С ЧЕГО НАЧАЛИСЬ ЭТИЧНОСТЬ И АЛЬТРУИЗМ
Вероятно, никто не станет оспаривать, что готовность матери или
отца рисковать жизнью, защищая свой помет или детеныша, вызвана
41
не воспитанием, не благоприобретена, а естественна, заложена в
природе матери и отца, причем родительское чувство у животных
длится лишь тот срок, на протяжении которого детеныш или помет
нуждаются в помощи и охране родителей, а затем родители перестают
обращать внимание на выросшее потомство. Очевидно, что этот
сложный инстинкт закреплялся лишь постольку, поскольку он способ-
ствовал передаче наследственных особенностей родителей, в частно-
сти, инстинктов защиты потомства, непосредственным и отдаленным
потомкам родителей. Наоборот, отсутствие родительских инстинктов
отметало начисто такие дефективные генотипы, что сохраняло и
совершенствовало сами родительские инстинкты. Но уже у стадных
животных этот тип альтруизма распространяется за пределы семьи,
охватывая стаю, стадо, которых отсутствие чувства взаимопомощи,
долга у ее членов обрекает на быстрое вымирание — ибо у многих
видов животных только стая, а не пара родителей способна одновре-
менно осуществлять системы сигнализации об опасности, системы
защиты и системы прокорма детенышей. Естественно, что даже при
отсутствии передачи опыта родительским примером (если медведь
Балу не обучает детенышей законам джунглей) все же стадно-стайные
инстинкты оказываются наследственно закрепленными, точно так же,
как защитная окраска, наличие когтей и многих других средств
самообороны, хотя анатомический субстрат этих инстинктов, шишку
«коллективизма» или человечности еще никто не видел.
Что наследственно закрепленной, а отнюдь не заученной или
выученной может быть довольно сложная система действий, показы-
вает пример птенца кукушки, который, не видя никогда своих
родителей, точно выполняет всю программу сложных видоспецифи-
ческих действий.
Гелады заботятся о потомстве всей стаи, и детеныши, обычно
бродящие в стаде далеко от матери, во время тревоги бросаются на
спину любого животного, несущегося в укрытие. В стаде павианов
мать с ребенком пользуется особыми привилегиями, помимо защиты
всеми самцами.
Если отбросить как не окончательно доказанные многие сообщения
об интеллекте и активной доброжелательности дельфинов, все же
окажется, что в совершенно разных ветвях филогенетического древа
независимо создавались многие «человеческие» свойства. Но для того
чтобы из некоторых задатков наших обезьяноподобных предков за
полсотни тысяч поколений выработалось столь социальное животное,
как человек, неизбежно требовался отбор по строго определенному
направлению, «программированному» жестко скоррелированными из-
менениями: чрезвычайным ростом головного мозга и его мощи,
удлинением срока заботы о потомстве, усложнением сотрудничества
42
и усилением самоотверженности. У питекантропов во время охоты
осуществлялась уже очень совершенная система связи и координации,
немыслимая без так или иначе развитой системы этических представ-
лений.
В природе человека заложено много «звериного». Но в зверях
заложено много «человеческого».
Рассматривая один за другим виды высших позвоночных, мы
найдем почти у каждого из них тот или иной инстинкт, эмоцию или
способность, обычно считающиеся монополией человека: героическую
охрану потомства и заботу о нем, взаимовыручку в опасности,
организованную самоотверженную защиту стада, верность и пре-
данность, способность к быстрой выработке условных и экстраполя-
ционных рефлексов, комбинаторные способности, острую память,
способность к обучению и членораздельной речи, жизненно важные
формы коллективизма.
В Южной Африке павианы имеют страшного врага — не льва,
слишком тяжелого, чтобы лазить по деревьям и скалам, а леопарда —
«легкий вездеход», вскарабкивающийся на любое дерево или скалу.
А его «пятизарядная» лапа все равно убивает сразу. Натуралист
Евгений Маре, проживший среди павианов три года, однажды под-
смотрел такой случай. Стадо павианов, самцы, самки, детеныши
опоздали вовремя добраться до безопасных пещер, а недалеко от их
дороги спокойно залег леопард. Добыча ему обеспечена. Но от стаи
отделились два самца. Они взобрались на скалу над леопардом и разом
кинулись вниз на него. Один вцепился в горло, другой в спину.
Леопард одним взмахом задней лапы вспорол брюхо нижнему павиану
и махом передних лап переломил кости верхнему. Но за доли секунды
клыки уже выпотрошенного павиана добрались до яремной вены
леопарда, и на тот свет отправилась вся тройка. Можно не сомневать-
ся, что оба павиана при всей своей «тупости» знали, что их ждет
неминуемая гибель, но они пошли на нее.
Если бы искалеченный леопард уцелел, то предметный урок —
к стаду павианов лучше не подходить — получили бы все леопарды
в окрестностях.
Особенный интерес представляет работа Р. Триверса (Trivers R. L.,
1971), посвященная проблеме естественного отбора на взаимно альт-
руистическое поведение с разбором трех систем: 1) симбиоза между
рыбой-хищником и видом-санитаром, очищающим его тело от экто-
паразитов-рачков, 2) предупредительный крик у птиц, 3) не ограни-
ченный кругом родственников взаимный альтруизм у человека.
Число видов крупных рыб-хищников, обслуживаемых мелкими
рыбками, очищающими их от эктопаразитов, почти безгранично,
число видов-«санитаров» близко к полусотне. «Хозяева почти никогда
43
не пожирают своих санитаров, имеющих яркую предупреждающую
окраску, заметность которой усиливается особыми движениями при
подплывании. Без " санитаров" хозяева быстро гибнут от эктопарази-
тов, ради очистки приплывают в места, изобилующие хищниками и
тратят на поиски санитаров и очистку ими почти столько же времени,
сколько и на охоту. Очищенный хищник энергичными движениями
предупреждает своего санитара перед закрытием пасти, так'что тот
успевает уплыть» (Maynard E., 1968). Поведение хозяев закреплено
не «преемственностью», а наследственностью. Так, выращенный в
одиночестве до шестилетнего возраста морской окунь, который при-
вык сразу хватать все ему брошенное, не только не схватил подса-
женного к нему санитара, но раскрыл пасть для очистки, а затем
веером развернул для очистки и жабры. Более того, некоторые мелкие
рыбы мимикрируют под «санитаров» не только по окраске, но и по
движениям.
Важным примером альтруизма являются предупредительные кри-
ки птиц; они иногда становятся жертвами хищника, о котором
предупреждают собратьев; предполагается, что имеет место группо-
вой отбор; из-за предупреждения хищник часто остается голодным и
слабым, отучается охотиться за жертвой данного вида и в данном
ареале.
Триверс рассматривает три модели: 1) альтруист систематически
рискует собой для любых членов популяции, в этом случае «ген»
альтруизма обречен на вытеснение (если только на выручку альтру-
исту не будут приходить и неспасенные им); 2) альтруист рискует
собой только ради близких родственников, при малом риске для
альтруиста, большом шансе на спасение гибнущего ген альтруиста
распространится широко; 3) альтруист рискует собой преимуществен-
но для альтруистов же и для способных на взаимный благодарный
альтруизм. В этом случае интенсивность отбора тем выше, чем чаще
в жизни особи встречаются ситуации, требующие взаимной выручки.
Но во всех трех случаях число переменных, определяющих на-
правление и интенсивность отбора по признаку взаимного альтруиз-
ма, очень велико.
При прочих равных условиях важное значение имеет видовая дли-
тельность жизни индивида — чем она больше, тем больше шансов на
выгодность взаимного альтруизма; степень дисперсии и перемешивания
особей определяет вероятность встречи в беде со спасенным; степень
взаимозависимости особей определяется и их территориальной близо-
стью друг другу: чем меньше общество, тем более «выгоден» взаимный
альтруизм; он очень важен в схватках между коллективами.
Но особое значение Триверс придает проблеме «обманщиков», т. е.
лиц, воспользовавшихся помощью, но не выручающих спасителя,
44
попавшего в беду. Такая неблагодарность карается во всех сообщест-
вах очень жестоко, однако вопрос о том, в какой мере это стремление
карать неблагодарного является производным общего наследственного
чувства справедливости или же узко специфично, либо же Порождено
воспитанием, в настоящее время можно решать лишь косвенным
путем.
Выводы Триверса о том, что отбор на агрессивность по отношению
к неблагодарным (обманщикам) может повлечь еще более сложные
формы отбора, нам представляется далеко идущим. Обзор Триверса
заканчивается словами: «...при психологической и познавательной,
сложности, которую быстро приобретает система, трудно решить, в
какой мере роль альтруизма в эволюции человека пустила в ход отбор
на психологические и познавательные способности, частично поро-
дившие резкое увеличение объема человеческого мозга во время
плейстоцена».
Популярное:
- I.Расчет подающих трубопроводов системы горячего водоснабжения при отсутствии циркуляции.
- III. Разделение рабочего дня на части
- XVI. Производит проверку нерабочего положения кабины управления.
- Альтруизм: мировоззрение и образ жизни
- Анализ использования рабочего времени и нормирования труда.
- Благовестник обязан знать, по мере сил, что в жизни его нет ничего противного Богу, мешающего служению Духа Его душам слушателей.
- Большой старый портфель также очень 'понравится малышу. Кроме того, если больше ничего не найдется под рукой, можно использовать пластмассовую коробку с ручками.
- Вам не нужно многократно молиться о том, чего вы хотите. Нет необходимости говорить об этом Богу каждый день.
- Внутренние системы горячего водоснабжения
- Воспроизводство ядерного горючего.
- Вы наиболее легко станете богатым, (в смысле усилий) если будете делать то, для чего лучше всего приспособлены; но вы получите больше удовольствия, если будете делать то, что ХОТИТЕ делать.
- Выбор основной магистрали подающего трубопровода системы горячего водоснабжения