Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема: Архитектура и строительство протогосударств Междуречья



 

План занятия:

 

1. Первая цивилизация в Древней Месопотамии. Периодизация.

2. Свидетельства истории и источников информации об архитектуре и строительстве в Междуречье.

3. Материалы, строительные конструкции и технологии.

4. Здания и архитектурные комплексы.

 

С получением избыточного продукта в результате хозяйственной деятельности и применения технических достижений бронзового века, а также благодаря активному обмену появляется возможность улучшить имущественное положение патриархальной семьи. С целью накопления богатства часто используется труд наёмного работника. Выделяются семьи с более высоким материальным статусом. Большое хозяйство таких людей с его домочадцами, слугами, скотом, домом, хозяйственными постройками необходимо было защищать от животных, а затем и от посягательств соседей. Так на основе разделения труда возникают отношения неравенства, которые обусловливают необходимость в первых институтах государственности. Это становится насущной потребностью сообщества, особенно при объединении людей в поселения, иначе говоря, при первых попытках урбанистического расселения. В скором времени появляются вожаки, формируются новые общественные отношения, происходят существенные изменения в архитектурно-строительной деятельности. Начинаются работы по созданию первых фортификационных сооружений с мощными стенами и мостами, появляется дворец правителя, и большое значение приобретают религиозные сооружения. Правитель обрастает кланом родственников с их привилегированными внутрисемейными отношениями. Возникает класс аристократии, которая расселяется вблизи дворца правителя в богатых домах. Появляется «детинец» -- надёжно укреплённый центр города – государства. Правитель берёт на себя обязательство с помощью армии (дружин) обеспечивать подданным защиту от врагов, получая за это определённую дань. Усиливающая власть правителя способствует формированию сильного государства. Рабский труд становится основной производительной и дешёвой рабочей силой. А поскольку строительство является наиболее трудоёмкой деятельностью, то именно рабский труд обеспечил его быстрый рост. Первые камни в фундамент мировой цивилизации были заложены в Древней Месопотамии – в долине двух плодородных рек Тигра и Евфрата. Примерно вVIII – VI тыс. лет до н.э. земледельцы ближневосточных предгорий, уже освоившие достижения неолитической революции, стали спускаться в равнины и активно заселять плодородные долины рек. Двуречье (территория между рек Тигр и Евфрат) ныне хорошо исследовано специалистами. Раскопанные поселения свидетельствуют, что их обитатели жили в глинобитных домах, сеяли ячмень, пшеницу и лён, разводили коз, овец и коров, были знакомы с ранними формами ирригационного хозяйства (осушение болотистых земель с помощью каналов, возведения дамб и т.д.), изготавливали различные керамические сосуды, изделия из камня и меди. Продвижение земледельцев к югу, где были богатые почвы, способствовало развитию государства Убайд (конец V тыс. до. н.э.). Культура Убайд представлена посёлками площадью до 10 га, в центре которых размещались крупные храмовые комплексы на высоких земляных платформах, окружённых городскими стенами, явственный признак ранней урбанизации. Раскопки этих поселений свидетельствуют о многочисленном населении, развитом ремесле, включая знакомство с гончарным кругом, металлургией, ткачеством, основами строительного дела и принципами монументальной архитектуры. Город Ур был заселён с убайдского периода (конец V тыс. до.н.э.) до IV в. до н.э. Вследствие археологических раскопок, которые велись 12 лет, в 1922 году под руководством Леонарда Вулли (экспедиция Пенсильванского университета), были найдены остатки древних строений, покрытых толстым слоем наносных отложений. Так появилась теория библейского «большого потопа». От этих времён остались незначительные руины сооружений и многочисленная керамика. Культуру Убайд принято считать протошумерской. Как известно, на рубеже V – IV тыс. лет до н.э. на этой территории Южного Двуречья появляются шумеры, с именем и деятельностью которых связывается возникновение древнейшего мирового очага цивилизации и государственности. Загадка шумеров до сих пор не разгадана. Ясно одно: пришельцы – шумеры, появившиеся в зоне обитания людей культуры Убайд, быстро и энергично заимствовали все достижения этой культуры и сыграли важную роль в ускорении её развития уже на шумерской этнической основе. В IV – III тыс. лет до н.э. Ур становится достаточно сильным государством. Этот период представлен комплексом царских гробниц, включающих около 2000 погребений с обнаруженной в них роскошной утварью. Некрополь относится ко времени с раннединастического периода до 2100 – 2000 гг.до н.э. Среди большого количества захоронений 16 гробниц являются местом погребения знатных персон, и относится как раз ко времени зарождающегося государства. Интересно их устройство. По пологому спуску замкнутого коридора можно пройти сразу к погребальной камере. Камера могла быть сложена либо из кирпича, либо из камня. Археологами были обнаружены в гробницах места жертвоприношений. Причём установлено, что в жертву могли приносить как животных, так и людей, которые сопровождали умершего в последний путь (70 человек). Из утвари этих гробниц особенным великолепием и тонкостью работы отличается так называемый штандарт, представляющий собой деревянную доску трапециевидного сечения. Предмет инкрустирован перламутром и лазуритом. Инкрустация осуществлена на основе любимого в Междуречье битума, естественной горной смолы.

Так возникшие новые экономические, политические и социальные отношения повлекли за собой и существенные изменения в строительном деле и архитектуре.

Вслед за древней культурой Убайд в разных частях света начали формироваться первые рабовладельческие государства-деспотии на Древнем Востоке, Индии и Китая в основном по берегам полноводных рек, которые разливами создавали плодородные территории для земледелия.

Эпоха бронзового века, как мы уже рассматривали ранее, ознаменовалась коренным переворотом в развитии техники и цивилизации в целом. Прочные орудия труда из металла позволили создать сооружения совершенно иного, значительно более высокого с технической точки зрения уровня. Строительство на Ближнем Востоке отличалось колоссальностью сооружений. Здания и комплексы возводились с целью не только их функционального использования, но и непременного воздействия физическими размерами. Так строились зиккураты, ступенчатые башнеобразные культовые сооружения и пирамиды, мавзолеи, храмы и скульптурные колоссы. Слово « зиккурат» означает «поднятый на вершину» и представляет собой сырцовую ступенчатую пирамиду, наверху которой воздвигался небольшой храм – местопребывание главного божества города. На верхнюю площадку можно было подняться по ступенькам.

Храм семи сфер в городе Нимруде – одна из немногих сохранившихся памятников из кирпича-сырца и дерева. Этот храм состоит из семи ярусов, соединённых лестницей. Нижний ярус квадратный, верхние шесть сдвинуты от центра. На верхнем ярусе находился храм. Ярусы храмы покрыты глазурованной плиткой разных цветов и, возможно, посвящены различным планетам. Нижний, чёрный ярус, посвящён – Сатурну, затем шёл оранжевый, символизирующий Юпитера, красный – Марса, золотисто-жёлтый – Солнце, зелёный – Венеру, голубой – Меркурия, и, наконец, белый или серебристый – Луну.

Это семь чудес света, среди которых произведения зодчих древневосточных государств. Это и пирамиды, и висячие сады Семирамиды, и Вавилонская башня. Это огромного размера монументальные, величественные сооружения. Висячие сады Семирамиды (VII в.до н.э.) в Вавилоне, располагались на ступенчатых террасах, и на каждой террасе был сад.

К техническим новшествам можно отнести и создание ирригационных систем, с помощью которых осушались или увлажнялись земледельческие территории. Вода – это жизнь и богатство народа. Поэтому религиозные верования связывались в основном с божествами, отождествляемыми с этими явлениями природы, а значительное место в жизни людей играли жрецы. Жрецы в то время – оракулы, астрономы, лекари, зодчие. В древнем храме Ком-Омбо сохранился барельеф с изображениями хирургических инструментов, формы которых напоминают современные.

Неоценимым событием для исследования стало открытие Библиотеки ассирийского царя Ашшурбанапала (669-633 гг. до н.э.). Ассирийская архитектура – это архитектура дворцов и крепостей. Военный характер государства наложил отпечаток и на характер зодчества. Города были чётко спланированы, и правители чётко следили за правильностью застройки. Дома строились из сырцового кирпича, в храмовой архитектуре важную роль играл зиккурат. Нередко эти сооружения были декорированы глазурованной плиткой. Столица Ассирийского царства Ниневия в 612 г. до н.э. была дотла сожжена вавилонскими войсками. Английским путешественником Лейярдом были найдены развалины Древней Ниневии с двором самого Ашшурбанапала. Он был построен на высокой и обширной искусственной террасе. Вход охраняли две огромные статуи быков с человеческими головами – Шеду. Рельефы на стенах комнат и коридоров изображали охоту ассирийских царей на львов и сцены из военных походов.

Найденная Лейярдом библиотека представляла собой хранилище 30 тысяч глиняных табличек, написанных клинописью. Содержание этих книг самое разнообразное:

· грамматики,

· хроники, сказания (о герое Гильгамеше);

· договоры между различными странами,

· законы,

· отчёты о строительстве царских дворцов,

· донесения чиновников,

· сообщения лазутчиков в соседних странах,

· списки подвластных Ассирии народов,

· размеры податей,

· сочинения по медицине,

· письма,

· перечни животных, растений, минералов,

· бухгалтерские книги царских хозяйств,

· различные жалобы, договоры,

· документы, составляемые при покупке дома или рабов,

· первые географические карты.

· Планы постройки домов, дворцов.

Таким образом, мы видим, что культура Ассирийского царства, уровень общества была достаточно развиты. При царе Вавилонии Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.), подчинившем себе большую часть Месопотамии, был составлен дошедший до наших дней свод древних законов. Законы начертаны на каменном обелиске и содержал 232 статьи, в которых нашли отражение многие реальные формы взаимоотношений вавилонского общества XVIII века до н.э.

В V—IV тыс. лет до н.э. возникло государство Аккад. В ХХIV в. до н.э. его возглавил Саргон Аккадский. Он объединил Шумер и Аккад. Возникло крупное централизованное государство. Во дворце царя Саргона в Дурр-Шаррукине часто встречаются арки, ложные своды, клинчатые своды. По сторонам от входа стояли Шеду. План дворца царя Саргона в Дурр-Шаррукине представлял собой чётко спланированное сооружение с геометрически правильными очертаниями. Дворец располагался в северной части города в цитадели, разместившёйся на платформе, сложенной из сырцового кирпича. Дворец состоял из трёх частей: собственно дворца, жилых покоев и хозяйственных помещений. Все отдельные части дворца были симметричны, а его общий план – асимметричен. Стены парадных залов были покрыты рельефами с изображением царей, исторических событий, натуралистически переданных животных. Дворцовые комнаты внизу были отделан алебастровыми плитами, а свет поступал в помещение через открытую верхнюю часть стены. Многие более узкие комнаты и коридоры дворца имели сводчатые потолки, но в царской комнате потолок был деревянным. Ворота дворца царя Саргона были встроены в тонкие стены. Они имели сводчатый проём и их стены были увенчаны ступенчатыми зубцами – характерным элементом ассирийской архитектуры, возможно, символизирующим священные горы. Пешеходные ворота Дурр-Шаррукина для путешественников были украшены крылатыми быками с человеческими головами. Между ними стояла фигура гиганта, душащего льва.

Ассирийские дворцы в Ниневии, Нимруде и Куюнджике в поздней ассирийской архитектуре имели большое значение. Их строительство подчёркивало главенствующую роль царя. Постройка дворца городских стен Нимруда способствовала увеличению и реконструкции города. Здесь был большой двор, к востоку от которого находились царские апартаменты, а к югу – несколько больших залов. Такая планировка была типична для ассирийских дворцов, которые строились и украшались, чтобы прославить царя, его безграничную власть. Остатки дворцов в Ниневии, Нимруде и Куюнджике имели похожую планировку, и все они были построены на платформе и террасах, были большими и величественными.

Полы дворца украшены напольной глазурованной плиткой с узорами цветов лотоса. На лепном бордюре, найденном в Ниневии, изображены крылатые быки и стилизованные растения, видимо, изображающие священное дерево. Бордюры с цветами и животными также были и на балках потолка, иногда с использованием позолоты и инкрустации драгоценными камнями, чтобы орнамент выглядел богаче.

Из чего же и как возводились в древних государствах Передней Азии гигантские и технически сложные строения? Даная территория не имела лесной растительности, а значит, не имела дерева, как строительного материала. Из деревьев росли только пальмы, сосну и кедр привозили. В связи с этим дерево было дорого и использовалось исключительно для конструкций перекрытий в виде сплошных накатов, для исполнения элементов окон и дверей, а также декоративных деталей. Пальма давала возможность создавать накат пролётом до 4 м. Во дворцах при использовании ливанского кедра удавалось увеличить размеры помещений до 7-10м. Жилища простых людей были узкими и тесными.

Основным строительным материалом был кирпич-сырец, размером 31 -34 см и толщиной 10 см. Обожжённый кирпич стал известен с того времени, когда человек смастерил первый глиняный очаг и заметил, что обожжённая глина имеет высокие прочностные качества. Однако использовать его как строительный материал было невозможно, кроме облицовочных работ, поскольку для обжига не хватало топлива. Высокопрочными каменными породами данный регион тоже был обделён, в связи, с чем кладка из кирпича была основной для возведения несущих конструкций. В первом случае использовался непросушенный сырцовый кирпич, который слёживался в монолитную массу, приобретая строительную прочность. В такой кладке специально создавались внутренние вентиляционные каналы для лучшего и более быстрого просушивания. Для большей прочности в неё помещались циновки, которые служили армирующим слоем. Кладка из высушенного кирпича выкладывалась на известково-гипсовом растворе. Кладка имела зубчатую поверхность. Это позволяло без вреда для устойчивости стены облегчить кладку и к тому же благодаря игре и тени предохранить стену от перегрева.

Ассирийцы и вавилоняне успешно применяли в качестве материала связующего и гидроизоляционного материала смолу. Смолы имелось достаточно. В строительстве широко применялись известь и гипс. Там, где не требовалась высокая прочность стен, особенно в жилищах простых людей, продолжали использовать тростниковый плетень, обмазанный глиной.

Стоечно-балочная система, которая использует стойку как элемент, работающий на сжатие, а балку – как элемент, у которой нижний пояс растянут, представлена в архитектуре этих государств слабо. Ибо камень хорошо работает на сжатие и плохо на растяжение, что создаёт большие трудности для перекрытия больших пролётов. Потому-то в этих целях использовалось дерево, значительно лучше работающее на растягивание. Однако дерево – материал недолговечный, и деревянные памятники строительного искусства до нашего времени не сохранились.

В архитектуре широко применялись сложные арки и своды на её основе, арки истинные и ложные. Арки и своды могли выкладываться из клинчатых камней или делаться с помощью кирпичной кладки. Такой строительный приём представлял истинную распорную конструкцию. Притом, что дерево было дорого, техника возведения обходилась без применения деревянных кружал. Свод сооружался из последовательно создаваемых арок, которые выкладывались как отдельные слои, постепенно соединяемые между собой. Пересечений сводов строительная техника ещё не знала. Зато широко применялись небольшие купольные конструкции в городском массовом строительстве.

Основным принципом строительства в государствах Междуречья было возведение города как неприступной крепости. Города укреплялись искусно и надёжно.

Правители династии государства Ур в период 2474-2358 гг. до н.э. уделяли большое внимание строительству. Они строят:

· Зиккураты – храмы,

· Зиккураты – мавзолеи,

· Зиккураты – дворцы,

· Зиккурат -- цитадель.

Все сооружения размещены очень близко друг к другу. Планировка ассиметрична, не нерегулярность всей застройки обусловлена увеличением жилых площадей. Но все постройки тяготеют к дворцу, что ещё раз говорит о неразрывной связи религии и культа власти. Зиккурат являлся основной вертикалью всей композиции, которую можно проследить со времён установки менгиров. Маленький храмик на верхней платформе являлся «жилищем божества». У подножия зиккурата был построен большой храм для широких масс. В нём божество присутствовало в виде изображения. Неразрывность зиккурата и храма характерна для архитектуры государств Месопотамии. Со временем зиккурат исчезнет из этой композиции и останется только храм.

Дворец представлял собой тип многокомнатного дома, небольшие помещения котороговыходятво внутренний двор. Через дверной приём они освещаются и получают циркуляцию воздуха. Комнаты – небольшие, совершенно обособленные друг от друга, определялись цилиндрическими сводами покрытий. В интерьере нескольких помещений, построенных на одной оси, создавали анфилады.

В XIX – XVIII веке до н.э. в Месопотамии возвысилось новое государство Вавилония. От этого периода практически не осталось памятников архитектуры, поскольку Вавилон этого времени был полностью разрушен, а новое государство воздвигнет свои постройки на руинах старого Вавилона.

Детально исследован и изучен один из кварталов Ура. На плане отчётливо читается неправильный рисунок улиц. Все дома имеют по нескольку комнат и построены по одному принципу: помещения формируются вокруг открытого двора и соединяются с ним через дверные проёмы. Двор замощен кирпичом, и часто в центре находится бассейн для сбора дождевой воды. Дома были двухэтажными, по периметру двора шёл открытый балкон, который опирался на деревянные стойки.

В период расцвета государства Ассирия главным были религия и власть, что наглядно демонстрировалось в дворцовой архитектуре. Дворец царя Саргона ІІ в столице Ассирии Дурр-Шаррукине VIII – VII вв. до н.э. имел площадь почти 300га. Протяжённость стен высотой 18м составляла почти 7 км. Они сложены из сырцового кирпича и внизу облицованы прочным естественным камнем из плотно подогнутых и хорошо отёсанных блоков. Улицы были широкими и в длину достигли 12 м., а площадь дворца составляла почти 10 га. Дворец царя Саргона ІІ размещался на высокой глинобитной платформе. Объём земли этой платформы составлял 1300 000м куб. Весь комплекс обнесён 14-метровой стеной. Внутри дворец включал более 200 залов и 30 открытых дворов. Удалось откопать 186 залов. Над комплексом возвышался 40-метровый зиккурат с винтовым пандусом. Грандиозность дворца, олицетворяющая несокрушимую мощь ассирийского царя, должна была производить сильное впечатление на послов сопредельных государств. Стены дворца укреплены квадрами весом до 24 тонн, длиной до 3 м. и представляли собой мощное сооружение. Вся платформа была пронизана канализационными и вентиляционными каналами.

В VII веке до н.э. империя пала под ударами объединившейся Мидии и Вавилона, заселённого халдейскими племенами, которые вновь приходят к власти. Новый Вавилон вскоре превратился в столицу мира, крупнейший торгово-финансовый и культурный центр. В нём насчитывалось свыше 1 млн. жителей. За ним закрепилась слава священного города. Венцом строительного искусства в Вавилоне стал дворец Навуходоносора II со знаменитой Вавилонской башней. Башня имела высоту 90 м (30-ти этажный дом). А если учесть, что дворец был поднят над городом на обширной кирпичной площадке, то эта высота представлялась колоссальной.

Особенное впечатление стены Вавилона. Они имели три ряда толщиной соответственно 7; 7, 8 и 3, 3 м. Ров мог заполняться водой. Периметр достигал почти 7 км, а высота первых двух внешних стен составлял 20 м. В стены встроены гигантские башни с воротами и подъёмным мостом. Украшение башен и арок входа производились с помощью облицовки цветными глазурованными изразцами с изображениями крылатых львов, бородатых быков или фантастических чудовищ. Если керамика входа была выполнена в голубых и белых тонах, то на стенах, окаймляющих дорогу, были изображены коричневыми с золотыми гривами.

Исследование архитектуры и строительства государств Междуречья свидетельствует об огромном техническом скачке, который претерпело строительное дело в период между III тысячелетием и последними веками до н.э. Однако все приёмы строительства оставались чисто эмпирическими, а художественно-пластические задачи архитектуры сводились к созданию грандиозных сооружений, подавляющих зрителя. Наряду с этим были выработаны приёмы возведения надёжных фортификационных сооружений и систем, освоены принципы ирригации земель, связанные со строительством инженерных сооружений (каналов, плотин, искусственных водоёмов). Созданы технические приёмы кладки стен из обожжённого и необожжённого кирпича с облицовкой их естественным камнем и изразцами. Выработаны приёмы оснащения зданий инженерными системами канализации и вентиляции. Проблема перекрытия пролёта, которая будет волновать архитекторов на протяжении всей дальнейшей истории, оставалась в этот длительный период нерешённой. Самые зачаточные форы распорных конструкций не получили ещё дальнейшего развития. Инженерная мысль остановилась на создании истинной арки и цилиндрических сводов на основе, а также куполов самых малых размеров, перекрывающих пролёт в 4 -5 м.

Литература

1.Всеобщая история архитектуры. В 12-и томах. Т.-1. М.: 1970.

2. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. М.: Стройиздат, 1984.

3. История архитектуры и строительной техники: учебник / Т.Р.Забалуева.— М.: Эксмо, 2007. – 736 с.

4.Юров Ю.М.: Шедевры архитектуры. М.: «Вече», 2001.

5. Эмили Коул. Основы архитектуры. М.: Изд. «АРТ—РОДНИК», 2004.

Лекция 4.

Тема: Архитектура и строительство в Древнем Египте.

План занятия:

1. Исторические предпосылки развития архитектуры Египта. Номы.

2. Периодизация истории развития архитектуры Древнего Египта.

3. Архитектура эпохи Древнего царства.

4. Здания и сооружения эпохи Древнего царства.

 

Формирование египетского государства значительно отличалось от государств Междуречья. Если Месопотамия была открыта для контактов, влияний, а также нашествий, то номы Египта формировались замкнуто вокруг водной артерии Нила. Вся цивилизация египетского общества была привязана к Нилу, дающему воду, подобно источнику жизни. Египетские культурные образования (Файюм и Бадари) – родственники культуры Убайд. Процесс заселения проходил аналогично: неолитические земледельцы с предгорий спускались в долину Нила. Однако эти культуры были более отсталыми и примитивными. Связи с Междуречьем, осуществляемые через Синай, привели к быстрому цивилизационному подъёму. В IV тыс. до н.э. Египет активно развивается, начинается широкое строительство ирригационных сооружений, без которых земледелие в засушливых климатических условиях невозможно. Возникает письменность, распространяется металлургия меди, перенимается строительство из сырцового кирпича. В обществе появляются признаки имущественного неравенства. Первые протогосударства (номы) в Египте, как и в шумерском Междуречье, возникали вокруг храмов. Во главе номов встали первые жрецы, которые постепенно взяли на себя функции политических администраторов. Борьба между ними за политическую власть привела к концентрации её в руках более активных и удачливых. Египет разделился в IV-III тыс. до н.э. на Верхний и Нижний. Последующая борьба закончилась победой правителя Верхнего Египта Мена (Менеса), который короновал себя обеими коронами. С этого времени можно часто встретить на рельефах и росписях египетских храмов, дворцов и гробниц изображение фараона в раздвоенной короне, что означало единую власть над Верхним и Нижним Египтом. Столь ранняя концентрация огромной власти в одних руках фараона, которой ещё не знало человечество, привела к становлению организованной администрации с иерархически бюрократическим аппаратом. Почти за полтысячелетия до Саргона Аккадского фараоны становятся всевластными и обожествлёнными правителями огромного государства.

История Древнего Египта делится на четыре периода:

Раннее царство – начало III тыс. лет до н.э. – период египетского протогосударства;

Древнее царство – около 2800 – 2400 гг. до н.э.;

Среднее царство – конец III – XVII в. до н.э.;

Новое царство – XVI – XI вв. до н.э.

 

Эпоха древнего, наиболее стабильного, государства приходится на время правления фараонов с третьей по шестую династию, начиная с Джосера, Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра), Миккерина (Менкаура) и заканчивая Пепи II. За время их правления в Египте сложилась система администрирования. Управление на местах осуществлялось посредством старшин поселений, писцов и царских уполномоченных. Все эти лица, прежде всего, отвечали за сбор налога. На среднем региональном уровне власть осуществляли храмовые жрецы, управляющие номами, и чиновники средней руки. Они отвечали за функционирование храмовых хозяйств, сохранность запасов в зернохранилищах, на складах, порядок в архивном деле и т.п. Возглавлял всю систему управления министр чати ( джати). На эту должность обычно назначался один из царевичей или близкий родственник фараона. В руках чати были главные рычаги административной системы: судебная власть, протокольное установление (документация, архивы и т.п.), сокровища фараона. Министр, как глава исполнительной власти, отвечал за крупные строительные проекты, например, за строительство пирамид. Ему была подотчётна вся местная администрация. Значительное внимание уделялось подготовке грамотных писцов-канцеляристов, которыми велась огромная работа по составлению самой разной документации. В её числе был даже кадастр ( систематизированный свод сведений, составляемый на основе периодических или непрерывных наблюдений за землёй) всех земель, который обновлялся раз в два года.

Ирригационные работы стояли на первом месте. Вслед за ними главное внимание, материальные и трудовые ресурсы направлялись на строительство пирамид. Бытует мнение, что пирамиды строились руками тысяч рабов. Исследователи доказали, что это не так:

1. Рабов в этот период в Египте было относительно немного;

2. строительство пирамиды фараона была священной миссией и не для рабов;

3. для строительства пирамиды фараона отбирались квалифицированные мастера с рабочими посёлками, где каждый мастер или строитель имел свободу, всё необходимое для роста и льготы фараона.

4. стремление рабочего к улучшению и усовершенствованию труда поощрялось фараоном, и рабочий продвигался по социальной лестнице с соответствующими изменениями условий жизни и работы.

Использовался также труд египтян в виде трудовой повинности. Иногда к работам привлекались целые посёлки.

Исследования политико-экономического устройства египетского общества показали, что целиком превалировало государство, во главе которого находился обожествляемый правитель –фараон. Такое абсолютное господство государственности над обществом было беспрецедентным даже для Ближнего Востока. Символом такого общественного устройства, естественно, стали гигантские пирамиды. Эти монстры подчёркивали величие единой власти и одновременно с этим ничтожность простого труженика, лишённого даже минимальных прав. Никаких признаков рыночных отношений отыскать не удалось. Однако происходивший естественным путём процесс приватизации позже, период Среднего царства, повлёк за собой изменения в экономической структуре общества.

Главным достижением египтян в эпоху Древнего царства было строительство пирамид. Сегодня пирамида часто воспринимается как нечто необыкновенное. Трудно представить себе технику и технологию реализации этого грандиозного замысла, например, комплекса пирамид в Гизе близ Каира. Пирамиды восхищают и поражают, прежде всего, своими размерами. Но даже сегодня, с позиций технически развитого общества, очень трудно дать логическое объяснение тому, каким образом можно было их создать, не имея современных механизмов. Человечество больше века пытается разгадать загадку пирамид. Высказываются самые невероятные предложения. Например:

1. Идея строительства с помощью пандуса, который возводили с пирамидой;

2. По Геродоту, что на строительстве работало сразу 100 000 человек, работающих по три месяца беспрерывно, применяя простейшие машины;

3. Строительство в ручную из мелких блоков, применяя тягловую человеческую силу.

Основой простейшей машины служил конусовидный ствол, пригруженный внизу камнями для устойчивости во время работы. На этот конус сверху надевалась балка с круглым отверстием посредине или конструкция из связанных по концам балок. Конус позволял балке свободно вращаться вокруг его оси в горизонтальной плоскости, а также поворачиваться под углом к вертикали. На концы балок прикреплялись корзины. В одну укладывался блок, в другую, в качестве противовеса, мелкие камни. Балка поворачивалась в нужное для снятия блока положение, и противовес облегчали. Блок оказывался на следующей ступени. Эта процедура могла занимать совсем немного времени. Камень в 2т на высоту 6м такой машиной можно было поднять за 30 минут, т.е. за 8 часов его можно было поднять на 100метровую высоту. Если машины были размещены со всех сторон пирамиды, то за один рабочий день с помощью последовательной их работы на каждой ступени можно было поднять на большую высоту до 200 блоков.

Остаётся представить себе, каким образом монтировали тяжёлые квадры до 60т. Египтяне успешно использовали систему рычагов и тросов для поднятия обелисков. Такой же способ мог быть применён и для поднятия квадров, тем более что кладка из многотонных монолитов заканчивались в пирамиде на высоте не более 40—60 м. В этом случае для создания подъёмной конструкции из Ливана привозили пятидесятиметровые кедры. Невысокие пандусы также использовали в перемещении грузов с помощью тягловой силы животных.

При строительстве Великих пирамид в Гизе две существенные проблемы. Первая – это строительство из огромных монолитных квадров. Вторая – строительство из мелких блоков. Попробуем разобраться в принципах и последовательности строительных операций в первом и втором случае.

Гранитные монолиты добывались очень далеко от Гизы. На расстоянии 600км около города Асуан вверх по течению Нила до сих пор сохранялись карьеры острова Элефантин. Эти карьеры снабжали весь Египет гранитом. Из гранита вытёсывали обелиски весом 1150т и высотой 42м. Один не был закончен, так как растрескался при выемке из карьера. Там он и остался. Удаление лишней породы происходил несколькими методами:

1. методом деревянных клиньев, которые смачивали водой;

2. методом сильного разогрева поверхности огнём с последующим быстрым охлаждением водой;

3. методом обычного отбивания в ручную, молотом;

4. метод опиливания пилой небольших блоков.

При этом применялись следующие инструменты – отвесы, экеры со сторонами 3, 4, 5, шнуры, разметка колышками, штанги и т.д. На первый взгляд, очень простые инструменты, однако в этой простоте залог их привлекательности и потому широкого распространения в строительстве и по сей день.

Облицовка производилась сверху вниз. Камень для неё доставляли из карьеров Мемфиса. Пирамида венчалась пирамидальным камнем, который соединялся с остальной кладкой мощным штифтом. С этого камня и началась облицовка. На вершине осуществляли покрытие золотыми пластинами с нанесением священных знаков. Дальше облицовка выполнялась из отполированных до блеска камней с точнейшей подгонкой. Отклонения в швах допускалась не более 0, 5 мм. Каждый фасад пирамиды имел площадь в 20 тыс. кв.м., а основание занимало площадь более 5га.

Так в эпоху царства возводились самые мощные и величественные египетские сооружения – пирамиды. Однако, кроме этих замечательных, впечатляющих и непомерно дорогостоящих сооружений, необходимо было строить и простые жилища, обустраивать захоронения усопших и т.п. Иначе говоря, заниматься массовым недорогим строительством, рассчитанным не на единичный результат. В этом направлении египтяне использовали уже описанные ранее приёмы строительства из кирпича – сырца. Кирпич имел 14 х 38 см и толщину 11 см, несколько большую, чем в странах Междуречья. Для изготовления кирпича использовались деревянные формы, в которые заливалась масса из ила, рубленной соломы и гальки. После довольно быстрого высыхания под жаркими лучами египетского солнца он был пригоден к использованию в кладке.

Для перекрытий пролётов в Египте использовались каменные или деревянные балки и накат по ним. В дереве Египет не испытывал недостатка, ибо рядом были Нубия и Ливан. Каменные балки имели большую строительную высоту, часто превышающую пролёт или соизмеримую с ним. Однако при создании глубоких проходов внутри пирамиды Хеопса, а главное, перекрытия погребальной камеры строители использовали каменные балки, которые можно считать плитами из-за их сравнительно небольшой строительной высоты. При этом для придания конструкции надёжности над погребальной камерой были устроены одна над другой пустот для нагрузки с плит. Вся конструкция завершается наклонным скатным перекрытием, которое передаёт нагрузку на стены. Египетские арки и своды чаще имели ложную безраспорную конструкцию, которая возводилась путём надвижки (нахлёста) последующего камня предыдущим. Реже арки и своды имели истинную распорную конструкцию, но без замкового камня, что делало их недолговечными. В целом арка в Египте не прижилась и использовалась редко.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1800; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.07 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь