Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 5 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ



Можно с уверенностью говорить, что безраздельное господство эфирного телевидения, его «золотой век» подходит к концу, хотя кабельное и кассетное телевидение, конечно, не вытесняет пока телевидение эфирное. В России эфир еще долго будет основным поставщиком программ. Однако уже сегодня люди во всем мире выбирают между эфирными и кабельными телеканалами, программами и кассетами, не очень вдаваясь в подробности того, какими техническими способами поступает на домашний телевизор интересующая их видеоинформация.

К концу двадцатого века в традиционной системе массовой информации — печать, радио, телевидение — окончательно оформилась группа так называемых «новейших» средств коммуникации, связанных с телевизионными и компьютерными технологиями. Это прежде всего кабельное вещание и спутниковое телевидение, телерадиовещание в компьютерной сети Интернет, а также другие потенциальные технологии «мегаканального» телевидения, основанные на современных способах распространения и хранения информации (цифровое телевидение, волоконно-оптические системы на 500 и более интерактивных каналов, сотовое радио и телевидение и т.д.).

С начала 80-х годов, когда, по данным ЮНЕСКО, телевидение существовало в 137 странах, прошло двадцать лет. Теперь телевидение есть в каждой стране. Человечество вступило в эпоху глобальных коммуникаций, когда распространение и потребление информационного продукта выходят из-под монопольного контроля государств, правительств, корпораций, специализирующихся на производстве информации. В ходу слова из английского языка, превратившегося в универсальный язык коммуникационных технологий: «мультимедиа», «сервер», «виртуальная реальность». Сегодня новым понятием «интертеймент» (в переводе означает — развлечение) называют глобальную кино- теле- видеокомпьютерную продукцию для среднего потребителя.

Во всем мире наступил кризис государственного телевидения, централизованные формы вещания уходят в прошлое. «Новейшие» средства массовой коммуникации предлагают более гибкие и индивидуальные формы общения с потребителем, в том числе большую степень интерактивности (двусторонней связи). Это вовсе не означает, что классическое эфирное телевидение перестанет существовать. Эфирное, кабельное, спутниковое телевидение пока не только конкурируют друг с другом, но дополняют и стимулируют развитие друг друга.

Принципиально ситуация может измениться лишь тогда, когда у большинства населения планеты вместо традиционного телевизора появится универсальный домашний информационно-развлекательный терминал на базе персонального компьютера, совмещающий в себе телевизор, телефон, почту, телеграф, оборудованное рабочее место, место детских игр, домашний кинотеатр и тому подобное, который, к тому же, будет подключен к мировым информационным супермагистралям и снабжен «виртуальными» способностями компьютерных технологий.

КАБЕЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ

С технической точки зрения разница между эфирным, кабельным и спутниковым телевидением состоит в способе доставки сигнала. В эфирном телевидении сигнал передается по цепочке студия - передатчик - телевизор. В кабельном: любая вещательная станция (в том числе вещающая через спутник) - принимающая станция (иногда со своей студией) - кабель - телевизор. В спутниковом: наземная передающая станция - спутник - антенна (параболическая) - телевизор.

Цепочки эти лишь отражают суть процесса передачи сигнала (в двух первых случаях существуют еще усилители, преобразователи сигнала и ретрансляторы и т. п.). Ясно, что сигнал - через спутник или по кабелю -все равно передается на экраны телевизоров. Кабельное телевидение может быть и спутниково-кабельным (принимать программы со спутников, а передавать по кабелю), а эфирное телевидение постоянно пользуется спутниковой связью.

Сегодня кабельное и спутниковое вещание трудно представить друг без друга, хотя кабельная связь появилась в 30—40-е гг. XX в., а спутниковая лишь в 60-е гг. В СССР, например, в тридцатые годы был разработан грандиозный проект системы кабельного телевидения для гигантского Дворца Советов, который предполагалось построить на месте взорванного Храма Христа Спасителя в Москве. В 90-е гг. восстановленный Храм оборудовали не только лифтами, но и телевизионно-компьютерной кабельной системой.

Как же функционирует кабельное телевидение? В общих чертах это выглядит следующим образом. Фирма или организация заключает контракт с местными властями на прокладку кабеля, соединяющего дома телезрителей с общей приемной антенной, установленной этой же фирмой, а также с небольшой местной телестудией. Лицензию на вещание выдают, как правило, специальные комиссии при правительстве или местных органах власти. По кабелю можно передать не только местные и национальные программы, но и программы с иностранных спутников или специальные программы, покупаемые владельцами кабельной сети. Разнообразие программ зависит от мощности, финансовых возможностей и связей владельцев сети с другими телеорганизациями.

У каждого потребителя, который становится абонентом КТВ (т. е. вносит плату), есть специальное устройство - декодер, которое в качестве приставки к телевизору предлагается фирмой, владеющей кабельной сетью. Такой декодер позволяет просматривать программы только той сети, абонентом которой стал владелец данного телевизора. Существуют кабельные системы, которые не кодируют сигнал. В этом случае их программы транслируются бесплатно (на этапе становления многие системы кабельного телевидения заинтересовывают аудиторию таким бесплатным показом). Некоторые московские кабельные телекомпании отказались от хлопот с выдачей декодеров и взиманием платы, так как их деятельность полностью окупается рекламой.

Кабельное телевидение обеспечивает более качественное изображение, которому не мешают эфирные помехи. По кабелю, особенно оптиковолоконному, можно передавать практически не ограниченное число каналов. В зависимости от масштабов и технических особенностей сетей, кабельное телевидение помогает наладить разные типы коммуникации: между отдельными людьми, между группами людей, между сообществами. В активной обратной связи участников коммуникации, «интерактивности» телевидения - и состоит самая важная общественная миссия кабельной связи.

Историю кабельного телевидения можно проследить на примере США, где оно появилось в 1949 г. как коммерческое предприятие. Утверждался новый вариант медленно. Дело это дорогостоящее, но перспективное, и владельцы эфирных телестанций увидели в нем потенциальную угрозу. По их просьбе в 1966 г. Федеральная комиссия связи приняла правила, в которых устанавливались запреты на показ по КТВ той продукции, которая могла нанести ущерб эфирным телесетям (спортивные состязания, фильмы и т. п.). Новый вид вещания набирал силу, и Верховный суд США в 1972 г. вынес решение о необходимости учитывать интересы всех сторон, вовлеченных в этот бизнес. Так развитие кабельного телевидения получило правовую базу. Попытки владельцев эфирного телевидения помешать превращению КТВ из ретранслятора в самостоятельное средство массовой коммуникации оказались безрезультатными.

Нельзя не сказать еще об одной косвенной причине того, почему кабельному телевидению потребовалось почти три десятилетия, чтобы обрести свое место в системе средств массовой коммуникации. Первые кабельные сети были созданы предпринимателями и «технарями», не сразу осознавшими, что привлечь аудиторию (а значит, и получить доходы) можно только при показе оригинальных, отличающихся от продукции эфирного телевидения программ. Только в 70-е годы владельцы кабельных систем смогли выйти на телерынок с оригинальными программами.

С начала 70-х годов в США появляется большое число кабельных систем, учитывающих специфические интересы разных категорий зрителей, усложняется структура, внедряются новые технологии, в том числе оптико-волоконные. Постепенно кабельное телевидение вступает в конкуренцию с видеотехникой и спутниковым ТВ. Именно в это время в Америке появляется новый вариант кабельного ТВ. Суть его такова: за дополнительную плату телезрителю-абоненту предоставляется выбор дополнительных каналов (последние новинки кино, оригинальные развлекательные передачи, избавленные от назойливой телерекламы). Платное телевидение оказалось выгодным бизнесом, а у зрителей появилась возможность выбирать программы по собственному вкусу (только кино, только музыка, только шоу и т. д.).

В середине 70-х годов предпринимается попытка еще более дифференцировать услуги: создается так называемая служба PPV («плата за просмотр»). Абонент по каталогу заказывает по телефону понравившиеся программы, т. е. платит не за канал, а за отдельные передачи. В 90-х годах, с внедрением новых технологий, значительно упрощающих процесс заказа, стало возможно за несколько минут получить нужную программу на экран своего телевизора. В связи с этим служба PPV стала бурно развиваться.

Сегодня ежегодные доходы индустрии платных телевизионных зрелищ в США доходят до 1, 5 млрд. долларов в год. Например, в 1997 году эти доходы складывались из показов такой продукции: доля фильмов составляет 603 млн. долларов, прямые трансляции событий - 413 млн. (только один матч американского боксера-тяжеловеса Майкла Тайсона принес бизнесменам PPV 100 миллионов долларов, или 8% от всех поступлений за весь 1997 год), а специальные программы для совершеннолетних зрителей - 253 млн. долларов. С начала 80-х годов число домов, в которых можно транслировать передачи в режиме PPV, увеличилось настолько, что составляет уже 45% кабельной среды США. Именно служба PPV стала важным фактором финансового благополучия кабельных систем.

Еще в середине 70-х годов, до создания глобальной сети Си-эн-эн, в США появились небольшие фирмы, ретранслирующие свои программы на кабельные сети через спутники (первой была Эйч-би-оу). К середине 80-х спутники связи во всем мире стали дешевым средством распространения телепрограмм, и многие фирмы кабельного телевидения стали пользоваться ими.

Именно в эти годы видеомагнитофоны и (в меньшей степени) частные спутниковые антенны стали конкурентами кабельного телевидения. Видеотехника разрушила монополию вещательных организаций, а параболическая антенна в свою очередь дала возможность зрителю принимать передачи со спутников, минуя кабель.

В 1981 г. президент Р. Рейган подписал закон о федеральной политике в области кабельного телевидения, который снимал все ограничения, мешающие деятельности кабельных систем и развитию кабельной индустрии. Вместе с тем закон легализовал существование спутниковых антенн, а также дал дополнительный стимул развитию телевидения и кинематографии страны. Конкуренция, таким образом, обострилась, в результате чего потребитель получил максимальные возможности выбора программ.

На США через спутники транслируются универсальные программы «для всех» (по типу эфирных станций), круглосуточные информационные, музыкальные, спортивные каналы, программы для мужчин, женщин, детей, национальных меньшинств, для любителей кино - от боевиков до кинодокументалистики, культурные, образовательные, религиозные. Можно смотреть каналы о погоде, о путешествиях, о финансах, об истории человечества, о рыбалке и об охоте. Есть программы для глухих, для инвалидов, для военных, для наркоманов, для сексуальных меньшинств. Также существуют так называемые каналы «открытого доступа», которые кабельные операторы обязаны предоставлять для программ общественных местных объединений, социальных и этнических меньшинств, муниципальных и учебных программ на местах.

Существуют самые разные классификации каналов кабельного телевидения. С точки зрения содержания кабельные каналы делятся на общие и специализированные. По способу финансирования КТВ делятся на: каналы открытого доступа (общественные, муниципальные, образовательные), местные и коммерческие.

На общественных каналах не бывает рекламы, в их эфире может выступить любой гражданин. Кабельным компаниям запрещено зарабатывать на таких каналах, к тому же кабельная система обязана предоставить их бесплатно - таково условие выдачи лицензии. Другой тип общественных каналов - телевидение религиозных организаций и общественных движений. Такие каналы существуют за счет пожертвований, благотворительных взносов, иногда - дотаций местных властей (например, каналы для нацменьшинств). К этой же группе можно отнести муниципальные каналы (предоставление населению информации о деятельности городских служб и проблемах общегородской жизни). Некоторая часть общественно-полезных, но не прибыльных программ существует за счет отчислений от основного дохода кабельных сетей - абонентной платы. К таким относятся, например, образовательные каналы или общественная служба Си-СПЭН, показывающая заседания конгресса, политических партий и важные политические мероприятия и дискуссии.

Местные телеканалы США (их еще называют общинными), формируются из программ инициативных жителей той или иной местности, охваченной кабельным телевидением. Кабельная сеть финансирует существование местных каналов, в первую очередь новостей (отдел новостей, как правило, состоит из 2-3 штатных сотрудников). Естественно, что эти каналы весьма привлекательны для рекламодателей. Реклама, особенно местная, занимает на таких каналах значительное место. Редакционная политика такого канала, как правило, находится под контролем владельцев и руководителей кабельной системы.

Большинство кабельных сетей США - коммерческие. Они живут за счет рекламы и за счет отчислений от ежемесячной абонентной платы.

К этой категории относятся и каналы платных телевизионных зрелищ, в том числе платные заказные службы (PPV).

Как правило, все кабельные системы входят в объединения, называемые «многосистемными операторами». Причем четверть всей кабельной аудитории США охвачена двумя крупнейшими объединениями «Телекоммьюникейшнс инк.» и «Тайм Уорнер». Доходы кабельного бизнеса устойчиво растут с середины 70-х годов. К концу 90-х годов в США действовали более 11 тысяч кабельных систем, в том числе около ста общенациональных служб. Их аудитория составила 60% от всех телезрителей - это около 60 млн. семей. Больше нигде в мире нет такой многочисленной кабельной аудитории.

В сращивании телекоммуникаций и бизнеса есть уже отмеченный выше парадокс. С одной стороны, рынок приводит к усовершенствованию и развитию сферы массовой коммуникации как экономического предприятия - этот фактор можно считать положительным. С другой стороны, рынок стимулирует коммерциализацию культуры, т. е. снижение ее уровня. В странах, где выражены интересы общества в сфере информации, развитие кабельного телевидения происходит с учетом этого обстоятельства. В этом случае соблюдается баланс между чисто коммерческими программами и программами познавательно-художественного характера, учитываются интересы малочисленных групп населения.

Существуют сведения, что первый телевизионный кабель в Москве был проложен в 1949 г. До 80-х гг. кабель рассматривался как техническое приспособление, его использовали, как и везде на ранних этапах развития, лишь для улучшения приема сигнала в зонах «радиотени» (т. е. за горами, высокими зданиями и т. п.). В 90-е годы в организации кабельного телевидения проявляются уже названные тенденции: от неприятия идей, активного противостояния бывших монополистов в области коммуникации до осознания необходимости внедрения и поддержки на государственном уровне; всем развивающимся телевизионным системам, безусловно, присуще стремление к объединению, взаимодействию (это имманентное качество любой коммуникации).

Проблемы у всех появившихся отечественных кабельных систем пока общие: отсутствие программного обеспечения, слабая техническая база, нерешенные вопросы организации, финансирования, авторских прав. По-видимому, еще долго не исчезнет видеопиратство (несмотря на принятие Закона об авторском праве), поскольку пока КТВ не в состоянии тратить значительные средства на оригинальную высокохудожественную продукцию. Владельцы сетей, зарабатывая деньги на прокручивании продукции низкого качества, объективно работают на общее понижение культурного уровня зрителя, снижают его запросы и интересы в информационной сфере. Процесс этот неизбежен в условиях становления нового рынка СМК.

Из-за неконтролируемости возникновения кабельных студий или, наоборот, внезапного прекращения деятельности некоторых из них трудно говорить о каких-то общих данных. В начале 90-х годов количество их колебалось, по разным оценкам, от 600 до 800 по всей территории бывшего Советского Союза в более чем 200 городах (аудитория - около 2 миллионов). Самые насыщенные студиями территории - Россия и Украина, наименее насыщена территория Средней Азии (в Узбекистане, например, было всего 6 кабельных сетей).

Относительно широкому распространению кабельного телевидения на территории России и Украины способствовали социально-политическая ситуация, возникновение частного предпринимательства, более высокое благосостояние людей в тех регионах, где возникли студии кабельного телевидения (в крупных промышленных центрах, портовых и пограничных городах). Социологические исследования, проведенные республиканскими и местными студиями, выявили устойчивое недовольство людей программами «официального», эфирного телевидения. В то же время был выявлен все возрастающий контингент зрителей, готовых платить за новые виды телепродукции.

Чем же привлекает кабельное телевидение зрителей, предпринимателей и самих создателей его? Со зрителями все ясно: расширяется возможность выбора программ, удовлетворяется желание узнать местные новости, получить необходимую для повседневной жизни информацию, а также ежедневную порцию развлечений. Предприниматели же видят в нем дополнительную возможность заниматься рекламной деятельностью. В этом смысле с кабельными сетями иметь дело выгоднее, особенно небольшим фирмам. Реклама значительно дешевле, чем на любой эфирной студии. В свою очередь создателей кабельных сетей интересует не только творческая самостоятельность (хотя этого фактора тоже нельзя не учитывать), но и возможность сделать свой бизнес.

Первоначально, для того чтобы организовать малую студию кабельного телевидения, нужно было немного: помещение для бытового видеомагнитофона, наличие кассет с боевиками и мультфильмами (благо об авторских правах еще никто не вспоминал) и разрешение местного начальства. Предприимчивые люди не останавливались на этом. И хотя о содержании продукции вспоминали не часто, директора и президенты кабельных телекомпаний начинали понимать, что только на импортных видеокассетах создать полноценную программу невозможно. Поэтому и стали они набирать небольшой штат репортеров, снимать местные новости, использовать телетекст, давать объявления, передавать поздравления для жителей микрорайона, приглашать в студию депутатов, районное начальство. Среднегодовой доход студии позволяет частично окупить технику, выдать зарплату сотрудникам.

Российские кабельные сети, среди которых есть и довольно крупные -до 100 тысяч семей в «спальных» районах больших городов - пока не получают серьезной прибыли от своей основной деятельности и не могут позволить себе расширять вещание.

Российский зритель, приученный к «бесплатному» телевидению, абонентную плату вносит неохотно. Злостного неплательщика нельзя изолировать от общедомовой проводки - «коллективной антенны», а ко всем устройствам, шифрующим сигнал, умельцы быстро подбирают ключ. Соответственно у владельцев не хватает денег на техническое перевооружение кабельных студий. Российские системы кабельного телевидения в большинстве своем имеют пропускную способность на 12, в лучшем случае - на 24 канала. Американские системы уже сегодня имеют до 180 каналов, а в ближайшее время войдут в эру «мегаканального вещания» (500 и более каналов) по интерактивным магистралям, создаваемым благодаря слиянию цифровых, компьютерных и телевизионных технологий.

Существование российским кабельным сетям может облегчить международное сотрудничество в области спутникового вещания. При условии, что владельцы российских кабельных сетей будут соблюдать международные нормы. В отсутствие настоящих общенациональных кабельных сетей, российские кабельные студии заключают договоры о ретрансляции программ с крупнейшими российскими эфирными станциями, такими как НТВ, ТВ-6, Рен-ТВ.

Прообразом крупной кабельной сети отчасти может служить организация кабельного вещания в столице. Эта сеть принадлежит городскому правительству, но образуют ее районные и окружные студии со смешанной формой собственности. Согласно концепции трехуровневого вещания утверждена сетка единого городского телеканала «ТВ центр-Столица». В сетке вещания «материнской станции» предусмотрены окна для включения «окружных» студий территориальных округов города. В каждом округе в это время смотрят «свои окружные новости» и оригинальные программы. В утренних и вечерних окнах окружных студий, в свою очередь, предусмотрены локальные, как правило, информационные, блоки небольших местных (районных) студий. Однако в Москве, как и во многих старых городах России, по-прежнему существует чисто техническая проблема для приема кабельных программ - отсутствуют необходимые коммуникации (в центре столицы, например, не только нет возможности принимать кабельное телевидение, но также и дециметровые каналы, а кое-где и общенациональную программу ТВ-6).

В 1998 году в Центральном округе столицы - в месте самой плотной городской застройки и ограниченных телекоммуникаций - начались эксперименты с сотовым телевидением (его еще называют «беспроводным кабелем» или «микроволновым телевидением»). Эта ТВ-технология в принципе способна заменить традиционное кабельное телевидение микроволновыми передатчиками и приемниками.

В России почти все кабельные системы основаны на коаксиальном (медном) кабеле, пропускная способность которого ограничена 20-ю каналами. Более совершенный кабель - световой или оптико-волоконный. Он способен пропускать сотни каналов, но прокладка даже одного километра оптико-волокна обходится в несколько десятков тысяч долларов. Теперь с традиционным кабельным телевидением начинает конкурировать не только более дешевая технология спутникового ТВ, но и сотовое телевидение (при уплотнении сигнала мощность сотовых сетей может быть увеличена до 300 каналов). Сотовое телевидение работает в микроволновом диапазоне, что позволяет применять совсем небольшие малогабаритные передатчики, причем такое телевидение может работать не только на прямом, но и на отраженном сигнале. На миниатюрную антенну сотового телевидения можно принимать сигнал нескольких спутников. Кроме того, к такой системе легко подключается телефон, компьютер, можно пользоваться Интернетом (тут скорость передачи сигнала гораздо выше, чем по кабелю). Основы технологии сотового телевидения были разработаны в СССР, как водится, в военных целях. Американцы применили изобретение в гражданских целях. Самая крупная сеть сотового телевидения США находится в одном из районов Калифорнии и объединяет 40 тысяч семей.

Судя по всему, развитие кабельной индустрии в России пойдет по европейской модели, в которой сочетаются кабельно-спутниковые технологии. А если в основу развития КТВ все-таки будет положена американская модель, то в этом случае следует помнить и о последствиях внедрения рекламы, и об излишней концентрации кабельных систем в руках немногих владельцев, и о возможной экспансии зарубежных программ в ущерб отечественным.

В начале 80-х годов японские ученые предсказывали, что именно кабельное телевидение станет одной из составляющих компьютерополиса -компьютеризированного города, в котором в единой информационной сети функционирует кабельное многоканальное телевидение с обратной связью, позволяющее осуществлять двусторонние услуги во всех сферах человеческой жизни. В развитых странах мира этот прогноз начинает сбываться. Меняется сама суть взаимодействия отправителя и получателя информации. Из пассивного созерцателя зритель превращается в активного участника происходящего, даже более того, в автора и режиссера событий на экране. Простейшие формы интерактивности - с помощью телефона - освоены российскими общенациональными телеканалами (компьютерно-телевизионные опросы в аналитической программе «Итоги» на НТВ, в информационных программах ТСН и программе «В мире людей» на ТВ-6, детская игра «Позвоните Кузе» на РТР). До использования возможностей кабельного интерактивного телевидения рядовому российскому потребителю еще далеко.

Фундамент интерактивности - метод дигитации и уплотнения сигнала. Это означает, что сигнал преобразуется в цифровую форму и сжимается. Такое преобразование открывает неограниченные возможности для увеличения числа каналов. Для потребителя интерактивное телевидение интересно особыми формами телевизионно-компьютерного зрелища. Прежде всего это телеигры. Зритель у экрана участвует в состязании, проходящем в телестудии. Уже появились технологии, когда зритель, скажем, футбольного матча может с помощью специальной кнопки на пульте самостоятельно выбрать ракурс съемки, поменять план, повторно посмотреть самые волнующие моменты игры, получить сопутствующую информацию с помощью субтитров. В выпуске новостей те же клавиши помогают зрителю посмотреть как обычный сюжет, так и более подробный рассказ о событии или сначала познакомиться со спортивной информацией, а политические новости не смотреть вовсе. В перспективе такая технология может позволить потребителю самостоятельно составлять информационный выпуск из интересующих его сюжетов, выбирая их из разнообразного «меню» ведущих информационных служб и телекомпаний.

Именно интерактивное телевидение способно предоставить широкий спектр сервисных услуг (телемагазины - покупки, не выходя из дома; система видеотекста или электронная энциклопедия - доступ к огромному объему информации, хранящемуся в компьютерных банках данных по всему миру, система охраны и контроля за домашней средой - помимо сигнализации на случай взлома, провода подсоединены к датчикам дыма, тепла, к счетчикам электроэнергии, газа, воды, ко всем выключателям и электроприборам и др.). При помощи специальных программ потребитель даже может пройтись по виртуальному (буквально - «возможный, вымышленный») миру магазинов: заглянуть на полки, выбрать цвет, фасон понравившейся вещи, даже «померить» платье, набрав на пульте собственные размеры и, наконец, увидеть собственное графическое подобие на экране. Такие технологии ведущие компьютерной компании Майкрософт и Ай-би-эм уже создают для крупнейших фирм и торговых домов. А от виртуальных шоппингов уже недалеко до того момента, когда зритель начинает подчинять себе содержание, придумывать собственные сюжетные линии для героев вестернов, боевиков, по собственному разумению программируя кульминацию захватывающего действия и его финал.

Перспективы интерактивного телевидения оцениваются неоднозначно. Некоторые специалисты опасаются того, что виртуальная реальность превратится для людей в основную, сделав их заложниками «новейших» технологий. Есть и иные, более оптимистические прогнозы. Согласно им, вымышленная реальность никогда не заменит нормальную человеческую жизнь, и прежде всего, потребность в общении.


Поделиться:



Популярное:

  1. II. ЦЕЛИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАДАЧИ ПРОФСОЮЗА
  2. III. Определите значимость для переводчика изучения особенностей литературного направления, к которому относится тот или иной автор.
  3. Бюджетный процесс и полномочия его основных участников, направления реформирования бюджетного процесса.
  4. В 30-40 гг. выделились три идейно-политических направления: реакционно-охранительное, либеральное, революционно-демократическое.
  5. В 60-е годы сложилось два центра радикального направления. Один — вокруг редакции
  6. В настоящее время можно выделить два основных направления экономической мысли - кейнсианское и неоклассическое.
  7. В чем значение антропологического направления криминологических исследований?
  8. В этом отношении оба направления проповедуют идею антикультуры.
  9. Валовая прибыль предприятий общественного питания: экономическая сущность, значение, порядок формирования и направления использования. Факторы, определяющие сумму и уровень валовой прибыли.
  10. Возникновение и развитие экономической теории. Основные направления и школы экономической теории.
  11. Возникновение и развитие ЭТ. Основные направления и школы ЭТ.
  12. Вопрос 3. Перспективные направления последующего развития отечественного рынка труда.


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 983; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь