Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Несмотря на это. участники кружка были жестоко наказаны. Военный суд приговорил 21
Человека к смертной казни, но в последнюю минуту расстрел был заменен бессрочной Каторгой. (Инсценировка расстрела очень выразительно описана Ф. М. Достоевским в романе «Идиот».) Деятельность кружка М. В. Петрашевского положила начало распространению в России Западно-европейских социалистических идей. А. И. Герцен и теория общинного социализма. Создание отечественной разновидности Социалистической теории связано с именем А. И. Герцена. Он и его друг Н. П. Огарев еще Мальчиками дали клятву бороться за лучшее будущее народа. За участие в студенческом Кружке и пение песен с «гнусными и злоумышленными» выражениями в адрес царя они были Арестованы и отправлены в ссылку. В 30 — 40-х годах А. И. Герцен занимался литературной Деятельностью. Его произведения содержали идею борьбы за свободу личности, протест против Насилия и произвола. За его творчеством пристально следила полиция. Поняв, что в России Невозможно пользоваться свободой слова, А. И. Герцен в 1847 г. уехал за границу. В Лондоне Он основал «Вольную русскую типографию» (1853 г.). выпустил 8 книг сборника «Полярная Звезда», на титуле которых поместил миниатюру из профилей 5 казненных декабристов, организовал вместе с Н. П. Огаревым издание первой бесцензурной газеты «Колокол» (1857— Гг.). Последующие поколения революционеров видели огромную заслугу А. И. Герцена в Создании вольной русской прессы за границей. В молодости А. И. Герцен разделял многие идеи западников, признавал единство Исторического развития России и Западной Европы. Однако близкое знакомство с Европейскими порядками, разочарование в результатах революций 1848—1849 гг. убедили его В том, что исторический опыт Запада не подходит русскому народу. В связи с этим он занялся поиском принципиально нового, справедливого _______общественного устройства и создал теорию Общинного социализма. Идеал общественного развития А. И. Герцен видел в социализме, при Котором не будет частной собственности и эксплуатации. По его мнению, русский крестьянин Лишен частнособственнических инстинктов, привык к общественной собственности на землю и Ее периодическим переделам. В крестьянской общине А. И. Герцен видел готовую ячейку Социалистического строя. Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин вполне готов к Социализму и что в России нет социальной основы для развития капитализма. Вопрос о путях Перехода к социализму решался А. И. Герценом противоречиво. В одних работах он писал о Возможности народной революции, в других — осуждал насильственные методы изменения Государственного строя. Теория общинного социализма, разработанная А. И. Герценом, во Многом служила идейным основанием деятельности радикалов 60-х годов и революционных Народников 70-х годов XIX в. В целом вторая четверть XIX в. была временем «наружного рабства» и «внутреннего Освобождения». Одни — молчали, напуганные правительственными репрессиями. Другие — Настаивали на сохранении самодержавия и крепостничества. Третьи — активно искали пути Обновления страны, совершенствования ее социально-политической системы. Основные идеи и Направления, сложившиеся в общественно-политическом движении первой половины XIX в., с Незначительными изменениями продолжали развиваться и во второй половине. Глава 22. Русская культура в первой половине XIX в Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать это Время се «золотым иском». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия Отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только Шла вровень с ними, но и часто опережала. Развитие русской культуры в первой половине XIX в. опиралось на преобразования Предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в Экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными Культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа И в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на Литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 г. Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра Т и Николая I Сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой Общественной мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться Высокими культурными достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности Верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные Культурные традиции. Просвещение и образование. Уровень образованности общества является одним из Показателей культурного состояния страны. В России в конце XVIII — начале XIX в. он был Крайне невысок. Население, и главным образом крестьянство, было неграмотным или Малограмотным. Поэтому усилия правительства Александра I были направлены на создание системы государственного образования. Она состояла из: одногодичных приходских школ; трехклассных уездных училищ; семиклассных гимназий. В эпоху Александра I образование Было бессословным. При Николае I оно приняло замкнутый сословный характер: приходские Школы для крестьян; уездные училища Для детей купцов, ремесленников и других городских Обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. Для дворянства, кроме того, Открывались и специальные средние учебные заведения — кадетские корпуса и др. Лишь гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты. Образцовым учебным заведением стал с 1811 г. знаменитый Царскосельский лицей. Программа преподавания в нем почти соответствовала университетской. В лицее получили образование литераторы А. С. Пушкин, В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, М. Е. Салтыков-Щедрин; дипломаты А. М. Горчаков и Н. К. Гире; министр народного просвещения Д. А. Толстой; публицист Н. Я. Данилевский и др. Широко была распространена система домашнего образования. В ней основное внимание Уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в Обществе. В первой половине XIX в. в России не было системы женского образования. Только для Дворянок открыли несколько закрытых институтов (средних учебных заведений), созданных по Образцу Смольного института благородных девиц. Программа была рассчитана на 7—8 лет Обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, Домоводство. В начале ХТХ в. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек, отцы Которых имели обер-офицерское звание. В 30-е годы открылось несколько школ для дочерей Гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин была лишена возможности получить даже начальное образование. В политике правительства по отношению к начальному и среднему образованию Доминировали консервативные тенденции. Многие государственные деятели осознавали Растущую потребность в образованных или хотя бы грамотных людях. В то же время они Боялись широкого просвещения народа. Эту позицию обосновал шеф жандармов А. X. Бенкендорф. «Не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу Своих понятий в уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их власти». Под строгим правительственным контролем находились все программы образовательных учреждений. Они усиленно наполнялись религиозным содержанием и принципами, Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 656; Нарушение авторского права страницы