Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


На рубеже 30—40-х годов XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось




Два идейных течения — славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов были

Писатели, философы и публицисты: К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С.

Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др. Идеологами западников — историки, юристы, писатели и

Публицисты: Т. Н. Грановский К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. П. Боткин, П. В. Анненков, И.

И. Панаев, В. Ф. Корш и др. Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию

Процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Для этого они считали

Необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную

Монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими

Наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они

Считали, что само правительство должно провести и необходимые реформы. Вместе с тем были

И существенные различия во взглядах славянофилов и западников.

Славянофилы преувеличивали особенность исторического пути развития России и се

Национальную самобытность. Капиталистический строй, который утвердился в Западной

Европе, казался им порочным, несущим обнищание народа и падение нравов. Идеализируя

Историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские

Соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы

Существовали патриархальные отношения. В то же время славянофилы признавали

Необходимость развития промышленности, ремесел и торговли. Одна из основополагающих

Идей славянофилов заключалась в том, что единственно верной и глубоко нравственной

Религией является православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух

Коллективизма в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм. Борьба славянофилов

Против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели

Большое положительное значение для развития русской культуры.

Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской

Цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада,

Объясняя ее отличие исторически сложившейся отсталостью. Отрицая особую роль

Крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало ее народу для удобства

Управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это

Единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России. Их

Критика крепостнических порядков и призыв к изменению внутренней политики также

Способствовали развитию общественно-политической мысли.

Славянофилы и западники заложили в 30—50-е годы XIX в. основу либерально-

Реформистского направления в общественном движении.

Радикальное направление. Во второй половине 20-х — первой половине 30-х годов

Характерной организационной формой антиправительственного движения стали кружки,

Объединявшие не более 20—30 членов. Они появлялись в Москве и в провинции, где не так

Сильно, как в Петербурге, утвердился полицейский надзор и шпионаж. Их участники разделяли

Идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. Вместе с тем они пытались преодолеть

Ошибки своих предшественников, распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали

Правительственную политику. Широкую известность приобрели произведения поэтов-

Декабристов. Вся Россия зачитывалась знаменитым посланием в Сибирь А. С. Пушкина и

Ответом ему декабристов.

Московский университет стал центром формирования антикрепостнической и

Антисамодержавной идеологии (кружки братьев П. М. и В. Критских, Н. П. Сунгурова и др.).

Эти кружки действовали непродолжительное время и не выросли в организации, способные



Оказать серьезное влияние на изменение политического положения в России. Их члены лишь

обсуждали внутреннюю политику, строили наивные планы реформирования страны. Однако

Правительство жестоко расправилось с участниками кружков. Студент А. Полежаев за

свободолюбивую поэму «Сашка» был исключен из университета и отдан в солдаты. По

Личному повелению императора часть членов кружка братьев Критских заточили в

Шлиссельбургскую крепость и каземат Соловецкого монастыря, некоторых выселили из

Москвы и отдали под надзор полиции. Одних участников «Сунгуровского общества» суд

Приговорил к ссылке на каторжные работы, других — к отправке в солдаты.

Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели в основном

Просветительский характер. Вокруг Н. В. Станкевича, В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Н. П.

Огарева сложились группы, члены которых изучали отечественные и иностранные

Политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию.

Для второй половины 30-х годов характерен спад общественного движения в связи с

Разгромом тайных кружков, закрытием ряда передовых журналов. Многие общественные

Деятели увлеклись философским постулатом Г. В. Ф. Гегеля «все разумное действительно, все

Действительное разумно» и на этой основе пытались примириться с «гнусной», по оценке В, Г,

Белинского, российской действительностью.

В 40-е годы XIX в. в радикальном направлении наметился новый подъем. Он был связан с

Деятельностью В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарева, М. В. Буташевича-

Петрашевского и др.

Литературный критик В. Г. Белинский, раскрывая идейное содержание рецензируемых

Произведений, воспитывал у читателей ненависть к произволу и крепостничеству, любовь к

Народу. Идеалом политического строя для него было такое общество, в котором «не будет

Богатых, не будет бедных, ни царей, ни подданных, но будут братья, будут люди». В. Г.

Белинскому были близки некоторые идеи Западников, однако он видел и отрицательные

Стороны европейского капитализма. Широкую известность приобрело его «Письмо к Гоголю»,

В котором он порицал писателя за мистицизм и отказ oт общественной борьбы. В. Г. Белинский

Писал: «России нужны не проповеди, а пробуждение чувства человеческого достоинства.

Цивилизация, просвещение, гуманность должны стать достоянием русского человека».

Разошедшееся в сотнях списков «Письмо» имело большое значение для воспитания нового

Поколения общественных деятелей радикального направления.

Петрашевцы. Оживление общественного движения в 40-х годах выразилось в создании

Новых кружков. По имени руководителя одного из них — М. В. Буташсвича-Пстрашевского —

Его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя,

Писатели, публицисты и переводчики (Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н.

Майков, А. Н. Плещеев и др.).

М. В. Пеграшевекий на паях создал со своими друзьями первую коллективную библиотеку,

Состоявшую преимущественно из сочинений по гуманитарным наукам. Пользоваться книгами

Могли не только петербуржцы, но и жители провинциальных городов. Для обсуждения

Проблем, связанных с внутренней и внешней политикой России, а также литературы, истории и

Философии члены кружка устраивали свои собрания — известные в Петербурге «пятницы».

Для широкой пропаганды своих взглядов петрашевцы в 1845—1846 гг. приняли участие в

издании «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка». В нем

Они излагали сущность европейских социалистических учений, особенно Ш. Фурье, оказавшею

Большое влияние на формирование их мировоззрения.

Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они

Видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических

преобразований-В 1848 г. М. В. Петрашевский создал «Проект об освобождении крестьян»,

Предлагая прямое, безвозмездное и безусловное освобождение их с тем наделом земли, который

Они обрабатывали. Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей

Необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и

Горнозаводские рабочие Урала.

Кружок М. В. Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию

Привлекли более 120 человек. Комиссия квалифицировала их деятельность как «заговор идей».





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.) Главная | Обратная связь