Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)



· Аксиология как учение о ценностях. Эволюция ценностей (философский аспект). Критерии оценки прошлого и будущего. Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма.

· Мораль и нравственность: общее и особенное. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики. Морально ценное и моральная ценность. Иерархия нравственных ценностей. Ценностная характеристика добра и зла. Модификации эстетических ценностей.

· Этические и эстетические ценности. Эстетическое и художественное. Историческая эволюция эстетического идеала. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности.

 

Литература:

 

1. Апресян Р.Г. Идея морали. -М., 1993.

2. Зинченко В.П. Размышления о душе и её воспитании (Час души). // Вопросы философии 2002. -№2.

3. Дубровский Д.И. Проблема духа и тела: возможности решения. // Вопросы философии 2002. -№10.

4. Аббанъяно Н. Антропологическая проблема морали // Философские науки. - М. 1991.- № 11.

5. Апресян Р.Г. Идея морали. - М., 1995.

6. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала XX веков // Вопр. философии. - М., 1991. - № 8.

7. Гжегорчик А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия // Вопр. философии. - М, 1992. - № 3.

8. Лосский И.О. Проблема ценности в философии. - М., 1966.

9. Рорти Р. «Царь Соломон и простолюдин»: Проблема согласования конфликтных моральных интуиции // Вопр. философии. - М., 1994. - № 6.

10. Соловьев В. С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Соч. В 2-хтт. - М„ 1990. - Т. 1.

11. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992.

12. Шрейдер ЮА. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания. // Вопр. философии. - М., 1990. - № 7.

13. Гусейнов А.А. Этика ненасилия // Вопр. философии. - М., 1992. - № 3.

14. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М., 1998.

15. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. - М., 1989.

16. Каган М.С. Философская теория ценности. – СПб., 1997.

17. Кириленко ГГ. Жизненный путь и судьба//Знание. Сер. Философии и жизнь. -М., 1992.- № 4.

18. Кравченко И.И. Политика и мораль // Вопр. философии. - М., 1995. - № 3.

19. Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопр. философии. - М.. 1994. - № 6.

20. Логунова Л.Б. Политика и мораль // Дидакт. - М., 1995. - № 8-9.

21. Шохин В.К. Классическая философия ценности: предыстория, проблемы, результаты // Альфа и Омега. 1998. № 18 (3).

 

Первоисточники:

1. Бердяев Н.А. О назначении русского человека. -М., 1993.

2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. -М., 1989.

3. Библия. -М., 1999

4. Соловьёв В. Оправдание добра. Нравственная философия. Соч. в 2-х томах, -т.1. -М., 1988.

5. Франк С. Смысл жизни. //Вопросы философии. 1990. -№6.

6. Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопр. философии. - М, 1988. - N 4.

7. Бубер М. Образы добра и зла // Бубер М. Два образа веры. — М., 1995.

8. Ницше Ф. Генеалогии морали // Ницше Ф. Соч. В 2-х тт. - М., 1990. - Т. 2.

9. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1990.

10. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. - М., 1993.

11. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. - М., 1992.

12. Риккерт Г.Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.

 

Рекомендации по изучению темы:

 

Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности. Человек, его жизнь являются наивысшаей ценностью. Понятие ценности человека - универсальное и его нельзя сводить к «полезности» человека для общества

Необходимо уяснить, что сущность проблемы ценности и оценки мира вещей состоит в том, чтобы уяснить пределы этого мира и его влияние на развитие человека.

Вещественный мир стал «второй природой» человека и неслучайно ценностное отношение к нему является достаточно точным критерием ценности самого человека. Вопрос о соотношении ценности человека, его жизни, здоровья и его имущества всегда был центральным для любой мировоззренческой системы. Вещи сами по себе в ценностном отношении нейтральны, хотя человечество в течение тысячелетий мечтало перековать «мечи на орала». Ценностное отношение возникает только в том или ином социальном контексте.

Духовные ценности - это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Природа духовных ценностей исследуется в теории ценностей (аксиологии), которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни. Речь идет прежде всего о моральных и эстетических ценностях. Они по Праву считаются высшими, ибо во многом определяют поведение человека в других система; ценностей.

Что касается моральных ценностей, то здесь основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни. Особое место занимают эстетические ценности. Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего утилитарного интереса человек переживает глубокое духовное наслаждение от созерцания гармонии и совершенства. Выделяют объективное содержание эстетической ценности и ее субъективную сторону, зависящую от сложившихся идеалов красоты, вкусов, художественных стилей и т. п. Эстетические ценности могут выступать в виде природных объектов (например, пейзаж), самого человека, а также духовных и материальных объектов, созданных человеком в виде произведений искусства.

 

Темы рефератов, докладов.

 

1. Общечеловеческие ценности: иллюзия или реальность.

2. Как проявляется ценностная ориентация религиозной личности?

3. Свобода и ответственность.

4. Правда и правдоподобие в искусстве.

5. Почему происходит смена ценностей в истории человечества?

6. Этика свободы Н. Бердяева.

7. Представления о совершенном человеке в различных культурах.

8. Природа морали: добродетели и нормы как основные способы её проявления.

9. Великие моралисты: Конфуций, Будда, Моисей, Христос и др.

10. Нравственность и её социальная основа.

11. Соотношение ценности и цены.

 

Вопросы для самоконтроля.

 

1. Какие потребности и интересы человека отражаются в его ценностных представлениях?

2..«Моральный закон в нас» по И. Канту.

3. Почему возрастает роль морального фактора в общественной жизни?

4. Каково содержание «золотого правила нравственности»?

5. Являются ли моральные ценности универсальной мерой всех поступков человека?

6. Является ли нравственным принуждение к выполнению моральных норм?

7. Возможно ли применение нравственных оценок в сфере современной политики?

8. Допустима ли нравственная оценка научных открытий? Имеет ли право ученый на любые исследования, даже если они приведут к непредсказуемым для человечества результатам?

9. Возможно ли существование объективно-истинного обоснования морали или в каждом конкретном случае моральный выбор определяется конкретными интересами действующего субъекта?

10. Определите основные положения теории ценности, разработанной неокантианцами (Г. Риккерт).

11. Можно ли победить зло ненасильственными мерами или только силой?

12. Как вы относитесь к требованиям отмены смертной казни за особо тяжкие преступления?

 

Найдите в справочной литературе нижеприведенные термины и запишите их в философский словарь: аксиология, ценность, оценка, идеалы, мораль, этика, эстетика, эстетический идеал, добро, красота.

 

 

Проблема сознания

· Проблема сознания в истории философии. Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Понятие сознания. Сознание и мозг. Сознание как отражение.

· Общественная природа и активность сознания. Сознание как интегральный способ выражения отношения человека к миру, самому себе и другим людям. Сознание как деятельность и как совокупность знаний. Язык и мышление.

· Сознание, подсознательное, бессознательное. Сознание и понимание. Самосознание и личность. Структура самосознания (убеждения, самооценка, самоконтроль). Духовная жизнь общества. Общественное и массовое сознание.

 

Литература:

 

23. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. – М., 1993. с. 145-164.

35. Мамардашвили М.К Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. №10.

24. Статьи: Лакофф Дж., Матурана У., Ортони Э., Клоур Дж., Колинз А. // Язык и интеллект. – М., 1995.

25. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. - М., 1974. с. 380-403, 459-485.

26. Мозг и сознание. - М., 1990.

27. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981. - Р.2.

28. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1981. с. 23-33, 133-158.

36. Ломов В.Ф. Сознание, мозг и внешний мир // Вопросы философии. 1979. №3.

29. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 1972. с. 78-128.

30. Демин М.В. Анализ структуры сознания. – М., 1980. Гл.3.

31. Черносвитов Е.Ф. Об основных функциях сознания // Философские науки. 1983. - № 6.

32. Грушин Б.А. Структура и состав общественного сознания // Социологические исследования. 1983. № 4.

33. Козлова Н.Н. К анализу обыденного сознания // Философские науки. 1984.- №4.

34. Иванов Н.В. Сознание и мышление. М., 1994.

35. Петров М.К. Язык, знак, культура. – М., 1991.

36. Оезер Э. Мозг, язык и мир // Вопросы философии. 1998. №5.

 

Первоисточники:

1. Аристотель. О душе. Соч. В 4-х тт. - М., 1976. Т 1.

2. Мир философии. - М., 1991. Ч.1 – с. 452-456, 464-475.

3. Юнг К. Проблема души современного человека // Юнг К. Архетип и символ. – М., 1991. с. 203-222

4. Юнг К. Подход к бессознательному // Юнг К. Архетип и символ. – М., 1991. с. 23-94.

