Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия и современные философские концепции



Философия и современные философские концепции

Программа курса

 

Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества

Мировоззрение и его историко-культурный характер. Мироощущение и мировосприятие. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное. Мировоззрение и убеждения. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи.

Предмет философии. Влияние обыденного опыта и теоретических установок на формирование философских взглядов. Предфилософия. Философия как самосознание культуры. Специфика философского знания. Основные аспекты философского знания. Функции философии. Роль философии в кризисные периоды развития общества. Основной вопрос философии. Изменение предмета философии в ходе истории.

I. История философии

Тема 2.Философия Древнего мира

Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира – древнекитайского, древнеиндийского и европейского. Формирование восточного и западного стилей философствования. Особенности мифологии на Востоке и возникновение пра-философии., их взаимосвязь и взаимозависимость. Переход от пра-философии к философии. Недифференцированность философии на Востоке.

Основополагающие принципы древнеиндийской философии: космизм, экологизм, альтруизм. Ее основные школы и направления – ортодоксальные (веданта, йога, ньяя, вайшешика, санхья, миманса) и неортодоксальные (джайнизм, чарвака, буддизм). Особенности “ортодоксальной” индийской логики. Характерные черты философии Древнего Китая: натурализм, обращенность в прошлое, социально-нравственный характер, ориентация на авторитет. Типы методологии (нумерология и логика), их особенности в философских учениях Китая. Основные школы: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, школа имен.

Тема 3.Античная философия

Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Периодизация истории античной философии. Начальный этап - философия физиса (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты) – постановка и решение проблемы первоосновы мира. Изменение представлений о сути философии (софисты). Значение творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага. Классический период философии античности: Платон. Объективный идеализм Платона. Его концепция человека, учение об идеальном государстве и его исторических формах. Аристотель. Метафизика Аристотеля. Учение Аристотеля о государстве, его политические и правовые взгляды. Энциклопедическая философская система Аристотеля. Эллино-римский период античной философии (эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники).

Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии. И ее место в историко-культурном развитии человечества. Античный идеал красоты и гармонии, его отражение в архитектуре.

Тема 4.Средневековая философия

Теоцентризм – системообразующий принцип философии Средневековья. Влияние идей Библии и Корана на становление и развитие философской культуры эпохи. Основные этапы средневековой философии: апологетика (Тертуллиан), патристика (Аврелий Августин), схоластика (Боэций, Абеляр, Альберт Великий). Классическая философия средневековья (Фома Аквинский). Смысл «правила бритвы». Доказательная наука и опыт(Уильям Оккам). Философская мысль в Византии (Иоанн Дамаскин). Арабская философия (Авиценна, Аверроэс). Мистика (Бонавентура, Майстер Экхарт).

Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, теодицея, разум и воля, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное. Проблема доказательства бытия Бога. Понятие высшего Блага как основы средневековой этики. Спор о природе общих понятий – номинализм и реализм. Философия истории в Средние века.

Тема 5.Философия эпохи Возрождения

Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм – отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения. Процесс секуляризации духа. Проблемы человеческой индивидуальности (Эразм Роттердамский, Б.Телезио). Переход от неоплатонических познавательных программ (Николай Кузанский) к гуманистическим (Ф.Петрарка), утверждение натурфилософской ориентации в знании (Л. да Винчи, Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей). Формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса, человека, природы, религии и социума.

Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики (М.Лютер, Ж.Кальвин). Реформация и контрреформация. Принципы протестантской этики. Философские аспекты концепции “открытости” истории (Н.Маккиавелли); утопии как ранние формы ненаучного прогнозирования (Т.Мор, Т.Кампанелла).

Тема 6. Философия Нового времени (ХVII – ХVIII вв.)

Научная революция ХVII века и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Национальные школы в философии. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф.Бэкон) и рационализм (Р.Декарт). Связь гносеологии и онтологии: монизм, дуализм, плюрализм. Обоснование новой картины мира и ее динамика (И.Ньютон, Г.В.Лейбниц). Взаимовлияние и взаимообусловленность методов науки (естествознания) и философии в Новое время. Пантеистический монизм Б.Спинозы во взглядах на материю, природу, познание, человека, общество. Учение о субстанции Б. Спинозы и Г. Лейбница.

Философия эпохи Просвещения (Ж.О. де Ламетри, П.А. Гольбах, Д. Дидро, К.А. Гельвеций). Разработка модели нового исторического субъекта, формирование понятия “гражданское общество”, развитие взглядов о господстве человека над природой, обоснование идеи об отсутствии целей в естественнонаучном познании. Наука, прогресс, цивилизация в философии Нового времени.

Тема 10.Русская философия

Влияние языческих, античных, византийских традиций и русского менталитета на становление отечественной культуры философствования. Практически-нравственная и художественно-образная ориентация русской философии.

Формирование и основные периоды развития русской философской мысли. Религиозные и светские традиции в отечественной философии. Формирование самобытной русской философской проблематики /IХ – ХIII в.в./ (Иларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах). Становление национального самосознания и русского типа мудрствования /ХIV – ХVII в.в./ (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Юрий Крижанич, А.Курбский). Возникновение русской философии /ХVIII – I половина ХIХ в./ (М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев). Просветительская мысль в России и попытки философского осознания ее пути (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы). Русская религиозная философия и ее основные направления (К.Н.Леонтьев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков). Русский космизм (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). Учение о ноосфере. Марксистская философия в России (Г.П. Плеханов, В.И. Ленин).

Русская философия после 1917 года: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья.

Проблема Запада-Востока-России в науке и философии. Преемственность и самобытность. Проблема духовности. Диалог культур.

Влияние русской философии на социально-политическую жизнь России, на состояние российского общества. Философские традиции в русской литературе, искусстве и публицистике. Русская философия в контексте мировой философской мысли.

II. Философские проблемы

Тема 12.Учение о развитии

Идея развития и ее исторические изменения. Хаос и порядок; упорядоченности и гармоничность. Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию. История метафизического метода. Догматика и эклектика как разновидности метафизики. Исторические формы диалектики и ее современные разновидности. Взаимодействие диалектики и метафизики. Софистика, схоластика, формализм. Категории, принципы и законы развития. Самоорганизация. Устойчивость и изменчивость; прерывность и непрерывность. Цикличность, круговорот и поступательность в развитии. Изменение, движение, развитие. Прогресс, регресс, завершенность, конец.

Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм и закономерность. Формы детерминизма. Статистические и динамические закономерности. Упорядоченность бытия. Принцип системности. Дискуссия по поводу детерминизма в естествознании и обществознании.

Тема 17.Проблема сознания

Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Идеальное и материальное. Попытки определения сознания в истории философии. Генезис сознания с позиции естествознания, психологии, теологии, космологии. Мозг, психика, интеллект, сознание. Сознание, подсознательное, бессознательное. Сознание как интегральный способ выражения отношения человека к миру, самому себе и другим людям. Сознание как деятельность и как совокупность знаний. Структура сознания. Интуиция и воображение. Мышление, память, воля, эмоции. Язык и мышление. Знак и значение, информация и сигнал. Проблема “искусственного интеллекта”. Сознание и понимание. Концепции интерсубъективной, диалогической и игровой природы сознания. Взаимосвязь психического, интеллектуального, духовного и культурного в сознании. Активность сознания и особенность ее проявления. Самосознание и личность. Структура самосознания (убеждения, самооценка, самоконтроль). Духовная жизнь общества. Общественное и массовое сознание.

Тема 19.Научное познание

Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Аспекты бытия науки: генерация нового знания, социальный институт, особая сфера культуры. Наука классическая и неклассическая. Идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры. Системность как фундаментальный принцип научного познания. Парадигма (Т.Кун), исследовательская программа (И.Лакатос), картина мира, научная революция.

Этапы и уровни научного познания. Представления о методах научного познания и их классификации. Значение эвристических методов исследования. Формы научного познания. Научный факт, законы, проблема, идея, гипотеза, теория. Научное предвидение.

Специфика социального познания. Модели исторического объяснения (К.Гемпель, Г.Нагель, У.Дрейк). Социальное прогнозирование; его типы (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки).

Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

 

Тема 20.Философия религии

Религия как особый тип духовно-практической деятельности. Религиозная вера как альтернативная разуму гносеологическая позиция и метод. Основные структурные компоненты религии: вероучение (догматика), культ (система ритуальных действий), комплекс религиозных переживаний. Язык религии, религиозный ритуал, религиозная стилистика. Религиозные институты. Сокральное и профанное. Религиозные запреты (табу). Жертвоприношение, покаяние, молитва.

Исторические формы религии. Прамонотеизм, политеизм, монотеизм. Анимизм, тотемизм. Монотеистические религии. Иудаизм. Христианство. Ислам. Буддизм.

Религиозный фундаментализм и религиозный модернизм. Проблема толерантности.

 

Планы семинарских занятий

 

СЕМИНАР – 1: Философия и мировоззрение.

 

1. Мировоззренческая картина мира. Исторические типы мировоззрения.

2. Возникновение философии. Миф как способ отношения человека к миру.

3. Философия, ее предмет и метод, структура, функции в культуре.

4. Основной вопрос философии.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие факторы являются системообразующими для определенного исторического типа мировоззрения?

2. Определите роль и функцию философии в мировоззрении.

3. Как влияют и влияют ли вообще общественные идеалы на убеждения человека?

4. Каковы специфические характеристики мифологического отношения к миру?

5. Возможно ли единственное определение философии?

6. Является ли основной вопрос философии определяющим для любой философской системы?

 

Литература

 

1. Библер В.С. Что есть философия? Очередное возвращение к исходному вопросу // Вопросы философии – 1995, - № 1, 159-183.

2. Вундт В. Введение в философию. – М., 1998, - с. 17-43.

3. Гадамер Г. Миф и разум // Гадамер Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991.

4. Мир философии. В 2-х томах. Т. 1. – М., 1991, - с. 10-13, 24-34, 54-55, 76-82, 92-97.

5. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991, - с. 51-191.

6. Философия. Учебник для вузов. Под ред. В.П. Кохановского - Ростов н/ Дону, 2000, - с. 5-26.

7. Основы философии в вопросах и ответах - Ростов н/ Дону, 1999, - с. 19-42.

8. Философский энциклопедический словарь. – М., 2001, ст. «Философия», «Мировоззрение».

9. Краткий тематический словарь. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – с. 125-151.

10. Зотов А.Ф. Феномен философии: О чем говорит плюрализм философских учений // Вопросы философии – 1991. - № 12, - с. 14-21.

11. Тросян В.Г. Ценность философии // Вопросы философии – 1993.- № 9.

12. Философия. Учебник для вузов. Под ред.А.Ф. Зотова, В.В Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический проект, 2005.- с. 5- 26.

 

СЕМИНАР – 2: Античная философия.

1. От мифа к Логосу: социокультурные предпосылки и теоретическое обоснование нового мировоззрения.

2. Древнегреческая натурфилософия:

а) Проблема первоначала (Милетская школа)

б) Идея бытия (Элейская школа)

в) Учение об атомах

3. Античная философия классического периода:

а) Философия Сократа (антропологический поворот)

б) Философия Платона: учение об идеях, познании, душе и государстве

в) Философия Аристотеля: «Метафизика» (предмет, метод и задача философии); учение о материи и форме, «Никомахова этика»; «Политика» (социально-политические взгляды)

4. Эллинистическая и римская философия: кинизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.

 

Контрольные вопросы

 

1. Каковы отличительные характеристики греческого мировоззрения представленного в первых философских учениях? Какие категории античной философии являются главными ценностными ориентирами в мировоззрении древнегреческого общества?

2. Каковы принципиальные различия между мифологическим и философским способами мышления?

3. Какая проблема является общей для философских учений досократиков?

4. Можно ли считать Парминида «первым подлинным философом» на основании, что он требовал «не прорицать, а доказывать»?

5. Какова роль риторики и софистики в становлении философии в целом и политики в частности?

6. Почему Сократ является актуальной вечной проблемой в философии, а его жизнь и ученье становятся предметом неоднозначных оценок?

7. Определите общность и различие в философии Платона и Аристотеля.

8. «Каждый человек от рождения стремиться к знанию». Почему Аристотель начинает свой трактат «Метафизика» с этого тезиса?

9. В чем заключается принципиальное отличие социально-политического учения Аристотеля от теории государства Платона?

10. Какими причинами обусловлен кризис классического периода греческой философии?

11. Какие ценности становятся определяющими для эллинистического философа?

12. Каковы принципиальные различения эпикурейской и стоической философии?

13. Определите характерные особенности и роль философии неоплатонизма.

14. Можно ли в современных условиях следовать нравственным принципам стоиков (эпикурейцев)?

 

Основная литература

1. Антология мировой философии. В 4-х тт. – М., 1968-1972. Т. 1. Ч.1.

2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1998.

3. Аристотель. Соч. В 4-х тт. – М., 1976-1984. Т.1., Т.4.

4. Платон. Соч. В. 3-х тт. - М., 1968-1972.

5. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. - СПб., 1994.

6. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Под ред. В.П. Кохановского - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – с. 57-92.

7. Лосев А.Ф. История античной философии в кратком изложении. - М., «Мысль», 1989. – с. 5-159.

8. Асмус В.Ф. Античная философия. Уч. пособие. – М., «Высшая школа», 1976.

9. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Уч. пособие. – М., «Высшая школа», 1981. - с. 122-364.

10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Уч. пособие. – М., «Высшая школа», 1991. - с. 7-348.

11. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2003. – с.22-79.

12. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – М., «Центр», 2001. – с. 31-56.

13. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х тт. Т.1. - Спб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994.

14. История философии: Запад – Россия – Восток. В 2-х книгах/ под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1996. Кн. 1. Ч. 1. Раздел 2-3.

 

Дополнительная литература

1. Васильева Т.В. Платоновский вопрос сегодня и завтра // Вопросы философии. – М., 1993. - № 9.

2. Столяров А..А.. Стоя и стоицизм. – М., 1995.

3. Гайденко П. История греческой философии в ее связи с наукой: Уч. пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, СПб.: Университетская книга, 2000.

4. Киссиди Ф.Х. Сократ. - Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – Гл. 3-5.

5. Гомперц Т. Греческие мыслители. В 2-х тт. – СПб., 1999.

6. Соловьев В.С. Лекции по истории философии // Вопросы философии. – М., 1989. - № 6.

7. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

8. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. – М., 1997.

9. Лукреций Кар. О природе вещей. – М., 1953.

10.Нахов И.М. Философия киников. – М., «Наука», 1989. – с. 30-219.

 

СЕМИНАР – 3: Философия Средних веков и эпохи Возрождения.

1. Основные характеристики средневековой Западной философии.

2. Философия Августина: идея о предопределении; соотношение веры и знания; Теодицея; учение о граде Земном и о граде Небесном.

3. Схоластическая философия Фомы Аквинского: знание и вера; проблема универсалий; доказательства бытия Бога; спор номиналистов и реалистов;

4. Философия эпохи Возрождения:

а) философия и новое естествознание (Дж. Бруно, Н. Коперник, Г. Галилей)

б) гуманизм и антропоцентризм (Н. Кузанский, Э. Роттердамский).

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие ценности античного мировоззрения становятся предметом
критики в христианской религии и теологии? Почему?

2. Какой принцип становится системообразующим для христианского
мировоззрения?

3. Какими христианскими догматами задаются границы философской
рефлексии?

4. Постановкой каких проблем и задач определяется периодизация средневековой философии? Какое значение они имеют для определения
статуса философии? Назовите наиболее характерные для каждого
периода философские учения.

5. Какая главная проблема объединяет многообразие философских уче­ний в средние века в мировоззренческую целостность?

6. Определите социокультурный смысл понятий «гуманизм» и «возрож­дение».

7. Какой принцип становится определяющим для формирования воз­рожденческой картины мира? Как философия Возрождения отно­сится к античной философии и схоластике?

8. В каких категориях выражается самосознание человека эпохи Воз­рождения?

9. Какие новые ценности утверждаются и обосновываются в философских учениях гуманистов?

ЛИТЕРАТУРА

1. Августин Аврелий. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. — М., 1992.

2. Августин. О граде Божьем. — М., 1995.

3. Антология мировой философии. В 4-х тт. – М., 1968-1972. Т. 1. Ч.2.

4. Памятники средневековой латинской литературы, — М., 1972.

5. Фома Аквинский. Сумма теологии 1—П. Вопрос 18. О благе и зле применитель­но К человеческим действиям вообще // Вопр. философии. — М., 1997. — № 9.

6. Эразм Роттердамский. Философские произведения. — М., 1986.

7. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Под ред. В.П. Кохановского - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – с. 93-135.

8. Лосев А.Ф.Эстетика Возрождения. — М., 1980.

9. Дж. Бруно. О причинах, начале и едином. М., 1990.

 

Дополнительная литература

 

1.Бандуровский К.В. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского Вопросы философии. - М., 1997. — № 9.

2. Боргош Ю. Фома Аквинский — М., 1975.

3. Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы филосо­фии. – М., 1994. — № 1.

4. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. — М., 1990.

5. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. — М, 1979.

6. Мудрагей И.С. Средневековье и научная мысль // Вопросы философии. — М., 1989.-№ 12.

7. Соколов В.В. Средневековая философия. — М., 1979.

8. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения Х1У-ХУ веков. -М., 1977.

9. Буркхарт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. — М., 1996.

10. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. — М., 1980.

11. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. — М., 1991.

12. Соколов В. В. Европейская философия ХУ-ХУП веков. — М-, 1984.

13.Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2003. – с.80-107.

14. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – М., «Центр», 2001. – с. 57-81.

15. История философии: Запад – Россия – Восток. В 2-х книгах/ под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1996. Кн. 1-2.

 

16. Рассел Б. История западной философии. В 2-х тт. — Новосибирск, 1992. — Т.1.

17. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х тт. Т.2, 3. - Спб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994.

 

СЕМИНАР – 4: Философия Нового Времени.

1. Эмпиризм Ф. Бэкона:

- учение о трех путях познания. Опыты плодоносные и святоносные. Принципы индукции;

- учение об идолах.

2. Рационализм Р. Декарта:

- учение о Боге, субстанции и человеке;

- учение о «радикальном сомнении» и проблема истинного знания. Понятие «врожденных идей».

3. Философия Т. Гоббса:

- механистический материализм, полемика с Декартом по вопросу о соотношении материи и духа, классификация науки;

- социальная философия.

4. Пантеизм Б. Спинозы:

- учение о субстанции.

5. Философия Ж.-Ж. Руссо (влияние наук и искусств на нравственность; природа человека и общественный договор; материя и возможность ее познания).

Контрольные вопросы

1. Какой статус приобретает философия в Новое время?

2. В каких категориях с наибольшей полнотой выражено мировоззре­ние Нового времени? Почему именно в этих?

3. Какие проблемы определяют характер дискуссий в философии но­вого времени?

4. Каково назначение человека в философских учениях XVII века?

5. Провоцируют ли достижения науки укрепление и распространение сциентистских ценностных ориентации?

6. В какой философской концепции, на ваш взгляд, наиболее адекват­но выражено мировоззрение XVII века?

7. Почему Руссо считал, что развитие наук и искусства не способствовало укреплению нравственности?

8. Определите специфику просветительского атеизма?

ЛИТЕРАТУРА

1. Бэкон Ф. Великое восстановление наук. Предисловие. // Бэкон Ф. Соч. в 2-х тт. Т. 1. М., 1977, с. 60-80.

2. Бэкон Ф. Новый Органон. // Там же, Т.2.М., 1978, с. 12-32.

3. Антология мировой философии. В 4-х тт. – М., 1968-1972. Т. 2. с.193-218, с. 232-237, 272-292, 309-332, 342-347, 347-349, 350-379.

4. Соколов В. В. Европейская философия ХУ-ХУП веков. — М., 1984. с.201-228, 239-251, 252-276, 277-289, 329-350.

5. Декарт Р. Рассуждение о методе. Ч.1, 2, 4, 5. // Декарт Р. Соч. В 2-х тт. М., 1989.

6. Декарт Р. Начала философии. Ч. 1-3. // Декарт Р. Соч. В 2-х тт. М., 1989.

7. Гоббс Т. Возражения на «размышления» Декарта и ответы последнего.// Избранные произведения. Т.1. М., 1964. с. 413-435.

8. Гоббс Т. Левиафан. Гл. 13, 14, 15, 17.// Избранные произведения. Т.2. М., 1964.

9. Спиноза Б. Этика.// Спиноза Б. Избран. Произ. В 2-х тт. Т.1. М., 1957. с. 361-376, 384-401.

10. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.

Дополнительная литература

 

1. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2003. – с.108-116, 117-119, 128-129.

  1. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – М., «Центр», 2001. – с.82-91.
  2. История философии: Запад – Россия – Восток. В 2-х книгах/ под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1996. Кн. 2. с. 100-109, 111-124, 141-153, 154-163.
  3. Рассел Б. История западной философии. В 2-х тт. — Новосибирск, 1992. — Т.1.
  4. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х тт. Т.2, 3. - Спб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994.с. 167-182, 183-208, 301-320, 537-559.
  5. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Под ред. В.П. Кохановского - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – с. 136-155, 171-174.

СЕМИНАР – 5: Немецкая классическая философия.

1. Философия И. Канта:

а) «Критика чистого разума»: как возможны наука и метафизика?

б) «Критика практического разума»: категорический императив и задачи человека

в) Социально-политические взгляды И. Канта

2. Философия Г.В.Ф. Гегеля:

а) Предмет, метод и назначение философии

б) «Наука логики», принципы диалектики

в) «Философия истории», история как всемирно-исторический процесс, проблема исторического субъекта, свобода и необходимость

Контрольные вопросы

 

1. Какая проблема является центральной для немецкой классической философии? Почему?

2. Удалось ли Канту преодолеть недостатки объективного и субъективного идеализма в собственной теории?

3. Возможна ли, с точки зрения Канта метафизика как наука?

4. Возможна ли свобода воли в рамках нравственного закона?

5. Какие принципы и противоречия определяют специфику гегелевской философской системы?

6. Как соотносится свобода и историческая необходимость в философии Гегеля? Кто является историческим субъектом?

7. Какова роль и функции религии в философии Гегеля?

8. Какова роль немецкой классической философии в развитии философии?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Кант И. Критика чистого разума.

2. Кант И. Критика практического разума.

3. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч. в 6-ти тт. - М., 1968. – Т.4 Ч.1.

4. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизики, могущей появиться как наука // Кант И. Соч. в 6-ти тт. - М., 1968. – Т.4 Ч.1.

5. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Гегель Г.В.Ф. Соч. в 14-ти тт. - М., 1929-1956. – Т.4.

6. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. Спб., 1993.

7. Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М., 1990.

8. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. - М., 1976.

 

Дополнительная литература

 

1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1972.

2. Гулыга А.Ф. Гегель. – М., 1995.

3. Гулыга А.Ф. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

4. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М., 2003.

5. Нарский И.С. Западноевропейская философия 19 века. – М., 1980.

6. Ойзерман Т.И. Этикатеология Канта и ее современное значение // Вопросы философии. – М., 1997. - № 3.

7. Петякшева Н.И. Этика долга Иммануила Канта // Дидакт. - М., 1996. - № 4.

7. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Под ред. В.П. Кохановского - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – с. 175-182, 192-205.

8. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х тт. Т. 3. - Спб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994.с. 627-667.

9. История философии: Запад – Россия – Восток. В 2-х книгах/ под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1996. Гл. 4, 8.

 

СЕМИНАР – 6: Современная западная философия.

1. «Философия жизни»:

а) Философия Ф. Ницше (нигилизм; переоценка ценностей; «воля к власти»; идея о сверхчеловеке; этика «любви к дальнему»);

б) Философия культуры О. Шпенглера (судьба культуры; «душа» как прафеномен культуры; типы культур);

2. Психоанализ:

а) Философия З. Фрейда (идея бессознательного и его роль в культуре; психоаналитический метод; структура психики; учение об Эросе и Танатосе);

3. Экзистенциализм:

а) «Фундаментальная онтология» М. Хайдеггера и особенности ее построения;

б) «Экзистенциальный проект» Ж.-П. Сартра. Экзистенциализм и гуманизм.

Контрольные вопросы

1. Какая проблема является центральной, объединяющей многообразие философских позиций в современной философии?

2. В каких философских категориях выражено ощущение кризиса евро­пейской культуры?

3. Какими особенностями современной эпохи определяется интерес современной философии к антропологической проблематике?

4. Каковы социокультурные предпосылки возникновения экзистенциализма?

5. Почему в XX веке человек становится проблемой для себя самого?

6. Почему «время» становится смыслообразующим принципом «новой
онтологии»?

7. Можно ли рассматривать философию XX века как ответ на антропо­логический вызов истории?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ницше Ф. Соч. В 2-х томах. - М, 1990.

2. Шпенглер О. Закат Европы. — М., 1993.

3. Сартр Ж.-П. Стена. - М., 1992

4. Сумерки богов. — М, 1989

5. Философия техники в ФРГ. — М., 1989.

6. Хапдеггер М. Время и бытие. — М., 1993.

7. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. — М., 1990.

8. ХайдеггерМ. Бытие и время. — М., 1995.

9. Ясперс К. Ницше и христианство. — М., 1994.

10. Фрейд 3. Введение в психоанализ. — М., 1989.

11. Фрейд 3. Я и Оно. - М., 1998.

12. Фрейд 3. Психоанализ и русская мысль. — М., 1994.

13. Проблема человека в западной философии. — М,, 1988.

 

 

Дополнительная литература

1. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. — М., 1990.

2. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопр. философии. — М., 1990. — № 4.

3. Оствальд Шпенглер и «Закат Европы». — М., 1922.

4. Тавризян Т.М. О. Шпенглер и Й. Хейзинга: Две концепции кризиса культуры. – М., 1989.

5. Бытие и время» Мартина Хайдеггера в философии XX века. Материалы - обсуждения // Вопр. философии. — М., 1997. — № 1.

6. Киссель М.А. Дороги свободы Ж.-П. Сартра // Вопр. философии. — М., 1994.

7. Хюни Г. Историчность мира как предел анализа временности в «Бытии и времени» М. Хайдеггера// Вопр. философии. — М., 1998. — № 1.

8. Попова М.А. Фрейдизм и религия. — М., 1985.

9. Додельцев Р.Ф. Концепция культуры З. Фрейда. — М., 1985.

10. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2003. – с.136-167, 181-184, 189-193.

11. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Под ред. В.П. Кохановского - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – с. 224-232, 303-309, 324-330, 336-343, 360-364.

 

СЕМИНАР – 7: Русская философия.

 

1. Основные этапы развития русской философии.

2. Русская идея как организующий принцип русского самосознания.

3. Россия – Запад как проблема философии: А.С. Хомяков и П.Я. Чаадаев – два решения.

4. В.С. Соловьев: метафизика всеединства.

5. Русский космизм: основные представители («космическая этика» К.Э. Циолковского, «ноосфера» В.И Вернадского)

 

Контрольные вопросы

 

1. Является ли русская философия специфическим «самобытным» типом философствования?

2. Как осознавалась судьба России в русской философии?

3. Какие ценностные мировоззренческие принципы противопоставляются в русской философии западно-европейскому индивидуализму?

4. Какими историческими причинами обусловлено противостояние западничества и славянофильства?

5. Какие идея русского космизма наиболее значимы для выживания современной цивилизации?

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Акулинин В.Н. Философия всеединства. От Соловьева К Флоренскому. – Новосибирск, 1990.

2. Бердяев Н. Русская идея. – М., 1990.

3. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988.

4. Зиньковский В.В. История русской философии. В 4-х тт. – Л., 1991.

5. Барабанов Е.В. Русская идея и кризис идентичности // Вопр. философии. -М., 1991. - № 8.

6. Валицкий А. По поводу «русской идеи» в русской философии // Вопр. философии. - М., 1994. - № 1.

7. Галактионов А.А. Никандров П.Ф. Русская философия 9-19 вв. – Л., 1989.

8. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль 10-18 вв. – М., 1990.

9. Русская идея. – М., 1992.

10. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М., 1995.

11. Русский космизм. – М., 1997.

12. Моисеев Н.Н. Вернадский и современность // Вопр. философии. -М., 1994. - № 4.

СЕМИНАР – 2: Человек.

1. Антропологический вопрос в философии: становление и развитие («homo sapiens», «homo naturalis» (Ч. Дарвин, Ламарк), «сверхчеловек», «homo faber»(К. Маркс), «homo ludens» (Хейзинга).

2. Смысл жизни и принципы ценностной ориентации человека в мире: индивидуализм, коллективизм, соборность.

3. Происхождение человека. Предпосылки и основные факторы антропогенеза.

4. Личность в контексте современной культуры (доклад: 10 минут)

Контрольные вопросы

1. Почему человек проблема для самого себя? Какое значение имеет проблема самоопределения человека?

2. Какие личностные качества формируются в сфере деятельности (общения)?

3. Является личность сверхценностью культуры?

4. Возможна ли целостная личность в условиях массовой культуры?

5. Как соотносится биологические и социальные детерминанты в человеке?

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1982. № 2.

2. Айер А. Человек как предмет научного исследования // Философские науки. – М., 1991. № 1.

3. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1994.

4. Бердяев Н. О назначении человека. – М., 1993.

5. Гуревич П.С. Философская антропология. Учеб. пособие. М., 1997

6. Введение в философию. Учебник. – М., 1990. Ч. 2. Гл. 8.

7. Гвишиани Г.В. О «сверхсильном» антропном принципе // Вопросы философии. 2000. №2.

8. Коган Л.А. Жизнь как бессмертие // Вопросы философии. 1994. N12.

9. Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.

10.

11. Мир философии. Книга для чтения. М., 1991. Ч.2.

12. Проблема человека в философии. – М., 1998.

13. Рьюиз М. Социобиология – ключ к вечным проблемам // Человек. 1990. № 6.

14. Франкл С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1993. N6.

15. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. – М., 1992.

 

 

Статьи: «Антропология», «антропосоциогенез», «человек» // Философской энциклопедии или философском словаре.

 

СЕМИНАР – 3: Сознание.

1. Сознание как предмет философского исследования.

2. Структура, функции, формы сознания.

3. Сознание и мозг. Мышление и язык.

4. Сознание и самосознание. Проблема бессознательного.

 

Контрольные вопросы

1. Почему проблема сознания является предметом не только специально-научных, но и философских дискуссий?

2. Существуют ли принципиальное различие в психике человека и животных? Думают ли животные?

  1. Влияет ли язык на ценностно-мировоззренческую ориентацию человека?
  2. Какова роль бессознательного в процессе становления личности?
  3. Возможен ли адекватный перевод с одного языка на другой?

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аристотель. О душе. Соч. В 4-х тт. - М., 1976. Т 1.

2. Мир философии. - М., 1991. Ч.1 – с. 452-456, 464-475.

3. Юнг К. Проблема души современного человека // Юнг К. Архетип и символ. – М., 1991. с. 203-222

4. Юнг К. Подход к бессознательному // Юнг К. Архетип и символ. – М., 1991. с. 23-94.

5. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. – М., 1993. с. 145-164.

16. Мамардашвили М.К Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. №10.

6. Статьи: Лакофф Дж., Матурана У., Ортони Э., Клоур Дж., Колинз А. // Язык и интеллект. – М., 1995.

7. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. - М., 1974. с. 380-403, 459-485.

8. Мозг и сознание. - М., 1990.

9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981. - Р.2.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1981. с. 23-33, 133-158.

17. Ломов В.Ф. Сознание, мозг и внешний мир // Вопросы философии. 1979. №3.

11. Фуко М. Слова и вещи. СПб, 1994. с. 11-153.

12. Хайдеггер М. Что значит мыслить? // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. – М., 1991. с. 134-145.

13. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 1972. с. 78-128.

14. Демин М.В. Анализ структуры сознания. – М., 1980. Гл.3.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 1038; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.269 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь