Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СИМАКОВ (1879-1955)



Василий Иванович Симаков – этнограф, филолог-самоучка и известный собиратель фольклорных произведений, в частности, частушек. Он одним из первых не только проявил собирательский интерес к этому жанру, но и попытался в меру возможностей исследователя-самоучки проанализировать процессы, связанные с возникновением, формированием и бытованием частушки.

В. И. Симаков родился и умер в деревне Челагино Кашинского уезда Тверской губернии. Деревня эта расположена в 180 километрах от Москвы, в 16 километрах от Верхней Троицы (родины М. И. Калинина), в семи километрах от города Кашина.

Родители В. И. Симакова – крестьяне, по словам его внука, люди бедные, нетрудолюбивые, любители спиртного[61]. Отец из-за бедности отправился в Петербург, где работал сторожем при больничной аптеке, мать осталась крестьянствовать в деревне.

Начальное образование В. И. Симаков получил в родной деревне: читать и писать его научил отставной солдат. В десятилетнем возрасте мальчика отправляют в г. Кашин на обучение к местному купцу П. И. Черенину, торговавшему мануфактурой. Сначала Василий выполнял подсобные работы, затем его стали приучать к торговому делу. Четыре года Симаков служил «мальчиком» бесплатно, «на хозяйских харчах» и потом десять лет приказчиком.

После смерти купца Симаков вместе с мануфактурной лавкой перешёл к его сыну Н. П. Черенину. Молодой хозяин, не оставляя прежнего дела, открыл в Кашине книжную торговлю, сделав Симакова главным продавцом книг и лубочных изданий.

Здесь он пристрастился к чтению, читал много, неразборчиво, но на всю жизнь сохранил любовь к книге. В своей биографии В. И. Симаков вспоминает: «Любовь к книге и большое пристрастие к ней благоприятно отразились на мне в будущей жизни. Я уже хотел не только читать книги, но и сам сочинять. И с 15-летнего возраста я уже начал пописывать стихи, правда, плохие, начал пописывать в газеты, как-то: корреспонденции, заметки, которые печатались во многих крупных городах. Вскоре во многих из них я стал постоянным корреспондентом…»[62]

В начале ХХ века В. И. Симаков публикует корреспонденции, рассказы и фольклорные материалы в провинциальных газетах «Угличанин», «Рыбинский листок», «Бурлак», «Вятская речь», «Поволжский вестник» и других, а также в столичной печати – в газетах «Новое время», «Биржевые ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости», «Голос», «Речь», «День» и других.

Писал В. И. Симаков на разные темы, в том числе поднимал острые социальные проблемы. За статью «Голос из деревни», напечатанную в 1906 г. в петербургском журнале «Мирское дело», его поставили на учёт в полиции, а в 1909 г. выслали из г. Кашина как «политически неблагонадёжного».

Двухлетний срок ссылки В. И. Симаков отбывает в г. Вологде. Именно здесь он принимается собирать фольклорные произведения – лирические песни и частушки. В этот же период он начинает систематизировать собранные материалы и пытается сформулировать некоторые теоретические положения относительно жанра частушки. Теоретические обобщения В. И. Симакова были изложены в статье «Девушка-северянка в её частушках», которая была напечатана в 1910 г. в «Известиях Архангельского общества изучения Русского Севера».

После возвращения в 1911 г. из ссылки В. И. Симаков с всё большей активностью и увлечением занимается целенаправленным собиранием и изданием северных русских народных частушек. В этом деле ему особенно помог ярославский издатель К. Ф. Некрасов, племянник знаменитого поэта. Их обоюдное сотрудничество (Симаков занимал в его издательстве должность распространителя книг) вскоре переросло в крепкую дружбу.

При содействии К. Ф. Некрасова в 1913 г. в Ярославле вышел «Сборник деревенских частушек», первое солидное собрание произведений этого жанра, с приложением нот и обширной библиографии. Ценность книги заключалась также и в том, что в ней был приведён список певцов, сказителей и собирателей, от которых Симаков записывал частушки.

Всего же в период с 1912 по 1916 гг. он издаёт (в том числе за свой счёт) 12 выпусков деревенских песен и частушек. Эти дешёвые издания карманного формата были рассчитаны на широкого читателя и популяризировали жанр частушки, заявляя о его праве на существование. Считается, что В. И. Симаков первым (знаменитый сборник частушек Е. Н. Елеонской появился позже его первого сборника на два года) заявил проблему собирания и исследования среднерусской частушки как нового для начала ХХ века фольклорного жанра. В. И. Симакову принадлежит также право первооткрывателя жанра народного романса: в 1915 г. он опубликовал тексты народных романсов в «Сборнике новых романсов».

Среди других наиболее значительных изданий собранного В. И. Симаковым фольклора – книги «Деревенские песни-частушки. Выпуски 1-7» (СПб., 1912-1914), «Новые современные песни поэтов из народа. Песни скорбные. Выпуск I и II» (М., 1914), «Стенька Разин и княжна. Песенник» (СПб., 1914), «Новейшие деревенские частушки про войну, немцев, казаков, монополию, рекрутчину» (СПб., 1915), «Прапорщик. Новейший военный песенник» (М., 1915), «Солдатские песни» (Ярославль, 1915). В поисках фольклора В. И. Симаков путешествовал по Архангельской, Новгородской, Петербургской, Тульской, Саратовской, Орловской, Вятской, Костромской, Рязанской, Смоленской, Олонецкой, Енисейской, Воронежской, Астраханской и другим губерниям и, конечно же, по тверским городам и сёлам. Однако Симаков не просто собирает частушки и припевки, а тщательно исследует их происхождение и развитие, свидетельство чему такие его работы по фольклору как «Несколько слов о деревенских припевках-частушках» (1913), «К вопросу о частушке и ее историческом происхождении и значении в народном быту» (1920), «Что такое частушка» (1927).

В 1915 г. В. И. Симаков был переведён на работу в Москву, где распространяет книги издательства К. Ф. Некрасова и продолжает собирать частушки. В воспоминаниях А. В. Симакова говорится о том, что в 1918 г. его отец оканчивает школу фельдшеров, в 1919 г. поступает учиться в Московский университет на медицинский факультет, который, вследствие трудных жизненных обстоятельств, вынужден был оставить[63]. Сложный период революции, Гражданской войны, Первой мировой войны был отмечен интересом Симакова к частушкам, созданным на историческую злобу дня: «про войну, немцев, австрийцев», «немцев, казаков, монополии».

После Октябрьской революции В. И. Симаков разыскивал и записывал новые песни и частушки, в которых отразились социально-экономические изменения в деревне, выпустил несколько песенников. Свои наблюдения над жизнью народной песни он обобщил в книге «Народные песни, их составители и их варианты» (1929), состоящей из 16 очерков.

К 1929 г. В. И. Симаков подготовил к печати книги «Москва в народном творчестве: торговых выкриках, присказках, прибаутках, поговорках, частушках, песнях, присловьях и т. д.», «Всесоюзное собрание великорусских частушек» и «Сборник городских старинных любовных романсов и песен». Однако с началом коллективизации и усилением идеологического диктата в руководстве литературой и искусством, труды В. И. Симакова оказываются невостребованными. Собранные им сокровища народного творчества не издаются. Лишённый возможности жить литературным заработком, он с 1931 г. работает в Москве счетоводом в продовольственном магазине, с 1932 г. – продавцом в книжной лавке писателей. В 1934 г. В. И. Симаков передаёт в Государственный литературный музей 60 тысяч частушек.

По представлению Союза советских писателей В. И. Симакову в 1936 г. была назначена персональная пенсия. После этого он постоянно живёт в родном Челагине, лишь периодически посещая Москву.

На родине он крестьянствует и по-прежнему собирает, систематизирует тексты частушек. Вот как описывает дом В. И. Симакова в Челагине В. Г. Лидин, на протяжении многих лет друживший с ним: «Это был дом с глухой нижней частью и окнами на втором этаже, как это свойственно постройкам в северных районах Калининской или Ярославской области. В доме были обычные предметы крестьянского обихода, начиная от серпа на стене до пряслица…»[64] Л. В. Брадис, оставившая воспоминания о своём посещении В. И. Симакова в Челагине, отмечает, что её «поразила чистота и скромность обстановки в доме, тканые половики на полу, чистота деревенской избы»[65].

Живя в Челагине, Симаков, как уже говорилось, не прерывал собирательской деятельности, в его доме был оборудован настоящий кабинет учёного, в котором хранилась огромная коллекция частушек и других текстов устного народного творчества. По воспоминаниям Л. В. Брадис, этот кабинет выглядел так: «Первое, на чём остановился взор, – небольшой стол с пишущей машинкой, тетрадями и, главное, – ящики, напоминающие библиотечный каталог: в них-то и хранилось знаменитое симаковское собрание частушек, каждая из которых была перепечатана на отдельной карточке»[66].

В. И. Симаков по мере своих возможностей, которые были ограничены расстоянием, отсутствием транспорта, принимал участие в литературной жизни Твери. В частности, он предоставил свои воспоминания об С. Д. Дрожжине областному книжному издательству, которые были опубликованы под заголовком «Московские встречи» в сборнике, посвящённом памяти поэта[67]. Сохранились свидетельства переписки В. И. Симакова с областным книжным издательством[68].

Надо отметить, что к своему собирательскому труду В. И. Симаков активно привлекал своих земляков, которые с удовольствием предоставляли ему свои записи частушек. Л. В. Брадис вспоминает, что В. И. Симаков особенно гордился тем, что его поддерживают односельчане: «Есть у меня помощники, – ответил он и показал на стопку тетрадей с записями частушек («ждут своего часа»), собранных местными школьниками, колхозниками»[69].

В 1954 г. В. И. Симаков передал в ЦГАЛИ (ныне РГАЛИ) собранный им свод частушек, включавший более ста тысяч номеров. По словам Ф. М. Селиванова, этот свод «географически охватывает почти всю Россию, а хронологически – почти столетнюю историю русской частушки со всеми её темами, типами и жанровыми разновидностями»[70].

Наследие В. И. Симакова привлекает постоянный интерес современных исследователей – краеведов, фольклористов, литературоведов, – осознающих значимость этой фигуры в контексте изучения духовной культуры русского народа.

 

СПИСОК ЛитературЫ

В. И. Симаков и народное творчество: Межвузовский тематический сборник научных трудов / Отв. ред. В. Г. Шомина. Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1977.

В. И. Симаков и народное творчество: Межвузовский тематический сборник научных трудов / Отв. ред. В. Г. Шомина. Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1987.

В. И. Симаков и народное творчество: Материалы и исследования. Вып. 3 / Составители О. Е. Лебедева, М. В. Строганов. Редактор М. В. Строганов. Тверь: Твер. гос. ун-т; Марина, 2006.

Друг народной песни / Сост. и ред. В. Г. Лидина и В. М. Сидельникова. Калинин: Областное книжное издательство, 1959.

Бобров А. А. Вотчина частушки // Бобров А. А. Белая дорога: Очерки. М.: Современник, 1985. С. 70-78.

Бойников А. М. Василий Иванович Симаков. 125 лет со дня рождения // Тверские памятные даты на 2004 год. Тверь: Альфа-Пресс, 2004. С. 65-66.

Дудочкин П. Собиратель // Волга. 1980. № 3. С. 175-178.

Петров М. Г. Под спудом // Петров М. Г. Отвергнутый камень: Очерки, эссе, краеведческие исследования. Тверь: Русская провинция, 2003. С. 219-233.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 2071; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь