Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема: Архитектура Египта периода Нового царства.
План занятия:
1. Исторические предпосылки. 2. Стоечно-балочная система и египетский ордер. Технология возведения египетского храма. 3. Храмовые комплексы и храмы эпохи Нового царства. 4. Эллинистические храмы Египта.
Конец периода Среднего царства и начало эпохи Нового царства были ознаменованы успешным вытеснением с территории Южного Египта завоевателей гиксонов. С этого момента начинается политический и экономический подъём Древнего Египта под властью фараонов Тутмоса I и Тутмоса II, а также первой и единственной женщины-фараона Хатшепсут. То были могущественные и властные правители, их царствование было отмечено успешными завоеваниями. Тутмос III покорил Сирию и Палестину, расширил южные пределы государства. В Египте сформировалось большое, хорошо вооруженное войско, основную силу которого составляли запряжённые лошадьми боевые колесницы. Богатая военная добыча с большим числом пленников потекла к берегам Нила. В результате усиления власти фараонов необходимо было провести такие реформы, которые превратили бы разобщённых правителей номов в единый аппарат управления. Территория традиционно была разделена на две части, северную и южную, во главе с наместником, а номархи превращены в государственных чиновников. Был составлен свод инструкций и законодательных актов, которые жёстко предписывали все правила взаимоотношений в государстве. В обществе появились наёмники из числа иноплеменников, а также выдвиженцы на государственные посты из числа незнатных чиновников и военачальников. Подобные тенденции в организации государственного аппарата ознаменовали наступление на традиционную власть жречества. Это усиливало центральную власть, которая делала ставку на нетитулованные слои выходцев из чиновников, воинов, земледельцев, в связи, с чем назревал серьезный внутриполитический конфликт. Данный момент совпадает с вступлением на трон фараона Аменхотепа IV (1372 -1354 гг. до н.э.). Новый властитель отвечает жёстким приказом на претензии жрецов фиванского храма Амона – Ра и вводит новый культ малоизвестного бога солнечного диска Атона, отвергнув весь огромный сонм многочисленных египетских богов. Такие перемены были необходимы: · Так как за Аменхотепом не стояло никаких влиятельных сил; · Фараон меняет своё имя на Эхнатон («угодный Атону»); · Создаёт новую столицу в стороне от Фив – Телль-эль-Амарне -- Ахетатон; · Проводит большие реформы и получает поддержку народа; · Строятся многочисленные храмы и алтари культу Атона, бог становится доступный народу; · Строятся новые строительные и художественные школы; · Создаются новые культовые канонические нормы; · Выдвижение на государственную и политическую арену новых людей.
Но большие и многочисленные реформы требовали времени, а Эхнатону было отпущено 17 лет царствования. После смерти фараона, его приемники оказались слабы и малолетний фараон Тутанхамон, практически, всё вернул назад. Долго длилось безвременье, пока к власти не пришёл Рамсес Великий, царствовавший в ХIII веке до н.э. около 67 лет. Рамсес был замечательным воином и военачальником, расширил границы Египта, укрепил позиции с хеттами, с Палестиной и Сирией. Его царствование отмечено строительством ирригационных сооружений по всей стране, храмов с двадцатиметровой статуей Рамсеса. Его эпоха стала называться Династией Рамессидов. С падением Рамессидов заканчивается эпоха Древнего Египта. Впоследствии Египет будет завоёван и Ливией, и Эфиопией, и, наконец, Ассирией. В 524 г. до н. э. он будет повержен персидским царём Камбизом и отойдёт Ахеменидской империи, а в 332 г. до н.э. войдёт в империю Александра Македонского. После смерти Александра Великого Египет получит в управление его друг и соратник Птолемей. Период правления Птолемея и его приемников, включая знаменитую Клеопатру, ознаменовался активной экспансией греческой эллинистической культуры. Столицей становится Александрия, признанный центр эллинистического мира. На рубеже новой эры птолемеевский Египет приходит в упадок и превращается на многие века в провинцию Рима, а затем с IV века – Византии. При традиционном административном делении страны на номы в течение всего этого времени развитие Египта следовало за активным развитием античного мира, представленного Грецией и Римом. Их влияние оказалось очень значительным. И всё же одновременно с новыми экономическими и политическими изменениями культура Египта сохранит свои, только ей присущие черты. Стоечно-балочная система в египетской архитектуре претерпевала изменения на протяжении всего времени строительства храмов и дворцов. Ещё в эпоху Древнего царства появились первые храмы с применением опор – столбов и лежащих на них балок. Однако ещё не чувствуется дифференциация элементов на несущие, воспринимающие тяжесть, и лежащие на них в качестве собственно тяжести. Столбы и балки предстают единым целым, вытесанным из общего массива камня. ВУ эпоху Среднего царства входы скальных храмов дают нам первые примеры деления элементов на несущий и несомый. Так начинает формироваться система, которая получила название ордера. Эта система взаимосвязи несущего и несомого элемента постепенно приобретает собственные пропорции, декоративные украшения, индивидуальную пластику, т.е. художественные характеристики, свойственные своему времени и соответствующие пониманию прекрасного в каждую отдельную эпоху. Основные элементы ордера – это: · колонны, которые воспринимают всю нагрузку; · антаблемент – несомая колонной балка перекрытия; · капитель – завершение колонны, которая отмечает переход от несомого антаблемента к несущей части ордера – колонны; · база – нижнее завершение колонны, где происходит передача всей тяжести через ствол на основание (стилобат); · карниз— то, что венчает балку – антаблемент. В архитектуре Нового царства ордер занимает особое место. Эпоха Нового царства ознаменовалась строительством множества храмовых комплексов, в архитектуре которых получил яркое воплощение египетский одер. Если ордер начинался с массивного и грубо обработанного столба и балки, то эта изначально простая тема впоследствии будет усложнена поставленным перед столбом скульптурным изображением. Из сохранившегося фрагмента гипостильного зала Рамессеума, комплекса храмов, построенного Рамсесом II, от прямоугольных в сечении колонн египетские строители к стволам круглой формы, а затем стволы будут прорезаться продольными бороздками, каннелюрами. Гладким стволам колонн придавали также вид пучка стеблей, иначе говоря, выпуклостей, соответствовавших стеблям камыша, связанным в пучок. Этот мотив пришёл из деревянной архитектуры, где опоры делались из связанных в пучки стеблей камыша или лотоса. Египтяне создавали ордера, исходя из природных растительных мотивов, поэтому формы капителей ордерных систем представляли имитацию чаще всего распространённых в Египте цветка лотоса или пальмы. Однако стремление к заведомо увеличенным формам, воздействующим на зрителя до конца тектоническую сущность стоечно-балочной системы. Та, сужающие к низу колонны, имитируют растительные формы, или капители, стилизованные под цветок, не дают возможности до конца отчётливо проследить всю логику восприятия и передачи усилий в элементах ордера. Нелогично также небольшие абаки (плита, непосредственно воспринимающая нагрузку от антаблемента и передающая её через капитель на ствол колонны), которыми часто разрешается место сопряжения колонны и антаблемента. Тем не менее, египетский ордер внёс весомый вклад в начало формирования художественного толкования стоечно-балочных систем. Апогея художественной выразительности ордер достигнет только в эпоху античности Греции и Рима. Как же египтяне воздвигали эти огромные храмовые комплексы? Как и в древние времена, кладка производилась из блоков насухо с точной подгонкой. Эта техника осталась ещё со времён строительства пирамид. А вот возведение большого количества близко расположенных друг к другу огромных колонн представлялось сложным. Тем не менее, строителями был использован трудоёмкий, но очень простой приём. По мере роста колонн в высоту пространство между ними заполнялось бутовым камнем, уже с этого вновь созданного уровня монтировались последующие составляющие блоки стволов колонн, затем капители, а далее элементы перекрытий – балки и плиты. Росли колонны, росло и заполнение между ними. Даже сегодня можно увидеть в Большом дворе храма Амона в Карнаке остатки не убранного в древности бутового заполнителя. Для водружения блоков использовались уже знакомые нам подъёмные машины. Окончательная обработка стволов колонн и нанесение рельефов выполнялось сверху вниз с постепенным удалением заполнения из бутового камня. Для завершающей росписи и окраски возводились временные разборные леса. Храмы и храмовые комплексы эпохи Нового царства. История Нового царства (XVI – XI вв. до н.э.) связана с возвращением к централизованному государству под властью фараона. Для укрепления этой власти фараоны опираются на религию ещё в большей степени, чем это делали правители Древнего царства. Вторым по значению инструментом упрочения этой власти была, как и в далёкие времена, архитектура, ибо она способствует распространению религиозных идей в народные массы. Однако средства достижения этих целей с помощью архитектуры становятся иными. На смену древним пирамидам приходит гигантский храм. Строительство храмов и масштабных храмовых комплексов является отличительной чертой эпохи Нового царства. Наибольший интерес представляют три основных фиванских храма: храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, храм Амона в Луксоре и огромный храмовый комплекс в Карнаке. Храм царицы Хатшепсут при ближайшем рассмотрении не столь велик. Он построен у подножия скал, резко обрывающихся в пустыню. Сохранилось имя архитектора -- Сенмут. Впоследствии он стал супругом самой Хатшепсут, которая получила статус фараона, отобрав его у законного малолетнего сына своего покойного мужа от первого брака. Это был беспрецедентный шаг в истории наследования царской власти. Хатшепсут была вынуждена легитимизировать своё положение на царском троне, в связи с чем, она создаёт в одном из старейших и традиционных для строительства некрополей мест, рядом с древнейшим храмом Ментухотепа I и храмом Тутмоса III, свой храм. В этом сооружении она предусмотрела комнату с барельефами и росписями, которые рассказывали о том, как её мать зачала дитя от бога. Тем самым власть Хатшепсут обрела обоснованность божественным происхождением. Идее божественного промысла служила и вся композиция храма. Здание располагалось на террасах, возвышающихся друг над другом. На каждой террасе зрителя встречал протяжённый горизонтальный портик. Портики вполне соразмерны габаритам человека. Однако, своей малой величиной, они создают яркий контраст скалам, на фоне которых расположены. На самом деле скалы не так уж и высоки. Но по сравнению с портиками храма они кажутся гигантскими, человек рядом с ними и храмом ощущал себя ничтожным. Природные скальные образования предстают грандиозными. Оттого и храм, воспринимаемый как единое целое с окружающим его ландшафтом, представляется не делом рук человеческих, а созданием божественных сил. Храм частично врезан в тело скал отдельными помещениями, и это роднит его со скальными храмами Среднего царства, такими, как гробница в Бени-Хасане, что объясняется тем, что построен он в переходный период. Внешние портики храма имеют геометрически правильные по форме колонны с гладко отёсанными гранями, представляющими пример протодорического ордера. Внутри храма колонны круглого сечения с каннелюрами и капителями в виде женской головы и солярными кобрами, которые считаются прототипом валют греческого ионического ордера. Наиболее яркими представителями храмов эпохи Нового царства являются храм Амона в Луксоре и храм Амона в Карнаке. Храм Амона в Луксоре – наиболее древний храм этого периода (XV – середина XIII века до н. э.). Его ордер отражает приёмы строительства из дерева. Стволы колонны имитируют связки камыша или папируса, которые применяли при строительстве рядового массового жилища. Капители имеют форму закрытого бутона лотоса. Отличительной особенностью храма были два гипостильных зала. Дольчатые колонны второго зала имели высоту 16 м. Храм многократно перестраивался и дополнялся. Он был связан единой идеей религиозного воздействия с храмовым комплексом в Карнаке, который находится южнее от Луксора на три километра. Типичный для этого времени храм Амона в Карнаке строился среди песков пустыни на ровной площадке. Он имел протяжённую, строго симметричную относительно центральной оси планировочную структуру, рассчитанную на постепенное вовлечение молящихся в религиозную процедуру по мере их прохождения территории храма. К храму вела широкая аллея сфинксов, расположенных симметрично по обе дороги. Это аллея несла в себе глубокий смысл. Огромные сфинксы, как две капли воды, походили друг на друга, что придавало организующее начало пространству подхода к пилонам храма. Идущим не было необходимости останавливаться и рассматривать детали скульптур, так как они не отличались друг от друга. Они предназначались для направления процессии к входу в храм. Однако для контраста и большей выразительности в лапах мощных сфинксов размещали маленькую фигурку фараона. Предполагалось, что храм имеет только один основной вход и сбоку в него войти невозможно, поскольку он окружён священным участком с жилыми и хозяйственными постройками для жрецов и работников, обнесённым, в свою очередь, земляным валом. Поэтому главный композиционный акцент предназначался единственному входу, к которому и направляла идущих аллея сфинксов. Шествуя по аллее, процессия, наконец, подходила к двум огромным пилонам ( массивным стенам у входа формой не правильного прямоугольного куба) . Они резко притягивали взгляд подходящих к храму людей, обозначая значимость момента перед попаданием непосредственно в храм. Общий характер композиции храма определялся двумя основными принципами: постепенное сужение и затемнение пространства по мере приближения к святилищу. Все зоны храма расположены анфиладно и соединены дверными проёмами, строго нанизанными на единую ось. Каждая зона отдалена от последующей стеной и тем самым, как бы, останавливая идущего, перед неизведанным, и в то же время, вовлекая его в дальнейшее проникновение в тайну, скрытую от глаз. За пилонами, через, сравнительно, узкий вход процессия попадала во внутренний двор, окружённый с двух или четырёх сторон колоннами. Подобное решение получит в Греции название перистиль. Таких дворов могло быть два. В них оставалась масса людей, допущенных вовнутрь храма. Далее процессия, состоящая из знати и жрецов, входила в гипостильный зал, сплошь уставленный гигантскими колоннами. Свет сюда проникал через специальные решётки и представлял собой поток, расчленённый на отдельные лучи плотной структурой решётки, так, что помещение было сильно затемнено. Освещение осуществлялось за счёт перепада высот между средним и боковыми, более низкими колоннами. На этом перепаде и размещались решётки. Подобное решение подчёркивало также таинство религиозного действия, поскольку свет, проникающий через решётки, освещал главным образом среднюю, наиболее важную часть зала. В следующее за гипостильным залом святилище допускались только жрецы храма и фараон. Вся композиция храма, с огромными встречающимися пилонами и лесом гигантских колонн, служила обожествлению фараона, возвеличиванию его в глазах людей на фоне преклонения перед главным божеством – богом солнца Амоном. Храм Амона в Карнаке сам по себе являлся самым большим храмом Египта. Столь же грандиозным стал и весь комплекс, возникший рядом второстепенных храмов и площадей со священным озером. Весь комплекс представлял собой более тридцати храмов, святилищ и других сооружений. Основная, наиболее хорошо сохранившаяся зона занимает около 30 гектаров. Храм Амона имел гипостильный зал со 134 колоннами высотой 23 м и диаметром 3, 5 м и размеры 50х100м. Капители колонн получили форму раскрывшегося цветка лотоса. На такой капители может уместиться 50 человек. Кубические абаки были сравнительно небольшими и при осмотре снизу скрывались раскрытыми цветками капителей. В результате, казалось, что перекрытие гипостильного зала парит над колоннами, ничем сними не связанное. Если учесть, что потолок зала окрашивали в синий цвет и на нём рисовали звёзды, то создавалось впечатление присутствия гигантских растений под открытым небом. Такое сакральное значение священной рощи и придавали египтяне гипостильному залу. Церемония поклонения богу Амону начиналась в Луксоре, затем процессия медленно шествовала до храма в Карнаке, и в день равноденствия действие завершалось выносом пурпурно-красной, отделанной золотом ладьи Амона из святилища. Через узкий проход гипостильного зала люди наблюдали, как лучи заходящего солнца достигали ладьи, и она словно вспыхивала в пурпурном пламени заката. Огромная высота колонн и плотная их расстановка, затенённость зала и контрастный эффект «загорающейся» ладьи оставляли неизгладимое впечатление в памяти людей. Праздник заканчивался возвращением процессии тем же путём в Луксор. Поздний египетский ордер представлен в Карнаке самым разнообразными формами. Стволы колонн украшены замечательными барельефами. На территории и в помещениях размещено множество скульптурных изображений фараонов и колоссальная 15-матровая статуя великого жреца Амона Пенеджема, известного как Тинита. Особую ценность для египтян представляли обелиски, высеченные из единого куска породы и достигавшие высоты 40 и более метров. Наиболее значимые из них размещались в глубине храмовых комплексов. Обелиск Хатшепсут не самый большой. Он весит 323 т. и имеет высоту 29м. Однако женщина-фараон постаралась разместить свой обелиск в наиболее выгодном месте храмового комплекса так, чтобы он первым встречал солнечный луч рассвета. Как мы уже выяснили, главным в архитектуре Египта в эпоху Древнего Нового царства бала масштабом сооружений. Однако если в древности подавление человека масштабом сооружения осуществлялось путём создания огромной массы, у которой останавливается всякое движение, то в более поздние времена Нового царства архитектура воздействует путём организации движения больших масс людей, которое разворачивается во времени. Однако идея подавления человека сверхъестественными размерами статичных сооружений и в Новом царстве не покидали умы создателей храмов. Согласно этой идее, был сооружён поздний пещерный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле (1293-1225 гг. до н.э.). Выдолбленный в скале, размерами своих внутренних помещений он не поражал. Зато огромные 20-ти метровые статуи Рамсеса при входе на фоне скального обрыва впечатляли так же, как храм Хатшепсут. Для контраста с монументальными скульптурами в их ногах были размещены на первый взгляд совсем небольшие фигурки, хотя в действительности они имели высоту, превышающую человеческий рост. Самая главная часть любого храма – святилище – стоит в стороне от входа храма на 65м. В нём размещены статуи Рамсеса и трёх божеств: Амона-Ра, Птаха и Харакириса. Ещё Шампольон обратил внимание на интересный световой эффект, который подтверждал очень точную схему построения храма. В дни равноденствия, два раза в год, ранним утром лучи солнца проникали внутрь храма и освещали статуи в святилище. Это «солнечное чудо» длилось всего 20минут. Затем луч солнца исчезал. Единственной фигурой, на которую никогда не падало солнце, была Птаха – бога Тьмы. Так же точно могли египтяне при строительстве сориентировать храм по странам света, чтобы получить такой световой эффект! Эллинистические храмы. В 332г. до н.э. войска Александра Македонского вступили в Египет. Жречество приветствовало Александра и объявило его «сыном Ра, любящим Амона». При нём в Египте началось строительство, но настоящий рассвет эллинистической архитектуры относится ко времени преемников Александра, царей македонской династии Птолемеев ( 305 – 30 гг.до н.э.). Иноземное владычество возродило египетские формы и традиции. Птолемеи поддерживали культ египетских богов и сооружали в их честь храмы. Основные элементы конструкции и расположение помещений остались прежними. Храмы всё ещё играют большую социальную роль, оставаясь центром жизни города. Лучше всех сооружений этого периода сохранился храм Гора в Эдфу. Он строился около 200 лет. Крыша в храме использовалась для религиозных ритуалов. Храм построен из песчаника. Все его помещения: пилон, открытый двор, входной зал, святилище и молельни – располагались симметрично по одной оси. В пилоне находилась лестница, по которой можно было подняться на крышу. Тексты, находящиеся на стенах храма, свидетельствовали, что он был построен по древним образцам. Внутренний двор храма: проходя под карнизом пилона, в центре которого помещён солнечный диск с изображением змей с двух сторон. Посетитель, попадая во внутренний двор, обнесённый с трёх сторон колоннадой, видит, что в глубине двора стоит огромная, высеченная из камня статуя бога Гора в образе сокола. Стена – экран. Этот элемент храма был разработан для того, чтобы ограничить доступ света в пронаос. Экранная стена сделана из тонкого камня и проходит за колоннами первого ряда. Она украшена изображениями царей и цариц, а также мифологическими сюжетами. Пронаос храма в Эдфу – это помещение с колоннами, входной зал, расположенный перед святилищем. В пронаосе находилось три ряда по шесть колонн с гладкими стволами и капителью в виде открытой чашечки цветка. Единственным источником света было отверстие в потолке. Колонны в храме представляли собой колоннами с головой Хатхор. Отождествлённая греками с Афродитой, Хатхор была богиней любви. Храм Гатор легко узнать по колоннам с капителями, на которых с четырёх сторон изображены головы Хатхор. Колонны находятся в храме. В храме чётко выделяются карнизы. Карниз – горизонтальный выступ, идущий вдоль стены или пилона. Характерный элемент египетской архитектуры. Карнизы ранних построек были просты, более поздних, украшались рельефами и несли смысловую нагрузку. Таким образом, несмотря на тяготение архитектуры Древнего Египта к масштабности сооружений, в ней сложились интереснейшие композиционные приёмы формирования этих сооружений, были выработаны определённые технические подходы к технологии их возведения. Однако все достижения этой культуры сводились к эмпирическим способам строительства на основе религиозных и философских подходов к формированию композиционных решений целых комплексов, имеющих такое воздействие на зрителя, которое не теряет своей силы даже в современном техногенном мире.
Литература 1. Огюст Шуази. Всеобщая история архитектуры. – М.: Эксмо, 2008. – 704с. 2. Эмили Коул. Основы архитектуры. М.: «Арт-РОДНИК», 2004. 352 – С. 3.Всеобщая история архитектуры. В 12-и томах. Т.-1. М.: 1970. 4. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. М.: Стройиздат, 1984. 5. История архитектуры и строительной техники: учебник / Т.Р.Забалуева.— М.: Эксмо, 2007. – 736 с. 6. История Древнего мира. Древний Восток. Египет / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, и др. – М.: Харвест, 1999. – 832с.
Лекция 7. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 2160; Нарушение авторского права страницы