Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Технологии эвристического обучения
Эти технологии рассчитаны на гарантированное и эффективное достижение педагогических целей и интеллектуальное развитие обучающихся. В педагогическом процессе их часто называют активными, так как их использование приводит к высокому уровню внутренней и внешней активности обучающихся. Однако и описанные выше методы и технологии рассчитаны на такую активность. Более точно называть их методами активного обучения, ибо пассивных методов в грамотной педагогической практике нет. Все методы полифункциональны и могут выполнять образовательную, обучающую, воспитательную и развивающую функции. К числу основных методов активного обучения и воспитания относят: игровой, проблемный, программированный, компьютерный, эвристический. Эвристический метод обучения (А.В. Хуторской) — способ организации творческих, продуктивных процессов мышления обучающихся путем овладения ими новыми, более рациональными вариантами действий в новых ситуациях. Использование его сокращает время решения дидактических задач по сравнению со способом полного ненаправленного выбора возможных альтернатив. Правда, результаты решений оказываются не всегда наилучшими, но, как правило, допустимыми, обеспечивающими достижение поставленной цели. Эвристическая деятельность развивает у обучающихся способности: понимать и творчески использовать пути и методы продуктивной познавательной деятельности, систематизировать учебную информацию и применять ее в эвристическом поиске, адаптироваться к новым условиям деятельности и предвидеть ее результаты, прогнозировать свою интеллектуальную и практическую деятельность, принимать обоснованные решения на основе эвристических операций с последующей их логической проверкой. Эта деятельность эффективна при умении обучающегося оценивать свои действия, их рациональность, экономичность, настойчиво доводить решение задачи до логического завершения; при этом важно обладать гибкостью мышления, способностью актуализации и организации информации (опыта) в решаемой задаче. Она осуществляется на основе эвристических правил и операций, основанных на аргументированных рассуждениях. Эвристические правила — это рекомендации к выбору возможного варианта действия в условиях альтернативного поиска (от более легкого к более трудному, от более знакомого к менее знакомому, от целого к части целого и т.п.). Операции — не что иное, как мыслительные действия (анализ, синтез, аналогия, обобщение и т.д.), направляющие деятельность обучающегося на нахождение оптимального решения задачи. Те и другие выступают инструментарием для решения учебных эвристических задач. Заслуживает внимания концепция содержательных обобщений (В.В. Давыдов), обосновывающая продуктивность логической цепочки: сначала сообщение обобщенных теоретических положений, а затем — факты, примеры, опытные данные, подкрепляющие, утверждающие истинность обобщений. Тем самым углубляется понимание изучаемого, делается более плодотворным соотношение индуктивной и дедуктивной логики в обучении Наиболее широко применяемым методом эвристического обучения является метод «мозгового штурма», активизирующий коллективную творческую деятельность. Технология его применения: • условие учебной поисковой задачи формулируется в общих чертах, проблемно; • занятие разделяется по времени на две части: выдвижение гипотез и их анализ-оценка; • в первой части занятия запрещается какая бы то ни было критика (в том числе и через мимику, ухмылки, жесты и пр.) мнений и предложений, что снимает боязнь критики своих высказываний у обучающихся — она тормозит их мышление и творческие процессы; • группа участников «штурма» — «генераторов идей» — за отведенное учебное время вьщвигает максимальное количество гипотез, причем любых — даже несостоятельных, парадоксальных. Доказательств не требуется, все идеи записываются. Важно, чтобы участники занятия были психологически раскованы, чувствовали себя свободно; • во второй части вся группа или выделенная из нее «группа экспертов» ведет всестороннее обсуждение каждой идеи и выносит суждение о ее ценности (оценка дается каждым «экспертом» по пяти или десятибалльной шкале и выводится средний балл), отсеивает нереальные и несерьезные варианты; • если задача в процессе «штурма» не нашла решения, она может быть предложена тем же обучающимся в измененном виде. К эвристическим методам относится также синектический метод [42] . Методика его применения в основном аналогична «мозговому штурму». Отличие состоит в том, что он применяется в отношении обучающихся, не имеющих опыта творческой деятельности. Для этого целесообразно создавать группы (5—7 человек), накапливающие приемы и способы творческих действий. С ними проводится специальная подготовка в профессиональном и учебно-познавательном направлениях. Цель одна — попытаться найти творческое решение поставленной проблемы. Структурная схема синектического занятия обычно следующая: постановка проблемы в общем виде, ее анализ с целью ознакомления, отсеивания первых решений, понимание проблемы, вызывающий аналогию вопрос, генерирование аналогий, их развитие и обыгрывание, выявление значимости и использование аналогий применительно к проблеме для генерирования новых идей, выбор альтернативы, выдвижение новой идеи при отрицательной оценке альтернативной, развитие новой идеи при ее позитивной оценке. Метод дидактических игр используется в нескольких разновидностях: деловые, ролевые и управленческие, организационно-деятель-ностные игры. Наиболее распространенной в педагогическом процессе является деловая игра. Технология ее проведения заключается в воздействии на психологию обучающихся таким образом, чтобы моделировать, тщательно анализировать все отношения, возникающие перед личностью в процессе ее учебной и профессиональной деятельности. С организационной точки зрения проведение деловой игры представляет собой развертывание особой имитационной деятельности на основе модели, воссоздающей условия и динамику возникновения, протекания и решения проблемы. Постоянно расширяющаяся практика использования деловых игр диктует необходимость специального исследования проблем эффективности их образовательного, воспитательного, обучающего и развивающего воздействия. В силу своих дидактических возможностей — активного развивающего характера, непосредственного общения на фоне изменяющейся обстановки — деловые игры оказываются в большей степени продуктивны в качестве средства совершенствования личностных качеств человека[43]. Дело в том, что они являются своеобразным конгломератом двух реальностей: процесса профессиональной, учебной деятельности и отношений, возникающих в нем. Усвоение знаний, формирование умений и навыков осуществляются как бы наложением на канву деятельности в ее предметном и социальном аспектах. Знания усваиваются не абстрактно, не про запас, не для какого-то гипотетически-перспективного применения, а в реальном для участников информационном поле, в динамике развития сюжетных действий, в формировании целостного образа профессиональной ситуации. Кроме того, в деловой игре человек приобретает навыки интеллектуального взаимодействия, создает ценностные ориентации и установки, присущие ему как специалисту. В деловой игре при ее конструировании и применении реализуются помимо общепедагогических и частные педагогические принципы: имитационного моделирования содержания и форм учебной, профессиональной деятельности; совместной деятельности; многоплановости в организации игры; педагогического управления[44]. Эти принципы отражают суть игрового обучения, его составных частей, логики и внутренних связей, становятся эффективными факторами их системного применения. Педагогические наблюдения над проводимыми игровым методом занятиями показывают, что педагогическое своеобразие и полезность игры теряются в случае, если руководитель, педагог стремится реализовать только учебные либо только игровые цели. И в первом, и во втором случае снижается формирующий эффект игры. Усилить же его возможно только тогда, когда в процессе воздействия акцентируется внимание на интеллектуально-развивающем компоненте занятия как своеобразном системном объединении всех частных целевых установок. В развитии личностных качеств обучающихся деловая игра обладает следующими возможностями: • обеспечивает систематизацию изучаемого материала и его представление в имитационной модели, приближенной к реальности; • воссоздает структуру и функции отдельных компонентов деятельности; • приближает обучающихся к реальным условиям возникновения потребностей в знаниях, путях и способах добывания, сохранения, использования этих знаний, что в свою очередь обеспечивает осмысленность процесса учебы, личную активность, возможность сознательного перехода от эмоциональной мотивации к профессиональной; • объединяет образовательный, обучающий, воспитывающий и развивающий эффекты педагогического процесса; • обеспечивает в конечном счете переход от организации к регуляции руководителем, педагогом интеллектуальной деятельности обучающихся, к саморегуляции и самоорганизации их деятельности. В силу обстоятельств деловые игры целесообразно проводить преимущественно после того, как их участники будут в достаточной степени ориентированы в существе требований к предстоящей деятельности, уяснят ее сущностные основы, овладеют ключевыми понятиями. Названные требования должны быть соблюдены — в противном случае сама деловая игра лишится обучающих, образовательных, воспитательных и развивающих функций и не даст должного эффекта. Разновидностями деловой игры по уровню сложности являются: • имитационные упражнения (закрепление навыков, умений); • анализ учебных, профессиональных ситуаций (выработка обучающимися своих решений по ситуации, их групповое обсуждение); • исполнение определенных ролей (с последующей оценкой действий игрока другими участниками игры); • полноценная деловая игра, комплексно имитирующая учебную, профессиональную деятельность и ее последствия в контексте принимаемых решений.
Компьютерные технологии В современных условиях большое значение приобрело применение технологий (метода) компьютерного обучения. Техническая база современного педагогического процесса объективно привела к переходу деятельности обучающих и обучающихся на качественно новый педагогический уровень, предполагающий создание принципиально новых учебных материалов. Компьютеры применяются в подготовке обучающихся как рабочий инструмент руководителя, педагога и школьников, студентов, специалистов, экономящий их время, повышающий эффективность учебного процесса; как предмет изучения, как средство обучения и автоматизации управления педагогическим процессом. В перспективе они послужат созданию обучающих программ, моделированию игровых процессов, видеоресурсов, телекоммуникаций ведомства, вуза, организации дистанционного обучения и др. Применение компьютерной техники приводит к возникновению специфических экономических, интеллектуальных и эмоциональных эффектов. Экономический эффект заключается в удешевлении сложных вычислительных, логических и информационно-поисковых операций; освобождается время участников занятий для решения других более сложных задач. Технологический эффект активизации познавательной (интеллектуальной) деятельности достигается посредством применения компьютеров для более точных и трудоемких операций, что, как правило, вызывает большую интеллектуальную активность и приносит более значительные обучающие и развивающие результаты. Усиление интеллектуальной деятельности происходит из-за вынужденности проявлений активности обучающегося даже там, где он предпочел бы быть пассивным, ускорения решения задач, комплексного анализа последствий, освобождения от рутинной работы, возможности регистрации интеллектуальной деятельности для ее последующего анализа и оценки. Эмоциональный эффект обусловлен осознанием обучающимся своих новых возможностей и диалогизацией индивидуальной деятельности (обращения к сведениям, хранящимся в памяти компьютера), что доставляет пользователю определенное удовлетворение. Выделяют несколько путей применения компьютерной техники для решения дидактических задач. Прежде всего, проведение практических занятий для формирования навыков и умений решения задач на компьютере. Особую значимость приобретают лабораторные занятия с использованием моделей, реализуемых на компьютерной технике, что создает в обучении новые возможности (исследование имитируемых объектов с разных сторон без существенных материальных затрат, без использования реальных объектов), повышает творческую активность обучающихся. Применение компьютеров дает возможность визуализации изучаемых процессов, повышает наглядность обучения: на экране дисплея можно давать послойное изображение изучаемого объекта, показывать динамику его развития и т.д. Компьютерная техника повышает возможности более частого проведения дидактических игр (логические развивающие игры; игры, нацеленные на выработку навыков и умений принятия педагогически обоснованных решений в сложных ситуациях и т.п.). Обучающийся при этом имеет возможность проследить последствия принятого решения, в случае необходимости скорректировать его; вести свободный информационный диалог с машиной, формируя навыки информационно-поисковых операций, использования информационных баз данных. Прочно вошло и закрепилось в практике обучения использование компьютеров для управления тренажерами, а также создание новых. Кроме того, компьютерная техника является мощным средством репетиторства в случае, если обучающийся по каким-либо причинам отстал от лекционного потока и необходимо наверстать упущенное или он не успевает усвоить информацию на лекции и обращается к машине, чтобы еще раз проработать эту информацию, но уже в режиме репетиторства. Компьютеры также активно используются для разработки многовариантных заданий и средств проверки выполнения этих заданий обучающимися. Одним из путей применения компьютеризированных средств является массовый и оперативный контроль усвоения учебного материала, обеспечивающий педагогу, руководителю разгрузку от рутинной работы и делающий контроль систематическим, а оценку объективной. Создаются специальные классы автоматизированного контроля. Комплексная реализация путей применения компьютерной техники позволяет ожидать в ближайшие десятилетия радикальных перемен в организации и процессах образования. Нужно серьезное и оперативное овладение компьютерами всеми субъектами педагогической деятельности и массовый методический поиск способов компьютеризации педагогического процесса. Таковы наиболее перспективные методы активного обучения, технологии их применения. Используются также специализированные технологии, обусловленные особенностями учебной, профессиональной деятельности специалистов: решение профессионально-технических задач, специальные упражнения на принятие решений в различных профессиональных и учебных ситуациях по овладению высокопрофессиональными приемами и способами работы, метод проектов, разноуровневое обучение и др. Все они располагают большими возможностями образования, обучения, воспитания и развития личности обучающегося. Обобщая прогрессивное в теории обучения, воспитания и развития, правомерно сделать вывод, что все описанные и иные технологии, именуемые еще инновационными, преследуют цель не столько формировать у обучающихся знания, навыки и умения, сколько организовать их деятельность, управлять ею, максимально способствуя умственному развитию, повышать уровень научной обоснованности педагогического процесса, делать его более управляемым и продуктивным. На основе этого обучение, воспитание, развитие и образование стали приобретать преимущественно проблемно-деятельностный, поисково-исследовательский, технологически выверенный характер, а также многофункциональность, фундаментальность, активность, эмоциональность и оснащенность современными техническими средствами[45]. Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений 1. Как вы поняли, что такое педагогическая система и из каких элементов она состоит? 2. Раскройте системообразующую роль цели в системе педагогической работы. 3. Объясните, как образование, воспитание, обучение и развитие влияют друг на друга. 4. Каковы сущность и структура педагогического процесса? 5. Назовите одну из закономерностей педагогического процесса и дайте объяснение ее природе, влиянию на процесс и способу ее учета педагогом, руководителем. 6. В чем заключается специфика педагогического управления и чем она объясняется? 7. Зачем нужно морально-психологическое обеспечение педагогического процесса и как его нужно осуществлять? 8. Каковы функции педагогического процесса? 9. Идентичны ли словосочетания «контроль педагогического процесса» и «педагогический контроль»? 10. Как сделать, чтобы контроль за педагогическим процессом оказывал воспитывающее и обучающее влияние на контролируемых? 11. Опираясь на ваши представления и знания, определите, что такое «педагогическая технология». Библиографический список Автоматизированные системы обучения на базе ЭВМ. — М., 1992. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск, 1990. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. — М., 1977. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989. Беспалько Б.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. — М., 1991. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения (методологический анализ). — М., 1986. Змеев СИ. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие. —М., 2002. Кириллова Т.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. — М., 1980. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие / М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. — М., 2000. Левитан К.М. Педагогическая деонтология. — Екатеринбург, 1999. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1995. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 кн. — М., 2001. Столяренко A.M. Психология и педагогика: Учеб. пособие. — М., 2001. Чернилевский Д.В., Филатов О.Н. Технология обучения в высшей школе. — М., 1996.
Глава 4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ТЕХНИКА ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1718; Нарушение авторского права страницы