Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОСИП ЭМИЛЬЕВИЧ МАНДЕЛЬШТАМ (1891-1938)



 

С Тверской землёй связано имя ещё одного поэта, чья судьба сложилась трагически, – это Осип Эмильевич Мандельштам. И хотя он не был нашим земляком, но некоторое время жил в Тверской (тогда Калининской) области; здесь же им был создан ряд стихотворений, получивший название «Савёловского цикла».

Будущий поэт родился 15 (3) января 1891 г. в Варшаве в семье мелкого торговца. Осип Мандельштам получил прекрасное образование: закончил Тенишевское училище, в 1907-1908 гг. слушал лекции на словесном факультете Парижского университета, в 1909-1910 гг. занимался романской филологией в Гейдельбергском университете (Германия), путешествовал по Швейцарии и Италии, в 1911-1917 гг. изучал в Петербургском университете романскую филологию. Поэт владел несколькими европейскими языками.

Первые стихотворные опыты О. Э. Мандельштама относятся к 1906 г., а систематическая работа над поэзией началась с 1908 г. В 1911 г. он сближается с Н. С. Гумилёвым и А. А. Ахматовой, вместе с ними участвует в создании нового поэтического направления – акмеизма. В своей программной статье «Утро акмеизма» (1913)[106] он с предельной ясностью и глубиной сформулировал сущность акмеистического взгляда на мир и искусство, а также принципы его поэтики.

В 1913 г. вышел первый сборник стихов поэта «Камень», в котором нашли отражение основные принципы нового направления. Второй сборник Мандельштама «Tristia» (1922) объединил произведения 1916-1920 гг. В этом же году поэт поселяется в Москве с молодой женой Н. Я. Хазиной (в замужестве Мандельштам), которая станет его опорой на всю жизнь. С 1924 г. О. Э. Мандельштам живёт в Ленинграде, а с 1928 г. – в Москве, зарабатывая переводами.

Судьба неоднократно сводила поэта с людьми, так или иначе связанными с Тверским краем. В 1910-х гг. это были Н. С. Гумилёв и А. А. Ахматова, а в начале 1930-х гг. в Москве О. Э. Мандельштам сблизился с тверским уроженцем, поэтом и прозаиком С. А. Клычковым[107], чья судьба тоже была трагической.

В 1934 г. О. Э. Мандельштам был арестован за стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны…», написанное в ноябре 1933 г. За арестом последовала ссылка в Чердынь (в Северное Приуралье), но после приступа душевной болезни и попытки самоубийства поэт был переведён в Воронеж, где жил почти нищенски, работая литературным консультантом в драматическом театре.

В 1937 г., после воронежской ссылки, Мандельштамы оказались на тверской земле, в Савёлове, где прожили несколько месяцев. Последние из известных стихов Мандельштама были созданы именно здесь. В. Швейцер отмечает, что полностью цикл «савёловских» стихов не сохранился и «ещё десять-пятнадцать лет назад никто не подозревал о его существовании, а те немногие, кто знал, считали стихи безвозвратно исчезнувшими»[108]. Из воспоминаний друга семьи Мандельштамов Натальи Евгеньевны Штемпель мы узнаём, что в Савёлове поэт прочитал ей новые стихи: «… их было десять или одиннадцать. < …> Это были небольшие (по количеству строк) стихи, лирические, любовные…»[109] Н. Е. Штемпель считала, что эти произведения, которые жена Мандельштама не знала наизусть, пропали при последнем обыске и аресте. В. Швейцер предполагает, что Надежда Яковлевна и не могла знать большинства из последних произведений, так как они были адресованы другой женщине – Лиле Поповой, знакомой поэта. По мнению исследовательницы, по крайней мере, три из известных сейчас «савёловских» стихотворений связаны с Л. Поповой, а именно: «С примесью ворона – голуби…», «На откосы, Волга, хлынь, Волга, хлынь…» и «Стансы» («Необходимо сердцу биться…»). Возможно, «Стансы» являлись своеобразным ответом на предложение Лили написать стихи для посвящённой Сталину композиции, которую готовили они с мужем. В. Швейцер подробно останавливается на данном произведении, отмечая, что в нём борется желание «принять Лилину правду – и невозможность этого»[110]. Звучащая в тексте «Стансов» характеристика сталинской эпохи неоднозначна: в чём-то соглашаясь с Поповой, суммируя её рассуждения о неизбежности мировой революции, поэт в то же время пытается поколебать безграничную веру этой женщины в Сталина. В. Швейцер обращает внимание на следующие строки:

Но это ощущенье сдвига,

Происходящего в веках,

И эта сталинская книга

В горячих солнечных руках…[111]

По её мнению, это «но», отрицая сталинскую эпоху, одновременно «связывает эпоху с женщиной, …всей силой и нежностью эту эпоху принимающей, оправдывающей, восхищающейся ею»[112]. Важно, что «трагическое восприятие поэтом времени в “Стансах” существует глубоко в подтексте, как и противопоставление взглядов его и героини – адресата стихов»[113]. В. Швейцер называет ещё одно произведение, упоминаемое Н. Я. Мандельштам, – «Черкешенку». Учитывая, что родом Попова была с Кавказа и отличалась если не экзотической, то, по меньшей мере, неевропейской внешностью, исследовательница не отрицает возможной связи этого утраченного текста с всё той же Лилей.

С. Глушков, рассматривая одно из произведений «савёловского» цикла под несколько иным углом зрения, заостряет его социально-политическую подоплёку. Он полагает, что в единственном «волжском» стихотворении «На откосы, Волга, хлынь, Волга, хлынь…» трагедия родины «преломилась в трагическом разломе природного мира»[114], и отмечает возможность взаимосвязи образов этого произведения с событиями затопления (в рамках «плана преобразования природы») близкого к Савёлову Калязина.

Попытку прояснить смысл ещё одного стихотворения «савёловского» цикла – «Пароходик с петухами» (3 июля 1937 года) – предпринимает О. А. Лекманов[115]. Он пишет, что в этом произведении представлены два локуса – Москва (третья строфа) и провинция (первая, вторая и четвёртая строфы). С Москвой связаны «мотивы энергичной, подтянутой реальности»[116], а с провинцией – «мотивы аморфного, полусказочного сонного царства»[117]. Изображённая практически газетным языком, «с использованием пропагандистских клише современной Мандельштаму эпохи»[118], Москва представляет как бы всю советскую действительность. Провинция же прорисована словно сквозь «призму утреннего сна»[119], что, по мнению литературоведа, и позволяет поэту наполнить картину образами «из фольклорной небывальщины»[120]. Ещё дремлющий лирический герой, по-видимому, слышит одновременно звон будильника и сводку погоды, передаваемую по радио. В сознании героя происходит трансформация сказочного неба с плывущим по нему пароходиком (вероятно, отголоски сна) в «полторы воздушных тонны». По мнению О. А. Лекманова, в этот момент «радиоточка становится местом соприкосновения мира провинции со столицей»[121]. Далее автор статьи пытается реконструировать события, изображённые в стихотворении, опираясь на биографию Мандельштама, а затем переходит к более подробному комментированию отдельных строк.

Итак, до настоящего момента сохранились лишь немногие произведения, написанные поэтом в Савёлове, но и они таят в себе множество загадок и вызывают неподдельный интерес исследователей.

Из Савёлова О. Э. Мандельштам вместе с супругой 17 ноября 1937 г. переезжают в Тверь (тогда Калинин), где живут до 10 марта 1938 г. Исаак Бабель посоветовал поэту переселиться в наш город, так как здесь были свои преимущества: он расположен достаточно близко от Москвы (если возникнет необходимость, «удобно будет наезжать по делам»[122]) и, кроме того, в Калинине тогда находился в ссылке драматург Николай Эрдман. Именно он помог Мандельштамам найти комнату в частном деревянном доме супругов Петра Фёдоровича и Татьяны Васильевны Травниковых. Так последним местом прописки поэта стал город Калинин и дом № 43 по ул. 3-я Никитина (до настоящего времени дом не сохранился).

Н. Е. Штемпель так описывает жизнь Мандельштамов в январе 1938 г.: «Они жили в Калинине на окраине города. Вспоминаю занесённые снегом улицы, большие сугробы, опять почти пустую, холодноватую комнату без намёка на уют. У обитателей этой комнаты, очевидно, не было ощущения осёдлости. Жильё и местожительство воспринимались как временные, случайные. Не было и денег – ни на что, кроме еды. А главное – равнодушие к вещам, одежде, отсутствие которых, мне кажется, не портило настроения…»[123] Тем не менее, С. Глушков отмечает, что с Травниковыми у Мандельштамов сложились довольно тёплые отношения; на это указывает, по мнению исследователя, и название «тверской» главы воспоминаний Надежды Яковлевны – «Последняя идиллия». В своей статье он также останавливается на одном эпизоде из калининской жизни поэта и его супруги, связанном с выборами по «сталинской» конституции[124].

Утром 2 мая 1938 г. поэта снова арестовали в подмосковном доме отдыха «Саматиха», где он отдыхал по путёвке Союза писателей. Через четыре месяца О. Э. Мандельштам был отправлен на Колыму, но не доехал до пункта назначения: 27 декабря 1938 г. он умер в больнице пересылочного лагеря «Вторая речка» под Владивостоком и был похоронен в братской могиле. Известно, что жена поэта сразу после его ареста срочно вернулась в Калинин и, забрав вещи, поспешно покинула город. Предполагают, что Надежде Яковлевне удалось увезти и архив – рукописи поэта, хранившиеся в бельевых корзинах в последнем, «тверском» доме Мандельштамов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Мандельштам О. Э. «И ты, Москва, сестра моя, легка…»: Стихи, проза, воспоминания, материалы к биографии; венок Мандельштаму. М.: Московский рабочий, 1990.

Мандельштам Н. Я. Годы молчания // Мандельштам Н. Я. Вторая книга: Воспоминания. М.: Московский рабочий, 1990. С. 491-500.

Владимиров А. Улица Мандельштама в Твери? // Московский комсомолец в Твери. 2001. 18-25 января. С. 12.

Глушков С. В поединке с веком // Тверская Жизнь. 2006. 17 января. С. 3.

Злаказов А. Это какая улица? К 110-летию со дня рождения Осипа Мандельштама // Вся Тверь. 2001. № 3. 19 января. С. 6.

Колкер М. Две встречи // Вече Твери. 1998. 28 февраля.

Лекманов О. А. Об одном приволжском стихотворении Мандельштама «Пароходик с петухами» // Искусство поэтики – искусство поэзии. К 70-летию И. В. Фоменко: Сборник научных трудов. Тверь: Лилия Принт, 2007. С. 122-126.

Фадеева Н. «Попробуйте меня от века оторвать…» // Тверская жизнь. 1991. № 14. 22 января. С. 3.

Чудин В. Тверитянин Осип Мандельштам // Тверская Жизнь. 2002. 31 мая. С. 4.

Швейцер В. Мандельштам после Воронежа // Вопросы литературы. 1990. № 4. С. 235-253.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 793; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь