Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 18.Познание (гносеология)



Многообразие форм духовно-практического освоения мира: язык, труд, игра, познание, мораль, искусство, религия, философия. Познание как предмет философского анализа. Сознание и познание. Агностицизм. Знание и вера. Доверие, уверенность, вера. Вера и мнение, вера и предрассудок.

Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Познание и творчество. Понимание и объяснение. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Единство образного и знакового в чувственном отражении. Основные формы рационального познания: понятия, суждения, умозаключения. Единство чувственного и рационального в познании. Роль абстракций в процессе познания. Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма. Проблема истины в философии и науке. Исторические разновидности понимания истины. Абсолютное и относительное в истине. Истина и заблуждение. Критерии истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, “экономия мышления”, практика, верификация, когеренция, корреспонденция, фальсификация и др. Истина, оценка, ценность.

Логика как наука о принципах правильного мышления. Этапы ее развития и современное состояние. Понятие, суждение, умозаключение. Законы формальной логики. Аналогии. Доказательство, опровержение. Спор, полемика, дискуссия.

Вненаучные формы познания: обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное.

Тема 19.Научное познание

Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Аспекты бытия науки: генерация нового знания, социальный институт, особая сфера культуры. Наука классическая и неклассическая. Идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры. Системность как фундаментальный принцип научного познания. Парадигма (Т.Кун), исследовательская программа (И.Лакатос), картина мира, научная революция.

Этапы и уровни научного познания. Представления о методах научного познания и их классификации. Значение эвристических методов исследования. Формы научного познания. Научный факт, законы, проблема, идея, гипотеза, теория. Научное предвидение.

Специфика социального познания. Модели исторического объяснения (К.Гемпель, Г.Нагель, У.Дрейк). Социальное прогнозирование; его типы (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки).

Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

 

Тема 20.Философия религии

Религия как особый тип духовно-практической деятельности. Религиозная вера как альтернативная разуму гносеологическая позиция и метод. Основные структурные компоненты религии: вероучение (догматика), культ (система ритуальных действий), комплекс религиозных переживаний. Язык религии, религиозный ритуал, религиозная стилистика. Религиозные институты. Сокральное и профанное. Религиозные запреты (табу). Жертвоприношение, покаяние, молитва.

Исторические формы религии. Прамонотеизм, политеизм, монотеизм. Анимизм, тотемизм. Монотеистические религии. Иудаизм. Христианство. Ислам. Буддизм.

Религиозный фундаментализм и религиозный модернизм. Проблема толерантности.

 

Тема 21.Философские проблемы науки и техники

Проблема классификации наук. Общенаучные проблемы и их динамика в ходе исторического процесса познания. Логико-гносеологические проблемы современной науки: периодизации; теоретизации; описания и его видов; математизации; компьютеризации; единства наук; общности идеалов и норм научности. Онтологические проблемы современной науки: уровней организации реальности; ее единства и многообразия; системности организации природы, общества, человека и культуры; редукционизма; детерминизма; глобального эволюционизма; единой картины мира. Аксиологические проблемы современной науки: суверенности науки; нравственного облика ученого; социальных последствий внедрения научных открытий; ответственности ученого за выбор методов исследования и его результаты. Наука и гуманизм. Философские проблемы естественных, точных, технических, социальных и гуманитарных наук.

Научное познание и инженерия: общее и особенное. Технические науки: фундаментальные и прикладные. Структура технической теории. Соотношение философии техники (Э.Капп, Ф.Бон, П.К.Энгельмейер) и философии науки. Кризис традиционной инженерии и проблемы новой технической стратегии. Этические кодексы инженерных сообществ и фирм.

Тема 22. Будущее человечества (философский аспект)

Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Комфорт как высшая ценность техногенной цивилизации. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Перспективы ноосферной цивилизации. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем.

Ненасилие как парадигма выживания человечества. Ценность коммуникации. Диалог культур, традиций и ценностно-мировоззренческих ориентаций.

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Человечество перед историческим выбором. Коэволюционные сценарии будущего. Концепция устойчивого развития. Космические перспективы развития социума.

 

Планы семинарских занятий

 

СЕМИНАР – 1: Философия и мировоззрение.

 

1. Мировоззренческая картина мира. Исторические типы мировоззрения.

2. Возникновение философии. Миф как способ отношения человека к миру.

3. Философия, ее предмет и метод, структура, функции в культуре.

4. Основной вопрос философии.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие факторы являются системообразующими для определенного исторического типа мировоззрения?

2. Определите роль и функцию философии в мировоззрении.

3. Как влияют и влияют ли вообще общественные идеалы на убеждения человека?

4. Каковы специфические характеристики мифологического отношения к миру?

5. Возможно ли единственное определение философии?

6. Является ли основной вопрос философии определяющим для любой философской системы?

 

Литература

 

1. Библер В.С. Что есть философия? Очередное возвращение к исходному вопросу // Вопросы философии – 1995, - № 1, 159-183.

2. Вундт В. Введение в философию. – М., 1998, - с. 17-43.

3. Гадамер Г. Миф и разум // Гадамер Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991.

4. Мир философии. В 2-х томах. Т. 1. – М., 1991, - с. 10-13, 24-34, 54-55, 76-82, 92-97.

5. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991, - с. 51-191.

6. Философия. Учебник для вузов. Под ред. В.П. Кохановского - Ростов н/ Дону, 2000, - с. 5-26.

7. Основы философии в вопросах и ответах - Ростов н/ Дону, 1999, - с. 19-42.

8. Философский энциклопедический словарь. – М., 2001, ст. «Философия», «Мировоззрение».

9. Краткий тематический словарь. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – с. 125-151.

10. Зотов А.Ф. Феномен философии: О чем говорит плюрализм философских учений // Вопросы философии – 1991. - № 12, - с. 14-21.

11. Тросян В.Г. Ценность философии // Вопросы философии – 1993.- № 9.

12. Философия. Учебник для вузов. Под ред.А.Ф. Зотова, В.В Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический проект, 2005.- с. 5- 26.

 

СЕМИНАР – 2: Античная философия.

1. От мифа к Логосу: социокультурные предпосылки и теоретическое обоснование нового мировоззрения.

2. Древнегреческая натурфилософия:

а) Проблема первоначала (Милетская школа)

б) Идея бытия (Элейская школа)

в) Учение об атомах

3. Античная философия классического периода:

а) Философия Сократа (антропологический поворот)

б) Философия Платона: учение об идеях, познании, душе и государстве

в) Философия Аристотеля: «Метафизика» (предмет, метод и задача философии); учение о материи и форме, «Никомахова этика»; «Политика» (социально-политические взгляды)

4. Эллинистическая и римская философия: кинизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.

 

Контрольные вопросы

 

1. Каковы отличительные характеристики греческого мировоззрения представленного в первых философских учениях? Какие категории античной философии являются главными ценностными ориентирами в мировоззрении древнегреческого общества?

2. Каковы принципиальные различия между мифологическим и философским способами мышления?

3. Какая проблема является общей для философских учений досократиков?

4. Можно ли считать Парминида «первым подлинным философом» на основании, что он требовал «не прорицать, а доказывать»?

5. Какова роль риторики и софистики в становлении философии в целом и политики в частности?

6. Почему Сократ является актуальной вечной проблемой в философии, а его жизнь и ученье становятся предметом неоднозначных оценок?

7. Определите общность и различие в философии Платона и Аристотеля.

8. «Каждый человек от рождения стремиться к знанию». Почему Аристотель начинает свой трактат «Метафизика» с этого тезиса?

9. В чем заключается принципиальное отличие социально-политического учения Аристотеля от теории государства Платона?

10. Какими причинами обусловлен кризис классического периода греческой философии?

11. Какие ценности становятся определяющими для эллинистического философа?

12. Каковы принципиальные различения эпикурейской и стоической философии?

13. Определите характерные особенности и роль философии неоплатонизма.

14. Можно ли в современных условиях следовать нравственным принципам стоиков (эпикурейцев)?

 

Основная литература

1. Антология мировой философии. В 4-х тт. – М., 1968-1972. Т. 1. Ч.1.

2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1998.

3. Аристотель. Соч. В 4-х тт. – М., 1976-1984. Т.1., Т.4.

4. Платон. Соч. В. 3-х тт. - М., 1968-1972.

5. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. - СПб., 1994.

6. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Под ред. В.П. Кохановского - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – с. 57-92.

7. Лосев А.Ф. История античной философии в кратком изложении. - М., «Мысль», 1989. – с. 5-159.

8. Асмус В.Ф. Античная философия. Уч. пособие. – М., «Высшая школа», 1976.

9. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Уч. пособие. – М., «Высшая школа», 1981. - с. 122-364.

10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Уч. пособие. – М., «Высшая школа», 1991. - с. 7-348.

11. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2003. – с.22-79.

12. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – М., «Центр», 2001. – с. 31-56.

13. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х тт. Т.1. - Спб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994.

14. История философии: Запад – Россия – Восток. В 2-х книгах/ под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1996. Кн. 1. Ч. 1. Раздел 2-3.

 

Дополнительная литература

1. Васильева Т.В. Платоновский вопрос сегодня и завтра // Вопросы философии. – М., 1993. - № 9.

2. Столяров А..А.. Стоя и стоицизм. – М., 1995.

3. Гайденко П. История греческой философии в ее связи с наукой: Уч. пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, СПб.: Университетская книга, 2000.

4. Киссиди Ф.Х. Сократ. - Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – Гл. 3-5.

5. Гомперц Т. Греческие мыслители. В 2-х тт. – СПб., 1999.

6. Соловьев В.С. Лекции по истории философии // Вопросы философии. – М., 1989. - № 6.

7. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

8. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. – М., 1997.

9. Лукреций Кар. О природе вещей. – М., 1953.

10.Нахов И.М. Философия киников. – М., «Наука», 1989. – с. 30-219.

 

СЕМИНАР – 3: Философия Средних веков и эпохи Возрождения.

1. Основные характеристики средневековой Западной философии.

2. Философия Августина: идея о предопределении; соотношение веры и знания; Теодицея; учение о граде Земном и о граде Небесном.

3. Схоластическая философия Фомы Аквинского: знание и вера; проблема универсалий; доказательства бытия Бога; спор номиналистов и реалистов;

4. Философия эпохи Возрождения:

а) философия и новое естествознание (Дж. Бруно, Н. Коперник, Г. Галилей)

б) гуманизм и антропоцентризм (Н. Кузанский, Э. Роттердамский).

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие ценности античного мировоззрения становятся предметом
критики в христианской религии и теологии? Почему?

2. Какой принцип становится системообразующим для христианского
мировоззрения?

3. Какими христианскими догматами задаются границы философской
рефлексии?

4. Постановкой каких проблем и задач определяется периодизация средневековой философии? Какое значение они имеют для определения
статуса философии? Назовите наиболее характерные для каждого
периода философские учения.

5. Какая главная проблема объединяет многообразие философских уче­ний в средние века в мировоззренческую целостность?

6. Определите социокультурный смысл понятий «гуманизм» и «возрож­дение».

7. Какой принцип становится определяющим для формирования воз­рожденческой картины мира? Как философия Возрождения отно­сится к античной философии и схоластике?

8. В каких категориях выражается самосознание человека эпохи Воз­рождения?

9. Какие новые ценности утверждаются и обосновываются в философских учениях гуманистов?

ЛИТЕРАТУРА

1. Августин Аврелий. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. — М., 1992.

2. Августин. О граде Божьем. — М., 1995.

3. Антология мировой философии. В 4-х тт. – М., 1968-1972. Т. 1. Ч.2.

4. Памятники средневековой латинской литературы, — М., 1972.

5. Фома Аквинский. Сумма теологии 1—П. Вопрос 18. О благе и зле применитель­но К человеческим действиям вообще // Вопр. философии. — М., 1997. — № 9.

6. Эразм Роттердамский. Философские произведения. — М., 1986.

7. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Под ред. В.П. Кохановского - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – с. 93-135.

8. Лосев А.Ф.Эстетика Возрождения. — М., 1980.

9. Дж. Бруно. О причинах, начале и едином. М., 1990.

 

Дополнительная литература

 

1.Бандуровский К.В. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского Вопросы философии. - М., 1997. — № 9.

2. Боргош Ю. Фома Аквинский — М., 1975.

3. Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы филосо­фии. – М., 1994. — № 1.

4. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. — М., 1990.

5. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. — М, 1979.

6. Мудрагей И.С. Средневековье и научная мысль // Вопросы философии. — М., 1989.-№ 12.

7. Соколов В.В. Средневековая философия. — М., 1979.

8. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения Х1У-ХУ веков. -М., 1977.

9. Буркхарт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. — М., 1996.

10. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. — М., 1980.

11. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. — М., 1991.

12. Соколов В. В. Европейская философия ХУ-ХУП веков. — М-, 1984.

13.Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2003. – с.80-107.

14. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – М., «Центр», 2001. – с. 57-81.

15. История философии: Запад – Россия – Восток. В 2-х книгах/ под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1996. Кн. 1-2.

 

16. Рассел Б. История западной философии. В 2-х тт. — Новосибирск, 1992. — Т.1.

17. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х тт. Т.2, 3. - Спб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994.

 

СЕМИНАР – 4: Философия Нового Времени.

1. Эмпиризм Ф. Бэкона:

- учение о трех путях познания. Опыты плодоносные и святоносные. Принципы индукции;

- учение об идолах.

2. Рационализм Р. Декарта:

- учение о Боге, субстанции и человеке;

- учение о «радикальном сомнении» и проблема истинного знания. Понятие «врожденных идей».

3. Философия Т. Гоббса:

- механистический материализм, полемика с Декартом по вопросу о соотношении материи и духа, классификация науки;

- социальная философия.

4. Пантеизм Б. Спинозы:

- учение о субстанции.

5. Философия Ж.-Ж. Руссо (влияние наук и искусств на нравственность; природа человека и общественный договор; материя и возможность ее познания).

Контрольные вопросы

1. Какой статус приобретает философия в Новое время?

2. В каких категориях с наибольшей полнотой выражено мировоззре­ние Нового времени? Почему именно в этих?

3. Какие проблемы определяют характер дискуссий в философии но­вого времени?

4. Каково назначение человека в философских учениях XVII века?

5. Провоцируют ли достижения науки укрепление и распространение сциентистских ценностных ориентации?

6. В какой философской концепции, на ваш взгляд, наиболее адекват­но выражено мировоззрение XVII века?

7. Почему Руссо считал, что развитие наук и искусства не способствовало укреплению нравственности?

8. Определите специфику просветительского атеизма?

ЛИТЕРАТУРА

1. Бэкон Ф. Великое восстановление наук. Предисловие. // Бэкон Ф. Соч. в 2-х тт. Т. 1. М., 1977, с. 60-80.

2. Бэкон Ф. Новый Органон. // Там же, Т.2.М., 1978, с. 12-32.

3. Антология мировой философии. В 4-х тт. – М., 1968-1972. Т. 2. с.193-218, с. 232-237, 272-292, 309-332, 342-347, 347-349, 350-379.

4. Соколов В. В. Европейская философия ХУ-ХУП веков. — М., 1984. с.201-228, 239-251, 252-276, 277-289, 329-350.

5. Декарт Р. Рассуждение о методе. Ч.1, 2, 4, 5. // Декарт Р. Соч. В 2-х тт. М., 1989.

6. Декарт Р. Начала философии. Ч. 1-3. // Декарт Р. Соч. В 2-х тт. М., 1989.

7. Гоббс Т. Возражения на «размышления» Декарта и ответы последнего.// Избранные произведения. Т.1. М., 1964. с. 413-435.

8. Гоббс Т. Левиафан. Гл. 13, 14, 15, 17.// Избранные произведения. Т.2. М., 1964.

9. Спиноза Б. Этика.// Спиноза Б. Избран. Произ. В 2-х тт. Т.1. М., 1957. с. 361-376, 384-401.

10. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.

Дополнительная литература

 

1. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2003. – с.108-116, 117-119, 128-129.

  1. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – М., «Центр», 2001. – с.82-91.
  2. История философии: Запад – Россия – Восток. В 2-х книгах/ под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1996. Кн. 2. с. 100-109, 111-124, 141-153, 154-163.
  3. Рассел Б. История западной философии. В 2-х тт. — Новосибирск, 1992. — Т.1.
  4. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х тт. Т.2, 3. - Спб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994.с. 167-182, 183-208, 301-320, 537-559.
  5. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Под ред. В.П. Кохановского - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – с. 136-155, 171-174.

СЕМИНАР – 5: Немецкая классическая философия.

1. Философия И. Канта:

а) «Критика чистого разума»: как возможны наука и метафизика?

б) «Критика практического разума»: категорический императив и задачи человека

в) Социально-политические взгляды И. Канта

2. Философия Г.В.Ф. Гегеля:

а) Предмет, метод и назначение философии

б) «Наука логики», принципы диалектики

в) «Философия истории», история как всемирно-исторический процесс, проблема исторического субъекта, свобода и необходимость

Контрольные вопросы

 

1. Какая проблема является центральной для немецкой классической философии? Почему?

2. Удалось ли Канту преодолеть недостатки объективного и субъективного идеализма в собственной теории?

3. Возможна ли, с точки зрения Канта метафизика как наука?

4. Возможна ли свобода воли в рамках нравственного закона?

5. Какие принципы и противоречия определяют специфику гегелевской философской системы?

6. Как соотносится свобода и историческая необходимость в философии Гегеля? Кто является историческим субъектом?

7. Какова роль и функции религии в философии Гегеля?

8. Какова роль немецкой классической философии в развитии философии?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Кант И. Критика чистого разума.

2. Кант И. Критика практического разума.

3. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч. в 6-ти тт. - М., 1968. – Т.4 Ч.1.

4. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизики, могущей появиться как наука // Кант И. Соч. в 6-ти тт. - М., 1968. – Т.4 Ч.1.

5. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Гегель Г.В.Ф. Соч. в 14-ти тт. - М., 1929-1956. – Т.4.

6. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. Спб., 1993.

7. Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М., 1990.

8. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. - М., 1976.

 

Дополнительная литература

 

1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1972.

2. Гулыга А.Ф. Гегель. – М., 1995.

3. Гулыга А.Ф. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

4. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М., 2003.

5. Нарский И.С. Западноевропейская философия 19 века. – М., 1980.

6. Ойзерман Т.И. Этикатеология Канта и ее современное значение // Вопросы философии. – М., 1997. - № 3.

7. Петякшева Н.И. Этика долга Иммануила Канта // Дидакт. - М., 1996. - № 4.

7. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Под ред. В.П. Кохановского - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – с. 175-182, 192-205.

8. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х тт. Т. 3. - Спб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994.с. 627-667.

9. История философии: Запад – Россия – Восток. В 2-х книгах/ под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1996. Гл. 4, 8.

 

СЕМИНАР – 6: Современная западная философия.

1. «Философия жизни»:

а) Философия Ф. Ницше (нигилизм; переоценка ценностей; «воля к власти»; идея о сверхчеловеке; этика «любви к дальнему»);

б) Философия культуры О. Шпенглера (судьба культуры; «душа» как прафеномен культуры; типы культур);

2. Психоанализ:

а) Философия З. Фрейда (идея бессознательного и его роль в культуре; психоаналитический метод; структура психики; учение об Эросе и Танатосе);

3. Экзистенциализм:

а) «Фундаментальная онтология» М. Хайдеггера и особенности ее построения;

б) «Экзистенциальный проект» Ж.-П. Сартра. Экзистенциализм и гуманизм.

Контрольные вопросы

1. Какая проблема является центральной, объединяющей многообразие философских позиций в современной философии?

2. В каких философских категориях выражено ощущение кризиса евро­пейской культуры?

3. Какими особенностями современной эпохи определяется интерес современной философии к антропологической проблематике?

4. Каковы социокультурные предпосылки возникновения экзистенциализма?

5. Почему в XX веке человек становится проблемой для себя самого?

6. Почему «время» становится смыслообразующим принципом «новой
онтологии»?

7. Можно ли рассматривать философию XX века как ответ на антропо­логический вызов истории?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ницше Ф. Соч. В 2-х томах. - М, 1990.

2. Шпенглер О. Закат Европы. — М., 1993.

3. Сартр Ж.-П. Стена. - М., 1992

4. Сумерки богов. — М, 1989

5. Философия техники в ФРГ. — М., 1989.

6. Хапдеггер М. Время и бытие. — М., 1993.

7. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. — М., 1990.

8. ХайдеггерМ. Бытие и время. — М., 1995.

9. Ясперс К. Ницше и христианство. — М., 1994.

10. Фрейд 3. Введение в психоанализ. — М., 1989.

11. Фрейд 3. Я и Оно. - М., 1998.

12. Фрейд 3. Психоанализ и русская мысль. — М., 1994.

13. Проблема человека в западной философии. — М,, 1988.

 

 

Дополнительная литература

1. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. — М., 1990.

2. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопр. философии. — М., 1990. — № 4.

3. Оствальд Шпенглер и «Закат Европы». — М., 1922.

4. Тавризян Т.М. О. Шпенглер и Й. Хейзинга: Две концепции кризиса культуры. – М., 1989.

5. Бытие и время» Мартина Хайдеггера в философии XX века. Материалы - обсуждения // Вопр. философии. — М., 1997. — № 1.

6. Киссель М.А. Дороги свободы Ж.-П. Сартра // Вопр. философии. — М., 1994.

7. Хюни Г. Историчность мира как предел анализа временности в «Бытии и времени» М. Хайдеггера// Вопр. философии. — М., 1998. — № 1.

8. Попова М.А. Фрейдизм и религия. — М., 1985.

9. Додельцев Р.Ф. Концепция культуры З. Фрейда. — М., 1985.

10. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2003. – с.136-167, 181-184, 189-193.

11. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Под ред. В.П. Кохановского - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – с. 224-232, 303-309, 324-330, 336-343, 360-364.

 

СЕМИНАР – 7: Русская философия.

 

1. Основные этапы развития русской философии.

2. Русская идея как организующий принцип русского самосознания.

3. Россия – Запад как проблема философии: А.С. Хомяков и П.Я. Чаадаев – два решения.

4. В.С. Соловьев: метафизика всеединства.

5. Русский космизм: основные представители («космическая этика» К.Э. Циолковского, «ноосфера» В.И Вернадского)

 

Контрольные вопросы

 

1. Является ли русская философия специфическим «самобытным» типом философствования?

2. Как осознавалась судьба России в русской философии?

3. Какие ценностные мировоззренческие принципы противопоставляются в русской философии западно-европейскому индивидуализму?

4. Какими историческими причинами обусловлено противостояние западничества и славянофильства?

5. Какие идея русского космизма наиболее значимы для выживания современной цивилизации?

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Акулинин В.Н. Философия всеединства. От Соловьева К Флоренскому. – Новосибирск, 1990.

2. Бердяев Н. Русская идея. – М., 1990.

3. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988.

4. Зиньковский В.В. История русской философии. В 4-х тт. – Л., 1991.

5. Барабанов Е.В. Русская идея и кризис идентичности // Вопр. философии. -М., 1991. - № 8.

6. Валицкий А. По поводу «русской идеи» в русской философии // Вопр. философии. - М., 1994. - № 1.

7. Галактионов А.А. Никандров П.Ф. Русская философия 9-19 вв. – Л., 1989.

8. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль 10-18 вв. – М., 1990.

9. Русская идея. – М., 1992.

10. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М., 1995.

11. Русский космизм. – М., 1997.

12. Моисеев Н.Н. Вернадский и современность // Вопр. философии. -М., 1994. - № 4.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 820; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.124 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь