Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СЕМИНАР – 1:Бытие и материя.



1.Учение о бытии. Философская, научная и религиозная картина мира:

- бытие, небытие, ничто;

- специфика философского понимания бытия;

- рационалистические и иррационалистические трактовки бытия;

- «новая онтология».

2. «Материя» как фундаментальная философская категория:

- философские и естественнонаучные учения о материи;

- материя и движение, формы движения.

3. Пространство и время как формообразующие характеристики материи.

4. Проблема в развития в философии и в науке. Диалектика как теория развития.

 

 

Контрольные вопросы

1. Каков мировоззренческий смысл онтологической проблематики?

2. В чем заключается различие между старой и новой онтологией?

3. Можно ли выработать единое (научное) понимание бытия?

4. Как соотносятся категории «бытие» и «небытие», «бытие» и «ничто»?

5. Какими категориями представлена «новая» онтология?

6. Почему категория «материи» становится в истории философии предметом острых дискуссий?

7. Почему научные революции приводит к ревизии фундаментальных философских категорий?

8. Каков мировоззренческий смысл диалектического (метафизического) понимания развития?

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев П.В. Понятие «материя» // Философские науки. - 1990.- №12.

2. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982.

3. Введение в философию. Учебник. – М., 1990. Ч. 2. С. 15-48, 51-52, 55-94.

4. Вернадский В.И. Пространство и время в живой и неживой природе // Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988.

5. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1987. № 9.

6. Губин В.Д. Онтология: проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998.

7. Габричевский А.Г. Пространство и время. // Вопросы философии. 1994. № 3.

8. Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник. – 1988. – М., 1988.

9. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической европейской философии. М., 1986.

10. Кохановский В.П. Деалектико-материалистический метод. Ростов н/Д, 1992.

11. Князева Е.Н. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и в обществе. // Вопросы философии. 1998. № 4.

12. Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. – М., 1990.

13. Мир философии. Книга для чтения. М., 1991. Ч.1.- Раздел «Бытие и материя».

14. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. – М., 1977.

15. Пригожин И. Преоткрытие времени // Вопросы философии. 1989. № 8.

16. Петров Ю.А. Физическая материя и физическая реальность. // Философские науки. - 1991.- №10.

17. Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. 1995. № 1.

18. Руткевич М.Н. Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. – М., 1994.

19. Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия // Вопросы философии. 1993. № 4.

20. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. С. 391-406.

21. Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1985.- Гл.1.

22. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. 1990. № 10.

 

Статьи: «Бытие», «материя», «движение», «пространство и время», «развитие», «диалектика» // Философской энциклопедии или философском словаре.

 

 

СЕМИНАР – 2: Человек.

1. Антропологический вопрос в философии: становление и развитие («homo sapiens», «homo naturalis» (Ч. Дарвин, Ламарк), «сверхчеловек», «homo faber»(К. Маркс), «homo ludens» (Хейзинга).

2. Смысл жизни и принципы ценностной ориентации человека в мире: индивидуализм, коллективизм, соборность.

3. Происхождение человека. Предпосылки и основные факторы антропогенеза.

4. Личность в контексте современной культуры (доклад: 10 минут)

Контрольные вопросы

1. Почему человек проблема для самого себя? Какое значение имеет проблема самоопределения человека?

2. Какие личностные качества формируются в сфере деятельности (общения)?

3. Является личность сверхценностью культуры?

4. Возможна ли целостная личность в условиях массовой культуры?

5. Как соотносится биологические и социальные детерминанты в человеке?

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1982. № 2.

2. Айер А. Человек как предмет научного исследования // Философские науки. – М., 1991. № 1.

3. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1994.

4. Бердяев Н. О назначении человека. – М., 1993.

5. Гуревич П.С. Философская антропология. Учеб. пособие. М., 1997

6. Введение в философию. Учебник. – М., 1990. Ч. 2. Гл. 8.

7. Гвишиани Г.В. О «сверхсильном» антропном принципе // Вопросы философии. 2000. №2.

8. Коган Л.А. Жизнь как бессмертие // Вопросы философии. 1994. N12.

9. Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.

10.

11. Мир философии. Книга для чтения. М., 1991. Ч.2.

12. Проблема человека в философии. – М., 1998.

13. Рьюиз М. Социобиология – ключ к вечным проблемам // Человек. 1990. № 6.

14. Франкл С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1993. N6.

15. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. – М., 1992.

 

 

Статьи: «Антропология», «антропосоциогенез», «человек» // Философской энциклопедии или философском словаре.

 

СЕМИНАР – 3: Сознание.

1. Сознание как предмет философского исследования.

2. Структура, функции, формы сознания.

3. Сознание и мозг. Мышление и язык.

4. Сознание и самосознание. Проблема бессознательного.

 

Контрольные вопросы

1. Почему проблема сознания является предметом не только специально-научных, но и философских дискуссий?

2. Существуют ли принципиальное различие в психике человека и животных? Думают ли животные?

  1. Влияет ли язык на ценностно-мировоззренческую ориентацию человека?
  2. Какова роль бессознательного в процессе становления личности?
  3. Возможен ли адекватный перевод с одного языка на другой?

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аристотель. О душе. Соч. В 4-х тт. - М., 1976. Т 1.

2. Мир философии. - М., 1991. Ч.1 – с. 452-456, 464-475.

3. Юнг К. Проблема души современного человека // Юнг К. Архетип и символ. – М., 1991. с. 203-222

4. Юнг К. Подход к бессознательному // Юнг К. Архетип и символ. – М., 1991. с. 23-94.

5. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. – М., 1993. с. 145-164.

16. Мамардашвили М.К Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. №10.

6. Статьи: Лакофф Дж., Матурана У., Ортони Э., Клоур Дж., Колинз А. // Язык и интеллект. – М., 1995.

7. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. - М., 1974. с. 380-403, 459-485.

8. Мозг и сознание. - М., 1990.

9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981. - Р.2.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1981. с. 23-33, 133-158.

17. Ломов В.Ф. Сознание, мозг и внешний мир // Вопросы философии. 1979. №3.

11. Фуко М. Слова и вещи. СПб, 1994. с. 11-153.

12. Хайдеггер М. Что значит мыслить? // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. – М., 1991. с. 134-145.

13. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 1972. с. 78-128.

14. Демин М.В. Анализ структуры сознания. – М., 1980. Гл.3.

15. Черносвитов Е.Ф. Об основных функциях сознания // Философские науки. 1983. - № 6.

16. Грушин Б.А. Структура и состав общественного сознания // Социологические исследования. 1983. № 4.

17. Козлова Н.Н. К анализу обыденного сознания // Философские науки. 1984.- №4.

18. Бердяев Н. Самопознание. - М., 1990. Гл. 22.

19. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе // Избранное. – М., 1990. с. 53-81.

20. Иванов Н.В. Сознание и мышление. М., 1994.

21. Петров М.К. Язык, знак, культура. – М., 1991.

22. Оезер Э. Мозг, язык и мир // Вопросы философии. 1998. №5.

 

 

Статьи: «Сознание», «самосознание», «бессознательное», «язык» // Философской энциклопедии или философском словаре.

 

СЕМИНАР – 4: Мораль в системе культуры

1. Мораль и этическая теория. Типы этических систем.

2. Структура и особенности морального сознания и поведения.

3. Мораль, религия, искусство и наука.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Являются ли моральные ценности универсальной мерой всех поступ­ков человека?

2. Является ли нравственным принуждение к выполнению моральных норм?

3. Возможно ли применение нравственных оценок в сфере современ­ной политики?

4. Допустима ли нравственная оценка научных открытий? Имеет ли право ученый на любые исследования, даже если они приведут к непредсказуемым для человечества результатам?

5. Возможно ли существование объективно-истинного обоснования морали или в каждом конкретном случае моральный выбор опреде­ляется конкретными интересами действующего субъекта?

6. Чем должно руководствоваться в ситуации конфронтации мораль­ных мотиваций?

7. Можно ли победить зло ненасильственными мерами или только си­лой?

8. Как вы относитесь к требованиям отмены смертной казни за особо тяжкие преступления?

9. Имеет ли смысл нравственная оценка уголовных преступлений или им следует давать только правовую оценку?

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аббанъяно Н. Антропологическая проблема морали // Философские науки. - М. 1991.- № 11.

2. Апресян Р.Г. Идея морали. - М., 1995.

3. Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопр. философии. - М, 1988. - N 4.

4. Бубер М. Образы добра и зла // Бубер М. Два образа веры. — М., 1995.

5. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала XX веков // Вопр. философии. — М., 1991. — № 8.

6. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. - М., 1993.

7. Гжегорчик А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия // Вопр. фи­лософии. - М, 1992. - № 3.

8. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. - М., 1992.

9. Лосский И.О. Условия абсолютного добра. - М., 1991.

10. Ницше Ф. Генеалогии морали // Ницше Ф. Соч. В 2-х тт. - М., 1990. - Т. 2.

11. Рорти Р. «Царь Соломон и простолюдин»: Проблема согласования конфлик­тных моральных интуиции // Вопр. философии. - М., 1994. - № 6.

12. Соловьев В. С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Соч. В 2-хтт. - М„ 1990. - Т. 1.

13. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1990.

14. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992.

15. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. - М., 1992.

16. Шрейдер ЮА. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания. // Вопр. философии. - М., 1990. - № 7.

Дополнительная литература

 

1. Гусейнов А.А. Великие моралисты. — М., 1995.

2. Гусейнов А.А. Этика ненасилия // Вопр. философии. — М., 1992. — № 3.

3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. — М., 1998.

4. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. — М., 1989.

5. Дробницкий О.Г. Понятие морали. — М., 1985.

6. Кириленко ГГ. Жизненный путь и судьба//Знание. Сер. Философии и жизнь. — М., 1992.- № 4.

7. Кравченко И.И. Политика и мораль // Вопр. философии. — М., 1995. - № 3.

8. Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопр. философии. — М.. 1994. - № 6.

9. Логунова Л.Б. Политика и мораль // Дидакт. — М., 1995. — № 8—9.

10. Назаретян А.П. Историческая эволюция морали: Прогресс или регресс? , /| Вопр. философии. — М., 1992. — № 3.

 

СЕМИНАР – 5: Специфика познания в философии

 

1. Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект по­знания.

2. Возможности и границы познавательной деятельности. Эмпиризм и рационализм как гносеологические программы.

3. Герменевтическая трактовка познания. Понимание и ценности.

4. Специфика эзотерического знания. Социокультурный смысл эзотеризма.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Каковы функции и роль гносеологии в мировоззрении?

2. Существует ли принципиальное различие теоретического и внетеоретического (научного и «ненаучного) знания?

3. Каковы возможности и границы рационального и эмпирического познания?

4. Каковы функции практики в познании?

5. Почему истина является предметом непрекращающихся дискуссий? Существуют ли решающие доказательства истинности знания?

6. Применим ли критерий истинности к внетеоретическим, вненаучным формам знания?

7. Каковы специфические характеристики понимания как гносео­логического феномена? Существуют ли правила понимания?

8. Почему в наше время усиливается интерес к мистическим формам|знания и мистической практике?

9. Можно ли логическими аргументами переубедить человека, заста­вить его изменить свою точку зрения?

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.

2. Белый А. Символизм как миропонимание. — М., 1994.

3. Вандельфелъс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности // Социологос. — М., 1991. — Вып. 1.

4. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. — М., 1988.

5. Гадамер Х.-Г. Язык и понимание // Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасно­го. – М., 1991.

6. Гейзенберг В. «Понимание» в современной физике //Физика и философия. – М., 1990.

7. Геранзон Бу. Практический интеллект// Вопр. философии. - М., 1998.- № 6.

8. Гусев С., Тульчинский Г. Проблема понимания в философии - М., 1985.

9. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. - М., 1990.

10. Касавин И.Г. Теория познания и плену анархии. - М., 1987.

11. Кастанеда К. Отдельная реальность. – М., 1991

12. Князева Е.Н., Курдюмов СП. Интуиция как самодостраивание // Вопр. философии. -М., 1994.-№ 2.

13. Лекторский 8.А. Субъект, объект, познание. - М., 1980.

14. Мамардашвили М.К. К пространственно-временной феноменологии событий знания // Вопр. философии. - М, 1994. - № 1.

15. Меркулов ИМ. Когнитивная эволюция. — М., 1999.

16. Перельман X., Олбрехт-Тытека Л. Новая риторика: Трактат об аргументации // Язык и моделирование социальных взаимодействий. -М., 1987.

17. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология // Вопр философии — М 1993 - № 5.

18. Познание и язык. — М., 1984.

19. Полани М. Личностное знание. — М., 1985.

20. Сепир Э. Язык и среда // Сепир Э. Избр. труды по языкознанию и культурологии. - М., 1993.

21. Теория метафоры. — М., 1990.

22. Тулмин С. Человеческое понимание. — М., 1984.

23. Уайтхед А. Способы мышления //Уайтхед А. Избр. работы по философии. - М., 1990.

24. Хюбнер К, Рефлексия и саморефлексия метафизики // Вопр. философии. - М., 1993. - № 3.

25. Яусс Х.Р, К проблеме диалогического понимания // Вопр. философии. — М., 1994.-№ 12.

Дополнительная литература

 

1. Бак Д.П., Кузнецова Н.И., Филатов В.П. Границы интерпретации в гумани­тарном и естественнонаучном знании // Вопр. философии. - М., 1998. - № 5.

2. Блаватская ЕМ. Теософский словарь.- М., 1994.

3. Брудный А.А. Психологическая герменевтика: Учебное пособие. - М., 1998.

4. Загадка человеческого понимания. -М., 1991.

5. Знание за пределами науки. - М., 1990.

6. Ионин Л.Г, Понимание и экспертиза // Вопр. философии. - М., 1991. - № 10.

7. Крымский С.Б. Культурно-экзистенциальные измерения познавательного процесса // Вопр. философии. - М., 1998.- № 4.

8. Понимание как философско-методологическая проблема («Материалы круг­лого стола») // Вопр. философии. - М., 1986. - № 7, 8, 9.

9. Проблема объяснения и понимания в научном познании. - М., 1982.

10. Сотрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания. - Л., 1989.

11. Степин В.С. Деятельностная концепция знания (Дискуссия с Игорем Алек­сеевым)// Вопр. философии. -М., 1991. -№ 8.

 

ПЛАН СЕМИНАРА -6: Религия в мире культуры

1. Религия как предмет философской рефлексии. Религия и философия.

2. Особенности религиозного опыта. Понятие священного. Историчес­кие типы религии.

3. Религия в современном мире.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как проявляется специфика религиозного отношения человека к
миру?

2. Чем обусловлено существование различных типов религиозного опыта?

3. Почему существует религиозная оппозиция: секты, ереси, религиоз­ные войны?

4. Какую функцию в культуре выполняют религиозные ценности?

5. Каковы перспективы развития религии?

6. Является ли вера универсальным феноменом культуры? Возможны ли внерелигиозные формы веры?

7. Какова роль личности в системе религиозных отношений?

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бубер М. Затмение Бога / Бубер М. Два образа веры. - М., 1995.

2. Вайнгартнер П. Сходство и различие между научной и религиозной верой // Вопр. философии. - М., 1996. -№ 5.

3. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Вебер М. Избранное. 0браз общества. - М., 1994.

4. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. - СПб. 1992.

5. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Социология религии: классические подходы. -М., 1994

6. Кураев А. Догмат и ересь в христианском предании // Вопр. философии. -1994. -№ 9.

7. Кьеркегор С. Страх и трепет. - М., 1994.

8. Лососий Н.О. Бог и мировое зло. - М., 1994.

9. Любак А. де. Католичество. - Милан. 1992.

10. Мец И.Б. Будущее христианства // Вопр. философии. - М., 1990. - №12.

11. Митрополит Сурожский Антоний. Человек перед Богом. - М., 1995.

12. Ницше Ф. Антихристианин // Сумерки богов. - М., 1989.

13. Основы буддийского мировоззрения. - М., 1994.

14. Планк М. Религия и естествознание // Вопр. философии. - М., 1990. -№ 8.

15. Рормозер Г. Ситуация христианства в эпоху «постмодерна» // Вопр. Философии - М., 1991. -№ 5.

16. Рьюиз М. Наука и религия: По-прежнему война? // Вопр. философии. – М., -1991, №2.

17. Фепенберг Е.Л. Наука, искусство и религия // Вопр. философии. 1997. № 7.

18. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. — М., 1995.

19. Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Франк С.Л. Соч. — М., 1990.

Дополнительная:

1. Афанасьев А.Ю. Эволюция образа: От язычества к христианству // Вопр. философии. - М., 1996. - № 10.

2. Бадагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. - М., 1984.

3. Бобков К.В., Шевцов Е.В. Символ и духовный опыт православия. - М., 1996.

4. Гаврюшин И.К. Христианство и экология // Вопр. философии. 1995. № 3.

5. Геворкян Л.П. Пессимизм и религия // Вопр. философии. - М., 1998. - № 1.

6. Каарийнен К..Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие (Эволюция российской религиозности) // Вопр. философии. - М., 1998. - № 6.

7. Лысенко В.Г. Опыт ведения и буддизм. — М., 1994.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 963; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.072 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь