Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные принципы античной культуры



Культура Древней Греции имеет для нас, далёких её наследников, отнюдь не только исторический интерес. Многие её принципы, несмотря на долгие века забвения (в эпоху средневековья) оказались нетленными и органично вошли в фундамент позднейшей европейской ¾ в том числе и российской ¾ культуры. В этой связи представляется важным суммировать эти принципы в виде некоторых основных тезисов.

I. Антропоцентризм. «Человек есть мера всех вещей» ¾ это изречение Протагора содержит смысл больший, чем вкладывал в него автор, философ-софист, стремящийся доказать, что «истинность» человеческих суждений измеряется лишь пристрастиями самого человека. Культура Древней Греции исходит из ценностей, диктуемых назначением человека в мире: в центре древнегреческого космоса стоит не бог, а человек. Олимпийские боги не создали Вселенную и не могли распоряжаться человеком как своей собственностью (что, например, имело место в Месопотамии).

В своих мистериях и мифах греки помещали человека гораздо ближе к богам, чем это было в восточных религиях. Культ героев более чем красноречиво говорит об этом. Женщины, согласно греческим мифам, могли иметь любовников-богов, рожали им детей, а грешником называли мужчину, пытавшегося овладеть богиней. Некоторые герои даже отваживались сражаться с богами: царь Диомед, к примеру, не только сразился, но и ранил копьём в бедро самого бога войны Ареса… Скульптуры греческих атлетов, ничем, в принципе, не отличавшиеся от скульптур богов, явно или неявно воплощают дерзкую идею: не столько боги антропоморфны, сколько человек богоподобен!

Ничего нет удивительного, что именно эта культура породила идею богоборчества, воплощённую фигурой Прометея. Титан Прометей, благодетель человечества, научивший людей земледелию и ремёслам, подарил им огонь вопреки воле Зевса, похитив его из кузницы Гефеста, за что был жестоко наказан. Гордость не позволяла ему смириться с волей Громовержца, и многие столетия он провёл в преисподней, прикованный к скале.

Богоборческое начало пустило глубокие корни в европейской культуре, дав новые всходы в эпоху Возрождения. В Новом времени оно приняло формы материализма и атеизма, вплоть до уничтожения священников и храмов во Франции после революции 1789 г., и в России ¾ после октября 1917. Далеко не случайно «Прометеями» публицисты стали называть известных в Европе революционеров (например, К. Маркса).

Таков был исторический путь одной из самых мощных культурных традиций, возникших в эпоху античности. Антропоцентризм, возродившийся в трудах гуманистов Возрождения, принял в конце концов новые формы, характерные для современной западной цивилизации, породив идею защиты прав личности и право каждого человека на духовно обособленное от всего остального мира существование (индивидуализм).

II. Рационализм. Господство разумного начала характерно для сознания абсолютного большинства древних греков. Мы уже говорили о новом способе мышления, отличавшем древнегреческих философов и учёных: она стремится быть логичной, а не метафорически-образной.

Рационализм, вероятно, был порождением полисного строя мышления. Равноправие свободных граждан перед законом и участие каждого в выполнении общественных функций способствовали развитию чувства гражданской ответственности и критичности мышления. Выступал ли грек в суде, на народном собрании, в Совете пятисот или в простейшем бытовом споре, ¾ он стремился прежде всего логично и последовательно обосновать своё мнение. Тем более необходимость в стройном спекулятивном мышлении возрастала, когда речь шла о науке или философии. Греческие учёные не ограничивались простыми наблюдениями, ¾ они начали создавать модели космоса, предвосхитив тем самым важнейшую черту всего позднейшего естествознания ¾ моделирование механизма природных явлений.

Античная философия с первых шагов прибегает именно к рациональным методам познания. Гераклиту приписывают изречение: «Мудрость в одном ¾ познавать мысль, которой управляются все вещи без исключения». Но если мысль действительно правит всеми вещами, значит, Вселенная есть интеллигибельное Целое!

Ещё яснее эту идею выразил Парменид: «Одно и то же ¾ мысль и то, на что мысль устремляется».

ВСЁ СОТВОРЕНО МЫСЛЬЮ, ¾ значит, мысль (а не миф! ) способна познать самые сокровенные тайны Вселенной. В это верили античные мыслители, и с беспримерной отвагой путешественника, устремляющегося в путь по беспредельному океану, дерзали исследовать эти тайны, не испытывая суеверного ужаса ни перед какими сакральными авторитетами.

Рационализм с этих пор становится важнейшей характеристикой Западной культуры, он оказал влияние практически на все стороны жизни европейцев, и в особенности, способствовал небывалым достижениям в области науки и техническому могуществу Западной цивилизации.

III. Состязательность. При детальном знакомстве с древнегреческой культурой это её свойство сразу бросается в глаза. Складывается впечатление, что состязаться друг с другом было страстью абсолютного большинства свободных граждан греческих полисов. Состязались в своём искусстве поэты, музыканты, живописцы, танцоры и драматурги; состязались ораторы на агоре и в суде; состязались спортсмены на многочисленных спортивных аренах, философы в публичных диспутах… Даже боги ¾ и те не были чужды всеобщей страсти: Аполлон состязался в игре на цитре то с Марсием, то с Паном; Афродита, Гера и Афина состязались перед Парисом на звание «прекраснейшей» среди богинь и т.д.

Откуда этот обычай?

Здесь можно увидеть глубокие корни, которые следует искать опять-таки, в духовных основах полисной жизни. В состязательности ¾ сама суть свободного самосознания греков. В чём могли бы состязаться люди в обществе, построенном на принципах поголовного рабства? Разве что в лести господину. У раба нет ни повода, ни потребности испытать свои творческие возможности в соревновании с другими. Раб не реализует себя ¾ он лишь выполняет приказы. Состязательность совместима лишь с таким строем жизни, когда свободный гражданин государства ни в чём не уступает в правах другому свободному гражданину.

Именно на этом принципе было впоследствии основано «общество равных возможностей»; в наши дни он декларируется на Западе как один из важнейших в современной демократии. Независимый суд, где свободно состязаются обвинение и защита, независимые выборы, где соревнуются в открытых дискуссиях кандидаты, коммерческая конкуренция как форма соревнования, «рейтинги» театральных постановок и телевизионных передач ¾ всё это неотъемлемые атрибуты культуры, впитавшей в себя полисные традиции античности.

IV. Гражданская этика. Греческие городские общины неустанно заботились о воспитании подрастающего поколения. Этим, главным образом, объясняется широкая доступность школ (практически ¾ система всеобщего образования для мужчин) и такое понятие как пайдейя ¾ гармоничное телесное и духовное формирование человека.

Никакая демократия не могла бы существовать без общества граждан, специально обученных и подготовленных к добровольному выполнению своих общественных обязанностей. Кроме того, общечеловеческие ценности, к которым апеллирует демократия, должны быть неотъемлемой частью духовного мира этих людей. Жить в условиях демократии, пользоваться её благами и защищать её может только человек, наученный её правилам и воспитанный в её духе. В античной Греции этими правилами были: сдержанность, умение владеть собой, уважение к старшим, полисный патриотизм, безусловная храбрость в бою. Широкая (для своего времени) образованность также входила в круг необходимых свойств личности свободного человека: в обществе, где господствовала атмосфера публичных споров, невежды должны были чувствовать себя людьми второго сорта.

Для гражданина полиса ключевым был термин «калокагатия», (калос ¾ прекрасный, агатос ¾ добрый) объединяющий в себе телесное и духовно-нравственное совершенство. Калокагатия подразумевала, что наряду с красотой и силой человек наделён качествами справедливости, целомудрия, мужества и разумности.

V. Культ телесной красоты. Телесное совершенство было основной эстетической мерой для древних греков. Для них мир был наполнен видимыми, осязаемыми формами, и в этом была его красота. Каждое число подразумевало какую-нибудь телесную данность (кстати, именно поэтому в древнегреческой математике не было понятия об отрицательных числах).

Эти люди воспринимали мир через тактильные ощущения, форму, цвет, запахи… Даже космос мыслился древнегреческими философами как некое сферическое тело, ¾ наиболее экономная и совершенная форма.

Всё прекрасное должно быть пластичным! Вот почему греки не только не стеснялись нагого тела, но всячески подчёркивали его красоту: на фресках, вазописных рисунках и особенно в скульптурных изображениях. На спортивных играх, в гимнасиях и палестрах спортсмены выступали обнажёнными. Величие олимпийских божеств также измерялось телесной красотой, и для этого критерия, конечно, нельзя было найти ничего более совершенного, чем молодое, цветущее и здоровое человеческое тело. Прекрасная нагота была признаком божественности. Атлетические состязания преследовали целью не только воспитание физической силы и ловкости, ¾ но прежде всего именно достижения человеком внешнего пластического совершенства.

Бесчисленные поколения европейских художников учились рисунку и пластике на сохранившихся образцах античных скульптур и рельефов. Эти образцы остаются непревзойдёнными вплоть до сегодняшнего дня.

VI. Принцип равновесия. Согласно преданию, на фронтоне храма в Дельфах красовалась надпись: «Ничего сверх меры». Эта ёмкая формула выражает одну из самых существенных примет античной культуры ¾ склонность к равновесию, соответствию частей, сбалансированности и гармонии. Любая античная статуя, любой храм, любой рисунок на вазе отмечены этим изяществом эстетической меры. Гармоническое сочетание частей целого было непременным требованием для любого произведения искусства.

Не случайно на лицах греческих статуй, вплоть до эпохи эллинизма, мы не найдём ни следа эмоций: сдержанность была в обиходе у древних греков. Чувство меры было чертой их ментальности.

Древние греки остаются вечными нашими учителями и в этом отношении. Сегодня, конечно, «инстинкт гармонии» в значительной степени утрачен европейцами. Но мы всё-таки регулярно возвращаемся к его лучшим образцам, оставленным для нас античностью, ¾ не только ради поддержания исторической памяти, но просто и для сохранения душевного здоровья.

 

Контрольные вопросы.

1. Какие этапы прошла древнегреческая культура? Дайте характеристику каждого из них.

2. Что такое полис?

3. В чём суть реформ Солона и Клисфена?

4. Какие особенности отличали социально-политическую структуру Спарты?

5. Что представлял собой культ олимпийских божеств?

6. Какова, в общих чертах, была эволюция древнегреческой скульптуры?

7. Каковы особенности древнегреческого театра?

8. Что вы можете сказать об основных принципах античной культуры?

===========================================================

Т Е С Т Ы

 

1. Архонт:

а) судья;

б) спартанский царь;

в) жрец храма Зевса;

г) начальствующее лицо в Афинах.

2. Первое, в порядке происхождения, древнегреческое божество:

а) Харон;

б) Дионис;

в) Деметра;

г) Гея.

3. Слово «остракизм» означает:

а) искусство гадания;

б) искусство изготовления глиняной посуды;

в) раздел астрологии;

г) политическое изгнание.

4. Полис:

а) страховой документ;

б) город-государство в Древней Греции;

в) система письма на Крите;

г) свод законов.

5. Согласно Гомеру, с троянцами воевали:

а) ахейцы;

б) македоняне;

в) ионийцы;

г) дорийцы.

6. При Марафоне греки воевали с:

а) персами;

б) македонянами;

в) египтянами;

г) киммерийцами.

7. Развитие древнегреческого театра связано с культом:

а) Диониса,

б) Афины;

в) Зевса;

г) Деметры.

8. Кто такая пифия?

а) гетера;

б) замужняя женщина;

в) участница религиозной процессии;

г) прорицательница храма Аполлона в Дельфах.

9. Элевсинские мистерии проводились в честь:

а) олимпийских богов;

б) Озириса и Изиды;

в) Деметры и Персефоны;

г) Аполлона.

10. Парфенон ― это:

а) бог моря;

б) храм, посвящённый Афине;

в) древнегреческий философ;

г) древнеегипетский жрец.

11. Место, откуда Прометей украл огонь:

а) дно Эгейского моря;

б) кузница бога Гефеста;

в) жёрло вулкана;

г) обитель бога солнца Гелиоса.

12. Супругу Зевса звали:

а) Ксантиппа;

б) Прозерпина;

в) Геката;

г) Гера.

 

 

Тема 6. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО РИМА

Природные условия.

Колыбелью древнеримской цивилизации был Апенинский полуостров. Мягкий солнечный климат и обилие плодородных почв способствовали тому, что множество племён, издревле его населявших, занимались земледелием и оседлым скотоводством. Полуостров не слишком богат полезными ископаемыми; железо и бронза здесь стали известны позже, чем в Греции. Относительная удалённость от торговых путей с Востоком и малое количество бухт, удобных для стоянки кораблей, ¾ всё это по совокупности объясняет, почему расцвет Римской цивилизации приходится на значительно более позднее время, чем во всём остальном древнеязыческом мире. Вплоть до усиления Римской державы, на полуострове не было сколько-нибудь крупных государств: этническая пестрота и раздробленность долго не позволяли какому-нибудь племени занять господствующее положение на этой земле. Лигуры, венеды, умбры, сабины, латины, самниты, вольски и многие другие племена жили здесь ещё с эпохи неолита, а к началу I тыс. до н. э. сюда проникают финикийцы, греки, кельты и этруски. Этрускам удалось создать развитую городскую цивилизацию, имевшую свою письменность. Они применяли искусственное орошение, строили каналы, каменные храмы, знали секрет выплавки железа, вели широкую торговлю с Грецией и Малой Азией. Римляне многое у них позаимствовали.

Со временем, когда римляне завоевали множество земель в Азии, Африке, на западе и севере Европы, создав огромную империю, климат и ландшафт на этой территории становятся весьма разнообразными, и государство овладевает богатейшими природными ресурсами.

Краткий исторический очерк.

История Древнего Рима включает три крупных периода:

¾ эпоха царей(753 ¾ 510 гг. до н.э.),

¾ республиканский период (510 ¾ 27 гг. до н.э.),

¾ императорский период (27 г. до н.э. ¾ 476 г. н.э.).

Миф о возникновении Рима повествует, что после разгрома Древней Трои из гибнущего города сумели спастись царевич Эней и его дружина. После долгих странствий по Средиземному морю их корабль нашёл пристанище в италийской бухте. Там троянцы основали город Альба Лонга, и потомки Энея были царями этого города. Один из этих потомков, царь Нумитор, был свергнут с престола своим младшим братом Амулием. Амулий заточил брата в темницу, а единственную дочь Нумитора, Рею Сильвию, принудил стать весталкой (служительницей храма Весты ). Весталка обязана была хранить обет безбрачия: таким способом Амулий решил обезопасить себя от мести потомков своего брата, которого он обрёк до конца дней томиться в темнице.

В планы злодея вмешалась сама судьба: к Рее Сильвии явился бог Марс и насильно овладел ею, после чего весталка родила двух близнецов. Разгневанный Амулий приказал своему рабу утопить младенцев в реке Тибр. Но когда раб подошёл к реке, на ней вдруг поднялись столь высокие волны, что, восприняв это как грозное предзнаменование, он испугался и убежал, оставив корзину с двумя младенцами на берегу.

Некоторое время к младенцам на берег выходила волчица, вскармливая их своим молоком. Младенцев нашёл и воспитал царский свинопас Фаустул. Мальчики получили имена ¾ Ромул и Рем. Возмужав, они стали пользоваться большим почётом среди местного населения, благодаря силе, красоте и мужеству. Став взрослыми, они узнали, благодаря своему воспитателю, о тайне своего рождения, собрали дружину и пошли войной на город Альба Лонга, где властвовал тиран Амулий. Город был освобождён, тиран ¾ убит, а Нумитор, освобождённый внуками из темницы, вновь стал править городом.

Братья, Ромул и Рем, решили построить новый город на том самом месте, где они чудесным образом были спасены и вскормлены волчицей. Это был древний Палатинский холм, ставший первым местом застройки нового города. При постройке города между братьями вспыхнула ссора, в результате которой Рем был убит. Ромул, таким образом, стал первым царём вновь основанного города и назвал его своим именем (по латински ¾ Рома).

Римляне считают годом основания своего города 753 г. до н.э., ¾ но, конечно, эта дата весьма условна. Первый период Рима, «Эпоха царей», был временем правления семи военных вождей, ¾ от Ромула до Тарквиния Гордого. Их деяния овеяны легендами, в которых трудно отделить вымысел от исторической правды. Достоверно известно, что с первых десятилетий своего существования город-государство Рим вынужден был защищаться от многочисленных соседствующих племён, благодаря чему мощь римской армии, идеология патриотизма и воинской доблести стали одной из основных особенностей древнеримской культуры.

Рим был расположен в выгодном месте: близость моря, судоходная река, перекрёсток торговых путей на полуострове. Очень быстро этот город стал видным центром ремесла и торговли. Римляне, кроме того, стремились использовать технические достижения завоёванных племён, самым цивилизованным из которых были этруски. Уже при Тарквинии Древнем был построен знаменитый римский водопровод, канализация и цирк для гладиаторских игр. Этрусские мастера возвели на Капитолийском холме храм Юпитера, ставшего впоследствии богом могущества Рима.

В эту эпоху был создан сенат (совет старейшин), куда входили представители от 300 знатнейших родов. Постановления царя и сената утверждались народным собранием. Царь был выборным лицом в Римском государстве. Он исполнял функции военачальника, судьи и жреца. Царь Нума Помпилий учредил коллегии ремесленников (плотники, красильщики, золотых дел мастера, медники, гончары и т.д.), построил храмы, учредил первый римский календарь. Царь Сервий Туллий установил деление римского гражданского населения на 6 имущественных разрядов. Разряд неимущих (безземельных) стали называть пролетариями. Три последних царя были этрусками. Последний из них, Тарквиний Гордый, запятнавший себя преступлениями против своего народа, был изгнан жителями Рима за пределы города. С помощью этрусков, своих соплеменников, он пытался силой вернуть власть, но не преуспел в этом. Народ и сенат дали торжественную клятву никогда не восстанавливать царскую власть в своём государстве. Вместо царя править стали, поочерёдно, два консула. В Риме началась республиканская эпоха.

Период Ранней республики отмечен сословной борьбой между патрициями (знатными гражданами города) и плебеями (потомками поздних переселенцев). Плебеи, которые не могли быть избранными в органы городского управления, не имели права на владение землёй, не допускались к разделу военной добычи. Им даже не позволялось родниться с патрициями. Кроме того, многие из них страдали от произвола кредиторов, попадая в тиски многолетней долговой кабалы. Плебеи столетиями добивались уравнения с патрициями в гражданских правах.

Кульминацией этого противостояния явилась коллективная обструкция плебеев, когда, перед угрозой военного вторжения, в 494 г. до н.э. они удалились на Священную гору и отказались защищать Рим. Явившимся к ним парламентёрам они заявили: «Всеми правами на этой земле владеете вы, патриции. Вам есть, что защищать! Мы же не хотим сражаться за свободу города, гражданами которого мы фактически не являемся». Патриции клятвенно пообещали уравнять плебеев в правах со знатными родами Рима. Своё обещание они выполнили. Отныне плебеи не только получили право на аренду земли, но и стали участвовать в управлении государством.

Политическая структура римского общества в эпоху республики представляла собою одну из разновидностей рабовладельческой демократии. На вершине власти были два консула (патриций и плебей), избиравшиеся сроком на один год. В случае чрезвычайной военной опасности один из них назначался диктатором. Сенат, в эпоху царей бывший лишь консультативным органом, теперь фактически стал играть роль правительства. В его ведении находились финансы, внешняя политика, организация военных действий, а также вопросы, связанные с отправлением культа многочисленных языческих богов.

По требованию плебеев был создан специальный государственный орган ¾ народные трибуны, состоявшие только из плебеев, для контроля над действиями сената. Народные трибуны имели право veto: они могли наложить запрет на любой законопроект, предложенный сенатом, если он ущемлял права плебеев. Кроме того, народные трибуны могли предложить для рассмотрения свой собственный законопроект.

Под давлением плебеев в Риме происходит и первая кодификация права. В 451 г. до н.э. были приняты «Законы 12-ти таблиц», написанные на медных пластинках и выставленные для всеобщего обозрения. Несколько позже был принят закон, разрешающий браки между патрициями и плебеями. Этим правом, прежде всего, воспользовалась верхушка плебса. Закон стал первым шагом на пути образования новой патрицианско-плебейской знати ¾ нобилитета.

Законы время от времени обновлялись и улучшались. Например, в 313 г. до н.э. закон ликвидировал долговое рабство и возможность физической расправы кредитора с должником. Отныне, согласно римскому праву, понятия «римлянин» и «свободный» стали тождественны (здесь, в качестве близкого аналога, нельзя не вспомнить о законах Солона в Афинах, выработанных двумя веками ранее! ). Далее, был введён в практику народный опрос ¾ плебисцит, за которым признавалась сила закона. Народное собрание собиралось на специальной площади ( forum).

Демократический характер первых римских законов объясняется не только сплочённостью римских низов, но и тем, что в Риме, как в большинстве обществ Архаической Греции, не сложился государственный сектор экономики, в котором обычно возникали условия для массового закрепощения.

Период ранней республики был весьма опасным и неспокойным для римлян. Весь V век до н.э. римляне воевали с соседними племенами, а в 390 г. на Рим обрушились с севера кельтские племена (галлы) и разрушили его; незахваченным остался лишь Капитолий. На пределе сил римлянам удалось отразить это вторжение. Справедливое завершение сословной борьбы между патрициями и плебеями позволило Риму добиться более высокой морально-политической сплочённости, чем у его противников. Это помогло римлянам, упорно совершенствовавшим военную стратегию и тактику, постепенно подчинить все племена на полуострове.

Завоёванная Римом Италия на первых порах не представляла собою единого государства; это была конфедерация общин и городов, находившаяся под властью города-гегемона. Подавляющее большинство завоёванных племён находились на положении «союзников», то есть, политически были зависимы, но сохраняли самостоятельность во внутренних делах.

Общество делилось теперь на три сословия: сенаторы, всадники и плебеи, причём сословная принадлежность автоматически не наследовалась. Сенаторы принадлежали к нобилитету, то есть к небольшой влиятельной и богатой группе патрицианских и плебейских родов. Всадники получили своё наименование по роду войск, где они могли служить: дело в том, что римляне должны были сами себе приобретать боевое снаряжение, и лишь богатые люди могли себе позволить покупку лошади, ¾ они поэтому служили в кавалерии. В отличие от сенаторов, всадники не относились к нобилитету; после службы в армии они чаще всего занимали мелкие должности в магистрате или занимались коммерцией. К III в. до н.э. принадлежность к сословию всадников уже не обеспечивалась одним только богатством, ¾ это был почётный титул, который давало государство в лице цензора (специальная должность, дававшая право назначать римлянина на определённый пост или лишать его этого поста; цензоры имели право вычёркивать любое имя из списка сенаторов, если, по их мнению, римлянин не заслуживал этой чести). Вместе с титулом всадник получал лошадь и деньги на её содержание.

Плебеи, ¾ люди незнатные, ¾ никогда не составляли в Риме однородную массу; среди них были как сравнительно богатые, так и неимущие. Несмотря на отсутствие правовых барьеров, римские сословия оставались довольно замкнутыми: Выходцы из низов были практически лишены возможности войти в высшее сословие.

Особую категорию римских граждан составляли вольноотпущенники (отпущенные на волю рабы). Они получали ограниченные права гражданства. Большинство из них становились клиентами своих бывших господ: не имея семьи, а стало быть, и правовой защиты, отпущенный на свободу раб обращался к бывшему своему хозяину с просьбой взять его под своё покровительство, на правах младшего домочадца. Таким образом, он был «приписан» к семье своего бывшего хозяина, который становился его патроном, в обмен на услуги, которые оказывал ему клиент (так же поступали и некоторые чужеземцы, мечтавшие получить римское гражданство).

Вся вторая половина республиканского периода Древнего Рима ¾ почти непрерывные войны. После завоевания Италии римские легионы устремились за пределы полуострова ¾ на завоевание Сицилии и Карфагена (т.н. Пунические войны), на завоевание Греции (Македонские войны), затем Малой Азии, Испании, Галлии ¾ и далее на север Европы, вплоть до Британских островов. Население этих огромных завоёванных земель поначалу находилось вне римской юрисдикции, т.е. жители этих земель не считались полноправными римскими гражданами. Они платили огромный налог в пользу Рима, а римские наместники были на этих землях неограниченными владыками. Жители зависимых от Рима областей начали борьбу за уравнение в гражданских правах, что послужило поводом для «союзнических» войн. Эта борьба, в конце концов, принесла свои плоды: жители большинства покорённых земель получили право считаться римскими гражданами.

К концу республиканского периода Рим превратился в огромную империю, социальный состав которой постепенно менялся: появилось огромное количество рабов и неимущих граждан. Рабы, поставляемые в неограниченных количествах успешными военными походами, становились слугами, гладиаторами, чаще ¾ скотоводами и земледельцами на больших плантациях. Рабы нередко восставали, что временами приводило к значительным гражданским неурядицам (примером может служить знаменитое восстание Спартака). Огромный наплыв рабов привёл и к другим, не менее опасным последствиям: он породил класс свободных люмпенов, (в Риме за ними издавна закрепилось название пролетариев)

Рабский труд в больших хозяйствах был эффективнее, чем труд отдельных земледельцев и ремесленников. Мелкие земледельческие хозяйства, как правило, разорялись; их владельцы становились пролетариями и стекались в Рим, где сенаторы, в обмен на их голоса, обеспечивали им бесплатную раздачу хлеба. Таким образом, в Риме образовалась огромная прослойка люмпенов, обладавших всеми правами полноправных граждан, но не занимавшихся никакой полезной деятельностью и не обременённых никакой ответственностью. Потенциально эти люди могли послужить опасным горючим материалом во времена смут и мятежей…

Эти времена настали, ¾ что и послужило, в конце концов, причиной крушения республики и республиканских идеалов. Главными виновниками смут стали армейские командиры, вступившие между собою в борьбу за власть.

Армия вообще играла в Риме первостепенную роль не только на полях сражений, но и во внутренней политике. Главным критерием пригодности того или иного римлянина занимать высокий государственный пост (особенно в ранге консула) была его успешная служба в качестве полководца. Все знаменитые политические деятели этой эпохи ¾ Сулла, Марий, Красс, Помпей, Цезарь, Антоний, ¾ были военачальниками. Столь огромная роль армии в делах высшей власти поначалу была требованием жестокой необходимости: римлянам, чтобы выжить в агрессивном враждебном окружении, необходимо было призывать к руководству страной способных военачальников. С этой же целью была создана и лучшая в Средиземноморье военная машина римлян.

Но фактор, поначалу бывший средством спасения для государства, едва ставшего на ноги, ¾ во времена Поздней республики все более и более начинал играть деструктивную роль. Для ведения широких боевых действий и для охраны огромных границ непрерывно расширявшейся империи потребовалась огромная по численности армия. Коренные римляне уже не могли полностью комплектовать её состав. В результате военной реформы Гая Мария в армию были допущены пролетарии, ¾ люди, не владевшие никакой собственностью. Они целиком находились в зависимости от своего командира: именно он определял, какая часть военной добычи достанется пролетарию, какое вознаграждение он должен получить после службы в армии и т.д. Естественно поэтому, что такой солдат был предан своему командиру гораздо более, чем интересам самого Рима, и ревностно служил интересам высшего армейского начальства. Этими интересами, чем дальше, тем больше, становились властные амбиции конкретных военачальников.

Так, неуклонно и стремительно, республиканский Рим катился в пропасть гражданских войн. История недвусмысленно говорит нам, что гражданская война ¾ наихудшее из всех бедствий, которые могут постигнуть страну. От её стихийной разрушительной силы нигде нет спасения, она губит не только жизни, но и души людей. И когда легионы Гая Мария, приступом взявшие Рим, стали грабить и убивать собственных сограждан, а пришедший вслед за Марием его политический соперник Корнелий Сулла начал сотнями и тысячами казнить людей по подозрению в преданности Марию ¾ римляне впервые поняли, что такое ад гражданской смуты. Война Гнея Помпея с Юлием Цезарем продолжила эпоху гражданских войн в Риме. Естественным финалом этих смут могла быть только абсолютная власть узурпатора и, стало быть, конец республиканских свобод. Римлянам волей-неволей пришлось согласиться на это, ¾ измученным людям годилось любое средство, которое могло бы служить поводом к прекращению кровавого кошмара.

В 27 г. до н.э. высшую власть в Риме захватил Октавиан Август: эту дату принято считать началом новой ¾ императорской ¾ эпохи.

Императорский период нельзя считать возвращением к прежнему монархическому режиму: древним римским царям и не снилась такая полнота абсолютной власти, которая была сосредоточена в руках римских императоров. Октавиан Август («благословенный») соединял в одном лице должности верховного главнокомандующего, консула, народного трибуна, цензора, сенатора и великого понтифика (т.е. главного жреца Рима). К его титулам прибавлялось: принцепс (первый по списку сенатор), император (во времена республики этот титул получали полководцы за одержанные ими победы, теперь же он стал равнозначным слову «государь»), Цезарь (Октавиан был приёмным сыном Гая Юлия Цезаря). Цезарями именовали себя и все последующие императоры.

Надежды римского народа на благодетельную силу власти «сильного человека» на первых порах оправдались: 30 лет правления Августа недаром называют Золотым веком в истории Древнего Рима ¾ гражданский мир, процветание и стабильность царили в эту эпоху. Август хорошо был подготовлен к предназначенной ему роли: он объявил себя «реставратором» Римской республики, всячески подчёркивал уважение к традиционным учреждениям и обычаям, носил простую домотканную одежду, редко выступал с речами, ¾ то есть, во всём старался представить себя как заботливый, строгий и в то же время скромный в быту Отец нации. Он провёл ряд мероприятий по укреплению римской семьи: покровительствовал многодетным семьям, карал ссылкой супружескую неверность и распущенность. В числе сосланных, между прочим, оказались его дочь и внучка, а также знаменитый римский поэт Публий Овидий Назон (за якобы безнравственные стихи).

Август действительно был мудрым правителем: он позаботился и о том, чтобы отстранить армию от политической жизни государства. Ветеранов-участников гражданской войны он демобилизовал, наделил землёй и расселил в разных местах империи, предупредив тем самым дальнейшие попытки сговора между ними. Самого императора охраняла преторианская гвардия, состоявшая из тщательно отобранных римских граждан. По отношению к простому народу проводилась политика под лозунгом «хлеба и зрелищ! » ¾ гладиаторские бои, состязания колесниц, бесплатная раздача хлеба, военные триумфы, пышные религиозные праздники… Всё это создавало полное впечатление надёжности и величия императорской власти, и как нельзя более способствовало популярности самого Августа.

Императору стали воздаваться божеские почести: в провинциях было введено почитание «гения» (личного божественного покровителя) Августа. Для отправления этого культа строились храмы и создавались специальные жреческие коллегии.

Это видимое внутреннее благополучие и несокрушимость военной мощи Рима, однако же, быстро сошли на нет во времена правления последующих императоров. Назначенный преемником Августа его пасынок Тиберий, и затем, в особенности, Калигула и Нерон (все они были людьми, психически неуравновешенными) прославились своей жестокостью и безнравственным поведением. Здесь и сказалась опасность бесконтрольного авторитарного правления: Тиберий возобновил традицию доносов и бессудных казней по малейшему подозрению; Калигула умертвил множество богатых римлян, принудив их оставить завещание в свою пользу, обесчестил и убил собственную сестру, приказал сенаторам избрать на должность консула своего любимого коня; Нерон, проводивший всё время в оргиях, умертвил родную мать, а также множество действительных и мнимых врагов, и в довершение всего отдал тайный приказ устроить пожар Рима (ему нужно было освободить место для постройки дворца), после чего обвинил в пожоге Рима христиан, которых после этого стали травить дикими зверями в цирке на потеху толпы…

Эти «художества» привели к новой смуте: Калигула был убит группой офицеров преторианской гвардии, против Нерона восстали опять-таки преторианцы и вынудили его покончить с собой. Это послужило зловещим «почином»: не раз после этого преторианская гвардия убивала и сама назначала императоров. В конце концов армейские командиры почувствовали себя настолько сильными и независимыми, что стали назначать императорами своих людей… Разные армии «назначали» своих императоров. Это, естественно, послужило поводом для новых гражданских войн.

Император Нерва, юрист по профессии (который также едва не стал жертвой бунта преторианцев), нашёл разумный способ разрешения конфликтной ситуации, усыновив Траяна, выдающегося полководца, и назначив его своим соправителем и наследником. Это послужило основанием для весьма специфического принципа наследования императорского престола: отныне каждый император при жизни тщательно выбирал себе более молодого соправителя и наследника.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 1206; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.082 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь