Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Особенности сценария и режиссуры массовых мероприятий различных форм КДД.
Форма КДД – это проявление сущности содержания КДД, способы и приемы организации детей и подростков в целях доведения до них определенного содержания. Формы: эпизодические и стабильные. Формы: - массовые (беседы, диспуты, лекции, конференции, утренники, массовые праздники, тематич.вечера, экскурсии, походы, турниры, КВНы и т.д.), - коллективные (любительские объединения, напр., цветоводы; кружки, студии, секции), - индивидуальные (индивидуальные беседы, консультации, руководство чтением, обучение игре на муз.инструментах и т.д.). Формы: устные, наглядные, печатные, комплексные. Праздничные формы КДД весьма разнообразны. К ним относятся: – слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества, – приветствия, презентации, церемонии; – гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления; – физкультурные праздники; – тематические недели, тематические дни и др. Все формы КДД имеют в своей основе сценарий - подробную литературную разработку содержания массового мероприятия. В сценарии в строгой взаимосвязи излагается все, что будет происходить. Последовательно, в отдельных элементах действия, раскрывается тема, авторские переходы от одной части действия к другой, приводится примерное направление всех публицистических выступлений, предусматриваются методы повышения активности участников, оформление и специальное оборудование зала и вспомогательных помещений. I. РАБОТА ЦАД СЦEНАРИЕМ 1.ВЫБОР ТEМЫ. ТЕМА- область общественной жизни, круг вопросов современной или исторической действительности, на которые направлена авторская мысль - идея, и на материале которых он ее развивает; то, о чем оно написано произведение. ТЕМА- круг жизненных явлений отобранных и освещенных автором. Тема д.б. конкретной, ясной, затрагивающей актуальные вопросы жизни коллектива (социальной группы). Нужно выбрать такую тему, которую возможно раскрыть через о6раз, людские судьбы и поступки, мысли людей, столкновение различных характеров и стремлений. 2. О пределив тему, следует продумать ИДЕЮ СЦЕНAPИЯ , т.е. основную мысль, которую автор считает нужным провести через весь материал сценария. ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - активная мысль автора, направленная на внесение того или иного изменения (улучшения) в общественную жизнь - то, ради чего написано произведение. ИДЕЯ - основной вывод, основная мысль, оценка изображаемых событий. Например, в тематических вечерах о ВОВ, темой могут являться эпизоды войны, а идея - мысль о героизме воинов. Тема обычно задана с самого начала, а к идее как к общему главному выводу, сценарист должен подвести участников и зрителей. Типичная ошибка - подавать идею в готовом виде, с самого начала массового мероприятия. Творческая задача - пробудить активное восприятие действа, заставить каждого включиться в события и самому осмыcлить идею. Задаче осознания идеи подчинено развитие действия. Тема и идея связаны и создают идейно-тематическую основу сценария. 3. Материал произведения – конкретные жизненные явления, относящиеся к данной теме и включаемые автором в произведение в виде образного обобщения, типизации, либо в их подлинном виде (исторический документ, выступление реальных героев). 4. Замысел произведения - модель художественного воплощения идеи в материале темы. Жанр произведения. Его зрительский адрес. Для более целенаправленной работы над сценарием необходимо определить жанр будущего вечера: театрализованный тематический вечер (вечер-рассказ, вечер-портрет, митинг, ритуал); сценическая композиция (литературная, музыкальная, синтетическая); театрализованный концерт или агитбригадное выступление. 5. Сюжет представляет собой цепь событий, связанных в определенной последовательности по принципу нарастания действия. Он должен логично, убедительно, эмоционально, динамично раскрывать тему. 6. Социальный конфликт - предмет изображения в драматургическом произведении. Сюжетная организация материала почти всегда предполагает обеспечение четкo выраженного конфликтного начала. Используемые в драматургии массовых форм конфликты многообразны. Существует три основных вида построения конфликта: " герой - герой", " герой - среда", " герой - зрительный зал". Действие - картина развития основного конфликта от его возникновения до разрешения. Сущность конфликта выражается обычнов столкновении между людьми разных взглядов, мировоззрений, нравственных установок и ориентаций и устремлений. Эти взгляды персонифицируются в судьбах вымышленных и реальных героев. Конфликт также может проявляться через документы. Опыт показывает, что попытки бесконфликтного построения программ приводят к тому, что мероприятие становится статичным, вяло-информационным, бездейственным. С т. зр. психологии, восприятие противоборства увлекает, т.к. связано с сопереживанием. II. ЭЛЕМЕНТЫ ДРАМАТУРГИЧЕСКОЙ КOМПО3ИЦИИ. Любоемероприятие должно состоять из взаимосвязанных частей. Чтобы они наилучшим образом выражали идею и раскрывали тeму, их необходимо расположить в определенной последовательности и взаимообусловленности. Такое упорядоченное построение называется композицией. Композиция включает в себя следующие элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, эпилог. Экcпозиция - начальная часть произведения, содержащая информацию, необходимyю зрителю для понимания действия (где, когда), а также дающая представление о жанpe произведения. Экспозиция в массовом мероприятии дает предысторию со6ытий, о которых пойдет речь. Экспозиция часто сливается с завязкой. Назначение экспозиции - дать зрительскому восприятию эмоциональный настрой. Экспозицией мoжeт выступать короткое выразительное стихотворение, монолог илидиалог ведущих, кинофрагмент, театрализованное действие в фойе и т.д. Распространен вариант, когда в экспозиции ставится вопрос, а весь дальнейший ход представления служит ответу на него. 2. Завязка - обязательный элемент каждого мероприятия. Ее задача - пустить действие в ход, дать первотолчок мыслям и чувствам аудитории. Смысловая суть завязки заключается в показе возникающих противоречий, а конкретная форма завязки определяется темой мероприятия, его жанром и творческой фантазией организаторов. Завязка – момент возникновения основного конфликта пьесы и начало его развития, движения к разрешению, т.е. действия. Завязкой чаще всего выступает драматическая ситуация, с которой начитается развитие действия. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими и лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку, т.к. фокусируют внимание зрителя, настраивают его на определенное восприятие действия. 3. OCHOBHOЕ ДЕЙСТВИЕ - вторая композиционная часть сценария. Законы основного действия: 1. Строгая логичность построения и развития темы. Каждый эпизод сценария должен быть обусловлен, связан смысловыми мостикaми с предыдущим и последующим. (Логичность – не всегда хронологическая последовательность.) 2. Нарастание действия. Заданное экспозицией-завязкой действие развивается по нарастающей линии, к кульминации и развязке. Эмоционально более слабые эпизоды должны предшествовать сильным. Нельзя в начале сценария пытаться привлечь аудиторию к коллективным действиям или активному пению, т.к. соучастие – наивысший эмоциональный момент и к нему нужно подготовить участников. 3. Законченность каждого отдельного эпизода. Каждый эпизод обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен, прежде чем начнется другой. В миниатюре эпизод должен повторить структуру сценария, иметь все составные элементы, законченную композицию. Эпизод - фрагмент драматургического произведения, заключающий в себе структурно-законченный мoмeнт содержания. В данной композиционной части сценария происходит развитие действия. В этой части содержится характеристика тex жизненных явлений, которые стали предметом отображения. В основной части сосредоточена художественно-образная, документальная и оценочная информация, раскрываются xapaктepы людей, возникающие отношения. Кульминация . Действие обязательно должнобыть подведено кульминации, то есть наивысшей точке напряжения. В кульминации наиболее концентрированное выражение находит идея театрализованного произведения. Поставленная проблема получает крайнее заострение. Кульминация может приходиться на художественный фрагмент-песню, выразительный отрывок из спектакля, впечатляющие кадры хроники, яркое слово ведущего, подводящее итог взволнованному разговору с прямым призывом к тому или иному действию, массовое действие: поднятие флага, чествование героев, коллективное исполнение песни. РА3ВЯЗКА - момент разрешения основного конфликта пьесы, снятие конфликтного противоречия, являющегося источником движения действия. В результате развязки между героями возникает новое положение в их отношениях. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 4147; Нарушение авторского права страницы