5. Фуко М. Слова и вещи. СПб, 1994. с. 11-153.

6. Хайдеггер М. Что значит мыслить? // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. – М., 1991. с. 134-145.

7. Бердяев Н. Самопознание. - М., 1990. Гл. 22.

8. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе // Избранное. – М., 1990. с. 53-81.

 

Рекомендации по изучению темы:

 

Серьезное внимание должно быть уделено одной из наиболее сложных проблем - проблеме сознания, в формировании которого решающая роль принадлежит трудовой деятельности, языку и общению.

Вся материя обладает свойством, родственным сознанию, свойством отражения. Отражение - предыстория сознания, его почва, основа, исток.

Сознание человека носит общественный характер, возможно, только в обществе и на его основе. Исторически сознание детерминировано трудом, материально-практической деятельностью человека. Вне общества человек не может сформировать свою человеческую сущность, свое сознание. Сознание неотделимо от абстрактного мышления и языка. Ни того, ни другого у животных нет. Как известно, физиологической основой абстрактного мышления является вторая сигнальная система, для которой слово является сигналом сигналов

Сознание - это всегда и самосознание, т. е. целостное оценка человеком себя, своих физических и умственных возможностей, своего места в жизни. Самоопределяется человек через внешнюю среду, прежде всего через отношение к другим людям

Сознание представляет собой единство знания и его переживания. Знание - основной способ существования сознания. Человек " переживает" свое знание в разных и многих формах, среди которых прежде всего нужно назвать эмоции, чувства и волю. Сознание - ядро, сердцевина психики человека. Кроме сознания, в человеческой психике выделяется также бессознательное. Бессознательное - совокупность безотчетных психических состояний, явлений и действий, лежащих вне сферы актуальной (непосредственно данной) познавательной активности, но оказывающих огромное влияние на весь внутренний мир человека, его поведение. Сознание по отношению к объективной реальности выступает как ее идеальный образ.

 

Темы рефератов, докладов.

 

1. Делает ли разум человека человеком?

2. А.А.Ибн-Сина о природе сознания.

3. Существует ли язык животных?

4. Искусственный интеллект: надежды и возможности реализации.

5. Сознание и бессознательное.

 

Вопросы для самоконтроля.

 

6. Почему проблема сознания является предметом не только специально-научных, но и философских дискуссий?

7. Существуют ли принципиальное различие в психике человека и животных? Думают ли животные?

8. Влияет ли язык на ценностно-мировоззренческую ориентацию человека?

9. Какова роль бессознательного в процессе становления личности?

10. Возможен ли адекватный перевод с одного языка на другой?

 

 

Найдите в справочной литературе нижеприведенные термины и запишите их в философский словарь: сознание, самосознание, бессознательное, язык, мышление.

 

Познание (гносеология)

· Многообразие форм духовно-практического освоения мира: язык, труд, игра, познание, мораль, искусство, религия, философия. Познание как предмет философского анализа. Сознание и познание. Агностицизм. Знание и вера.

· Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Понимание и объяснение. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы.

· Проблема истины в философии и науке. Исторические разновидности понимания истины. Абсолютное и относительное в истине. Истина и заблуждение. Критерии истины.

· Вненаучные формы познания: обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное.

 

Литература:

 

1. Гейзенберг В. «Понимание» в современной физике //Физика и философия. – М., 1990.

2. Геранзон Бу. Практический интеллект// Вопр. философии. - М., 1998.- № 6.

3. Гусев С., Тульчинский Г. Проблема понимания в философии - М., 1985.

4. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. - М., 1990.

5. Касавин И.Г. Теория познания и плену анархии. - М., 1987.

6. Князева Е.Н., Курдюмов СП. Интуиция как самодостраивание // Вопр. философии. -М., 1994.-№ 2.

7. Лекторский 8.А. Субъект, объект, познание. - М., 1980.

8. Мамардашвили М.К. К пространственно-временной феноменологии событий знания // Вопр. философии. - М, 1994. - № 1.

9. Меркулов ИМ. Когнитивная эволюция. — М., 1999.

10. Перельман X., Олбрехт-Тытека Л. Новая риторика: Трактат об аргументации // Язык и моделирование социальных взаимодействий. -М., 1987.

11. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология // Вопр философии - М 1993 - № 5.

12. Сепир Э. Язык и среда // Сепир Э. Избр. труды по языкознанию и культурологии. - М., 1993.

13. Теория метафоры. - М., 1990.

14. Яусс Х.Р, К проблеме диалогического понимания // Вопр. философии. - М., 1994.-№ 12.

15. Бак Д.П., Кузнецова Н.И., Филатов В.П. Границы интерпретации в гуманитарном и естественнонаучном знании // Вопр. философии. - М., 1998. - № 5.

16. Брудный А.А. Психологическая герменевтика: Учебное пособие. - М., 1998.

17. Загадка человеческого понимания. -М., 1991.

18. Знание за пределами науки. - М., 1990.

19. Ионин Л.Г, Понимание и экспертиза // Вопр. философии. - М., 1991. - № 10.

20. Крымский С.Б. Культурно-экзистенциальные измерения познавательного процесса // Вопр. философии. - М., 1998.- № 4.

21. Проблема объяснения и понимания в научном познании. - М., 1982.

22. Степин В.С. Деятельностная концепция знания (Дискуссия с Игорем Алексеевым)// Вопр. философии. -М., 1991. -№ 8.

23. Маритен Т. О человеческом знании. //Вопросы философии 1997. -№5.

24. Овчинников Н.Ф. Знание – болевой нерв философской мысли (К истории концепции знания от Платона до Поппера) //Вопросы философии 2001. -№1-2.

 

Первоисточники:

 

1. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

2. Белый А. Символизм как миропонимание. - М., 1994.

3. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. - М., 1988.

4. Гадамер Х.-Г. Язык и понимание // Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасно­го. – М., 1991.

5. Полани М. Личностное знание. - М., 1985.

6. Тулмин С. Человеческое понимание. - М., 1984.

7. Кастанеда К. Отдельная реальность. – М., 1991

8. Блаватская ЕМ. Теософский словарь.- М., 1994.

9. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. ПСС, т.18 гл.2, п.1, 6; гл.6, п. 6.

10. Уайтхед А. Способы мышления //Уайтхед А. Избр. работы по философии. - М., 1990.

11. Хюбнер К, Рефлексия и саморефлексия метафизики // Вопр. философии. - М., 1993. - № 3.

 

Рекомендации по изучению темы:

 

Изучая темы «Познание» важно разобраться в проблеме познаваемости мира, в содержании и характере взаимодействия субъекта и объекта познания, в особенностях и формах чувственной и рациональной стороны познавательной деятельности. Центральной гносеологической проблемой является проблема истины и ее критериев, по-разному трактуемая в разных философских теориях. Важно разобраться в этих теориях, уяснить, что истина включает в себя и объективное и субъективное, и относительное и абсолютное знание, что она не дана в готовом виде, а представляет собой процесс, движение от неполных и неглубоких знаний к знаниям более полным и глубоким. Необходимо подчеркнуть, что проблема истины имеет важное значение для юридической теории и практики.

 

Темы рефератов, докладов.

 

1. Соотношение рационального и иррационального, дискурсивного и

интуитивного в процессе познания.

2. Методы эмпирического познания.

3. Роль практики в научном познании.

4. Особенности средств и способов научно-технического познания.

5. Познание и творчество.

6. Специфика и методы научного познания.

7. Есть ли предел познаваемости мира?

8. В чем социальная опасность искажения истины?

9. Знание и вера: общее и особенное.

10. Познание и интуиция.

11. Почему не может быть один универсальный критерий истинности знания?

 

Вопросы для самоконтроля.

 

1. Что такое знание и познание?

2. Назовите основные виды познания.

3. Какие существуют вненаучные способы познания?

4. Что такое истина? Ее критерии.

5. В чем состоит сущность заблуждения и каковы ее основные формы?

6. Каковы предмет и метод гносеологии?

7. Каковы функции и роль гносеологии в мировоззрении?

8. Существует ли принципиальное различие теоретического и внетеоретического (научного и «ненаучного) знания?

9. Каковы возможности и границы рационального и эмпирического познания?

10. Каковы функции практики в познании?

11. Почему истина является предметом непрекращающихся дискуссий? Существуют ли решающие доказательства истинности знания?

12. Применим ли критерий истинности к внетеоретическим, вненаучным формам знания?

13. Каковы специфические характеристики понимания как гносеологического феномена? Существуют ли правила понимания?

14. Почему в наше время усиливается интерес к мистическим формам знания и мистической практике?

15. Можно ли логическими аргументами переубедить человека, заставить его изменить свою точку зрения?

 

 

Найдите в справочной литературе нижеприведенные термины и запишите их в философский словарь: агностицизм, объект и субъект познания, гносеология, эпистемология, истина, понимание, теория познания, заблуждение, вера, знание.

 

 

Научное познание

· Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Наука классическая и неклассическая. Идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры. Системность как фундаментальный принцип научного познания. Парадигма (Т.Кун), исследовательская программа (И.Лакатос).

· Этапы и уровни научного познания. Представления о методах научного познания и их классификации. Значение эвристических методов исследования. Формы научного познания. Научный факт, законы, проблема, идея, гипотеза, теория.

· Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

· Понятие метода. Методология как учение о методах. Классификация методов: частнонаучные, общенаучные и всеобщие.

 

Литература:

 

1. Глазунов В.А. Робототехника и постнеклассическая наука //Вопросы философии 2002. -№12

2. Князева Е.Н. Одиссея научного разума. – МИ., 1995.

3. Мамардашвили М.К. Классические и неклассические идеалы рациональности. – Тбилиси, 1984.

2. Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996.

3. Кохановский В.П. Диалектико-материалистический метод. Ростов н/Д, 1992.

4. Томсон М. Философия науки. М., 2003.

5. Степин В.С. Теортическое знание. М., 2000.

6. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. научная картина мира в культуре техногенной цивилизацию М., 1994.

7. В.С.Степин. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

8. З.В.Каганова. Эволюционно-биологические модели развития научного знания (Концепция С.Тулмина) // Диалектика развития в природе и научном познании. М., 1978.

9. Яковлева Е.Ю. Научное и ненаучное знание. СПб., 2000.

10. Розин В.М. Философия и методология: традиция и современность// Вопросы философии. 1996.- № 1.

 

Первоисточники:

1. Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. М., 1971.

2. Л.Витгенштейн. Философские работы. Части I и II. М., 1994.

3. Поппер. Логика и рост научного знания. Избр. Работы. М., 1983.

4. К.Поппер. Открытое общество и его враги. М., 1992.

5. И.Лакатос. Доказательства и опровержения. М., 1967.

6. И.Лакатос. История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и развитие науки. М., 1978.

7..К.Хюбнер. Критика научного разума. М., 1994.

8. К.Хюбнер. Истина мифа. М., 1996.

9. П.Фейерабенд. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

10. С.Тулмин. Человеческое понимание. М., 1984.

11. Т.Кун. Структура научных революций. М., 1975.

12. А.Н.Уайтхед. Избранные работы по философии. М., 1990.

13. Г.Г.Гадамер. Истина и метод. М., 1998.

 

 

Рекомендации по изучению темы:

 

Серьезного внимания заслуживает специфика научного познания, его отличия по объекту, цели и средствам от обыденного и других видов познавательной деятельности. Современная наука располагает мощными материальными и интеллектуальными средствами: разнообразными приемами исследования, специальной аппаратурой, научной терминологией.

Изучая проблемы методологии как учения о методах познания, следует прежде всего провести различие между частнонаучными, общенаучными и всеобщими (философскими) методами. Общенаучные методы принято делить в соответствии с двумя уровнями научного познания: на эмпирические и теоретические. Важную роль в научном познании играют его формы: проблема, гипотеза, теория.

Серьезное внимание следует обратить на диалектический метод, на его отличие от метода метафизического. Являясь учением о всеобщей связи и развитии, диалектика выступает всеобщим, философским методом; ее принципы и законы в своей методологической роли позволяют объективно, всесторонне и глубоко исследовать предмет в его изменении и связях.

 

 

Темы рефератов, докладов.

 

1. Моделирование как метод научного познания.

2. Почему мы доверяем научным выводам?

3. Предположение и гипотеза.

4. Возможен ли “социальный эксперимент”?

5. Можно ли достичь истины ненаучными способами познания?

6. Наука и основные стадии ее исторического развития.

 

 

Вопросы для самоконтроля.

 

1. Может ли существовать вненаучное знание?
2. Действительно ли для современного общества нет более страшной угрозы (как считает выдающийся французский математик А. Гротендик), чем сращивание безнравственной науки с безответственной бюрократией?
3. Может ли наука быть безнравственной?
4. Должна ли наука (как считает П. Фейерабенд) быть отделена от государства так же как от него отделена религия?

5. Следует ли ожидать от науки (особенно гуманитарной) рецепт оздоровления современного общества?

6. Назовите методы относящиеся к общенаучным.

7. В чем отличие диалектического метода от метафизического?

 

 

Найдите в справочной литературе нижеприведенные термины и запишите их в философский словарь: наука, метод, методология, верификация, фальсификация, парадигма, анализ, системный принцип, структурно-функциональный принцип, кибернетический принцип, вероятностный принцип, моделирование, формализация, эксперимент, междисциплинарные методы, рационализм, эмпиризм, интуитивизм, иррационализм.

 

Философия религии

 

· Религия как особый тип духовно-практической деятельности. Религиозная вера как альтернативная разуму гносеологическая позиция и метод.

· Основные структурные компоненты религии: вероучение (догматика), культ (система ритуальных действий), комплекс религиозных переживаний. Язык религии. Религиозные институты.

· Исторические формы религии. Прамонотеизм, политеизм, монотеизм. Анимизм, тотемизм. Монотеистические религии. Иудаизм. Христианство. Ислам. Буддизм. Проблема толерантности.

 

Литература:

 

1. Вайнгартнер П. Сходство и различие между научной и религиозной верой // Вопр. философии. - М., 1996. -№ 5.

2. Кураев А. Догмат и ересь в христианском предании // Вопр. философии. -1994. -№ 9.

3. Лососий Н.О. Бог и мировое зло. - М., 1994.

4. Любак А. де. Католичество. - Милан. 1992.

5. Мец И.Б. Будущее христианства // Вопр. философии. - М., 1990. - №12.

6. Митрополит Сурожский Антоний. Человек перед Богом. - М., 1995.

7. Основы буддийского мировоззрения. - М., 1994.

8. Планк М. Религия и естествознание // Вопр. философии. - М., 1990. -№ 8.

9. Рормозер Г. Ситуация христианства в эпоху «постмодерна» // Вопр. Философии - М., 1991. -№ 5.

10. Рьюиз М. Наука и религия: По-прежнему война? // Вопр. философии. – М., -1991, №2.

11. Фепенберг Е.Л. Наука, искусство и религия // Вопр. философии. 1997. № 7.

12. Афанасьев А.Ю. Эволюция образа: От язычества к христианству // Вопр. философии. - М., 1996. - № 10.

13. Бадагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. - М., 1984.

14. Бобков К.В., Шевцов Е.В. Символ и духовный опыт православия. - М., 1996.

15. Гаврюшин И.К. Христианство и экология // Вопр. философии. 1995. № 3.

16. Геворкян Л.П. Пессимизм и религия // Вопр. философии. - М., 1998. - № 1.

17. Каарийнен К. Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие (Эволюция российской религиозности) // Вопр. философии. - М., 1998. - № 6.

18. Лысенко В.Г. Опыт ведения и буддизм. - М., 1994.

 

 

Первоисточники:

 

1. Бубер М. Затмение Бога / Бубер М. Два образа веры. - М., 1995.

 

2. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. - М., 1995.

3. Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Франк С.Л. Соч. - М., 1990.

4. Кьеркегор С. Страх и трепет. - М., 1994.

5. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Вебер М. Избранное. 0браз общества. - М., 1994.

6. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. - СПб. 1992.

7. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Социология религии: классические подходы. -М., 1994

8. Ницше Ф. Антихристианин // Сумерки богов. - М., 1989.

 

Рекомендации по изучению темы:

 

Темы рефератов, докладов.

 

1. Религия как форма трансляции культуры. Основные конфессии.

2. Религия и искусство.

3. Религиозный символизм.

4. Сущность христианства.

5. Религиозные ценности и свобода вероисповедания.

 

 

Вопросы для самоконтроля.

 

8. Как проявляется специфика религиозного отношения человека к
миру?

9. Чем обусловлено существование различных типов религиозного опыта?

10.Почему существует религиозная оппозиция: секты, ереси, религиозные войны?

11.Какую функцию в культуре выполняют религиозные ценности?

12.Каковы перспективы развития религии?

13.Является ли вера универсальным феноменом культуры? Возможны ли внерелигиозные формы веры?

14.Какова роль личности в системе религиозных отношений?

 

 

Найдите в справочной литературе нижеприведенные термины и запишите их в философский словарь: религия, вера, сакральное, культ, политеизм, монотеизм, анимизм, тотемизм, иудаизм, христианство, ислам, буддизм, толерантность, русская православная традиция.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 1011; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.135 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь