. Главным теоретик оп-арта – Виктор Вазарели. Большая часть его работ выполнена в чёрно-белой гамме. Он разрабатывал концепции кинетизма и двухмерности картинной плоскости. Применив аксонометрическую проекцию, он имитировал движение самого зрителя и тем самым достигал особой динамики. Поп-дизайн вместе с другими течениями антидизайнерской направленности противостоял «современному движению», заявлявшему «меньше – значит лучше», и привел к радикальному дизайну 70-х. «Радикальный дизайн» возник в конце 60-х как своеобразная реакция протеста на господствующий в это время «хороший дизайн». Возникший одновременно и близкий ему по понятию «Антидизайн» отличался несколько большей экспериментальной направленностью и политизацией. Он старался изменить общественное восприятие модернизма посредством утопических предложений и проектов. Историю возникновения и развития движения «антидизайн» обычно тесным образом связывают итальянским дизайном. Здесь в конце 60-х гг. новое поколение архитекторов и дизайнеров было недовольно уровнем образования и условиям работы, а так же ориентированным на потребителя промышленных изделий. Желание проектировать элегантные изделия больше не было, старались думать концептуальнее и глобальнее, по новому смотреть на процесс предметного формообразования. Основными центрами «Радикального дизайна» в Италии были Милан, Флоренция, Турин, где объединенные в группы дизайнеры занимались развитием кардинально нового направления в поисках «человеческого я». Конкретные объекты создавались все реже, а если и создавались, то с политическим, ироничным, провокационным смысловым содержанием, так как философия «радикального дизайна» была полностью антикоммерческой. Формы заимствовались из поп-арта и дизайн утопии.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 4159; Нарушение авторского права страницы