Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема: Архитектура эпохи Среднего царства Египта.



План занятия:

1.История Среднего Царства.

2. Строительство ирригационных систем.

3. Лабиринт с гробницей.

4. Гробницы и храмы.

5. Развитие скульптуры.

6. Дворцовая архитектура.

7. Крепости.

 

История Среднего царства конца III тыс. до н.э. -- XVII в. до н.э., характеризуется общей раздробленностью страны. Непоколебимая власть фараона Древнего царства сменяется властью аристократии на местах в своих вотчинах – номах. Египет претерпевает смену нескольких династий фараонов вплоть до восемнадцатой, которые тщетно пытались объединить государство, пока к власти не пришёл Сенусерт III, которому удалось осуществлять централизацию, что сразу повлекло за собой масштабное строительство. Период правления Сенусерта III, развивалось хозяйство, ремесленничество. Орудия труда каменные постепенно менялись на бронзовые, медные. Использование металла способствовало развитию земледелия. Создано огромное водохранилище в районе Файюма. Работы по обустройству Файюмского оазиса началось ещё при предшественнике Сенусерта Аменемхете III. С помощью дамб, плотин, каналов и шлюзов естественная котловина была превращена в искусственное Меридово озеро, позволяющее накапливать избыток воды разливающегося Нила. Это регулировало уровень реки и орошало многочисленные новые плодородные земли.

Рядом был построен огромный Лабиринт с гробницей фараона. Этот грандиозный проект греки в будущем причислят к шедеврам строительного искусства египтян. Но его прозвали загадочным. Построил его фараон Аменемхет III, (площадью семьдесят две тысячи кв.м). Это окружённое колоннадой здание с множеством помещений – залов, молелен, коридоров, кладовых. Греки и римляне называли его Лабиринтом (от Лабира – так греки произносили тронное имя Аменемхета). На протяжении веков у многих народов мира это слово стало обозначать обширное здание с множеством сложных ходов, настолько запутанных, что в них легко заблудиться.

Исполинское сооружение производило ошеломляющее впечатление, о чём рассказывали историки Геродот, Страбон, Диодор Сицилийский. Наружные помещения, «превосходящие дела рук человеческих», как вспоминал Геродот, «мы видели сами, ходили по палатам», тогда как о подземных могли судить только по рассказам сторожей: туда посетителей не пускали, так как там помещались «гробницы царей, соорудивших Лабиринт, и гробницы святейших крокодилов».

Здание Лабиринта имело чрезвычайно сложную планировку, и выйти из него невозможно без помощи проводника. В Лабиринте собирались все жрецы и жрицы Египта для решения важных дел.

Характерной чертой верхнеегипетских гробниц постепенно становится навес-портик у входа, украшенный столбами-обелисками.

Ещё одна особенность гробниц периода Среднего царства – обилие многокрасочных росписей на стенах. Иначе, впрочем, плиты традиционно украшались рельефными скульптурными композициями, но этот обычай постепенно отмирает. Стены, выбитые в толще известняка, зачастую было просто невозможно обработать с ювелирным изяществом предшествующих эпох, да и стоило это достаточно дорого. Роспись казалась более естественной на светлом фоне шероховатых стен, к тому же египетские художники в эпоху Среднего царств значительно обогатили свою цветовую палитру. Если ранее художник в основном только раскрашивал высеченные на стене изображения, как бы завершая работу скульптора, то в эпоху Среднего царства живописец, наконец, получил возможность смело и самостоятельно вести работу с объёмом и размерами. Это сразу же заставило художников внимательно взглянуть на мир в стремлении уловить существенные примеры бытия.

Однако временная централизация власти в руках фараонов XI и XII династий не обеспечила в целом устойчивого развития государства. Дробление на мелкие номо-храмовые и номо-вельможные хозяйства продолжалось. Возникли новые экономические отношения, связанные с возможностью аренды земли и выплатой налога. Широкое развитие ремесла привело к росту благосостояния занятой в нём части населения. Профессионалы – каменотёсы или золотых дел мастера становились весьма зажиточными людьми и даже могли создавать по профессиональному признаку некие социально-профессиональные объединения вроде цехов. Землёй наделялись воины и чиновники. Иначе говоря, на фоне новых социально-экономических отношений продолжалась децентрализация власти, которой эти отношения активно способствовали. Данный процесс нашёл естественное отражение в архитектуре.

В пустыне и близ Файюмского оазиса вновь начинают одна за другой расти царские пирамиды. Внешне они очень похожи на древние и так же, как пирамиды предшественников, окружены поминальными храмами и гробницами знати. Однако сходство это чисто внешнее. Прежде всего, выдают более поздние постройки размеры, в период XII династии исполинские пирамиды уже не возводились. И технология строительства к тому времени перетерпела значительные изменения. Остов поминального четырёхгранного конуса возводился строителями периода Среднего царства из кирпича-сырца, и только снаружи сооружение маскировалось известняковыми плитами «под старину».

Если отличительной чертой Древнего царства было строительство гигантских пирамид, то теперь пирамиды строятся как небольшие ничем не примечательные сооружения. Это объясняет, с одной стороны, отсутствием концентрации общегосударственных материальных ресурсов в единых руках, т.е. в руках фараонов. Средства распылялись среди множества людей – знати, жрецов, чиновников, ремесленников и даже малоимущих. И как результат, за исключением, короткого периода XI и XII династий, -- отсутствие крупномасштабного строительства. С другой стороны, отпала необходимость в создании пирамид, так как фактически не существовало центральной власти. Только погребальный комплекс фараонов XI династии Ментухотепа III и Ментухотепа VI в Фивах вернулся к образу пирамиды. Место, где был построен комплекс, сегодня носит название Дейр –эль Бахри. Это погребальное сооружение представляет собой причудливое сочетание поминального храма, пирамиды и верхнеегипетской каменной гробницы. Остроумно было использовано природное столбообразное скальное образование. В породе не только были выбиты ниши, но и вокруг своеобразной естественной колонны были возведены два яруса портиков с огромными столбами, а на верхушку сооружения был наточен купол для придания комплексу сходства с пирамидой. Рядом с ним в период Нового царства будет построен храм царицы Хатшепсут, объединённый с гробницей фараонов единым архитектурным решением. Погребальный храм с гробницей не сохранился. Осталась только платформа, на которой он был возведён.

Вообще архитектурная школа XI династии отличается интенсивностью поиска и типов монументальных сооружений. В эти годы создаются достаточно оригинальные архитектурные ансамбли и композиции, мало похожи на сооружения Древнего царства. Положение меняется с приходом к власти XII династии. Наследники Аменемхета I стремились во многом скопировать уклад жизни всесильных фараонов древности, чему немало способствовал и перенос столицы в окрестности пришедшего в упадок Мемфиса. Подчёркнутое следование канонам Древнего царства в архитектуре, исходя из этого, следует принять не только идеологическим заказом правителей эпохи Среднего царства, но и итогом возвращения в «большую» архитектуру мемфисской школы мастеров-каменетёсов.

Наиболее яркой страницей в истории строительства Среднего царства стали пещерные гробницы. Интересны гробницы в Бени-Хасане. С точки зрения инженерного решения ничего нового египтяне в них не добавили. Выдолбленный узкий проход ведёт вглубь скалы с небольшими храмовыми залами, в которых размещены две или четыре колонны. Пролёты по-прежнему минимальны, за исключением входных. Опоры довольно широко расставлены и имеют небольшие сечения, к тому же их стволы прорезаны вдоль желобками, которые в греческой архитектуре получат название каннелюр. Нагрузка на колонны невелика, поэтому балка имеет сравнительно небольшое сечение. Эти колонны явились примером первого приближения к протодорическому ордеру, хотя и не стали его прототипом.

В гробнице номархов, найденных близ нынешнего Бени-Хасана, сохранились изумительные изображения воинских упражнений (так называемый Алтайский храм), интересны жанровые росписи заупокойного храма Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри. При этом явственно ощущается своеобразное видение египетскими мастерами пространства, объёма, в росписях присутствует, если можно выразиться, идеологически – условная перспектива рисунка.

Более строго копирует жизнь египетская скульптура эпохи Среднего царства. Образцы её достаточно часто встречаются в заупокойных храмах и гробницах. Причём точность передачи деталей быта и обстановки скульптором скорее всего предопределена утилитарным назначением его работ: они символизируют спутников отправившегося в путешествие в мир иной господина. При этом просто замечательна способность ваятеля или резчика передать движение, «оживить» скульптурную композицию.

Особо стоит отметить работы придворных ваятелей. Очевидно, при дворе уделялось большое внимание развитию живописи, скульптуры и зодчества. При этом заказчики – фараоны XII династии требует от мастеров правдивости и точности изображения.

Эпоха Среднего царства отмечена также развитием дворцовой архитектуры. Строительство дворцов получило довольно широкий размах. Дворцы наделялись признаками как простого жилого дома периода Древнего царства сего геометрическими формами в построении плана вокруг открытого двора, так и элементами парадного характера. Нужно отметить, что примеров дворцового строительства практически не сохранилось, так что примеров о характерных особенностях архитектуры дворцов исследователи делают в основном по памятникам изобразительного искусства. Наружный вид дворцов был чрезвычайно прост, лаконичен и имел геометрически правильные формы. Гостевые залы были выше остальных, что давало возможность на перепаде высоты размещать световые и вентиляционные решётки. Этот приём позже использовался при сооружении храмов Нового царства. Лёгкие балконы поддерживались тонкими колонами. Наиболее роскошным был, по-видимому, дворец Аменхотепа III в Фивах. Дворцы и богатые виллы обносились стеной, вокруг развивались дворцовые парки. Раскопки открыли такой парк у виллы в Телль-эль-Амарне, он протянулся на 70м в длину. При всём этом период Среднего царства с его политической и экономической раздробленностью не отличался активным строительством крупных и значимых памятников.

В Египте сохранилось несколько крепостей до сих пор: Семнех, двойная крепостная стена в Абидосе; памятник в Мединет-Абу воспроизводит формы крепостных ворот. Стены увенчаны полукруглыми зубцами, а иногда выступами; эти последние играют ту же роль, что и позднейшие готические бойницы, через которые осаждённые сбрасывали тяжести на врага.

Ввиду того что тяжести падают вертикально, нападающие легко могли защищаться при помощи подвижных горизонтальных щитов. Опасность была бы гораздо значительнее, если бы удар падал не вертикально, а наносился с более или менее крутым уклоном; именно такое отклонение от вертикальной линии удара и пытались осуществить, придавая своим стенам ломаный профиль или выдвигая под углом подошву стены, от которой ядра отскакивали.

На профилях откос для рикошета устроен в нижней части стены. Ядро, встретив откос на своём пути, вызывает сотрясение кладки и теряет часть своей живой силы; это неудобство устранено в профиле, при котором пущенное ядро с самого начала падает под уклоном. Кладка не испытывает сотрясений, но снаряд, слишком сильно выброшенный вперёд, перелетает через врага, если он стоит у самой стены. Таким образом, здесь и преимущества и недостатки, и потому обычно предпочитают профиль.

В архитектуре крепостей точно так же встречается орнаментировка: на стенах Абидоса остались следы зубцов, напоминающие органные трубы; на портале в Мединет – Абу наряду с орнаментом, заимствованным из крепостных сооружений, сохранились консоли в виде согнутых фигур пленников, которые, по-видимому, несли на плечах трофеи побед.

Вообще египетские крепости строились из глины, причём для рассеяния силы ударов вражеских таранов в массив стены закладывали брёвна. Куртины стен укреплялись квадратными башнями; как видно из плана, вход представляет собой проход со многими коленами, устроенными с той целью, чтобы затруднить врагу доступ внутрь крепости.

И так мы видим, что строительство и архитектура в период Среднего царства находится в поиске новых решений, форм, конструкций. А необыкновенный всплеск развития архитектуры и строительства придётся на следующую эпоху в истории Древнего Египта – Эпоху Нового царства.

 

 

Литература

1. Огюст Шуази. Всеобщая история архитектуры. – М.: Эксмо, 2008. – 704с.

2. Эмили Коул. Основы архитектуры. М.: «Арт-РОДНИК», 2004. 352 – С.

3.Всеобщая история архитектуры. В 12-и томах. Т.-1. М.: 1970.

4. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. М.: Стройиздат, 1984.

5. История архитектуры и строительной техники: учебник / Т.Р.Забалуева.— М.: Эксмо, 2007. – 736 с.

6. История Древнего мира. Древний Восток. Египет / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, и др. – М.: Харвест, 1999. – 832с.

 

 

Лекция 6.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1716; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь