Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сущность КДД. Социальные функции КДД.



Основное назначение учреждений культуры – создание условий для удовлетворения растущих духовно-культурныхпотребностей и форми­рование мотивов поведения, что требует значительных организацион­но-педагогических усилий.

КДД всегда складывается в процессе активного освоения личностью общественных и производственных отношений и зависит от интересов и потребностей ее политического, культурного и нравственного развития в сфере про­изводства и досуга. Переход к рыночным отношениям вызывает необ­ходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреж­дений культуры, методов ее осуществления.

Известна характеристика человека в условиях досуга Даля. У него " недосужливый (человек) - это неискусный, неумеющий неизобретательный", а «досужий» - умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела, или мастер на все руки". Постепенный переход понятия " досуг" к более позднему значению практически до начала ХХ в. выглядел как достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное от работы время.

Издревле досуг рассматривался как цель и способ удо­влетворения разнообразных потребностей, в том числе эстетических и художественных. Следовательно, виды деятельности оказываются важ­ными не столько для общества, сколько для личности.

Если рассматривать досуг с позиций жизни общества, то он важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольст­вии и т.д. Постепенно познавая возможность досуга, способствующего укреплению социального целого, на paннeй стадии развития цивилиза­ции были официально установлены прежде всего такие формы, как праздники и обряды, ставшие общезначимыми, то есть одинаково важ­ными для всех членов социальной или этнической общности.

Для истории России характерно то, что на разных ее этапах происходилрадикальный разрыв с культурным опытом предшествующих поколений, отход не только от отдельных традиций, но и от культуры в целом. Это во многом объясняет, почему государство становится регулятором исторического процесса, решающей силой, определяющей жизнь как общества, так и личности. Структура государственного устройства определяет ценностно-ориентированную базу культуры.

Культурный досуг – это не просто свободное, т. е. праздное, время, а время для осуществления значимых для личности, для ее самореализации форм деятельности.

КДД становится частью конкретно-исторической программы развития личности. В реальности досуг ста­новится все более регламентируемым и контролируемым типом дея­тельности и наполняется все более разнообразными ее формами, кото­рые постепенно становятся взаимозависимыми между собой. Создание эстетически органи­зованной среды, оказывающей свое воздействие на человека в услови­ях досуга, является одним из элементов социальной политики. Это способствует укреплению внутренних социальных связей между всеми народностями, населяющими страну, между от­дельными группами и слоями населения.

КДД является также важным факто­ром реализации ведущих принципов демократии: гласности, свободы слова, раскрепощенного сознания. Здесь обеспечивается подлинный плюрализм и состязательность идей, возможность высказывать и от­стаивать свою точку зрения.

КДД есть процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей.

Рассмотрение сущностных характеристик КДД подводит к необходимости выяснения ее предмета, опреде­лению ее границ. Объект – посетитель учреждения культуры или человек, занимающийся домашним досугом, представляет собой сложную, противоречивую личность, - КДД дополняет, гармонизирует ее жизнь как с т.зр. физической, так и духовной.

Предметом КДД является изучение различных содержательных механизмов общественного сознания, существующего как целостное отражение общественной жизни, ее материальных и духовных аспектов. КДД есть способ индивидуального самоутверждения личности, осмыс­ления своего бытия в прошлом, настоящем и будущем.

Только с учетом психологии личности и психологии групп, коллек­тивов и массы людей можно говорить о содержательности КДД, аргументированном использовании форм и методов подачи материала.

Ставя цель развития личности, учитывая добровольность и личную инициативу в КДД, уровень подготовки и форму деятельности людей, специалисты учреждений культуры созда­ют программы, предлагают соответствующую предметную деятель­ность.

Объектом КДД является содержание, формы, средства, методы и инструменты интеллектуально­го и эмоционального воздействия на личность, группу или массу лю­дей, стабильную и нестабильную аудиторию, разные социальные общности.

Целостную систему КДД следует рассматривать как процесс постоянного развития в неразрывном единстве теории, организации и методики. В этой системе следует раз­личать не только четкую структуру, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, но и ее ярко выраженный динамизм развития и со­вершенствования каждого элемента. Кроме того, следует уяснить, что система КДД включает в себя такие сложные компоненты, которые сами являются самостоятельными си­стемами: это сеть учреждений культуры разных типов (клубных учреж­дений, парков культуры и отдыха, музеев, библиотек, центров досуга, культурных комплексов, молодежных кафе, ночных клубов и т.п.); местные органы и управленческое руководство среднего и высшего звена; научные, средние и высшие учебные заведения, институты и курсы повышения квалификации работников культуры; материально-техническая база учреждений культуры.

Современная теория рассматривает КДД как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя по своей природе деятельность, имеющая собственные функции, цели, средства, результат. КДД в этом контексте представляется сложной структурой, пе­реплетением типов и видов деятельности.

В изучении КДД (как достаточно молодой науки) наиболее распро­страненным и разработанным остается аналитический, а не целостный подход, т.е. изучение отдельных еесторон.

КДД как процесс, выражая суть и ло­гику педагогического воздействия, выступает как связь объекта и субъ­екта. В этом смысле система состоит из следующих необходимых компонентов: субъект, объект, цель, содержание, средства, методы, формы, материально-техническая база, финансовое обеспечение про­цесса.

Самым эффективным институтом в КДД является учреждение культуры. В учреждениях культуры КДД становится систематической и приобретает творческий характер. Поведение человека в сфере досуга, обусловлен­ное его менталитетом, позволяет сделать вывод о том, что в КДД личность предстает именно такой, какой она могла бы стать при других обстоятельствах.

Социальные функции КДД.

Поскольку КДД носит многосторон­ний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов членов общества, тоее социальные функции определяются социальным назначением, структурой общества.

Назначение КДД состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества, оказывающего прямое воздействие на его жизнь, на все виды деятельности.

В paмках КД учреждений 1) создаются условия для снятия определенного психологического напряжения, 2) раскрываются интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательно-развивающие качества личности, 3) раскрепощаются инициатива и само­деятельность.

Одной из главных функций КДД является создание культурной· пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную, а не выдуман­ную жизнь.

Социальные функции КДД определяются учеными по-разному. Большинство ученых трактуют социальные функции КДД таким образом: а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений; б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений; в) воспроизводство духовного про­цесса через поддержание его преемственности; г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; д) социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредован­ных культурными компонентами, социализацию общества; е) рекреаци­онная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфе­ре.

Одной из ведущих функций КДД яв­ляется рекреационная. Она способна снять производственное утомле­ние, восстановить утраченные силы. Здесь решается главная задача ­- психологическая разрядка и отдых. Следующая функция, тесно пере­плетающаяся с предыдущей, гедонистическая (наслаждение, удо­вольствие). Если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности для посетителей, а вместе с этим и долю самой полезности.

Отвечая нормам культуры, человек включается в общественную жизнь, постепенно поднимаясь к высшим формам поведения, а КДД как раз и выполняет функцию регулятора социальных отношений между людьми.

КДД обладает функцией разрядки напряжения. Она формирует и обеспечивает условия для проведения досуга, для отдыха и развлечения людей.

Названные функции КДД не оторваны одна от другой, а, наоборот, тесно связаны между собой. Многие формы КДД выполняют одновременно несколько функций. Так, например, художественный фильм может иметь и познавательную, и нормативную функции.

Потребность в совместном переживании значимых событий обще­ственной жизни, в публичном и ярком проявлении социальных чувств обеспечивают праздники, которые призваны стимулировать их формирование, актуализировать, облагораживать и эстетизировать внешние формы их проявления.

Для осуществления КДД вовлекаются значительные группы людей. Оказывая влияние на внутренний мир и образ действий боль­шого количества людей, КДД влияет тем самым и на окружающую действительность, становится важным звеном социальной жизни. При этом формирующее воздействие КДД следует специально организовывать, вести по определенно разработанной программе людьми, имеющими профес­сиональную подготовку.

Социальные функции КДД следует подразделять на три уровня: федеральный, региональный и местный.
На федеральном это:

- законодательное обеспечение условий для творческой деятель­ности в учреждениях культуры;

- защита национальной культуры и языка при расширяющихся международных контактах;

- создание возможностей для вовлечения различных слоев населе­ния, особенно детей и юношества, в творчески активную жизнь;

- противостояние негативному воздействию коммерциализации в сфере культуры.

На региональном уровне:

- создание условий административной децентрализации в сфере культуры;

- обеспечение развития региональных культур и сохранения куль­туры прошлого;

- налаживание взаимодействия и взаимопонимания между различными культурными группами региона.

На местном уровне:

- развитие общественной эстетически организованной среды;

- активизация местной культурной жизни, усиление местной самодеятельности и локального своеобразия;

- создание условий для совершенствования деятельности учреж­дений культуры;

- развертывание системы домашнего досуга.

По содержанию КДД подразделяют на: познавательную, ценностно-ориентированную, практически-преобразующую, творческую.

Познавательная деятельность характеризуется усвоением ин­формации и получением нового знания в результате участия в дискус­сии, кружковых занятиях, тематических вечерах, лекциях, обрядах, ри­туалах и т. д.

Ценностно-ориентированная деятельность позволяет приобре­тать, закреплять или видоизменять свое отношение к окружающему миру, оценку общественных явлений, собственных и чужих поступков.

Практически-преобразующая деятельность всегда направлена на созидание и преобразование личности на основе практических ре­альных действий.

Творческое начало присуще всем видам и формам КДД, оно носит всепроникающий характер. В то же время творческая деятельность носит и автономный характер, когда она непосредственно связана с искусством.

Содержательный аспект социальных функций КДД реализуется в зависимости от реального состояния кон­кретного учреждения, от полноты и согласованности осуществления им взаимодействия с окружающей средой.

Формы и средства КДД.

Через содержание КДД удовлетворяются духовныe потребности и интересы населения.В содержании КДД находят отражение изменение обстановки в стране и за рубежом, реформы жизни общества. Организационно-методической основой содержания деятель­ности учреждений культуры является система государственных и обще­ственных праздников и обрядов. Они определяют содержание деятель­ности на каждый период времени (год, квартал, месяц, день). Участие в определении содержания деятельности принимает актив учреждения культуры, который хорошо знает интересы, потребности и особенности потенциальной аудитории.

Содержание всегда облекается в ту или иную форму. Форма есть организация, структура содержания. Содержание и форма в деятель­ности учреждения культуры отражаются в планах работы, репертуаре демонстрируемых кинофильмов, тематике лекций, сценариях праздников и т.д.

Содержание КДД, как бы оно ни бы­ло умело определено и воплощено в соответствующие формы, оста­нется мертвым капиталом, если не будет донесено до посетителей учреждения культуры. Вот почему большое значение имеет вопрос о спо­собах реализации содержания или, иначе говоря, о путях доведения его до потребителя.

Формы: эпизодические и стабильные.

Формы:

- массовые (беседы, диспуты, лекции, конференции, утренники, массовые праздники, тематич.вечера, экскурсии, походы, турниры, КВНы и т.д.),

- коллективные (любительские объединения, напр., цветоводы; кружки, студии, секции),

- индивидуальные (индивидуальные беседы, консультации, руководство чтением, обучение игре на муз.инструментах и т.д.).

Формы: устные, наглядные, печатные, комплексные.

Праздничные формы КДД весьма разнообразны. К ним относятся:

– слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества,

– приветствия, презентации, церемонии;

– гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления;

– физкультурные праздники;

– тематические недели, тематические дни и др.

В рамках праздников могут использоваться торжественные ритуалы, выступления героев важных событий, награждения, различного рода зрелища, игровые программы.

Популярны и развлекательно-образовательные формы досуга (конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, а также экскурсии), поскольку позволяют аудитории в игровой форме повышать свой интеллектуальный уровень.

Конкретные формы КДД воздействуют преимущественно на ту или иную сторону сознания ребенка. Одни формы развивают интеллект (беседа, лекция, диспут), другие способствуют развитию эмоциональной сферы (утренник, массовый праздник), третьи формируют навыки и привычки (художественные кружки, любительские объединения). Все формы несут в себе рациональные и эмоциональные моменты, т.е. в процессе их проведения у детей формируются определенные навыки и привычки поведения. Воздействие на сознание носит комплексный характер. От выбора формы часто зависит результат деятельности.

Срeдcтвa - это пути или способы передачи со­держания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художе­ственных произведений, жизненных примеров) в целях оказания влия­ния на сознание, чувства и волю посетителей учреждения культуры.

В методике КДД средствами называют инструменты, с помощью которых раскрывается содержание. Они подразделяются на устные средства (живое слово, сценическая речь), печатные средства (газеты, журналы, политическая литература, науч­ная литература); кино, радио, телевидение; художественная литерату­ра; искусство и самодеятельное творчество (дрaмaтичеcкoe, хоровое, музыкальное, хореографическое, живопись); технические средства. Приведенная классификация средств КДД носит условный характер. Так, например, ки­но - это вид искусства, но оно может быть отнесено и к техническим средствам.

В практической деятельности учреждений культуры особенно ши­роко применяются: живое слово, кино, искусство всех видов и жанров, технические cредства, т.е. те средства, которые придают деятель­ности учреждений культуры особую эмоциональную окраску.

В зависимости от характера содержания и назначения вы­бирается определенное средство или, чаще, набор средств. Арсенал средств КДД разнообразен. Необходимо уметь в каждом конкретном случае выбрать и использовать те, которые дадут наибольший эффект, будут наиболее действенными, обеспечат наилучшее выполнение задачи.

8. Понятие технологии КДД. Основные этапы технологического процесса подготовки, проведения и экспертизы КД программ.

Технология КДД - процесс слож­ный, многоплановый, противоречивый, поскольку решает основные за­дачи: создание КД прогpамм и поиск оригинальных решений в традиционных формах предметной деятельности, выдвижение новых форм на основе совместного творчества специалис­тов и инициативных участников (посетителей, зрителей и т. д.).

Технологический процесс КДД - это целостная система, в которой взаимодействуют все компоненты, пре­образуясь согласно своему характеру, содержанию и структуре.

Технология КДД как система состоит из нескольких подсистем. Они связаны между собой и представляют единство идеальных и предметных компонентов: организационная под­система - управление, финансирование, штатное расписание, долж­ностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т.д.; подсистема методическая - сценарий, сценарные разработки, методи­ческие рекомендации, описание опыта; режиссерская подсистема - ре­жиссерский замысел, план репетиций, прогон, показ; психологическая подсистема - мотивированная сфера, структура личности посетителя учреждения досуга и участника домашнего досуга, совокупность отно­шений между сотрудниками, профессиональное сознание, мастерство специалистов и т.д.

Технологический процесс в учреждениях культуры строится с уче­том внешних и внутренних условий поведения личности и регулирую­щей функции сознания. Познание личности осуществляется специалистами учреждений культуры при исследовании воздействия на нее соци­альной среды, микросферы, коллектива, КДД посредством выделения в самой личности социально значимых свойств. При рассмотрении личности·как элемента конкретных социаль­ных структур, совокупности социальных функций и социальных ролей, при выделении и изучении ценностной ориентации личности происходит построение программы действия. В этом заключена концепция ценност­но-ориентированного, активно-деятельностного подхода к целостному технологическому процессу в учреждении культуры.

Сам технологический процесс в учреждении культуры включает следующие элементы:

- объект деятельности: обслуживаемое население, посетители (группы - коллективы людей и отдельные личности);

- субъект деятельности: руководители, специалисты и другие работники учреждений культуры и актив;

- деятельность учреждений культуры (процесс воздействия субъ­екта на объект) со всеми ее компонентами. Такими являются: цель и содержание деятельности, формы организации аудитории, средства и методы, используемые учреждениями культуры для осуществления стоящих перед ними задач.

Все элементы функционирования технологического процесса в уч­реждениях культуры находятся в единстве и взаимодействии, образуют единую систему. Главный элемент этой системы - объект деятельности, люди, среди которых учреждение культуры ведет свою деятельность. Всё, чем располагает учреждение культуры, предназначено для обслуживания населения, для удовлетворения его духовных потребностей. Поэтому специалистам учреждений культуры надо знать эти потреб­ности, повседневно изучать аудиторию, настроения, интересы и запро­сы различных групп населения. Без знания людей трудно рассчитывать на достижение желаемого результата, на повышение эффективности интеллектуального и эмоционального воздействия на аудиторию.

Достаточно высокую общественную значимость КДД придает активное формирующее влияние лич­ности на своих коллег по клубным занятиям и на более широкое окру­жение в процессе художественного, научно-технического творчества. Это также составляющая технологии КДД.

Итак, технология КДД обуславливается потенциалом действий людей, а также и условиями, процессами, в которых они протекают. Поэтому дея­тельность субъекта учреждения культуры регулируется практикой, ре­альностью. То, что в предметном мире выступает для субъекта как мо­тив, цель и условие его деятельности в КД программе, должно быть им так или иначе воспринято, представлено, понятно, удержано и воспроизведено.

Любой вид целенаправленной КДД, при условии превращения последней в самодеятельность, то есть дея­тельность, свободную от внешнего принуждения, и является основой развития и приложения сущностных сил человека. Отсюда технология КДД и выступает одним из важнейших средств приобщения людей к культуре, порождает у них новые духов­ные потребности, и прежде всего потребность в творчестве.

Поскольку личность одновременно и объект и субъект технологии КДД, которая, в свою очередь, есть сред­ство и результат развития личности, возникает понятие целостности технологического процесса.

Стержнем целостного технологического процесса в учреждениях культуры является удовлетворение потребностей населения. Это - иде­ал, стратегическая цель, которая на современном этапе переходит в плоскость практических задач, придавая этому процессу ярко выра­женную социальную направленность.

Значимость события позволяет объединить людей общей идеей, сверхзадачей и направить коллектив учреждения культуры на достижение конкретных целей. Включение людей в коллективную деятельность есть одновременно и включение в самоуправление КДД. В этом общественном творчестве усилия субъектов и объектов КДД направляются на опреде­ленный отрезок жизни человека, когда моделируются лучшее время­препровождение, лучший способ коллективного " проживания" людей, занятых в условиях досуга, для их духовного развития.

Итак, под технологией КДД понимается научно обоснованная система знаний об условиях, формах и методах и приемах создания материальных и духовных ценностей, практическое использование которых обеспечивает направленное воздействие на духовный мир личности.

Технология – это деятельность, но опредмеченная и трансформированная специфическими средствами в определенную форму. Она подчинена закономерностям общественной жизнедеятельности.

Из этого следует, что технология КДД имеет следующие черты: целостность, целесообразность, функциональное единство составляющих ее компонентов. Как целостная система технология КДД имеет соответствующую структуру, элементы которой функционируют соглас­но общему ее назначению, подчиняясь при этом определенным принци­пам и объективным закономерностям общественного развития.

Отсюда структура технологического процесса в учреждениях куль­туры выглядит следующим образом: социальный заказ, цель, содержа­ние, форма, методы, средства достижения цели, субъектно-объектные, объектно-субъектные отношения, материально-техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели, конечные результаты, которые чаще всего выражаются в программе.

Основные компоненты технологического процесса следует опреде­лять по двум слагаемым: организаторская и методическая виды КДД.

Профессиональное мастерство достигается тогда, когда в техноло­гическом процессе учреждений культуры организация и методика опти­мально соотнесены друг с другом. Дисбаланс оптимальности ведет к малорезультативности, к схематизму, стереотипности в подготовке и проведении КД программ нарушению многообразных качественных соотношений в процессе КДД, разрыву внутренней динамики и, как результат, - единого целого.

Процесс организации включает: упорядоченность, структуру (качество организации), а также степень упорядоченности (количество организаций) системы; определенную субъективную деятельность по достижению, обеспечению организации (функциональный аспект организации); совокупность действий, при­званных обеспечивать деятельность специалистов учреждений культу­ры и их актива.

" Организация" КДД есть опти­мальное упорядочение всех составных элементов технологического процесса в учреждениях культуры, с помощью которого достигает­ся четкая взаимосвязь, вырабатывается рациональная структура управления и взаимодействия с населением.

Деятельность учреждений культуры не может строится только на организации, ибо она является, с одной стороны, государственной со всеми требованиями, которые предъявляются к подобного рода учреж­дениям, а с другой, - выступает как социальная организация, сущность которой состоит в том, чтобы предоставить возможность для свободно­го и творческого проявления личности.

Чтобы необходимая для всякой организации формализация основ­ных процессов не создавала препятствий для развития личности, необ­ходимо стимулировать творческую активность, полнее использовать возможности всех участников самодеятельности и зрителей КД программ. Отсюда организацию КДД можно рассматривать как процесс, где совокупность операций выстроена по определенным этапам. В свою очередь каждый этап представляет собой сумму целенаправленных действий, отражающих закономерную последовательность их осуществления.

Методическая деятельность является продолжением организаторской деятельности и состав­ляет основу творчества в условиях досуга, выступает его внутренним регулятором. В методической деятельности определяется и разрабаты­вается тактика подготовки и проведения КД програм­мы, которая трансформирует и переводит в конкретную форму содер­жательный материал.

Основные этапы технологического процесса при подготовке и проведении КД программы следующие:

Первый этап - анализ обстановки и формулировка цели. Здесь наибольшие затруднения вызывает у специалистов учреждения культу­ры определение целей программ. Цель программы - соединить в еди­ный технологический процесс организаторский и методический виды деятельности. После определения цели начинается создание сценар­ной, режиссерской и организаторской групп, вовлечение все большего количества активистов для подготовки и проведения программы, пред­полагается кооперирование направленных содержательных и эмоцио­нальных воздействий. Перед организаторами встает задача добиться от активистов понимания целесообразности общей деятельности, вызвать у каждого из них глубокую заинтересованность в осуществлении по­ставленной задачи, нацелить на самостоятельное решение возникших вопросов, наладить информацию о положении дел. Одновременно сле­дует начинать создание орг.-пед. условий для творческого процесса.

В этот период основная задача специалистов учреждений культуры заключается в выработке у участников программы и акти­ва чувства ответственности за порученное дело, умения соизмерять свои силы и возможности других в предстоящей работе, планировать свою деятельность и обеспечивать ее материально. Оптимальное пла­нирование позволяет специалистам, сотрудникам и активу регламенти­ровать свой труд, определить его место в стройной системе КДД.

На основе собранной и зафиксированной информации разрабаты­ваются различные модели действия, воплощаемые в виде планов, ис­пользуемых в практике КДД, - годового, квартального, месячного. В настоящее время популярны бизнес-планы, которые выполняют функцию организация технологического процесса во времени и пространстве. В программно-целевом планирова­нии четко и кратко определены все этапы технологич. процесса.

Функции и принципы КДД, вопло­щаясь в планах, играют ведущую роль в построении технологического процесса. При этом необходим анализ проделанной работы за про­шедший период. Затем в плане фиксируются горизонтальные и верти­кальные связи, долговременные и краткосрочные программы на пути достижения поставленных целей. В годовом плане разрабатываются общие вопросы всей деятельности, определяются перспектива и стра­тегия достижения общих целей.

На следующем этапе идет сбор материалов для достижения по­ставленных целей. Обрабатывая материалы, сценарная группа ищет ответ на вопросы: каков контингент по социально-демографическому признаку, политической ориентации, общекультур­ному развитию, степени его готовности принять участие в подготовке программы? Ответы на эти вопросы соответствуют определенному на­бору операций, которые выражают меру и форму реального участия субъекта и объекта по принципу " встречная активность".

Далее подготовка программы предполагает развитие у участников настойчивости в достижении результатов и чувства коллективизма.Сценарная группа составляет программу пооперационных действий, находит рациональные способы объединения усилий исполнителей, четко определяет функциональные обязанности каждого исполнителя. Этому способствуют их регулярные сборы и активное участие в обсуж­дении всех вопросов, проигрывании исполнительских ролей. Дальней­шее движение к цели предполагает переключение актива на самостоя­тельную организаторскую работу. При этом условии роль субъекта сво­дится в основном к инструктажу, установлению взаимодействия между группами, выполняющими какое-либо действие в процессе организации, к общему руководству деятельностью участников и контролю за ходом осуществления программы.

Предпоследний этап - проведение программы- представляет собой самую сложную и ответственную работу для всех участников. Необхо­димо соединить усилия всех, преодолеть нервное напряжение и решить поставленные задачи. При этом следует иметь план наблюдения за эффективностью программы. Быстрота ориентировки дает специалис­там возможность не растеряться в непредвиденной ситуации при не­ожиданной реакции зрительного зала.

И, наконец, завершающий этап работы над программой - анализ ее проведения, направленный на воспитание у участников чувства само­критичности, ответственности за порученное дело, умения принимать критику коллег, оценивать свою деятельность и деятельность своих коллег. Качество анализа данной программы во многом зависит от ка­чества подготовки последующей программы. Если в ходе анализа обна­руживаются недостатки, ошибки, то необходимо предусмотреть все возможные меры, которые устранили бы их повторение. Анализ про­граммы завершается общими выводами и предложениями, рекоменда­циями по устранению недостатков в последующей деятельности.

Итак, технологический процесс включает следующие основные этапы: анализ обстановки, формулировка цели, планирование програм­мы, создание программы: корректировка цели, репетиции, проведение программы, анализ проведенной программы.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 3839; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь