Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Эмпатия как психологический феномен
Сочувствие, сопереживание, альтруистические мотивы всегда были предметом морально-этических рассуждений и психологических исследований. Данная проблема стала исследоваться с XVII века, когда начался расцвет философской мысли (Апресян Р.Г., 2001). В основном, изучением такого рода проблем тогда занимались отдельные отрасли философии - этика и эстетика, и впервые понятие «эмпатия» было введено Э. Титченером (1909), который обобщил в термине философские теории того времени. Автор перевел немецкое слово «einfuhlung» – «вчувствоваться в...», которым в эстетике описывался процесс понимания произведений искусства, объектов природы, склонность наблюдателя к отождествлению себя с наблюдаемым предметом, являющимся причиной переживания прекрасного (Этчегоен Г.Э., 2003). Вопрос об эмпатии как способности человека к сопереживанию, сочувствию, умении поставить себя на место другого широко исследовался зарубежными и отечественными психологами: З. Фрейд, Т. Липпс, К. Роджерс, Р. Барон; И.М. Юсупов, В.В. Лабунская, Т.П. Гаврилова, Ю.А. Менджерицкаяи другие. Многими отечественными и зарубежными психологами эмпатия характеризуется как, безусловно, положительное отношение к другому (Карягина Т.Д., 2009). На фоне большой теоретической и практической значимости особенно проблемным выглядит высокий уровень многозначности, неопределенности понятия «эмпатия», ее видов, механизмов и т.д., как отмечает Т.Д. Карягина (2013). В последние годы и в зарубежной, и в отечественной психологии наблюдается рост интереса к проблеме эмпатии. В нашей стране, по мнению автора, рост числа исследований эмпатии в основном количественный, вызванный, вероятно, оживлением научных процессов в целом после кризиса 90-х годов (Карягина Т.Д., 2009). В современных психологических словарях и справочниках представлены разные определения эмпатии. В кратком психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского (1985) дается следующее толкование термину «эмпатия»: от греч. empatheia - сопереживание - постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека (А.В. Петровский, 1985). В психологическом словаре под редакцией И.М. Кондакова (2000) отмечается, что эмпатия – это способность человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Индивид начинает, вопреки сознательному контролю, разделять настроения другого человека (Кондаков И.М., 2000). В.Г. Мещеряков (2004) в большом психологическом словаре указывает, что эмпатия – это способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию. Эмпатия также включает в себя способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д.. Также под эмпатией подразумевается способность очень точно чувствовать и ощущать эмоциональное состояние человека, не видя его (Мещеряков Б., 2004). Первая концепция эмпатии была сформулирована немецким психологом Теодором Липпсом (1885). Автор рассматривал эмпатию в качестве особого психического акта, при котором человек, воспринимая предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания (Степанов С.С., 2005). В этот же период понятие эмпатии выступило также одним из важнейших в «понимающей психологии» Вильгельма Дильтея (1894). Способность к эмпатии Дильтей рассматривал как условие понимания культурно-исторической, человеческой реальности и отмечал, что различные феномены культуры возникают из «живого целого человеческой души» (Степанов С.С., 2005). Стоит отметить, что некоторыми авторами во главу угла ставится понимание эмпатии как важной составляющей процесса психотерапии: так, эмпатия психоаналитика по отношению к пациенту дает возможность терапевту возможность глубже понять внутренний мир, но при этом остаться на некоторой дистанции и выработать адекватную стратегию воздействия. Одно из самых ранних определений эмпатии содержится в работе З. Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905): «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным» (Freud S., 1960). Эмпатия понимается здесь как, во-первых, способствующая развитию доверительных отношений с пациентом особая гибкость и чувствительность, «такт» психоаналитика, во-вторых, как особое реагирование на чувства и переживания пациента и особое понимание (Карягина Т.Д., 2009). Также в некоторых работах З. Фрейда употребляется термин «вчувствование» и сходное с эмпатией понятие «идентификация». Обладать эмпатией, по мнению Фрейда, означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это значит: ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и относиться, как он, к причинам их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что «как если бы». Если последнее условие «если бы» утрачивается, то данное состояние становится состоянием идентификации (Мегедь В.В., 2000). Таким образом, категории эмпатии отведено важное место в понятийном аппарате психоанализа. Также эмпатия – это центральная категория целого ряда других направлений консультирования и психотерапии: например, на ней базируется личностно-центрированный подход К. Роджерса. В концепции автора понятию «эмпатия» принадлежит ключевая роль, и в целом, оно означает особое понимание другого. Эмпатия способствует установлению контакта клиента с терапевтом и формированию доверия в терапевтических отношениях. Также автор отмечает, что эмпатия способствует развитию самопринятия клиента, преодолению чувства неполноценности, отчужденности, повышению уверенности в себе, своих силах. Наконец, эмпатия способствует процессам обработки информации клиентом, фасилитации и поиску решения своих переживаний (Роджерс К., 1994). Важное место, по мнению Роджерса, эмпатия занимает не только в процессе психотерапии, но и как основное условия личностного роста и развития человека. Автор указывает на процессуальную сторону эмпатии: это вхождение во внутренний мир другого человека, продвижение в нем, чувствительность к постоянно изменяющимся смыслам (Роджерс К., 2007). Так как в этой теории акцент делается именно на том, что эмпатия – не свойство личности, а процесс, стоит указать, что на него можно воздействовать, по мнению Роджерса и других ученых. Также стоит отметить, что способность к эмпатии считается важнейшим профессионально значимым качеством психолога и проблема развития эмпатии ставится как одна из основных в процессе организации обучения и супервизии профессионалов-практиков (Карягина Т.Д., 2006). Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех остальных специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми: чиновники, руководители, продавцы, менеджеры по персоналу, педагоги, работники сферы обслуживания и т.д. И.М. Юсупов (1995) отмечает, что феномен эмпатии занимает одно из главных мест в понимании человеком объектов социальной природы, в приобретении личностью коммуникативной компетентности, при оказании психотерапевтической и медицинской помощи, в эффективном взаимодействии обучающего и обучаемого (Юсупов И.М., 1995). Так, большое внимание за рубежом и все больше в отечественной психологии уделяется изучению эмпатии в деятельности психологов, врачей различного профиля, дефектологов, воспитателей, учителей и т.д. (О.К. Агавелян, 1995; Ю.Б. Гиппенрейтер и др., 1993; K.Rogers, 1983). По мнению В.В. Лабунской, ведущим подходом к пониманию психологической природы эмпатии выступает в современной психологии интегративный подход, отражающий многогранность данного феномена и подчеркивающий наличие в нем эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов (Лабунская В. А., 2001). Анализируя современные точки зрения на проблему эмпатии, стоит указать емкое определение, которое дал этому феномену Дж. Иган, подчеркнувший важность когнитивного начала и взаимной связи в сопереживании: «Эмпатия — это способность понимать и проникать в мир другого человека, а также передать ему это понимание» (Гаврилова Т. П., 1981). А.К. Бохард, проведя сравнение представлений об эмпатии, разработанных в рамках ряда психотерапевтических школ, пришел к выводу, что термином «эмпатия» обозначается группа родственных понятий, в ряду которых большое внимание уделяется отношениям к другому (объекту эмпатии). Эмпатия в таком случае понимается как совокупность отношений признания, помощи, теплоты, понимания, близости, безусловной позитивности в адрес партнера по общению (Бохард А. К., 1993). Таким образом, теоретический анализ данных зарубежной науки отражает основные точки зрения зарубежных авторов на проблему эмпатии, их разносторонние подходы и зачастую неоднозначные и противоречивые толкования. В отечественной психологии понятие эмпатии появилось довольно поздно благодаря работам Т.П. Гавриловой (Т.П. Гаврилова, 1974, 1975, 1977, 1979). Понятие эмпатии анализировалось с учетом историко-психологических аспектов, а не только с содержательной стороны (Карягина Т.Д., 2009). Эмпатия в форме сочувствия приводит к актуализации отношений теплоты, доверия, заботы, открытости, поддержки в адрес объекта эмпатии (Гаврилова Т.П., 1979). Следовательно, эмпатия, как, безусловно, положительное отношение к другому, исключающее насилие и содержащее любовь, доверие, уважение к другому, может выступать существенным фактором, способствующим проявлению и развитию нравственных характеристик личности. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, являются ли эмпатичекие реакции врожденными или они приобретаются в ходе развития, но их раннее появление в онтогенезе не подлежит сомнению (Карягина Т. Д., 2009). Т.П. Гаврилова, Ю.А. Менджерицкая (1998) выделяют следующие механизмы эмпатии по мере их появления в онтогенезе: эмоциональное подражание и заражение, идентификация, понимание и рефлексия. Эмоциональное подражание и заражение призваны установить контакт с окружающими, служат предпосылкой для эмоционального обмена, для формирования поведенческого репертуара и для восприятия и умения отражать экспрессивный рисунок поведения другого. Идентификация позволяет установить эмоциональную связь между субъектом и воспринимаемым объектом и, как следствие, принять ценности, нормы другого как свои. Понимание и рефлексия позволяют прогнозировать проявления и изменения внешних и внутренних характеристик объектов, обращаться к собственному эмоциональному опыту, то есть в большей степени направлены на развитие когнитивной составляющей процесса эмпатического взаимодействия (Тютяева О.В., 2002). В.В. Лабунская (2001) отмечает, что представления об эмпатии развивались в направлении от аффективно-когнитивного подхода к интегративному, о котором мы упомянули выше. Этот подход стремится рассматривать эмпатию как сложный феномен: в современной психологии эмпатия — это явление, включающее в себя физиологический, кинестетический, аффективный и мотивационный компоненты. Функционирование эмпатии определяется ценностями и мотивационными установками личности (Лабунская В. А., 2001). Пример такого интегративного подхода, в которой широкий спектр эмпатических явлений организуется как целостный феномен за счет выделения определенных факторов, в отечественной психологии - модель И.М. Юсупова (1995). Выделяются четыре основных процесса эмпатии, которые протекают в различных формах и выполняют определенную функцию: 1. аттракция + синтония + сопереживание – область аффективного (реактивного) регулирования; 2. интроекция + социальная сензитивность + сочувствие – область подсознательного отражения; 3. проекция + атрибуция + интуиция – область опережающего отражения; 4. интеракция + рефлексия + содействие – область произвольного регулирования. Также автор отмечает, что эмпатия как системообразующий фактор лежит в основе педагогической направленности личности и несет ведущую функцию в успехе межличностного взаимодействия (Юсупов И.М., 1995). Эмпатия рассматривается как эмоциональная особенность человека, которая играет большую роль в отношениях между людьми, в восприятии ими друг друга, установлении взаимопонимания между ними также и в исследованиях Е.П. Ильина (Ильин Е.П., 2013). Как мы указали ранее, эмпатия в большинстве теорий представляет собой положительное отношение к другому. С таким определением эмпатии соглашается В. В. Знаков: автор считает, что эмпатия раскрывается через положительное отношение к другому, предполагающее признание целостности его личности. Вместе с тем В.В. Знаков подчеркивает, что эмпатическое отношение может включать негативную или нейтральную реакцию субъекта на то, что его партнер по общению переживает и чувствует в данный момент (Знаков В.В., 1994). Наибольшее внимание уделялось исследованиям эмпатии в отечественной социальной психологии как феномену социальной перцепции и межличностного взаимодействия (Г.М. Андреева, 1988, 2007; А.А.Бодалев, 1983; В.А. Лабунская, 1986; Ю.А. Менджерицкая, 1998). В настоящее время, как показывает анализ тематики защищенных диссертаций, эмпатия изучается практически исключительно как профессионально значимое качество педагогов, медиков, социальных работников, о чем было отмечено ранее (Карягина Т.Д., 2006). В контексте нашего исследования важным является гендерный аспект проявления эмпатии. Данные проведенных исследований противоречивы и непоследовательны. Например, Р. Барон, С. Стайн и Г. Бук (1996) экспериментально установили, что у мужчин сильнее развито чувство самоуважения, а у женщин – эмпатии и социальной ответственности, а данные других исследователей не выявили подобных различий. Многие специалисты считают эмпатию врожденным свойством, которое генетически детерминировано и, по их мнению, эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий. Однако установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта (А.В. Петровский, 1985). Эмпатия зависит от доступности и богатства жизненного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая собеседника, на одну эмоциональную волну с ним. И.М. Юсупов указывает, что эмпатийный потенциал личности имеет тенденцию к спонтанному затуханию с возрастом (Юсупов И.М., 1995). Различные тренинговые методы помогают повысить эмпатические способности (при условии их врожденного наличия), развивают умение более эффективно применять эмпатию в личном и профессиональном общении. Таким образом, теоретический анализ феномена эмпатии показывает, что ее сущность составляет понимание внутреннего мира другого человека, эмоциональное приобщение к его жизни, сопереживание, сочувствие. Основана эмпатия на положительном отношении к другому, что накладывает отпечаток на установление контакта и межличностные отношения людей, в целом, а также способствует проявлению и развитию нравственных характеристик. Многие исследователи считают, что эмпатия сильнее выражена у женщин, чем у мужчин, а также указывают на то, что выраженность эмпатии возрастает с ростом жизненного опыта, а в старости ее потенциал угасает.
Виды и функции эмпатии Большое количество существующих подходов к толкованию эмпатии также порождает множество ее классификаций. Рассмотрим виды эмпатии, которые выделяются авторами в психологии. Так, в словаре практической психологии под редакцией С.Ю. Головина указано, что различаются: 1) эмпатия эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого; 2) эмпатия когнитивная - базируемая на процессах интеллектуальных (сравнение, аналогия и пр.); 3) эмпатия предикативная - проявляемая как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях (Головин С. Ю., 1998). Похожая классификация встречается и у В.В. Бойко. По критерию ведущего компонента эмпатии автор выделяет следующие виды эмпатии: 1) рациональная эмпатия, которая осуществляется посредством сопричастности, внимания к другому, интенсивной аналитической переработки информации о нем; 2) эмоциональная эмпатия, реализуемая посредством эмоционального опыта (переживаний, чувств); 3) интуитивность, позволяющая обрабатывать информацию о партнере на бессознательном уровне (Бойко В.В., 1996). А.П. Сопиков выделяет в своей классификации: 1) эмоциональую эмпатию, если доминирует эмоциональность в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии; 2) познавательную, если доминирует информативность; 3) поведенческую, если доминирует волевой аспект, что выражается в понуждении объекта эмпатии к чему-либо и ожидании от него ответной эмпатии (Сопиков А. П., 1977). За рубежом Д. А. Хьюстон выделяет два вида эмпатии: 1) эмоциональнуюс преобладанием эмоционального реагирования на переживания другого; 2) когнитивно-аффективную с преобладанием в эмоциональном ответе на переживания другого понимания его внутренних состояний. Д.А. Хьюстон также делит эмпатию на личностную и ситуационную. Личностная эмпатия характеризуется установкой реагировать эмпатически на всех. Ситуационная эмпатия возникает в конкретных ситуациях и зависит от степени подобия эмоционального опыта субъекта и объекта эмпатии (Лабунская В.А., 2001). М.А. Пономарева предлагает рассматривать кратковременную и долговременную эмпатию. Кратковременная рассчитана на ограниченный контакт с другими людьми в общении, в процессе которого человек встает на позицию другого. Долговременная эмпатия протекает в течение длительного времени и требует более тесного общения с другим человеком. Возможно также дифференцировка на адекватную и неадекватную эмпатию. Последняя проявляется как радость при неблагополучии другого, а эмоциональный отклик на эмоциональное состояние другого идет с противоположным знаком. Отечественный исследователь Т.П. Гаврилова выделяет два вида эмпатии: сочувствие и сопереживание. Сопереживание – это переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой, через отождествление с ним, а сочувствие – переживание субъектом по поводу чувств другого, иных, отличных чувств. В качестве примера сопереживания может служить переживание учеником волнения отвечающего на экзамене товарища во время ожидания своей очереди. Ребенок может сочувствовать старому человеку, испытывать к нему чувство жалости, хотя его переживания непосредственно не являются для него близкими. При сочувствии субъект переживает без соотнесения с собой, в то время как при сопереживании субъект переживает чувства другого как бы за себя, поскольку они имели место в прошлом опыте субъекта, или если они связаны с предвосхищением им подобной возможности для себя, особенно в ближайшем будущем (Гаврилова Т.П., 1975). Также Т.П. Гаврилова выделяет просоциальную и эгоцентрическую эмпатию, которые сменяют друг друга в процессе онтогенеза. Первым в процессе развития появляется способность индивида воспринимать другого и его переживания как обособленные от собственных. Далее формируется способность индивида встать на позицию другого и воспринимать переживания других людей с их точки зрения. Такой вид эмпатии обозначается как просоциальная эмпатия. Следующей в линии развития эмпатии возникает эгоцентрическая эмпатия, в которой реализуется осознание ребенком своего «Я» и выделение чувств постороннего (Гаврилова Т.П., 1981). Т.П. Гаврилова подчеркивает, что наряду с личностными формами эмпатии, зрелыми и устойчивыми, возможно существование элементарных форм эмпатии, проявление которых обеспечивается рефлекторными процессами в жизнедеятельности индивида. Также выделяется эмпатия, направленная на себя, или направленная на другого человека. Направленная на себя эмпатия возникает в ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера вызывает напряжение, фрустрацию, эмоциональную уязвимость. При этом индивид испытывает сходные с объектом эмпатии переживания, но они обращены на себя, что выражается в их содержании: индивид переживает или то, что могло бы случиться с ним в будущем, или то, что произошло с ним в прошлом. Переживания, направленные на себя, способствуют снижению личностного дистресса и восстанавливают психологическое благополучие индивида. Эмпатия, направленная на другого, обозначается как сострадание, сочувствие или эмпатическая забота. В сочувствии отражается переживание индивидом неблагополучия другого как такового, безотносительно к собственному благополучию. Оно возникает в ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера вызывает потребность помочь ему. В контексте нашего исследования заслуживают внимания и функции эмпатии, поскольку она выступает неотъемлемой частью общения. Существует достаточное количество исследований, в которых описываются различные функции эмпатии. Например, в работе В.В. Лабунской существует деление функций на 3 категории: эмоциональные, когнитивные, поведенческие. Так, в ряд эмоциональных функций эмпатии входят: развитие социальных эмоций, удовлетворение эмоциональных потребностей, отождествление себя с объектом эмпатии и др. К когнитивным функциям относятся: развитие способности принять точку зрения другого, порождение суждений в отношении другого, построение предположений о направлении изменений в поведении другого, оценка перспективы дальнейших взаимоотношений и др. Поведенческие функции эмпатии – это: сопровождение помогающего поведения, выбор адекватных поведенческих актов, способных вызвать партнера по общению на взаимную эмпатию, регуляция средств обращения и пр. Согласно модели В.В. Бойко, где эмпатия существует в формах сочувствия и сопереживания, функции этих двух видов разграничиваются. Эмпатия в форме сопереживания выполняет следующие функции в общении: 1) усиливает степень идентификации с другим; 2) снимает напряжение, чувство дискомфорта, вызываемые переживаниями другого; 3) способствует удовлетворению потребности в собственном благополучии; 4) развивает эгоистические способы поведения и стратегии взаимодействия «за себя». Эмпатия в форме сочувствия: 1) увеличивает степень понимания эмоциональных состояний другого; 2) актуализирует переживания неблагополучия другого безотносительно к собственному дискомфорту; 3) способствует удовлетворению потребности в благополучии другого; 4) обусловливает выбор альтруистических способов поведения и стратегий взаимодействия под девизом «за другого» (Лабунская В.А., 2001). Многими авторами (Т.П. Гаврилова, А.Г. Ковалев и др.) указывается, что эмпатия способствует более эффективному познанию людьми друг друга и, в частности, их эмоциональных состояний и переживаний. Эмпатия уменьшает эффект искажения восприятия другого и сопровождает формирование более точного первого впечатления. Функция эмпатии в контексте коммуникативной стороны общения заключается в предоставлении особого, основанного на вчувствовании, способа получения, обработки и проверки достоверности информации. В интерактивной стороне общения эмпатия выступает как регулятор взаимодействия посредством оценки и прогноза наиболее адекватных способов поведения в соответствии с эмоциональным состоянием участников. Все это происходит в сторону наиболее комфортных и наименее дистрессирующих способов поведения (Лабунская В.А., 2001). Нельзя не отметить психотерапевтическую функцию эмпатии. В психотерапевтическом сеансе терапевт наделяется статусом субъекта эмпатии, а клиент — объекта эмпатии. Так, в работе А. К. Бохарта подчеркивается, что использование эмпатии обеспечивает терапевту «вход» в динамику бессознательного клиента. К. Роджерс видит роль эмпатии в том, что она делает психотерапевта чувствительным к переменам, происходящим в другом человеке, а клиент получает необходимую поддержку и ресурсы для преодоления проблемы, о чем мы говорили в предыдущем параграфе (Бохарт А.К., 1993). Наиболее обобщенная классификация функций эмпатии создана М. В. Редмонд. В исследовании автора указывается, что эмпатия помогает субъекту эмпатии: 1) более успешно делать выводы об особенностях других людей; 2) концентрироваться на другом раньше, чем поступит объективная информация о его эмоциональном состоянии; 3) более продуктивно использовать воображение для предсказания изменения ситуации и поведения в них других; 4) полнее и точнее строить картину мира другого человека. Кроме того, объект эмпатии получает возможность для самораскрытия, обнаруживает себя в атмосфере поддерживающего общения, находит подтверждение своего «Я», своей ценности и значимости, утверждается в правильности самоощущений и самооценок (Карягина Т.Д., 2006). Таким образом, в науке существует большое количество разносторонних классификаций видов эмпатии, в которых выделены рациональная и эмоциональная эмпатию, личностная и ситуационная, кратковременная и долговременная, адекватная и неадекватная эмпатия и др. Исследователями также выделены и различные функции эмпатии. В целом, отмечается, что эмпатия влияет на процесс межличностного общения, помогает людям установить контакт, делать выводы и прогнозы о поведении другого человека и строить на этой основе свое поведение. Немаловажна и психотерапевтическая функция эмпатии, которая заключается в принятии клиента и его поддержке, отдаче ресурсов, необходимых для разрешения проблемы.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 28192; Нарушение авторского права страницы