Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Фиксирование проявленного изображения. Смысл и химическая и сущность процесса. Почему подкисляется фиксирующий раствор.



Стадия химико-фотографической обработки светочувствительного галогенидосеребряного материала явл фиксирование проявленного изображения.

В его основе – растворение не восстановленных при проявлении галогенидов серебра в эмульсионном слое фотоматериала с образованием растворимых комплексных солей серебра, удаляемых путем промывки. Обычно для этой цепи служат растворы тиосульфата натрия( Na2S2O3 ) Растворяющее действие тиосульфата натрия заключается в понижении концентрации ионов Ag в растворе путем связывания их в комплексный ион.

Реакция фиксирования протекает, как правило, в две стадии. Вначале образуется плохо растворимая комплексная соль Na{Ag(S2O3)}и лишь затем хорошо растворимая комплексная соль Na3{Ag(S2O3)2}

 

AgBr + Na2S2O3 ------> NaBr + Na {Ag(S2O3)}

Na{Ag(S2O3)}+ Na2S2O3 -----------> Na3 {Ag (S2O3)2}

Отфиксированное изображение должно быть хорошо промыто в проточной воде с целью избежания появления бурых пятен при длительном хранении

 

 

22.Сенсибилиза́ ция, хими́ ческая сенсибилиза́ ция — повышение светочувствительности фотоматериала введением химических веществ в фотоэмульсию на этапе изготовления, или повышение светочувствительности готового фотоматериала.

Сенсибилиза́ ция спектра́ льная, опти́ ческая сенсибилиза́ ция — процесс очувствления галогенидов серебра к лучам спектра, которые фотохимически непосредственно на него не действуют. Сенсибилизация заключается во введении в фотографическую эмульсию специальных органических веществ — оптических сенсибилизаторов, которые адсорбируются микрокристаллами галогенидов серебра в виде мономолекулярного слоя.

Сущность спектральной сенсибилизации заключается в том, что энергия света, непосредственно не действующего на галогениды серебра, поглощается красителем при экспонировании и передается галогениду серебра, вызывая в нем образование скрытого изображения.

Сенсибилиза́ тор — вещество, вводимое в фотослой.

  • Химические сенсибилизаторы, например, комплексные соли золота и некоторые сернистые соединения вводят в в фотографическую эмульсию при её изготовлении и приводят к более интенсивному образованию центров светочувствительности на микрокристаллах галогенидов серебра. Это приводит к росту естественной светочувствительности фотоматериала в сине-фиолетовой области.
  • Оптические сенсибилизаторы (циановые красители, флуоресцентные отбеливатели) вводятся перед поливкой готовой фотоэмульсии на подложку. Они взаимодействуют с ионами серебра на поверхности микрокристалла. Это обеспечивает дополнительную чувствительность в разных областях спектра.

Светочувствительность галогеносеребряных материалов может быть представлена в виде суммы собственной (естественной) светочувствительности галогенидов серебра, и добавочной светочувствительности, обусловленной поглощением электромагнитного излучения адсорбированными поверхностью микрокристаллов галогенида серебра молекулами специального вещества — сенсибилизатора. Таким образом получают фотоплёнки, различающихся по спектральной чувствительности.

Естественная чувствительность галогенидов серебра ограничена синей, фиолетовой и ультрафиолетовой областями электромагнитного излучения. Поэтому все ранние фотографические процессы приводили к созданию изображений с совершенно неестественным распределением яркости по объектам с различными цветами. Жёлтые и красные объекты выглядели чёрными, а зелёные могли выглядеть как значительно светлее прочих цветов (за счёт отражения в синем и ультрафиолетовом диапазоне), так и значительно темнее. Такие фотоматериалы, называемые несенсибилизированными, сейчас применяются для получения позитивных изображений (Фотобумага) методом печати с негативов, а также для репродуцирования чёрно-белых изображений.

Поэтому для получения естественных изображений человеческих лиц в начальную эпоху кинематографа, когда киноплёнка не имела приемлемой чувствительности в красной области, порой применялся специальный макияж, например, голубая помада для губ. Декорации же для такой съёмки не раскрашивались в сколько-нибудь реальные цвета.

Сенсибилизация фотоматериалов была разработана постепенно, что отражено в названиях:

Кривые спектральной чувствительности различных фотоматериалов

  1. Несенсибилизированные фотоматериалы — чувствительны к ультрафиолетовому, фиолетовому и синему участкам спектра.
  2. Ортохроматические — сенсибилизированы к зелёным и жёлтым лучам, до 560нм (ранние пластинки «Ортохром») или до 590нм.
  3. Изоортохроматические — выравнена чувствительность в диапазоне 400—590нм.
  4. Изохроматические — сенсибилизированы полиметиновыми красителями вплоть до 650нм (светло-красный). Отсутствие сенсибилизации в области 650—720нм (тёмно-красный) мало заметно на глаз благодаря тому, что для глаза этот диапазон выглядит очень тёмным. Поэтому изохроматические материалы долгое время преобладали во всех жанрах фотографии, кроме сцен с разнообразным числом оттенков красного цвета. Добавочная чувствительность изохроматических материалов составляет 65 % от общей при свете ламп накаливания, и около 32 % — при дневном свете. Использование жёлтого светофильтра с такими материалами дополнительно улучшает цветопередачу в синефиолетовой области. Обработка изохроматических материалов может проводиться при тёмно-красном освещении, а не в полной темноте.
  5. Панхроматические — чувствительны ко всему (пан-) диапазону видимого света. Ранние панхроматические материалы имели провал светочувствительности в области зелёных цветов, достигавший примерно 1.5 ступеней экспозиции.
  6. Изопанхроматические — панхроматические с выравненной чувствительностью в зелёной области. Все современные фотоэмульсии для чёрно-белой фотосъёмки изготавливаются изопанхроматическими.
  7. Инфрахроматические — сенсибилизированы к инфракрасному излучению, обычно 760—920нм, иногда до 1200нм. Обладают естественной чувствительностью к синефиолетовой и УФ части спектра. применяя эти фотоматериалы для съёмки в инфракрасных лучах, следует использовать инфракрасный светофильтр, иначе изображение будет образовано в основном синефиолетовой частью спектра.
  8. Панинфрахроматические — сенсибилизированы к ИК и всему диапазону видимого света.

23.Общие сведения о спектральной сенситометрии. Принципы определения спектральной чувствительности. Монохроматическая характеристическая кривая

 

Спектральная сенситометрия занимается изучением спектральной чувствительности материалов и разработкой методов получения кривых спектральной чувствительности материала к изучениям оптического диапазона. В последний входят видимое, ближнее ультрафиолетовое и ближнее инфракрасное излучение.

Спектральная чувствительность определяется по формуле S = 1/H э кр, т.е. для ее расчета используется энергетическая, а не световая экспозиция. Единица измерения спектральной

чувствительности - м / Дж.

При выборе критерия спектральной чувствительности руководствуются удобством и точностью измерения. В соответствии со стандартом ГОСТ 2818-83 в качестве критериальной выбирают точку на монохроматической характеристической кривой, лежащую примерно в середине прямолинейного участка:

Dкр = Dmin + 1, 0

Где Dmin- минимальная оптическая плотность.

Кривой спектральной чувствительности наз график зависимости чувствительности материала к монохроматическому излучению от длины волны излучения: S(λ ) или lgS(λ )

Рис 3.8 стр 129

Форма кривой S(λ ) зависит не только от распределения чувствительности по спектру, но и от абсолютной величины Sλ Форма кривой lgS(λ ) зависит от распределения чувствительности по спектру. При изменении абсолютных величин S(λ ) кривая lgS(λ ) перемещается вверх или вниз, не изменяя своей формы.

Значение кривой спектральной чувствительности позволяет определить расчетным путем интегральную светочувствительность и актиничность излучения.

 

Разрешающая способность. Действие факторов, ухудшающих передачу мелких деталей. Определение термина «Разрешающая способность». Факторы, влияющие на ее величину. Методы получения резольвометрической кривой. Связь резольвометрической кривой с характеристикой.

У каждого фотоматериала существует ограничение по воспроизведению близко расположенных деталей и мелких деталей изображения. Способность фотоматериала к воспроизведению мелких деталей, а так же к раздельному воспроизведению деталей с малыми промежутками между ними характеризуется его разрешающей способностью-R.

Для определения разрешающей способности используют специальный тест-объект, наз Мирой. Мира состоит из набора групп светлых штрихов, разделенных темными промежутками той же ширины. Ширина штрихов b определяет частоту группы ν, равную количеству линий в миллиметре. За линию принимают штрих плюс примыкающий к нему

-1

просвет: l=bштр +bпросв = 2b.Частота штрихов ν = 1/l [мм ] изменяется от группе к группе. Используют так же миры, содержащие группы темных штрихов на светлом фоне.

' По профилю оптической плотности штрихов миры делятся на прямоугольные и синусоидальные. Первые используют для определения разрешающей способнос­ти, вторые — для получения функций передачи модуляции.

В отечественной практике довольно широко используется мира Ащеулова (рис. 3.26 стр.153). Она содержит 30 групп штрихов (тем­ных или светлых), разделен­ных промежутками такой же ширины. От группы к группе ширина штрихов уменьшает­ся на 10%. Группы расположе­ны по спирали таким образом, ^ что частота штрихов (и номер группы) возрастают к центру миры. Так как центр миры в резольвометре помещают на оптической оси объектива, мелкие штрихи попадают в зону наивысшей разрешаю­щей способности объектива. Отношение частот соседних групп называют модулем миры. Он равен 1, 1. Мира имеет прямоугольный профиль оптической плотности и абсолют­ный контраст, т.е. разность яркостей светлых и темных штрихов миры приблизительно равна яркости светлых штрихов.

За разрешающую способность фотоматериала принимают предельно разрешаемую им частоту миры. Измерения проводят, переходя от малых частот к большим. На изображении миры, увеличенном с помощью микроскопа, находят предельно разре­шенную группу миры, где штрихи еще можно сосчитать. При этом подразумевается, что предыдущая группа также разреше­на, а последующая — нет. Выражают разрешающую способность в мм-1. Так как разрешающая способность глаза много меньше, чем у фотоматериала, изображение миры рассматривают в мик­роскоп при увеличении 60-90*.

Для измерения разрешающей способности фотоматериала используют резольвометр, например отечественную модель РП-2мДде производится прецизионное проекционное копиро­вание миры на фотоматериал с уменьшением 32х или 60х. Ре­зольвометр имеет два сменных объектива: ОС-16 (32-кратное уменьшение) и ОС-8 (60-кратное уменьшение). В комплект при­бора входят две миры Ащеулова с модулем 1, 1 и разным диапа­зоном частот. Резольвометр позволяет измерять разрешающую способность от 30 до 2000 мм-1.

Миру копируют на отрезок фотоматериала несколько раз (на­пример, 9 раз), изменяя логарифм экспозиции на 0, 3 логариф­мической единицы. Для этой цели служит диск с девятью окна­ми, одно из них пустое, а в других вставлены светофильтры, раз­личающиеся по оптической плотности на 0, 3±0, 02 Б.

/ Полученную таким образом резольвограмму проявляют в стандартных условиях до рекомендуемого коэффициента кон­трастности у. Резольвограмму рассматривают в микроскоп. И; на каждом изображении миры находят группу с предельным разрешением штрихов.

Строят график зависимости разрешающей способности, рав­ной предельной разрешаемой частоте миры (Я = Упред), от лога­рифма экспозиции Щ^Н], который называетсярезолъвометри-ческой кривой или кривой разрешения. Так как логарифм экспо­зиции связан с оптической плотностью светофильтра зависи­мостью = ^Но — Осв, где Но — экспозиция, полученная без светофильтра, то при построении кривой разрешения рекомен­дуется вместо логарифмов экспозиции откладывать плотност светофильтров. Кривая разрешения приобретает вид ЩОсв]. Гра­фики Щ^Н) и Я(Осв) имеют одина­ковую форму, но зеркальны по отношению друг к другу. По кри­вой разрешения находят макси- п я □ мальную разрешающую способ­ность. Она и представляет разре­шающую способность фотомате­риала Я = /? тах. Кроме того, находят резоль-вометрическую широту. Она рав­на отрезку на оси абсцисс резоль-вометрической кривой (ДО или Д^Н), соответствующему цент­ральной части кривой между точками, в которых Я = 0.8/? (рис. 3.27). Максимальная раз­решающая способность приходит­ся на средние экспозиции (прямо­линейный участок характеристи­ческой кривой фотоматериала

 


Поделиться:



Популярное:

  1. IV. Переведите глаголы, пользуясь словарем. Поставьте вместо точек подходящий по смыслу глагол. Предложения переведите.
  2. IV.7.3. Химическая структура белков
  3. АЛХИМИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА БОГОЯВЛЕНСКОГО ПИРОГА
  4. Ауксины. Химическая природа, биосинтез, физиологическая роль, практическое применение.
  5. Баня - апофеоз очистительного процесса.
  6. Бессолевая диета абсолютно бессмысленна
  7. Бюджетный процесс и полномочия его основных участников, направления реформирования бюджетного процесса.
  8. В титаническом борении Добра со злом, Света с тьмой, Правды с ложью для христианской Церкви нет вопроса о выборе места: место ее предуказано самой ее основой, смыслом, задачей, целью.
  9. В чем состоит смысл научно-технического прогресса?
  10. В. Смысл выражения «одна природа Бога Слова воплощённая»
  11. Виды информации и функционально-смысловые типы речи
  12. Возвратность как признак смысловой структуры глагола в РЯ.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 943; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь