Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Человек как предмет философской антропологии
· Проблема человека в историко-философском контексте. Многокачественность, многоуровневость, многомерность человека, его бытия, жизнедеятельности. Объективистские (природно-объективная, идеально-заданная, социологическая) и субъективистские концепции человека (психоаналитическая, экзистенциальная и др.). · Проблема происхождения человека. Антропосоциогенез. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Труд, сознание, общение - воплощение родовой сущности человека. · Проблема личности. Индивид, индивидуальность и личность. Становление и социализация личности. Личность и проблема ценностных ориентацией. · Личность и массы. Роль социальной и культурной среды в формировании личности. Индивидуализм и конформизм. Обезличенность культуры. Проблема типизации личности.
Литература:
18. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1982. № 2. 19. Айер А. Человек как предмет научного исследования // Философские науки. – М., 1991. № 1. 20. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1994. 21. Гуревич П.С. Философская антропология. Учеб. пособие. М., 1997 22. Введение в философию. Учебник. – М., 1990. Ч. 2. Гл. 8. 23. Гвишиани Г.В. О «сверхсильном» антропном принципе // Вопросы философии. 2000. №2. 24. Коган Л.А. Жизнь как бессмертие // Вопросы философии. 1994. N12.
25. Мир философии. Книга для чтения. М., 1991. Ч.2. 26. Проблема человека в философии. – М., 1998. 27. Рьюиз М. Социобиология – ключ к вечным проблемам // Человек. 1990. № 6. 28. Глобальные проблемы и человеческие ценности. -М., 1990. 29. Изменение человека. // Вопросы философии. 1997. -№2. 30. Киселев Г.С. Кризис нашего времени как проблема человека. //Вопросы философии. 1999. -№1. 31. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. -М., 1984. 32. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. -М., 1984. 33. Швырев В.С. О деятельностном подходе к истолкованию феномена человека (попытка современной оценки) // Вопросы философии 2001. -№2 34. Кон И.С. Человеческие сексуальности на рубеже XXI века. //Вопросы философии 2001. -№8
Первоисточники: 1. Бердяев Н. О назначении человека. – М., 1993. 2. Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990. 3. Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории. Избр. философ. произвед. В 5-ти томах. -Т.2., -М., 1956. 4. Франкл С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1993. N6. 5. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. – М., 1992. 6. Фромм Э. Человек для себя. – М., 1993.
Рекомендации по изучению темы:
Изучая тему «Человек», важно еще раз уяснить ключевую роль проблемы человека в философии. Являясь природным существом по происхождению и биологическому существованию, человек вместе с тем социален. Критический анализ односторонних биологизаторских и узко социологизаторских концепций должен осуществляться в русле целостного понимания человека, сущность которого складывается и реализуется благодаря труду. Такой подход позволяет объяснить формирование и развитие личности как собственно человеческого в человеке. Важно понять: будучи объектом и субъектом общественных отношений, обладая устойчивыми самосознанием и мировоззрением, ориентируясь на нравственные, эстетические и иные ценности, личность проявляет себя в конечном счете через поступки. Только в них обнаруживается наличие или отсутствие основного критерия состоятельности личностного бытия - единства свободы и ответственности. Представления о совершенном человеке в связи с осуществлением осмысленной цели человеческой жизни, имеющей естественные пределы, можно найти в различных культурах. В своеобразной философской экспертизе нуждаются как светские, так и религиозные идеи о жизни и смерти человека. Темы рефератов, докладов.
1. Делает ли разум человека человеком? 2. Начало человеческой истории. Проблема антропогенеза. 3. Самосознание и жизненный мир личности. 4. Жизненный путь и судьба. 5. «Homo ludens» и онтологический статус игры (Й. Хейзинг). 6. Космопланетарный феномен человека. 7. Смысл жизни и принципы ценностной ориентации человека в мире: индивидуализм, коллективизм, соборность.
Вопросы для самоконтроля.
6. Почему человек проблема для самого себя? Какое значение имеет проблема самоопределения человека? 7. Какие личностные качества формируются в сфере деятельности (общения)? 8. Является личность сверхценностью культуры? 9. Возможна ли целостная личность в условиях массовой культуры? 10. Как соотносится биологические и социальные детерминанты в человеке? 11. Человек, индивид, индивидуальность, личность – чем отличаются эти понятия друг от друга? 12. Почему свобода, несмотря на всю свою привлекательность, оказывается тем испытанием, которого человек иногда спешит избежать.
Найдите в справочной литературе нижеприведенные термины и запишите их в философский словарь: человек, индивид, личность, индивидуальность, антропология, антропосоциогенез, персонализм, справедливость, ответственность.
Смысл человеческого бытия
· Смысл жизни. Конечность индивидуального существования, проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Самоценность человеческой жизни. Религиозная, философская и научная концепции смысла жизни. Жизнь, смерть и бессмертие. · Человек в системе социальных связей. Идентификация, проблема «Я». Отчуждение, проблема «Другого». Основные характеристики человеческого существования - неповторимость, способность к творчеству, свобода. Творчество и его разновидности. Понятие свободы и его эволюция.
Литература: 1. Анисимов С.Ф., Гурев Г.А. Проблема смысла жизни в религии и атеизме. – М., 1981. 2. Алексина Т.А., Донченко А.П. Нравственный смысл жизни в аспекте личностного времени. // Философские науки, 1985, №3. 3. Синеокая Ю.В. Проблема сверхчеловека у Соловьева и Ницше. // Вопросы философии, 2002, №2. 4. Геворкян А.Р. Ницше и метафизический пессимизм. // Вопросы философии, 2001, №8. 5. Эпштейн М. Поступок и происшествие. К теории судьбы. // Вопросы философии, 2000, №9. 6. Бибихин В. Слово о Розанове. // Знание-Сила, 1991, №11. 7. Введенский А. Условия допустимости веры в смысле жизни. // Смысл жизни. Антология. / Под ред. Н.Г.Гаврюшина. – М., 1994, –С.93-123.
Первоисточники:
1. Франк С. Смысл жизни. // Вопросы философии, 1990, №6.Трубецкой Е. Смысл жизни. Гл.1. // Смысл жизни. Антология. // Под ред. Н.Г.Гаврюшина. – М., 1994. 2. Несмелов В. Вопрос о смысле жизни в основе новозаветного откровения. // Смысл жизни. Антология. / Под ред. Н.Г.Гаврюшина. – М., 1994. –С. 65-93. 3. Розанов В. Об истинных целях человеческой жизни. // Смысл жизни. Антология. // Под ред. Н.Г.Гаврюшина. – М., 1994, –С. 42-65. 4. Толстой Л.Н. Путь к жизни. – М., 1993. 5. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990. 6. Лосский Н.О. Воспоминания. Жизнь и философский путь. // Вопросы философии, 1991, №№10, 11, 12. 7. Булгаков С.Н. Человекобог и человекозверь. // Избранные сочинения, – М., 1991, –Т.2. 8. Бердяев Н. Самопознание; или Смысл творчества (любое издание). 9. Соловьев В. Смысл любви. Идея сверхчеловека // В.Соловьев Соч. в 2 т. – М., 1988, Т.2 или любое другое издание. 10. Камю А. Миф о Сизифе. // В кн.: Бунтующий человек. – М., 1993. или любое другое издание
Рекомендации по изучению темы:
Смысл жизни - только человеческий феномен. Никто из живых существ, кроме человека, не задумывался над смыслом бытия, не поднимался выше своих физических возможностей. Проблема смысла жизни реальна лишь там, где ставится вопрос о целом, целостности жизни, о взаимосвязи ее начала и конца и потому - о том, что после жизни. Смысл жизни выступает в качестве самого глубокого или главного мотива нашего существования. Смысл жизни не есть чисто " знаниевое" образование. Его нельзя просто знать, а тем более доказать. Философия просто обнажает саму проблему смысла жизни и ту гамму возможностей ее решения, которая открывается перед человеком в том или ином жизненном контексте. Но даже в этой перспективе она говорит не столько о " что-смысле", сколько о " как-смысле" - как можно было бы поступать, вести себя, как выстраивать свою жизненную стратегию. Человек - субъект жизни, а значит и ее смысла. В смысле жизни концентрированно выражается сам человек, его природа. Человеческая природа, по общему признанию, бивалентна. Потребность в уважении и самоуважении - еще одна базовая потребность человека. Человек нуждается в том, чтобы его ценили, - например, за мастерство, компетентность, ответственность и т. п., чтобы признавали его заслуги, его единственность и незаменимость. Но признания со стороны других еще недостаточно. Уважение и самоуважение - это также забота о своей репутации, о своем престиже. Самореализация, самовыражение через творчество - базовая потребность человека.
Темы рефератов, докладов.
1. Смысл жизни. Проблема “подлинного” и “не подлинного бытия”. 2. Имеет ли право человек на собственную жизнь и собственную смерть? 3. Что такое духовные потребности человека? 4. Смерть как элемент жизненного мира и социокультурный феномен. 5. Проблема «сверхчеловека» в философии Ф. Ницше 6. Творческие способности человека: их пределы и условия. 7. Возможна ли целостная творческая личность в условиях массовой культуры?
Вопросы для самоконтроля. 1. Является ли диалог подлинным пространством самоидентификации индивида? 2. В каких познавательных процедурах раскрывается смысл личности? 3. Как вы понимаете афоризм Э. Мунье «Дорога к другому есть путь к себе»? Какова роль другого в самоидентификации? 4. Как понимают смысл человеческого существования экзистенциалисты? 5. Раскройте основные аспекты гедонистического смыла жизни.
Найдите в справочной литературе нижеприведенные термины и запишите их в философский словарь: отчуждение, свобода, творчество, смысл жизни, гедонизм, фатализм, альтруизм.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 757; Нарушение авторского права страницы