Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Типовые методики культурно-досуговой деятельности.



Методы культурно-досуговой деятельности.

Метод - это способ, прием, путь решения какой-либо задачи; это путь к познанию; образ действия; определенным образом упорядоченная деятельность.

Методами КДД принято называть способы, приемы, образы действий по использованию средств воздей­ствия на аудиторию. Методы КДД, как и формы, всегда связаны с содержанием, определяются целями, которые ставятся перед специалистами.

В КДД реализуются след. группы методов:

- воспитательные (убеждение, поощрение, приучение, соревнование, положительный пример, требования, перспектива, критика и самокритика);

- образовательные (рассказ, беседа, изложение, разъяснение, демонстрация, упражнение, информирование, комментирование, обобщение);

- творческой деятельности (рассказ, показ, разъяснение, упражнение, соревнование);

- исследования (наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, эксперимент);

- организации отдыха (игра, соревнование, упражнение, занимательный рассказ, разъяснение).

В КДД имеется четыре родовых метода: монтажа, иллюстрирования, театрализации и игры. Все остальные методы привнесены в нее извне.

Монтаж.

Метод монтажа пронизывает всю деятельность учреждений культуры, соединяя информацию, искусство и публицистику, превращая их в эффективный инструмент эмоционального воздействия на аудиторию.

Монтаж бывает конструктивным и ассоциативным.

Приемы монтажа: контрастность, параллелизм, стыковка, уподобление, одновременность, лейтмотив, сопоставление, аналогия, метафора, гипербола, сатира, хронологич.прием историч.событий.

Огромное влияние на развитие метода монтажа оказало наследие В.Яхонтова (актер и талантливейший чтец). Он первым обосновал и широко использовал принцип контрастности построения программы: чередование стихов и прозы, стихов и документов.

Метод монтажа позволяет сопоставить противоположности и контраст, где и рождается ощущение действия. Такое ощущение рождает не только смысловая, но и ритмическая контрастность.

2. Иллюстрирование.

Суть метода иллюстрирования состоит в особой организации содержания информационного материала с помощью показа в какой-либо форме. Говоря о методе иллюстрирования, следует иметь ввиду, что он за счет синтеза различных эмоционально-выразительных средств осуществляет дополнение к информации, делая ее зримой.

Иллюстрирование средствами искусства создает художественную форму, обладающую большой силой эмоционального воздействия. Создается такая сценич.композиция, где документы, документ.кадры соединяются с худ.образами (поэтическими, хореографическими, музыкальными). При этом иллюстрирование не просто вносит элемент художественности, а раскрывает, развивает, углубляет, конкретизирует тему. Одна и та же тема может быть иллюстрирована по-разному с учетом разнообразных художественных выразительных средств.

Метод иллюстрирования соответствует типу ИП программ, в ХП и КР программах он может использоваться в качестве доп.метода.

На практике сложились 2 вида иллюстрирования: художественное и наглядное.

Пример: лекция (метод распространения знаний; форма КДД; использует метод иллюстрирования в виде книжных выставок, фотостендов, экспозиции репродукций, худ.чтения, музыки, показа фрагментов кинофильмов).

3. Театрализация.

Суть метода театрализации состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, пронося их через единое «сквозное действие», которое объединяет и подчиняет себе все используемые компоненты законам сценария. Это сложный творческий метод, имеющий глубокое социально-психологическое обоснование.

Функции метода театрализации: социально-педагогическая и художественная.

Метод театрализации наиболее подходит ХП типу программ, т.к. он призван создать зрелищно-активную ситуацию, при которой каждый присутствующий будет уже не просто пассивным созерцателем, а активно реагирующим зрителем.

4. Игра.

Игра – это и метод, и форма.

Умение играть – это показатель культуры как личности, так и общества в целом. Игровое поведение личности обладает потенциалом 2 возможностей: проявления своей индивидуальности и социализирующей. Важно и то, что у личности существует потребность в игровом поведении.

Игровая культура личности проявляется в наличии социо-культурного потенциала, который состоит из: умения владеть творческой инициативой; принимать нестандартные игровые решения; эмоционально-волевого саморегулирования.

В игровой деятельности неразрывно переплетаются игра, фантазия, творчество.

Метод игры в КДД наиболее удачно сочетает в себе информационно-логическое и информационно-образное начала, синтезирующие просвещение, педагогику, искусство и творчество, обладающие необыкновенной силой воздействия на мысли и чувства человека.

Для того, чтобы игра шла успешно, следует неукоснительно соблюдать правила, а также необходимо наличие ведущего, который регулирует ход игры, наблюдает за реакцией участников, следит и поддерживает уважительное отношение участников друг ко другу.

Игровое театрализованное действие отличают эмоцион.реакция, активный отклик на события, ставит личность в положение участника, а не зрителя.

Метод игры в практической КДД трансформируется в игровые программы, которые представляют собой набор конкретных игр. Степень подготовки таких программ значительно проще других (если такая программа не сложна структурно и не требует большого кол-ва участников).

В комплексных игровых программах игра используется как одно из средств выразительности и чередуется с музыкой, танцами, конкурсами, что содействует межличностному общению, снижению усталости. К комплексным формам относится коллективная театрализованная игра.

Игровое действие – это одно из важнейших средств овладения различными жизненными ситуациями, возможный путь обучения типам поведения, воспитания культуры, эмоций. Именно поэтому игровое действие обязательно должно опираться на социальный опыт конкретной группы людей.

В сюжетно-тематических игровых программах игра является ведущим выразительным средством, подчиняя себе всё остальное. Содержание данных программ тематически и сюжетно объединено игровой ситуацией. Сюжет позволяет логически оправданно выстроить относительно самостоятельные игровые эпизоды, в результате чего программа приобретает стройность, законченность.

Технология проведения игры: 1) отбор участников; 2) формирование команд; 3) завязка – изложение правил игры; 4) основное действие – побуждение, стимул к игре; 5) управление игровым действием; 6) вовлечение играющих участников в игру; 7) организация игрового финала. Кульминация – достижение игровой цели. Финал – чествование победителей.

Выбор игры зависит от цели, возраста участников, количества участников, условий проведения, места проведения, наличия инвентаря. Текст объяснения правил должен быть кратким и логичным. Способы выбора водящего: приглашение, жребий, выдвижение коллективом играющих. Определение результатов игры имеет большое воспитательное значение.

Социальные функции КДД.

Поскольку КДД носит многосторон­ний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов членов общества, тоее социальные функции определяются социальным назначением, структурой общества.

Назначение КДД состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества, оказывающего прямое воздействие на его жизнь, на все виды деятельности.

В paмках КД учреждений 1) создаются условия для снятия определенного психологического напряжения, 2) раскрываются интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательно-развивающие качества личности, 3) раскрепощаются инициатива и само­деятельность.

Одной из главных функций КДД является создание культурной· пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную, а не выдуман­ную жизнь.

Социальные функции КДД определяются учеными по-разному. Большинство ученых трактуют социальные функции КДД таким образом: а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений; б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений; в) воспроизводство духовного про­цесса через поддержание его преемственности; г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; д) социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредован­ных культурными компонентами, социализацию общества; е) рекреаци­онная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфе­ре.

Одной из ведущих функций КДД яв­ляется рекреационная. Она способна снять производственное утомле­ние, восстановить утраченные силы. Здесь решается главная задача ­- психологическая разрядка и отдых. Следующая функция, тесно пере­плетающаяся с предыдущей, гедонистическая (наслаждение, удо­вольствие). Если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности для посетителей, а вместе с этим и долю самой полезности.

Отвечая нормам культуры, человек включается в общественную жизнь, постепенно поднимаясь к высшим формам поведения, а КДД как раз и выполняет функцию регулятора социальных отношений между людьми.

КДД обладает функцией разрядки напряжения. Она формирует и обеспечивает условия для проведения досуга, для отдыха и развлечения людей.

Названные функции КДД не оторваны одна от другой, а, наоборот, тесно связаны между собой. Многие формы КДД выполняют одновременно несколько функций. Так, например, художественный фильм может иметь и познавательную, и нормативную функции.

Потребность в совместном переживании значимых событий обще­ственной жизни, в публичном и ярком проявлении социальных чувств обеспечивают праздники, которые призваны стимулировать их формирование, актуализировать, облагораживать и эстетизировать внешние формы их проявления.

Для осуществления КДД вовлекаются значительные группы людей. Оказывая влияние на внутренний мир и образ действий боль­шого количества людей, КДД влияет тем самым и на окружающую действительность, становится важным звеном социальной жизни. При этом формирующее воздействие КДД следует специально организовывать, вести по определенно разработанной программе людьми, имеющими профес­сиональную подготовку.

Социальные функции КДД следует подразделять на три уровня: федеральный, региональный и местный.
На федеральном это:

- законодательное обеспечение условий для творческой деятель­ности в учреждениях культуры;

- защита национальной культуры и языка при расширяющихся международных контактах;

- создание возможностей для вовлечения различных слоев населе­ния, особенно детей и юношества, в творчески активную жизнь;

- противостояние негативному воздействию коммерциализации в сфере культуры.

На региональном уровне:

- создание условий административной децентрализации в сфере культуры;

- обеспечение развития региональных культур и сохранения куль­туры прошлого;

- налаживание взаимодействия и взаимопонимания между различными культурными группами региона.

На местном уровне:

- развитие общественной эстетически организованной среды;

- активизация местной культурной жизни, усиление местной самодеятельности и локального своеобразия;

- создание условий для совершенствования деятельности учреж­дений культуры;

- развертывание системы домашнего досуга.

По содержанию КДД подразделяют на: познавательную, ценностно-ориентированную, практически-преобразующую, творческую.

Познавательная деятельность характеризуется усвоением ин­формации и получением нового знания в результате участия в дискус­сии, кружковых занятиях, тематических вечерах, лекциях, обрядах, ри­туалах и т. д.

Ценностно-ориентированная деятельность позволяет приобре­тать, закреплять или видоизменять свое отношение к окружающему миру, оценку общественных явлений, собственных и чужих поступков.

Практически-преобразующая деятельность всегда направлена на созидание и преобразование личности на основе практических ре­альных действий.

Творческое начало присуще всем видам и формам КДД, оно носит всепроникающий характер. В то же время творческая деятельность носит и автономный характер, когда она непосредственно связана с искусством.

Содержательный аспект социальных функций КДД реализуется в зависимости от реального состояния кон­кретного учреждения, от полноты и согласованности осуществления им взаимодействия с окружающей средой.

Формы и средства КДД.

Через содержание КДД удовлетворяются духовныe потребности и интересы населения.В содержании КДД находят отражение изменение обстановки в стране и за рубежом, реформы жизни общества. Организационно-методической основой содержания деятель­ности учреждений культуры является система государственных и обще­ственных праздников и обрядов. Они определяют содержание деятель­ности на каждый период времени (год, квартал, месяц, день). Участие в определении содержания деятельности принимает актив учреждения культуры, который хорошо знает интересы, потребности и особенности потенциальной аудитории.

Содержание всегда облекается в ту или иную форму. Форма есть организация, структура содержания. Содержание и форма в деятель­ности учреждения культуры отражаются в планах работы, репертуаре демонстрируемых кинофильмов, тематике лекций, сценариях праздников и т.д.

Содержание КДД, как бы оно ни бы­ло умело определено и воплощено в соответствующие формы, оста­нется мертвым капиталом, если не будет донесено до посетителей учреждения культуры. Вот почему большое значение имеет вопрос о спо­собах реализации содержания или, иначе говоря, о путях доведения его до потребителя.

Формы: эпизодические и стабильные.

Формы:

- массовые (беседы, диспуты, лекции, конференции, утренники, массовые праздники, тематич.вечера, экскурсии, походы, турниры, КВНы и т.д.),

- коллективные (любительские объединения, напр., цветоводы; кружки, студии, секции),

- индивидуальные (индивидуальные беседы, консультации, руководство чтением, обучение игре на муз.инструментах и т.д.).

Формы: устные, наглядные, печатные, комплексные.

Праздничные формы КДД весьма разнообразны. К ним относятся:

– слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества,

– приветствия, презентации, церемонии;

– гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления;

– физкультурные праздники;

– тематические недели, тематические дни и др.

В рамках праздников могут использоваться торжественные ритуалы, выступления героев важных событий, награждения, различного рода зрелища, игровые программы.

Популярны и развлекательно-образовательные формы досуга (конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, а также экскурсии), поскольку позволяют аудитории в игровой форме повышать свой интеллектуальный уровень.

Конкретные формы КДД воздействуют преимущественно на ту или иную сторону сознания ребенка. Одни формы развивают интеллект (беседа, лекция, диспут), другие способствуют развитию эмоциональной сферы (утренник, массовый праздник), третьи формируют навыки и привычки (художественные кружки, любительские объединения). Все формы несут в себе рациональные и эмоциональные моменты, т.е. в процессе их проведения у детей формируются определенные навыки и привычки поведения. Воздействие на сознание носит комплексный характер. От выбора формы часто зависит результат деятельности.

Срeдcтвa - это пути или способы передачи со­держания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художе­ственных произведений, жизненных примеров) в целях оказания влия­ния на сознание, чувства и волю посетителей учреждения культуры.

В методике КДД средствами называют инструменты, с помощью которых раскрывается содержание. Они подразделяются на устные средства (живое слово, сценическая речь), печатные средства (газеты, журналы, политическая литература, науч­ная литература); кино, радио, телевидение; художественная литерату­ра; искусство и самодеятельное творчество (дрaмaтичеcкoe, хоровое, музыкальное, хореографическое, живопись); технические средства. Приведенная классификация средств КДД носит условный характер. Так, например, ки­но - это вид искусства, но оно может быть отнесено и к техническим средствам.

В практической деятельности учреждений культуры особенно ши­роко применяются: живое слово, кино, искусство всех видов и жанров, технические cредства, т.е. те средства, которые придают деятель­ности учреждений культуры особую эмоциональную окраску.

В зависимости от характера содержания и назначения вы­бирается определенное средство или, чаще, набор средств. Арсенал средств КДД разнообразен. Необходимо уметь в каждом конкретном случае выбрать и использовать те, которые дадут наибольший эффект, будут наиболее действенными, обеспечат наилучшее выполнение задачи.

8. Понятие технологии КДД. Основные этапы технологического процесса подготовки, проведения и экспертизы КД программ.

Технология КДД - процесс слож­ный, многоплановый, противоречивый, поскольку решает основные за­дачи: создание КД прогpамм и поиск оригинальных решений в традиционных формах предметной деятельности, выдвижение новых форм на основе совместного творчества специалис­тов и инициативных участников (посетителей, зрителей и т. д.).

Технологический процесс КДД - это целостная система, в которой взаимодействуют все компоненты, пре­образуясь согласно своему характеру, содержанию и структуре.

Технология КДД как система состоит из нескольких подсистем. Они связаны между собой и представляют единство идеальных и предметных компоненто в: организационная под­система - управление, финансирование, штатное расписание, долж­ностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т.д.; подсистема методическая - сценарий, сценарные разработки, методи­ческие рекомендации, описание опыта; режиссерская подсистема - ре­жиссерский замысел, план репетиций, прогон, показ; психологическая подсистема - мотивированная сфера, структура личности посетителя учреждения досуга и участника домашнего досуга, совокупность отно­шений между сотрудниками, профессиональное сознание, мастерство специалистов и т.д.

Технологический процесс в учреждениях культуры строится с уче­том внешних и внутренних условий поведения личности и регулирую­щей функции сознания. Познание личности осуществляется специалистами учреждений культуры при исследовании воздействия на нее соци­альной среды, микросферы, коллектива, КДД посредством выделения в самой личности социально значимых свойств. При рассмотрении личности·как элемента конкретных социаль­ных структур, совокупности социальных функций и социальных ролей, при выделении и изучении ценностной ориентации личности происходит построение программы действия. В этом заключена концепция ценност­но-ориентированного, активно-деятельностного подхода к целостному технологическому процессу в учреждении культуры.

Сам технологический процесс в учреждении культуры включает следующие элементы:

- объект деятельности: обслуживаемое население, посетители (группы - коллективы людей и отдельные личности);

- субъект деятельности: руководители, специалисты и другие работники учреждений культуры и актив;

- деятельность учреждений культуры (процесс воздействия субъ­екта на объект) со всеми ее компонентами. Такими являются: цель и содержание деятельности, формы организации аудитории, средства и методы, используемые учреждениями культуры для осуществления стоящих перед ними задач.

Все элементы функционирования технологического процесса в уч­реждениях культуры находятся в единстве и взаимодействии, образуют единую систему. Главный элемент этой системы - объект деятельности, люди, среди которых учреждение культуры ведет свою деятельность. Всё, чем располагает учреждение культуры, предназначено для обслуживания населения, для удовлетворения его духовных потребностей. Поэтому специалистам учреждений культуры надо знать эти потреб­ности, повседневно изучать аудиторию, настроения, интересы и запро­сы различных групп населения. Без знания людей трудно рассчитывать на достижение желаемого результата, на повышение эффективности интеллектуального и эмоционального воздействия на аудиторию.

Достаточно высокую общественную значимость КДД придает активное формирующее влияние лич­ности на своих коллег по клубным занятиям и на более широкое окру­жение в процессе художественного, научно-технического творчества. Это также составляющая технологии КДД.

Итак, технология КДД обуславливается потенциалом действий людей, а также и условиями, процессами, в которых они протекают. Поэтому дея­тельность субъекта учреждения культуры регулируется практикой, ре­альностью. То, что в предметном мире выступает для субъекта как мо­тив, цель и условие его деятельности в КД программе, должно быть им так или иначе воспринято, представлено, понятно, удержано и воспроизведено.

Любой вид целенаправленной КДД, при условии превращения последней в самодеятельность, то есть дея­тельность, свободную от внешнего принуждения, и является основой развития и приложения сущностных сил человека. Отсюда технология КДД и выступает одним из важнейших средств приобщения людей к культуре, порождает у них новые духов­ные потребности, и прежде всего потребность в творчестве.

Поскольку личность одновременно и объект и субъект технологии КДД, которая, в свою очередь, есть сред­ство и результат развития личности, возникает понятие целостности технологического процесса.

Стержнем целостного технологического процесса в учреждениях культуры является удовлетворение потребностей населения. Это - иде­ал, стратегическая цель, которая на современном этапе переходит в плоскость практических задач, придавая этому процессу ярко выра­женную социальную направленность.

Значимость события позволяет объединить людей общей идеей, сверхзадачей и направить коллектив учреждения культуры на достижение конкретных целей. Включение людей в коллективную деятельность есть одновременно и включение в самоуправление КДД. В этом общественном творчестве усилия субъектов и объектов КДД направляются на опреде­ленный отрезок жизни человека, когда моделируются лучшее время­препровождение, лучший способ коллективного " проживания" людей, занятых в условиях досуга, для их духовного развития.

Итак, под технологией КДД понимается научно обоснованная система знаний об условиях, формах и методах и приемах создания материальных и духовных ценностей, практическое использование которых обеспечивает направленное воздействие на духовный мир личности .

Технология – это деятельность, но опредмеченная и трансформированная специфическими средствами в определенную форму. Она подчинена закономерностям общественной жизнедеятельности.

Из этого следует, что технология КДД имеет следующие черты: целостность, целесообразность, функциональное единство составляющих ее компонентов. Как целостная система технология КДД имеет соответствующую структуру, элементы которой функционируют соглас­но общему ее назначению, подчиняясь при этом определенным принци­пам и объективным закономерностям общественного развития.

Отсюда структура технологического процесса в учреждениях куль­туры выглядит следующим образом: социальный заказ, цель, содержа­ние, форма, методы, средства достижения цели, субъектно-объектные, объектно-субъектные отношения, материально-техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели, конечные результаты, которые чаще всего выражаются в программе.

Основные компоненты технологического процесса следует опреде­лять по двум слагаемым: организаторская и методическая виды КДД.

Профессиональное мастерство достигается тогда, когда в техноло­гическом процессе учреждений культуры организация и методика опти­мально соотнесены друг с другом. Дисбаланс оптимальности ведет к малорезультативности, к схематизму, стереотипности в подготовке и проведении КД программ нарушению многообразных качественных соотношений в процессе КДД, разрыву внутренней динамики и, как результат, - единого целого.

Процесс организации включает: упорядоченность, структуру (качество организации), а также степень упорядоченности (количество организаций) системы; определенную субъективную деятельность по достижению, обеспечению организации (функциональный аспект организации); совокупность действий, при­званных обеспечивать деятельность специалистов учреждений культу­ры и их актива.

" Организация" КДД есть опти­мальное упорядочение всех составных элементов технологического процесса в учреждениях культуры, с помощью которого достигает­ся четкая взаимосвязь, вырабатывается рациональная структура управления и взаимодействия с населением.

Деятельность учреждений культуры не может строится только на организации, ибо она является, с одной стороны, государственной со всеми требованиями, которые предъявляются к подобного рода учреж­дениям, а с другой, - выступает как социальная организация, сущность которой состоит в том, чтобы предоставить возможность для свободно­го и творческого проявления личности.

Чтобы необходимая для всякой организации формализация основ­ных процессов не создавала препятствий для развития личности, необ­ходимо стимулировать творческую активность, полнее использовать возможности всех участников самодеятельности и зрителей КД программ. Отсюда организацию КДД можно рассматривать как процесс, где совокупность операций выстроена по определенным этапам. В свою очередь каждый этап представляет собой сумму целенаправленных действий, отражающих закономерную последовательность их осуществления.

Методическая деятельность является продолжением организаторской деятельности и состав­ляет основу творчества в условиях досуга, выступает его внутренним регулятором. В методической деятельности определяется и разрабаты­вается тактика подготовки и проведения КД програм­мы, которая трансформирует и переводит в конкретную форму содер­жательный материал.

Основные этапы технологического процесса при подготовке и проведении КД программы следующие:

Первый этап - анализ обстановки и формулировка цели. Здесь наибольшие затруднения вызывает у специалистов учреждения культу­ры определение целей программ. Цель программы - соединить в еди­ный технологический процесс организаторский и методический виды деятельности. После определения цели начинается создание сценар­ной, режиссерской и организаторской групп, вовлечение все большего количества активистов для подготовки и проведения программы, пред­полагается кооперирование направленных содержательных и эмоцио­нальных воздействий. Перед организаторами встает задача добиться от активистов понимания целесообразности общей деятельности, вызвать у каждого из них глубокую заинтересованность в осуществлении по­ставленной задачи, нацелить на самостоятельное решение возникших вопросов, наладить информацию о положении дел. Одновременно сле­дует начинать создание орг.-пед. условий для творческого процесса.

В этот период основная задача специалистов учреждений культуры заключается в выработке у участников программы и акти­ва чувства ответственности за порученное дело, умения соизмерять свои силы и возможности других в предстоящей работе, планировать свою деятельность и обеспечивать ее материально. Оптимальное пла­нирование позволяет специалистам, сотрудникам и активу регламенти­ровать свой труд, определить его место в стройной системе КДД.

На основе собранной и зафиксированной информации разрабаты­ваются различные модели действия, воплощаемые в виде планов, ис­пользуемых в практике КДД, - годового, квартального, месячного. В настоящее время популярны бизнес-планы, которые выполняют функцию организация технологического процесса во времени и пространстве. В программно-целевом планирова­нии четко и кратко определены все этапы технологич. процесса.

Функции и принципы КДД, вопло­щаясь в планах, играют ведущую роль в построении технологического процесса. При этом необходим анализ проделанной работы за про­шедший период. Затем в плане фиксируются горизонтальные и верти­кальные связи, долговременные и краткосрочные программы на пути достижения поставленных целей. В годовом плане разрабатываются общие вопросы всей деятельности, определяются перспектива и стра­тегия достижения общих целей.

На следующем этапе идет сбор материалов для достижения по­ставленных целей. Обрабатывая материалы, сценарная группа ищет ответ на вопросы: каков контингент по социально-демографическому признаку, политической ориентации, общекультур­ному развитию, степени его готовности принять участие в подготовке программы? Ответы на эти вопросы соответствуют определенному на­бору операций, которые выражают меру и форму реального участия субъекта и объекта по принципу " встречная активность".

Далее подготовка программы предполагает развитие у участников настойчивости в достижении результатов и чувства коллективизма.Сценарная группа составляет программу пооперационных действий, находит рациональные способы объединения усилий исполнителей, четко определяет функциональные обязанности каждого исполнителя. Этому способствуют их регулярные сборы и активное участие в обсуж­дении всех вопросов, проигрывании исполнительских ролей. Дальней­шее движение к цели предполагает переключение актива на самостоя­тельную организаторскую работу. При этом условии роль субъекта сво­дится в основном к инструктажу, установлению взаимодействия между группами, выполняющими какое-либо действие в процессе организации, к общему руководству деятельностью участников и контролю за ходом осуществления программы.

Предпоследний этап - проведение программы - представляет собой самую сложную и ответственную работу для всех участников. Необхо­димо соединить усилия всех, преодолеть нервное напряжение и решить поставленные задачи. При этом следует иметь план наблюдения за эффективностью программы. Быстрота ориентировки дает специалис­там возможность не растеряться в непредвиденной ситуации при не­ожиданной реакции зрительного зала.

И, наконец, завершающий этап работы над программой - анализ ее проведения, направленный на воспитание у участников чувства само­критичности, ответственности за порученное дело, умения принимать критику коллег, оценивать свою деятельность и деятельность своих коллег. Качество анализа данной программы во многом зависит от ка­чества подготовки последующей программы. Если в ходе анализа обна­руживаются недостатки, ошибки, то необходимо предусмотреть все возможные меры, которые устранили бы их повторение. Анализ про­граммы завершается общими выводами и предложениями, рекоменда­циями по устранению недостатков в последующей деятельности.

Итак, технологический процесс включает следующие основные этапы: анализ обстановки, формулировка цели, планирование програм­мы, создание программы: корректировка цели, репетиции, проведение программы, анализ проведенной программы.

 

Типовые методики культурно-досуговой деятельности.

Для того чтобы деятельность учреждения культуры была содержа­тельной, интересной, эмоционально насыщенной, специалистам сле­дует максимально овладеть методикой КДД, т.е. совокупностью методов, способов, приемов и действий целенаправленного достижения поставленной цели

Методика КДД опирается на методологию, законы психологии и педагогики, имеет свои внутренние закономерности функционирования как специфический вид деятельности. Meтодика представляет собой центральный блок в КДД, который осуществляет прием, переработку информации и преобразует ее в художественно-образный, символико-аллегорический способ эмоционального воздействия.

Методику выделяют в отдельный тип деятельности - методический, выступающий внутренним регулятором всего технологического процес­са, который определяет и разрабатывает тактику, то есть преобразует и переводит теорию в русло конкретной программы в форме сценарных планов, сценариев, методических разработок и рекомендаций.

В основе методики КДД лежат духовные потребности населения. Потребности в осуществлении КДД отнюдь не ограничиваются лишь стремлением человека к саморазвитию или к удовлетворению его чисто рекреационныx нужд. КДД оказывает активное формирующее влияние на личность, что свидетельствует о ее достаточно высокой общественной значимости и о востребованности специалистов.

Методика КДД представляет собой диалектическое единство профессиональной деятельности организаторов и методистов (сценаристов, pежиссеров и других специалистов) и·участников КД программ и других посетителей учреж­дений культуры. Взаимосвязь культурных потребностей людей с воз­можностью и готовностью учреждений культуры их реализовать создает условия для раскрытия сущностных свойств учреждений культуры, слияния в их работе организующих воздействий " сверху" с широкой инициативой и самодеятельностью " снизу".

В КДД сложилась определенная классификация методик: общая методика, типовые методики и частные методики. Все они функционируют по своим законам, вбирая в себя все наиболее общее и существенное в построении технологического процесса. Закономерности методик тесно связаны с законами развития культурных процессов. Квалификация специалистов учреждений культуры зависит от знания этих закономерностей, от умения творчески их применять.

К закономерностям методики КДД можно отнести: неразрывную связь социальных и культурологических задач; соответствие содержания и формы; последовательность при подготовке и проведении программ от идеи до замысла и определения формы; активно-деятельностный подход в создании программы; активи­зация аудитории; постоянная смена эмоциональных состояний; посте­пенное вовлечение во все более сложную деятельность участников программы; единство и взаимопереход субъекта и объекта; соединение в КДД развивающих, рекреационных и гедонистических функций.

Рассматривают три основные технологии в КДД:

- информационно-просветительскую (ИП);


Поделиться:



Популярное:

  1. Безопасность жизнедеятельности.
  2. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  3. В организации культурно-досуговой деятельности на селе
  4. Введение в предмет. Основы понятийного аппарата в торговой деятельности.
  5. Виды и направления внеурочной деятельности.
  6. Виды организованной преступной экономической деятельности.
  7. Воля как сознательная регуляция поведения и деятельности. Структура волевого действия
  8. ЗАКОНОМЕРНОСТИ УСЛОВНОРЕФЛЕКТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  9. Классификации следственных ситуаций и их значение для криминалистической деятельности.
  10. Клубных коллективов художественной самодеятельности.
  11. Компетентность специалиста представляет собой совокупность компетенций, которые формируются в процессе обучения и совершенствуются в ходе профессиональной деятельности.
  12. Лекция 1. Понятие инвестиционной деятельности. Основные этапы проектирования и выбор инвестиционного проекта


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 10557; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь