Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема занятия: Архитектура Греции периода расцвета.
План 1. Век Перикла: «Высокая классика», признаки, особенности. 2. Конструкции храмов периода расцвета. 3. Акрополь: ансамбль, композиция, конструкция. 4. Акрополь II: ансамбль, композиция, конструкция. 5. Начало упадка.
Греческая архитектура достигла своего наивысшего расцвета в середине V в. до н.э. После удачно завершившихся греко-персидских войн, Афинское государство располагало большими памятниками мирового искусства. Это время, которое часто называют веком «Высокой классики», было эпохой расцвета греческой демократии, возлагаемой Периклом, выдающимся государственным деятелем, правившим примерно в 444-429 гг. до н.э. В V в. до н.э. применение ордера достигает значительной свободы: варьируются пропорции, творчески сочетаются достижения дорического и ионического ордеров, в одной постройке используются элементы всех трёх ордеров, что позволяло достигнуть разнообразия впечатлений. В этот период конструкция храма остаётся в основном прежней: святилище, обнесённое колоннадой. Примером был Гекатомпедон – т.е. Стофунтовый, насчитывал сто аттических футов в длину. Примером может служить Гефестейон в Афинах (ок.449-444 гг. до н.э.). Внешний вид храма часто применяет Акротерий – скульптурное украшение над углами фронтона. Центральным акротерием храма Зевса в Олимпии (ок.470 г. до н.э.) служила позолоченная статуя летящей Ники, была сделана из бронзы. Акротерии обычно были вырезаны из камня. Храм на реке Илисе близ Афин (449 гг. до н.э.) это четырёхколонный амфипростильный, выполненный в ионическом ордере, отличающийся особой лёгкостью и изяществом. Видимо, послужил прообразом храма Ники Аптерос на Акрополе. Храм Аполлона Эпикурия в Бассах (429-490 гг. до н. э.) ориентирован с юга на север, кроме главного входа был ещё и боковой, в восточной стене. Статуя Аполлона помещались, вероятно, в адитоне, отделённом от целлы колонной с коринфской капителью. В архитектуре V в.до н.э. ордер уже использовался более свободно, например в храме Аполлона Эпикурия в Басах в Аркадии, построенном Иктином, архитектором Парфенона, в котором соединены три ордера. По внешнему облику -- это традиционный дорический периптер, но интерьер решён а ионическом ордере, а в центре храма стояла коринфская колонна. Ансамбль Акрополя должен был увековечить победу греческих государств над персами, а также зримо воплотить идею могущества Афин – политического и культурного центра всей Греции. Недостроенный Парфенон, так же как и другие сооружения Акрополя, был разорён во время нашествия персов в 480 году. Строительство Акрополя связано с именем Перикла. Он решился осуществить грандиозный архитектурный проект. При нём были построены все важнейшие памятники Акрополя. Лучшие греческие архитекторы и скульпторы того времени участвовали в создании Акрополя: Иктин и Калликрат сооружали главный храм – Парфенон, посвящённый покровительнице города богине Афине Палладе, а Фидий был приглашён как главный скульптор. Пантеон и Пропилеи представляют расцвет дорического ордера, достигшего совершенства. В целле Парфенона стояла статуя Афины, изваянная Фидием: массивная деревянная статуя, покрытая слоновой костью и золотом. Такая техника называется хрисоэлефантинная. Слово «акрополь» (над городом) обозначает цитадель. Большинство греческих городов было построено на холмах, и акрополи на вершинах были центрами религиозной и политической жизни. Весь ансамбль Акрополя тесно связан с Панафинейскими торжествами и шествием, которые были важнейшим обрядом культа Афины, покровительницы города. В последний день Панафиней праздничная процессия подносила Афине священное покрывало – пеплос. Все здания на Акрополе были построены из белого мрамора, но скульптура на фронтонах, капителях и метопах раскрашены. Фасады Пропилей представляли собой дорические портики. Центральный вход шире остальных, так как использовался для проезда верхом и провода жертвенных животных, и был украшен ионическими колоннами. Пропилеи построены в разных уровнях. Парфенон расположен на том же месте, что и его предшественник. Строители Парфенона во многом отступили от традиционного дорического периптера, совместив дорические и ионические традиции. В плане Парфенона была не только целла для статуи Афины, но и небольшое помещение, расположенное за ней. Оно служило сокровищницей и носило название «Парфенон», то есть «комната для девушек». Парфенон был богато украшен скульптурой. Два детально проработанных фронтона изваяны в 438 – 432 гг. до н.э.. Западный фронтон, показанный здесь, рассказывает о противостоянии Афины и Посейдона. Пропилеи (437 -432 гг. до н.э.) – это монументальные входные ворота. Они сооружались в святилищах Греции. Торжественная дорическая колоннада афинских Пропилей возвышалась над крутым подъёмом на Акрополь между двумя боковыми крыльями. Здание имело два портика, но только одно из крыльев было завершено. Почти все памятники на Акрополе были возведены при Перикле, но воплощение его амбициозных планов было неожиданно приостановлено в 431 г. до н.э., когда спартанцы бросили вызов афинянам, власть и престиж которых всё больше и больше возрастали. Началась Пелопоннесская война, которая длилась с небольшими перерывами до 404 7. до н. э. Однако ансамбль Акрополя был завершён: построен маленький храм Ники Аптерос на высокой скале перед Пропилеями (ок. 421г. до н.э.) и Эрехтейон (421-406гг. до н.э.). Архитектором первого был Калликрат, работавший над Парфеноном, а авторство Эрехтейона приписывается Мнесиклу, строителю Пропилей. Оба храма – ионического ордера. Дорический стиль никогда больше не достигал того совершенства, которое было воплощено в Парфеноне. Храм Ники Аптерос (421г. до н.э.) – это маленький ионический храм, спроектированный ок. 449 г. до н.э., был построен ок.421 г. до н.э. на высокой скале перед Парфеноном. В плане это четырёхколонный амфипростиль (поскольку, он имел 2 портика – западный и восточный, каждый из которых включал в себя четыре колонны). Как и Эрехтейон, храм Ники Аптерос (победы, не имеющий крыльев) представляет лучшее, что было сделано в ионическом ордере. Непрерывный фриз, который изображает батальные сцены, Афину и других богов, особенно характерен. В знаменитом портике Кор колонны заменены шестью мраморными фигурами девушек – кариатид. Они расположены на высоком цоколе и несут антаблемент. Кариатиды – это изваянные величественные женские фигуры, которые использовались вместо колонн и несли антаблемент. Они стояли на базе, такой же, как у колонны и поддерживали капители. Священная территория Акрополя была обнесена стенами. На плане показано огороженное пространство с четырьмя зданиями, датируемыми V в. до н.э. Эрехтейон (421 0406 гг.до н.э.) был посвящён Афине и Посейдону. Храм построен на месте древнего Гекатомпедона. Его особенностью является ассиметричный план и три портика, расположенных на разных уровнях. В Эрехтейоне хорошо сохранились богато декорированная дверь в северном портике, обрамлённая наличником с розетками и сандриком с двумя консолями, украшенными анфемием. Эрехтейон представляет самый разработанный вариант ионического ордера. В этой детали антаблемента здания могут быть видны классические ионические мотивы – Ионники, ивы и цветочный орнамент анфемий (жимолость). Фриз был сделан из чёрного известняка со скульптурами из белого мрамора. Начало упадка. Расцвет Афин был плодотворным, но недолгим. В 404 г. до н.э. после Пелопоннесской войны архитектура в крупных городах приходит в упадок, но наблюдается её подъём в менее развитых – Спарте, Фивах и в Македонии. В этот период, часто называемый «Поздней классикой», продолжительные войны мешали возникновению и осуществлению больших архитектурных проектов. Первенство в архитектуре от Аттики перешло к Пелопоннесу и Македонии (Малой Азии). Три ордера всё чаще соединялись в одном здании. Ионический стиль достиг своего расцвета в Малой Азии благодаря поощрению Александра Македонского, покорившего Малую Азию в 334 – 333 гг. до н.э. Памятник Лисикрата в Афинах сооружён богатым афинским гражданином в честь победы на дионисийских празднествах хора мальчиков, подготовленного на его средства. Такого рода хорагические монументы украшали в своё время в Афинах целую улицу. Памятник состоит из квадратного в плане цоколя и пологого внутри цилиндра, украшенного шестью коринфскими полукуполами. По существу – это постамент для треножника, полученного в виде приза. Треножник стоял на акротерии крыши. Памятник имел сложный акротерий. Конусообразная крыша была увенчана пышным акротерием с акантовыми листьями и завитками. Все орнаментальные украшения памятника были чрезвычайно богато разработаны. Антаблемент памятника – трёхчастный, со скульптурным фризом с зубчиками – дентикулами под карнизной плитой. Ионический карниз с зубчиками был разработан в Малой Азии, но использовался здесь в коринфском ордере, а фриз в ионическом ордере в Малой Азии обычно отсутствовал. Храм Артемиды Эфесской считался одним из семи чудес света. Архаический храм, по преданию, был сожжён Геростратом в 356 г.до н.э. На его месте в эллинистическую эпоху был возведён новый храм. Он был окружён двумя рядами ионических колонн. Передние ряды колонн имели базы на высоких барабанах, украшенных рельефами. Артемида (Диана в римской традиции) – богиня целомудрия, Луны и охоты. В храме в Эфесе хранилась её статуя, изображающая богиню с множеством грудей как дарительницу плодородия. Таким образом, мы видим, что высокий расцвет скоро сменился упадком в развитии архитектуры, но это лишь расширило круг стран, где прижилась греческая традиция строительства и архитектуры и одновременно дало начало появлению памятников, пышно украшенных крыш, скульптур во весь рост.
Литература. 1. BjCthius, Axl, Etruscan and Early Roman architecture, Harmondsworth, 1978. 2. Haynes, Sybille, Etruscan Civilisation, London, 2000. 3. Martin, Roland, Greek architecture. Architecture of Creek, Greece, and the Gree’k World, London, 1980. 4. Основы архитектуры. Под ред. Эмили Коул. Изд-во «АРТ- РОДНИК», 2004. 5.Забалуева Т.Р. История архитектуры и строительной техники. Учебник. Из-во «Эксмо», 2007.
Лекция 12. Тема занятия: Архитектура Эллинистического периода Греции. План 1. Архитектура театральных зданий Греции. 2. Гимнасии. 3. Мавзолеи. 4. Разновидность коринфской капители. 5. Городское строительство.
Смерть Александра Македонского в 323 г. до н.э. считается концом эллинского периода (который начался ок.650 г. до н. э) и началом эллинистического периода. Завоевания А. Македонского расширили греческое господство до Индии и Нубии, но с его смертью эта обширная территория распалась на несколько независимых государств, получивших название эллинистических. В архитектуре поражает размах строительства с точки зрения, как размеров, так и количества сооружений. Предпочтение отдавалось ионическому и коринфскому ордерам, дорический почти вышел из обихода. Эллинистическая архитектура имела существенное воздействие на римлян, завоевавших Грецию в 30 г. до н.э. В IV в. Окончательно складывается архитектурный облик театрального здания. Театральное строительство известно с VI в. до н.э., но только в IV в. до н.э.. В нём появляются признаки сформированной постройки. Особенное распространение театр восходит культовому празднику в честь Диониса – бога виноделия. В период сбора урожая, помимо праздничной процессии, вокруг алтаря на круглой площадке устраивались пляски. Греки стали использовать для этих целей площадки под склонами холмов, на которых располагали ступени для зрителей. В конце концов, круглая площадка превратилась в сцену для театрального действия, а за ней возвели красиво декорированную стену, завершившую весь комплекс театра. Круглая площадка с алтарём посередине, орхестра, предназначалась для выступления хора и актёров. Самым крупным театром того времени стал театр Диониса на склоне Афинского Акрополя. Он вмещал до 30 тыс. зрителей. Греческие театры были первыми функциональными сооружениями общественного назначения. Это были открытые постройки с местами для зрителей, которым было необходимо обеспечить хорошую видимость и слышимость всего происходящего в орхестре. Поэтому чашеобразный склон холма, где устраивались сиденья. Ступенями, уходящие вверх, был чрезвычайно удобен для этой цели. Тот же принцип использования для зрительских мест склонов применяли греки и при строительстве стадионов для спортивных состязаний. Сохранился стадион в Дельфах, Где с 586 г. до н.э. проводились Пифийские игры. Сначала это были состязания музыкантов и поэтов, а позднее к ним были добавлены все виды спортивных соревнований. Последние Пифийские игры состоялись в 394 г. В этом же году языческое капище было закрыто императором Феодосием. Строили греки также гимнасии с беговыми дорожками, палестрами, бассейнами и банями. В IV в. до н.э. В Греции получили распространение круглые периптеры. Такие периптеры были построены в Дельфах – Святилище Афины Пронайи, в Олимпии – Филиппейон (возведённый Филиппом II, отцом Александра Македонского, в честь победы при Херонее в 338 г. до н.э.), в Эпидавре – святилище Асклепия. В большинстве своём они имели небольшие, камерные размеры и ионический, и коринфский ордер, что подтверждает тенденцию века к уменьшенным, но пышным сооружениям. IV в. до н.э. – время завоевательных походов Александра Македонского. Наиболее интересными архитектурными памятниками этого периода являются надгробный памятник – мавзолей царя Мавсола в Галекарнасе (современный Бодрум в Турции), храм Афины в Приене, храм Артемиды и Дидимейон в милеете. От первого осталось настолько мало, что его реконструкция выступает предметом спора. Однако известно, что здание стояло на высоком пьедестале и завершилось ложным сводом – пирамидой с огромной колесницей на самом верху. Строительство мавзолея начали сам Мавсола и его жена Артемисия, а заканчивал его уже их внук. Первые разрушения памятнику нанесли войска Александра Македонского в 333 г. до н.э. в битве с персами. Город был разрушен и разграблен. Однако мавзолей простоял ещё 1800 лет, несмотря на частые землетрясения. Самый большой ущерб ему нанесли крестоносцы, которые из его камней построили мрачную крепость Св.Петра. Позднее англичане, и в частности хранитель Британского музея Чарльз Ньютон, занимались поисками остатков мавзолея и по крохам собирали свидетельства былого величия этого сооружения. Имея огромные размеры, здание, тем не менее, не представляло стилистической ценности. Несмотря на то, что мавзолей являл собой пример проникновения греческой культуры на Восток, он отличался невероятным смешением греческих и восточных архитектурных традиций. С одной стороны, это был периптер, с другой – на его крышу водрузили несоразмерную колесницу, которая совершенно сбивала масштаб огромного здания. Мавзолей был построен архитектором Пифеем. ИМ же был возведён большой Храм Афины в городе Приена (современная Турция) в 340г. до н.э.. Храм выполнен как периптер в ионическом ордере. Храм Артемиды в Эфесе и Дидимейон в Милеете – огромные храмы Малой Азии, которые были заново отстроены в IV в. после пожара. Артемисион был одним из семи чудес света и представлял собой диптер, т.е. его целла была окружена двойным рядом колонн. Как уже упоминалось, его колонны достигли высоты 19, 4 м, а диаметр их составлял 1, 98 м. На архитектурном облике храма явно сказался восточный стиль. Дидимейон в Милеете также представляет собой диптер. Интересны противоречивые сведения о его перекрытии. В силу огромных размеров (51х109м) храм мог быть оставлен без крыши в последствие невозможности перекрыть такой большой пролёт целлы. Павсаний говорит о том, что его просто не достроили. Витрувий предположил, что храм изначально был задуман с большим отверстием в середине крыши над священным источником и растущим там деревом. Все эти храмы объединяют колоссальные размеры и необычайная роскошь отделки. Экономические и социальные процессы в греческом обществе периода III – II вв. до н.э., связанные прежде всего с экспансией на Восток и наметившиеся ещё в IV веке до н.э., получил своё развитие благодаря монархической политике Филиппа II и Александра Македонского. С помощью армии и созданного единого бюрократического аппарата удалось покорить огромные территории и создать новые, огромные по тем временам города, где процветали торговля, искусства и обеспечивалась безопасность существования для граждан. Такими городами стала Александрия, построенная Александром Македонским в устье Нила в Египте, Антиохия в Сирии, Пергам, Эфес, Милеет на территории современной Турции. В связи со смещением акцента с приверженности общественным интересам, в городах-государствах предшествующей эпохи на частную жизнь храм, как доминирующий тип сооружений, уступает место частному дому перистильного типа. Перистиль – это внутренний дворик – сад, обнесённый по периметру колоннадой. По принципу перистиля в эллинистических городах формировались общественные площади и часто общественные здания. Замечательные дворики-сады сохранили для потомков реставраторы в Помпеях. На примере дома Веттиев в Помпеях отчётливо видно, что перистильный дом представляет собой сплошными стенами. Внешние стены домов глухие, без окон. Все помещения выходят в перистильный дворик и через дверные проёмы получают из него свет. Огромное отличие греческого перистиля от египетских храмовых дворов с колоннадой заключается в том, что греки использовали в нём классический ордер с присущей ему человеческой меркой, что сразу создавало интимную частную среду жилого дома. Колонны перистилей достигли всего 3-4 метров в высоту, а дверные проёмы за ними были совсем небольшими. В перистиле главным становится интерколумний, а не тонкая изящная колонна, как в периптере. Увеличение интерколумния были возможны в связи с применением в частном строительстве деревянных балок антаблемента. Важно было организовать пространство так, чтобы человек свободно в нём перемещался. Галерея обхода, которая скрывается за колоннами, получает большое функциональное значение как зона перемещения человека в доме. Эллинистический дом весь обращён к перистилю. В нём нет ни окон, ни расчленённого акцентированного фасада, которые будут созданы только в эпоху Ренессанса, после чего лягут в основу дальнейшего развития европейского строительства. Но уже в эллинистическую эпоху предпосылки формирования жилого европейского дома. Так эллинистический перистильный дом ярко отразил общественные стремления к обособленности частной жизни и уходу от общественных проблем, разрешение которых предоставлялось государственному аппарату. На смену идеальному человеку-герою пришёл обыватель, стремящийся как можно роскошнее обставить своё жилище. Теми же богатством и роскошью отличались дворцы монархов, которые представляли собой перистили увеличенных размеров. Как уже отмечалось, многие общественные здания строились в эллинистический период по принципу перистиля. Таким был, например, гимнасий в Эпидавре. Центральная часть его представляет собой перистильный двор. Общая композиция здания также замкнута на этом внутреннем пространстве и окружён большими залами для гимнастических упражнений и утилитарными маленькими помещениями раздевалок. В Помпеях по принципу перистиля были построены Стабианские термы. Внутренний двор их имел колоннаду только с двух сторон, так как с третьей к нему примыкает большой бассейн. Термы делятся на две части: мужскую и женскую. С внешней стороны здание остаётся по-прежнему замкнутым и глухим, как и все перистильные постройки. Если вспомнить о площадях этого периода, которые решались также по принципу больших перистилей, то становится очевидным, что композиция перистиля стала ведущей в эллинистической архитектуре III – II веков до н.э. Театры в этот период также претерпевают изменения. Театральные здания распространяются повсеместно. Каждый большой и малый город считает обязательным построить у себя театр. Театры в Милеете и Мегалополе вмещают по 45 000 зрителей. Театр в Эфесе вмещает 25 000 зрителей. Сцена значительно повышается, чтобы ещё более сосредоточить внимание зрителей на действии в орхестре. Стадионы и ипподромы для конных соревнований также получили широкое распространение. Олимпийский стадион в Афинах, реконструированный в 1894 г., с восстановлением его внешнего вида времён Римской империи 140 г.до н.э. даёт представление об античном прототипе, возведённом ещё в 330 г. до нэ. Сегодня стадион вмещает 60 000 человек. На нём в 1896 г. были проведены первые Олимпийские игры современности, организованные де Кубертеном. Строительство храмов в эллинистическую эпоху остаётся наиболее консервативным, так как храм – это святилище с традиционной религиозной обрядностью. В основном храмы строятся как периптеры; но, с одной стороны, возникает множество небольших храмов, с другой – площади с храмами обрамляются перистилем, что в корне меняет взгляд на храм, который ранее либо возводился на возвышении, либо входил в состав акрополей, приобретая тем самым особую градостроительную значимость. Теперь храм находится в замкнутом пространстве перистильной площади и имеет очень высокий подиум, отделяющий и делающий менее доступным. Особое значение приобретают алтари. Известный Пергамский алтарь – яркий тому пример. В заключении отмечу, что достижения греческой архитектуры проявлялись в её самостоятельном звучании, определённом дистанцировании от жёсткой связи с религией, в создании классического ордера, как художественной интерпретации стоечно-балочной конструкции, с его пропорциями и человеческой меркой в основе этих пропорций. Греческая архитектура классического периода породила идею человека-героя и создала периптер как тип архитектурного мышления целой эпохи. Эллинистический период дал человечеству принцип перистильного жилого дома, который, так или иначе, явился первым предшественником функционального жилищного строительства. В Греции зародились новые здания. Наряду с храмами строились здания общественного назначения: театры, стадионы, гимнасии, термы. И наконец, греки заложили основы строительной и других наук, что явилось огромным вкладом в копилку общественного прогресса, несмотря на то, что свои научные достижения они так и не смогли эффективно использовать. Архитектура античной Греции обладала исключительным обаянием, которое наложило свой отпечаток на всю последнюю европейскую архитектуру. Изучение принципов строительства великих греков даёт возможность не только познать прошлое, но и заложить прочный фундамент в созидании будущего.
Литература. 1. BjCthius, Axl, Etruscan and Early Roman architecture, Harmondsworth, 1978. 2. Haynes, Sybille, Etruscan Civilisation, London, 2000. 3. Martin, Roland, Greek architecture. Architecture of Creek, Greece, and the Gree’k World, London, 1980. 4. Основы архитектуры. Под ред. Эмили Коул. Изд-во «АРТ- РОДНИК», 2004. 5. Забалуева Т.Р. История архитектуры и строительной техники. Учебник. Из-во «Эксмо», 2007.
Лекция 13. Тема: Архитектура и строительство Древней Индии. План занятия:
1. История индийской цивилизации. Периодизация. 2. Древнебрахманские ступы. 3. Буддийские чайтьи. 4. Новобрахманские храмы.
Вся история индийской цивилизации на первый взгляд ничего общего не имеет с ближневосточно-среднеземномоской культурой. Это подтверждается даже самым поверхностным изучением культурных традиций народов, населяющих территории Индостана. Вплоть до XVII века в архитектуре и строительном деле Индии использовались лишь эмпирические способы строительства. При изучении мировой истории архитектуры это огромное государство с уверенностью можно отнести к древним восточным деспотиям, если исходить из отношения к строительному делу, которое отличало древние эпохи по всему Восточно-Среднеземноморскому региону. Однако по архитектурно-композиционным и пластическим традициям Индия отличается очевидным своеобразием. В чём же уникальность Индии? Как именно формировалась индийская цивилизация? Самые ранние очаги урбанистической культуры и первые протогосударства возникли в Северной Индии, в долине Инда, в III тыс. до н.э. Они представлены культурами Хараппы и Мохенджо-Даро. Осталось очень мало свидетельств той эпохи, хотя по некоторым письменным источникам и археологическим находкам, а также на основании религиозно-философских источников можно судить об образе жизни древних индийцев, их верованиях и представлениях. Археологи полагают, что заселение этих регионов шло с севера через территории Ирана и Афганистана. В VI—IV тыс. до н. э. появились первые неополитические поселения в долине Инда, а в XXIV веку до н.э. принадлежат памятники развитой городской культуры, которые были обнаружены в Хараппе и Мохенджо-Даро. Археологические раскопки открыли кирпичные дома, дворцы, цитадели, зернохранилища. Были обнаружены бассейны с хорошо организованной системой отвода воды. Удалось отыскать сооружения типа верфи, соединённое каналом с рекой. Подобные сооружения свидетельствуют о высоком уровне градостроительства и, соответственно, всей урбанистической цивилизации. Вместе с тем раскопки говорят и о высоком уровне развития ремесла, включая литьё из бронзы. Подтверждается наличие торговых связей с более развитым Двуречьем. Хотя необходимо отметить, что ни одна из культур, соприкоснувшихся с культурой Индии, например, такая развитая, как греческая, которая могла бы оставить значительный след с приходом Александра Македонского, не сумела оказать сколь бы то ни было заметного влияния на индийскую цивилизацию. К сожалению, строительство тех далёких времён в Индии отличалось недолговечностью, вследствие чего исследования всегда были сильно затруднены. Культуры Хараппы и Мохенджо-Даро просуществовали почти четыре века, расцвели и неожиданно по неустановленным причинам угасли. На смену пришли индоарии, которые через несколько веков положили начало совершенно новому цивилизационному образованию в долине реки Ганг. С этих времён можно выделить три главных периода в истории Индии и соответствующие им архитектурные периоды: 1. относится к I тысячелетию до н. э. – 250 г. до н. э. Носит название древнебрахманский и почти не сохранил о себе памятников. Это период Мауриев; 2. период буддизма, растянувшийся почти на тысячу лет с 250г. до н. э.—до 750 г. н.э. Время расцвета Кушанского царства и государства Гуптов; 3. период новобрахманский, он длится до XIII в. Тогда Индия была завоёвана мусульманами. Они принесли в строительство многие приёмы мусульманского мира, но при этом настолько впитали традиционные черты индийской культуры, что последующие годы мусульманской Индии оставили замечательные памятники зодчества, отличающиеся причудливым симбиозом обеих культур. Для того чтобы понять всю исключительность индийского своеобразия, необходимо проследить, каким образом, и на какой цивилизационно-религиозной основе развивалась эта культура. Расселившиеся в долине Ганга индоарии отмечались высоким уровнем материальной культуры. Они пользовались металлическими орудиями, плугом в земледелии, строили ирригационные системы, имели развитое ремесло. Всё это способствовало их успешному укреплению на осваиваемых территориях. Их язык и культура, но, самое главное, религиозные взгляды определили направление развития индийской цивилизации на тысячелетия вперёд, вплоть до наших дней. Интересно, что о том времени у науки нет или почти нет никаких летописных хроник или каких-либо иных документов. Такой скудный исторический материал – не случайность, не результат плохих поисков, не потеря документов при невыясненных обстоятельствах. Отсутствие свидетельств объясняется внутренним устройством общества, его религиозно-философской основой, его самоидентификацией. В этом обществе главными были религиозно-духовные проблемы. Религия призывала к очищению и избавлению от тягот жизни не в борьбе с ними, а к уходу от жизни через состояние нирваны ( в буддизме состояние высшего блаженства, отрешённости от забот и слияния с божеством; конечная цель человеческих стремлений) или стремление к аскезе. Проповедовалась идея воздаяния (кармы) каждому за его прегрешения или заслуги в прошлой или настоящей жизни. Иными словами, религия звала от бытия к небытию, от внешних проявлений жизни к внутреннему духовному миру человека, от общественного осознания себя, как индивидуума, в сообществе к личностному. Естественно, что в таком обществе не было места социально-исторической памяти за ненадобностью таковой, за исключением памяти, связанной с самой религией, т.е. религиозно-эпической и мифологически-культовой. Для индийцев был приемлем такой образ жизни, который строго определялся духовной культурой и религиозными нормами. С этим были связаны и социальная структура общества, и социально-семейные отношения, и общие мировоззренческие ориентиры, которые не изменялись на протяжении веков. Как и на Ближнем Востоке, арии создали первые протогосударства во главе с вождями, которыми являлись жрецы-брахманы и правители-военачальники. Жрецы почитались и обладали реальной властью. В их ведении находились сложные обрядово-культовые функции и сохранение ритуально-мифологической памяти. Правители или аристократы-кшатрии управляли сообществами. Между жрецами и правителями возникли противоречия в борьбе монополию власти. Третьим сословием в этой борьбе был народ-производитель. На основе такого разделения складывалось кастовое общество. Жёсткая кастовая система общественного устройства противостояла сравнительно слабой централизованной власти, так как строгие внутренние законы позволяли существовать без обращения к этой центральной власти. Кастовая система и кармически ориентированное мышление, которое побуждало людей к уходу от социально активной жизни в поисках спасения или освобождения от кармы, каждому данной свыше, практически избавило Индию от социальных волнений. В конце концов, каст, или варн, в Индии сложилось довольно много. Варновые различия были значительными, и религия строго настаивала на их соблюдении. Человек рождался в своей варне и всю жизнь принадлежал ей. Мужчина брал жену из своей варны. Дети его принадлежали к той варне, и соответственно, продолжали дело отцов. Именно варна предопределяла направление образования и род занятий. Такой подход диктовал людям полное смирение со своим положением в обществе, невозможностью его изменить, но при этом вести добродетельный образ жизни с расчётом на будущее. Данная система оказалась насколько живучей, что со временем только укреплялась в индуизме, формируя всё более разветвлённую систему каст. Древнебрахманские ступы. Наиболее значительным государственным образованием за всю историю Древней Индии была империя Мауриев. Формирование обширного государства началось с 317 г. до н. э. Чандрагупта, выходец из низшей касты, путём завоевательных войн на развалинах державы Нандов создал новое государство Мауриев. Его сын и внук продолжили успешные завоевания Чандрагупты и захватили территорию почти всего Индостана. Основой государства оставались древнеиндийские религиозно-этические нормы. В государстве возникли укреплённые города-крепости с развитым ремесленным хозяйством и торговым обменом. Строго регистрировалось местожительство. Под центральным руководством находились дорожное строительство, судоходство, морская торговля. Однако правители империи видели определённые недостатки религиозно- философской основы брахманизма. К этому времени каста аристократов-кшатриев начала выражать недовольство монополией брахманов на трактовку священных текстов, а также на образование. Получив доступ к таинствам священного знания, кшатрии постепенно начали менять общую атмосферу духовной жизни. Власть брахманов ослабела. На этой волне возникает новое учение буддизм, которое уравнивало всех перед высшей вечностью великой нирваны. Основы буддизма составляли четыре священных истины: мир – страдание; страдание—от страстей и желаний; освобождение от страданий -- в нирване; отказавшись от всего мирского, каждый может достичь нирваны. Однако расцвет буддизма придёт позже, в эпоху буддийского периода и государства Гуптов. От древнебрахманского периода почти не осталось памятников материальной культуры по причинам, приведённым выше. Однако, базируясь на более поздних источниках, с уверенностью можно сказать, что этот период отмечен не только строительством лёгких жилых домов, о которых нам известно только по сохранившимся барельефам, но и пещерных гробниц и даже монументальном зодчестве. Такое строительство можно представить на основании архитектурного типа мавзолея Беды (индийская ступа). Можно предположить, что эти сооружения вели своё начало от дольменов, окружённых лёгкими постройками. Наиболее интересным примером этого типа архитектурных памятников являлась ступа в Санчи. Она была построена во II – I вв. до н. э., но отчётливо иллюстрирует данный тип религиозного сооружения. Ступа представляет собой наиболее архаичную форму индийского зодчества и имеет форму сплошного искусственного холма – полусфера. По происхождению он сродни египетской пирамиде. И в том и в другом случае в их геометризованной форме кроется бывший погребальный курган – гробница. Ступа располагается на террасах, по которым его можно обойти. Тело его – это сплошной массив в наиболее древних памятниках, сложенный из кирпича. В его верхней части имеется помещение, в котором хранятся частицы мощей Будды. Доступ в камеру с драгоценной чашей осуществляется только сверху. Над камерой устроен павильон, завершаемый пикой со священным зонтиком и чашей для дождевой воды. Буддийские чайтьи. Первые из дошедших до нас архитектурных памятников относятся к буддийскому периоду в развитии индийской государственности. Культура кушанов, мигрировавшая с северных территорий в Индию и довольно быстро распространившаяся по долине Инда и части Ганга, образовала Кушанское царство, которое оказалось на вершине своего могущества при правителе Канишке. Канишка буддизм поддерживает, но появляются некоторые изменения в направлении приобщения к религии широких масс населения. Победить укоренившийся в Индии брахманизм, трансформировавшийся в индуизм, новой религии не удалось. Но как раз со времён правителя Канишки буддизм начал своё победоносное шествие на Восток и в Китай. На территории Индии продолжают возводиться Ступы самых разных размеров. Буддизм широко распространяется по стране, и вместе с ним появляются новые, характерные для этого периода памятники буддийской архитектуры – так называемые чайтьи – пещерные монастырские храмы. Пещерные чайтьи – это монастырские молельни, куда уходили разочарованные жизнью индийские аристократы. Эти сооружения проникнуты религиозными настроениями буддизма, связанными с отречением от жизни и поиском духовного совершенства в аскетизме. По способу строительства они схожи с египетскими пещерными храмами, но имеют иную планировочную структуру. Чайтья представляет собой продолговатый объём, вырубленный в скале и заканчивающийся полукругом. В полукруге размещалась либо ступа, либо скульптура Будды. Самая большая чайтья находится в Карли, она достигает 38 м в длину, 13, 7 м в ширину и 13м в высоту. Каменные своды зала повторяют деревянную конструкцию. К деревянному зодчеству тяготеет и архитектура входов в эти храмы, что отчётливо видно в храме в Аджанте, несмотря на то, что храмы полностью высечены в Скале. Вырублены из целого массива столбы в интерьере, также имитируют деревянные опоры. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 764; Нарушение авторского права страницы