Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Семинарские занятия по русской литературе



ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Первой половины XIX века.

 

1. Общественная и литературная жизнь 1-ой четверти 19 века /1800-1825/. Литературные течения, общества, журналы, салоны.

2. Идейно-художественные особенности литературного творчества поэтов-декабристов.

3. Романтизм как художественный метод. Социально-философские корни романтизма. Различные течения. Поэтика романтизма. Историко-литературное значение романтизма.

4. Своеобразие и историко-литературное значение поэзии К.Н.Батюшкова. Батальная лирика. «Легкая поэзия». Антологические стихи. В.Г.Белинский и А.С.Пушкин о поэзии Батюшкова.

5. Черты сентиментализма и романтизма в лирике В.А.Жуковского. Историко-литературное значение его поэзии. А.С.Пушкин и В.Г.Белинский о лирике В.А.Жуковского.

6. В.А.Жуковский – родоначальник русского романтизма. Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. Особенности сюжетосложения, характеры, идеи. Художественные особенности баллад. Современные исследования о жизни и творчестве В.А.Жуковского.

7. Творчество К.Ф.Рылеева. Гражданская лирика. Жанровое и стилистическое своеобразие. Агитационно-сатирические песни. Поэма «Войнаровский» – классическое произведение декабристского романтизма. Современные исследования о творчестве К.Ф.Рылеева.

8. Новаторство комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Принципы создания характеров. Особенности драматургического конфликта, языка. Общественная и личная драма Чацкого. «Горе от ума» в русской критике.

9. И.А.Крылов - баснописец. Народность и реализм басен. Специфика жанра. Основные идеи, темы, сюжеты, персонажи, язык басен. В.Г.Белинский о национальном своеобразии басен И.А.Крылова.

10. Поэзия А.С.Пушкина. Идейно-художественная эволюция /начало творческого пути, политическая лирика петербургского периода, темы, образы, мотивы; художественное своеобразие лирики периода южной ссылки, михайловского периода, философские, духовно-нравственные мотивы лирики середины 1820-1830-х гг. В.Г.Белинский об отличительных особенностях лирики Пушкина. Современные исследования о поэзии А.С.Пушкина.

11. Своеобразие романтических поэм А.С.Пушкина. Анализ одной поэмы /на выбор/.

12. Исторические поэмы А.С.Пушкина. Поэма «Полтава». Изображение Петровской эпохи, Полтавского боя. Образы исторических деятелей. Любовная линия сюжета. Сложность художественной структуры поэмы. Философские, нравственные, социальные проблемы в поэме «Медный всадник». Споры в современном пушкиноведении о «Медном всаднике». В.Г.Белинский об исторических поэмах Пушкина.

13. Драматургия А.С.Пушкина. Новаторство трагедии «Борис Годунов». Проблема власти и народа. Образы Годунова, Самозванца, Шуйского, юродивого и др. Особенности пушкинского историзма. Художественное своеобразие трагедии. Современные исследования о трагедии. «Маленькие трагедии». Проблематика, сюжеты, характеры, художественные особенности.

14. Новаторство, художественное своеобразие, историко-литературное значение романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Социальная и нравственно-психологическая проблематика. Характеры и судьбы. Образы Евгения Онегина, Татьяны Лариной, Владимира Ленского и др. Образы автора повествователя В.Г.Белинский и современные исследователи о романе.

15. «Повести Белкина». Проблематика, сюжеты, характеры. Литературный традиционализм и художественное новаторство.

16. А.С.Пушкин. Повесть «Дубровский». Социально-психологическая проблематика. Система образов. Проблема народного бунта.

17. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина – роман нового типа. Синтез истории и вымысла. Философско-историческая и духовно-нравственная проблематика. Своеобразие жанра, стиля, языка. Современные исследования о прозе Пушкина.

18. Раннее творчество М.Ю.Лермонтова (1828-1836). Основные мотивы лирики. Сюжет, характеры, идейный смысл драмы «Маскарад». Тема крестьянского бунта и свободы личности в романе «Вадим». Художественное своеобразие романа.

19. Основные темы, идеи, мотивы, художественные особенности лирики М.Ю.Лермонтова 1837-1841 гг. В.Г.Белинский об отличительных особенностях лирики Лермонтова. Современные исследования о поэзии Лермонтова.

20. Историзм и фольклоризм «Песни про купца Калашникова». Проблематика. Образы. Поэтика. В.Г.Белинский о «Песне».

21. Романтические поэмы М.Ю.Лермонтова. Композиция, стиль, образ романтического героя в поэме «Мцыри». В.Г.Белинский о сущности характера Мцыри и художественном своеобразии поэмы. Поэма «Демон» и европейская «демониана». Универсализм и богоборчество. Диалектика добра и зла. Современные исследования о поэмах М.Ю. Лермонтова.

22. «Герой нашего времени» – первый русский философско-психологический роман в прозе. Композиционные принципы романа и их роль в раскрытии характера Печорина. Характеристика Печорина Максимом Максимычем и путешественником. Нравственный и духовный облик Печорина в его дневнике. Тема судьбы, фатума в оценке современных исследователей.

23. Поэты пушкинской поры (Е.А.Баратынский, П.А.Вяземский, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, Д.Давыдов Д.В.Веневитинов, И.И.Козлов).

24. Проблематика, герои, сюжеты, стиль повестей А.А.Бестужева-Марлинского.

25. Общественная и литературная жизнь 30-х годов Х1Х века (1826-1840). Философско-эстетические и политические искания. Историческая мысль. Теория официальной народности. Развитие журналистики. Философский романтизм.

26. Повести Н.В.Гоголя. особенности художественного метода, своеобразие стиля. Функции юмора и фантастики в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Идиллические мотивы, героика и фантастика, сатира и юмор в сборнике «Миргород», «Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Духовно-нравственная, эстетическая, социально-психологическая проблематика. Современные исследования о творчестве Н.В.Гоголя.

27. Пьеса Н.В.Гоголя «Ревизор» как общественная комедия и учительное произведение. Новаторство сюжета и характеров. Городничий и чиновники. Хлестаков и хлестаковщина. «Ревизор» на русской сцене.

28. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». История создания. Жанр. Композиция. Смысл названия. Образ Чичикова. Предыстория героя. Комментарии автора-повествователя. Приемы сатирической характеристики помещиков. Содержание и функции лирических отступлений. Религиозно-нравственный пафос поэмы. В.Г.Белинский и К.С.Аксаков о поэме. Современные исследования о «Мертвых душах».

29. Духовный кризис Гоголя. «Выбранные места из переписки с друзьями». «Письмо к Гоголю В.Г.Белинского». Судьба 2-го тома «Мертвых душ».

30. «Натуральная школа» 1840-х годов. В.Г.Белинский об основных особенностях и значении «натуральной школы».

31. Жизненный и творческий путь А.И.Герцена. Роман «Кто виноват? » как произведение «натуральной школы». Проблематика, жанровое своеобразие, мастерство литературного портрета, личность автора в мемуарах «Былое и думы».

32. Мир поэзии А.В.Кольцова.


Семинарские занятия по русской литературе

Первой половины Х1Х века.

(заочное отделение)

 

Цель семинарских занятий:

Развитие у студентов навыков работы с критической и монографической литературой, навыков анализа художественных произведений разных жанров в единстве формы и содержания с учетом их специфики, умения убедительно аргументировать свои мысли, формирование художественного вкуса, самостоятельности мысли.

 

Тема 1. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Тема 2.

" Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова – первый прозаический

Социально-психологический и философский роман в русской литературе.

Цель: Развитие навыков анализа крупного произведения в свете поставленных проблем социального, психологического, нравственно-философского характера. Выявление роли различных художественных средств в создании сложного, противоречивого человеческого характера.

План

1. Композиционные принципы романа (несколько повестей, объединенных одним названием, нарушение хронологической последовательности, три рассказчика).

2. Последовательное раскрытие характера, психологии, судьбы Печорина от первой главы до последней.

Предисловие к роману.

Лермонтов о типичности Печорина.

" Бэла".

Проблема " природы и цивилизации", столкновение национально-родового и личностного начал. Психофизический склад Печорина. Печорин в восприятии Максима Максимовича.

1.Какие странности в Печорине заметил Максим Максимович?

2.Как удалось Печорину похищение Бэлы? Бэла, Азамат, Казбич как национальные типы.

З.Чем вызывает Печорин доверие и расположение Бэлы?

4.Как объясняет сам Печорин причину своей скуки и охлаждения к Бэле?

5." Я за нее отдам жизнь", - говорит Печорин Максиму Максимовичу о Бэле. Не пустая ли это фраза?

6.Похищение Бэлы Казбичем. Как оценить поступок Казбича?

7.Как переживает смерть Бэлы Печорин и Максим Максимович?

8.Какое остается от Печорина впечатление в целом?

“Максим Максимыч”

1. Портрет Печорина - первый психологический реалистический портрет в рус. литературе.

2. Рассказ о встрече Максима Максимовича и Печорина. Что испытывает М.М., узнав о приезде Печорина? Как ведет себя Печорин? Прав ли Максим Максимович, сделав такой вывод: " Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара". Путешественник о Максиме Максимыче.

Послесловие к " дневнику Печорина".

Еще раз о типичности Печорина.

" Тамань".

1.Почему Печорин наблюдает за слепым мальчиком?

2.Чем привлекает Печорина девушка-контрабандистка?

3.Как ведет себя Печорин во время ночного свидания?

4.Почему " Тамань" кончается печально?

5.Какие свойства натуры Печорина проявились в повести " Тамань"?

6.Печорин о роли судьбы, рока в своей жизни.

" Княжна Мери".

1.Как описывает Печорин Пятигорск? Как характеризует его это описание?

2.В каком стиле дается описание " водяного общества"? За что Печорин презирает это общество?

3.Почему " водяное общество" не любит Печорина и преследует его?

4.В чем причина ссоры Печорина и Грушницкого?

5.Как ведут себя на дуэли Печорин и Грушницкий? Какие стороны характеров и нравственного облика обоих здесь раскрываются?

6.Почему Печорин, не любя, начинает ухаживать за княжной Мери? Чем кончаются их отношения? Как характеризует Печорина его разрыв с Мери?

7.В чем смысл последнего визита Печорина к княжне Мери?

8.Что нового мы узнаем из письма Веры о Печорине?

9.Рассуждения Печорина общего характера:

- Что думает Печорин о дружбе вообще, о Вернере, в частности?

- Как рассуждает Печорин о любви, о женщинах? Поступает ли он в соответствии со своими рассуждениями?

-Как объясняет Печорин охладелость своей души, эгоизм, раздвоенность?

- Что думает Печорин о цели и смысле жизни, судьбе, роке?

" Фаталист"

1. О чем спорят офицеры?

2. Как испытывает судьбу Вулич? Какую роль играет в этой сцене Печорин?

3.К каким выводам приходит Печорин после истории с казаками?

4.Печорин о вере и безверии.

5. Фаталистический эксперимент Печорина. К каким выводам он приходит?

 

Общие выводы о Печорине. Роман " Герой нашего времени" в свете лермонтовской философии жизни (понятий свободы, вечности, любви, смерти, судьбы).

 

Обязательная литература:

Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. //Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. В 6-ти т.

М.-Л.: АН СССР, 1954-1957. т.6.

1. Белинский В.Г. Герой нашего времени. Сочинения М. Лермонтова. // Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9-ти т. М.: Худ. Лит., 1978. Т.З.

2. Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энциклопедия, 1981 (главы " Герой нашего времени", " Мотивы" ).

3. Асмус В.Ф. Круг идей Лермонтова. //Асмус В.Ф. Вопросы теории и эстетики. М., 1968 или Литературное наследство, т.43-44.

4. Виноградов И. Философский роман Лермонтова. //" Новый мир", 1964, №6 или: Русская классическая литература. Разборы и анализы. М.: Просвещение, 1969.

Сделать конспект статьи В.Г.Белинского, подглавки " Судьба" в главе " Мотивы" (Лермонтовская энциклопедия, стр. 311-312) и на выбор статьи В.Ф. Асмуса или работы И. Виноградова.

Дополнительная литература:

  1. Герштейн Э. " Герой нашего времени" Лермонтова. М., 1976.
  2. Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман " Герой нашего времени". Л.: Наука, 1975.
  3. Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. М.: Правда, 1973.
  4. Мануйлов В. А. Роман Лермонтова " Герой нашего времени". Комментарий. М.-Л.:
  5. Маркович В.М. " Герой нашего времени" и становление реализма в русском романе. // Русская литература. -1967 - № 4.
  6. Михайлова Е.Н. Проза Лермонтова. М., 1957.
  7. Просвещение, 1966.
  8. Удодов Б.Г. Образно-смысловая структура " Героя нашего времени". // Удодов Б.Г. М.Ю.Лермонтов. Воронеж, 1973.
  9. Эйхенбаум Б.М. " Герой нашего времени". // Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л.: Худ. лит., 1969

Тема 3. Поэма Н.В. Гоголя " Мертвые души".

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебники, учебные пособия

  1. История русской литературы. В 4-х томах. Т.2. – Л.: Наука, 1982.
  2. История русской литературы Х1Х в. 1800 – 1830 –е гг. В 2-х ч. М., Владос, 2001. Под ред. В.Н. Аношиной, Л.Д.Громовой.
  3. Днаев М.М. Православие и русская литература. В 6-ти ч. Т. 2 – 4. М., 1996 -1998.
  4. История русской литературы. Т.6. Литература первой трети Х1Х в. – М.-Л.: АНСССР, 1953.

 

Исследования

  1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
  2. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М., 2001.
  3. Вацуро В.Э. Пушкинская пора. СПб.: Академический проект, 2000.
  4. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.
  5. Дунаев М.М. Православие и русская литература: В 6 т. М., 1996-2000.
  6. Евангельский текст в русской литературе ХУШ – ХХ веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск, 1994.
  7. Историческая поэтика: Литература эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.
  8. История русского романа. В 2-х т. М.-Л., 1962. Т.1.
  9. Канунова Ф.З. Айзикова И.А. Нравственно-эстетические искания русского романтизма и религия (1826 – 1840-е гг.). Новосибирск: Сибирский Хронограф, 2001.
  10. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. М., 1988.
  11. Мальчукова Т.Г. Филология как наука и творчество. Петрозаводск, 1995.
  12. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.
  13. Манн Ю.В. Русская литература Х1Х в. Эпоха романтизма. М., 2001.
  14. Мир романтизма. Вып. 1(25), 2 (26). Тверь, 1999.
  15. Набоков В. Лекции по русской литературе. М., 1996.
  16. Проблемы романтизма в русской и зарубежной литературе. Тверь, 1996.
  17. Романтизм и его исторические судьбы. Ч. 1, 2. Тверь, 1998.
  18. Русский романтизм. М.: Просвещение, 1974.
  19. Сахаров В.И. Страницы русского романтизма. М., 1998.
  20. Эйхенбаум Б.М. О литературе. М., 1987.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ

 

  1. Романтизм как художественный метод. Поэтика романтизма. Русский романтизм и просветительство. Течения и эволюция русского романтизма.
  2. Жанры баллады, романтической элегии и дружеского послания в русской поэзии 1 трети Х1Х века (на материале лирики В.А.Жуковского, К.Н.Бытюшкова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, поэтов Пушкинской поры).
  3. Рецепция античности в русской романтической поэзии (античные мотивы, жанры, переложения, подражания, реминисценции в творчестве К.Н.Батюшкова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина и других).
  4. Преломление просветительской идеологии и эстетики в декабристском романтизме и драматургии А.С.Грибоедова.
  5. От романтического зловещего рока к божественному промыслу. Модификации фатализма в русской литературе «золотого века».
  6. Оппозиция радикализма и консерватизма в философско-исторических исканиях русских писателей.
  7. Особенности психологизма в прозе русских писателей. Рациональное и иррациональное в человеческой душе, психологический эксперимент и самоанализ, внутренняя борьба и «потаенный сердца человек».
  8. Тип «духовного скитальца» в русской литературе 1820-х – 1830-х гг. в свете христианской антропологии.
  9. Писатели-классики о свойствах русского национального характера (мужские и женские типы).
  10. Национально-методическая проблематика в произведениях поэтов и писателей. Изображение «вольных» народов.
  11. Политическая сатира, памфлеты, эпиграмма, другие шутливые жанры в русской литературе.
  12. Отношение к отечественному самодержавию. Русские писатели о русских царях.
  13. Русская литература и фольклор. Эстетические принципы народности и национальной самобытности. Фольклорные мотивы, образы, жанры в произведениях классиков.
  14. Модификации образа автора. Лирические отступления в романе в стихах и в прозе.
  15. Роман в стихах. Уникальность жанра.
  16. Жанр философской медитации в русской поэзии.
  17. Русская романтическая проза (А.А.Бестужев-Марлинский, В.Ф.Одоевский, О.сомов, А.Погорельский и др.). Приемы поэтики.
  18. Оппозиция реального и фантастического в прозе русских писателей.
  19. Пейзаж в поэзии и прозе. Виды и формы. Связь с художественным методом. Искусство детали.
  20. Пространственный образ России в русской лирике. Календарные циклы и историческое время в произведениях писателей 1 трети Х1Х в.

 

 


ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА (1 ПОЛОВИНА)

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Первой половины XIX века.

 

1. Общественная и литературная жизнь 1-ой четверти 19 века /1800-1825/. Литературные течения, общества, журналы, салоны.

2. Идейно-художественные особенности литературного творчества поэтов-декабристов.

3. Романтизм как художественный метод. Социально-философские корни романтизма. Различные течения. Поэтика романтизма. Историко-литературное значение романтизма.

4. Своеобразие и историко-литературное значение поэзии К.Н.Батюшкова. Батальная лирика. «Легкая поэзия». Антологические стихи. В.Г.Белинский и А.С.Пушкин о поэзии Батюшкова.

5. Черты сентиментализма и романтизма в лирике В.А.Жуковского. Историко-литературное значение его поэзии. А.С.Пушкин и В.Г.Белинский о лирике В.А.Жуковского.

6. В.А.Жуковский – родоначальник русского романтизма. Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. Особенности сюжетосложения, характеры, идеи. Художественные особенности баллад. Современные исследования о жизни и творчестве В.А.Жуковского.

7. Творчество К.Ф.Рылеева. Гражданская лирика. Жанровое и стилистическое своеобразие. Агитационно-сатирические песни. Поэма «Войнаровский» – классическое произведение декабристского романтизма. Современные исследования о творчестве К.Ф.Рылеева.

8. Новаторство комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Принципы создания характеров. Особенности драматургического конфликта, языка. Общественная и личная драма Чацкого. «Горе от ума» в русской критике.

9. И.А.Крылов - баснописец. Народность и реализм басен. Специфика жанра. Основные идеи, темы, сюжеты, персонажи, язык басен. В.Г.Белинский о национальном своеобразии басен И.А.Крылова.

10. Поэзия А.С.Пушкина. Идейно-художественная эволюция /начало творческого пути, политическая лирика петербургского периода, темы, образы, мотивы; художественное своеобразие лирики периода южной ссылки, михайловского периода, философские, духовно-нравственные мотивы лирики середины 1820-1830-х гг. В.Г.Белинский об отличительных особенностях лирики Пушкина. Современные исследования о поэзии А.С.Пушкина.

11. Своеобразие романтических поэм А.С.Пушкина. Анализ одной поэмы /на выбор/.

12. Исторические поэмы А.С.Пушкина. Поэма «Полтава». Изображение Петровской эпохи, Полтавского боя. Образы исторических деятелей. Любовная линия сюжета. Сложность художественной структуры поэмы. Философские, нравственные, социальные проблемы в поэме «Медный всадник». Споры в современном пушкиноведении о «Медном всаднике». В.Г.Белинский об исторических поэмах Пушкина.

13. Драматургия А.С.Пушкина. Новаторство трагедии «Борис Годунов». Проблема власти и народа. Образы Годунова, Самозванца, Шуйского, юродивого и др. Особенности пушкинского историзма. Художественное своеобразие трагедии. Современные исследования о трагедии. «Маленькие трагедии». Проблематика, сюжеты, характеры, художественные особенности.

14. Новаторство, художественное своеобразие, историко-литературное значение романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Социальная и нравственно-психологическая проблематика. Характеры и судьбы. Образы Евгения Онегина, Татьяны Лариной, Владимира Ленского и др. Образы автора повествователя В.Г.Белинский и современные исследователи о романе.

15. «Повести Белкина». Проблематика, сюжеты, характеры. Литературный традиционализм и художественное новаторство.

16. А.С.Пушкин. Повесть «Дубровский». Социально-психологическая проблематика. Система образов. Проблема народного бунта.

17. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина – роман нового типа. Синтез истории и вымысла. Философско-историческая и духовно-нравственная проблематика. Своеобразие жанра, стиля, языка. Современные исследования о прозе Пушкина.

18. Раннее творчество М.Ю.Лермонтова (1828-1836). Основные мотивы лирики. Сюжет, характеры, идейный смысл драмы «Маскарад». Тема крестьянского бунта и свободы личности в романе «Вадим». Художественное своеобразие романа.

19. Основные темы, идеи, мотивы, художественные особенности лирики М.Ю.Лермонтова 1837-1841 гг. В.Г.Белинский об отличительных особенностях лирики Лермонтова. Современные исследования о поэзии Лермонтова.

20. Историзм и фольклоризм «Песни про купца Калашникова». Проблематика. Образы. Поэтика. В.Г.Белинский о «Песне».

21. Романтические поэмы М.Ю.Лермонтова. Композиция, стиль, образ романтического героя в поэме «Мцыри». В.Г.Белинский о сущности характера Мцыри и художественном своеобразии поэмы. Поэма «Демон» и европейская «демониана». Универсализм и богоборчество. Диалектика добра и зла. Современные исследования о поэмах М.Ю. Лермонтова.

22. «Герой нашего времени» – первый русский философско-психологический роман в прозе. Композиционные принципы романа и их роль в раскрытии характера Печорина. Характеристика Печорина Максимом Максимычем и путешественником. Нравственный и духовный облик Печорина в его дневнике. Тема судьбы, фатума в оценке современных исследователей.

23. Поэты пушкинской поры (Е.А.Баратынский, П.А.Вяземский, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, Д.Давыдов Д.В.Веневитинов, И.И.Козлов).

24. Проблематика, герои, сюжеты, стиль повестей А.А.Бестужева-Марлинского.

25. Общественная и литературная жизнь 30-х годов Х1Х века (1826-1840). Философско-эстетические и политические искания. Историческая мысль. Теория официальной народности. Развитие журналистики. Философский романтизм.

26. Повести Н.В.Гоголя. особенности художественного метода, своеобразие стиля. Функции юмора и фантастики в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Идиллические мотивы, героика и фантастика, сатира и юмор в сборнике «Миргород», «Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Духовно-нравственная, эстетическая, социально-психологическая проблематика. Современные исследования о творчестве Н.В.Гоголя.

27. Пьеса Н.В.Гоголя «Ревизор» как общественная комедия и учительное произведение. Новаторство сюжета и характеров. Городничий и чиновники. Хлестаков и хлестаковщина. «Ревизор» на русской сцене.

28. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». История создания. Жанр. Композиция. Смысл названия. Образ Чичикова. Предыстория героя. Комментарии автора-повествователя. Приемы сатирической характеристики помещиков. Содержание и функции лирических отступлений. Религиозно-нравственный пафос поэмы. В.Г.Белинский и К.С.Аксаков о поэме. Современные исследования о «Мертвых душах».

29. Духовный кризис Гоголя. «Выбранные места из переписки с друзьями». «Письмо к Гоголю В.Г.Белинского». Судьба 2-го тома «Мертвых душ».

30. «Натуральная школа» 1840-х годов. В.Г.Белинский об основных особенностях и значении «натуральной школы».

31. Жизненный и творческий путь А.И.Герцена. Роман «Кто виноват? » как произведение «натуральной школы». Проблематика, жанровое своеобразие, мастерство литературного портрета, личность автора в мемуарах «Былое и думы».

32. Мир поэзии А.В.Кольцова.


Семинарские занятия по русской литературе

Первой половины Х1Х века.

(заочное отделение)

 

Цель семинарских занятий:

Развитие у студентов навыков работы с критической и монографической литературой, навыков анализа художественных произведений разных жанров в единстве формы и содержания с учетом их специфики, умения убедительно аргументировать свои мысли, формирование художественного вкуса, самостоятельности мысли.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1140; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь