Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


АУДИРОВАНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ



Таблица владения коммуникативными компетенциями в области аудирования в зависимости от уровня владения языком

Учащийся, овладевая общими умениями аудирования, на раз­ных уровнях владения языком может:

  Общие умения аудирования
А1 следить за очень медленной речью, где каждое слово про­износится чётко, с большими паузами, чтобы можно было уловить сказанное;
А2 понимать фразы и выражения, относящиеся к вопросам пер­востепенного значения (простейшая информация о челове­ке, его семье, о покупках, о том, где что находится, об устрой­стве на работу) при условии, что говорят ясно и медленно;
  понимать достаточно для того, чтобы удовлетворить кон­кретные потребности при условии, что говорят ясно и мед­ленно;
В1 понимать основные положения чёткой, стандартно звуча­щей речи по знакомым ему/ей вопросам, с которыми ему/ ей постоянно приходится сталкиваться на работе, в шко­ле, на отдыхе и т.д., включая короткие рассказы;
  понимать простые информационные сообщения об обыч­ных повседневных вопросах и темах, связанных с его/её работой, улавливая основные идеи и конкретные детали при условии, что говорят чётко, со знакомым ему/ей про­изношением;
В2 следить за ходом длинного доклада или сложной системы доказательств при условии, что тема ему/ей достаточно хо­рошо знакома и на смену направления разговора указыва­ют соответствующие маркёры;
 

понимать основные положения сложной по лингвистичес­кому и смысловому наполнению речи на конкретные и аб­страктные темы, произносимые на нормативном диалек­те, включая технические обсуждения по темам, находя­щимся в рамках его/её сферы деятельности;

  понимать разговорную речь в пределах литературной нор­мы, с которой приходится сталкиваться в личной, обще­ственной, образовательной и профессиональной сферах общения, живую и в записи, на знакомые и незнакомые темы; только сильный фоновый шум, неверное построе­ние дискурса и/или использование идиоматических вы­ражений может сказаться на его/её способностях к пони­манию;
С1 следить за ходом длинного доклада, даже если он характе­ризуется нечёткой структурой и отношение частей друг к другу не выражено напрямую, а лишь подразумевается;
узнавать в речи различные идиоматические выражения и элементы разговорной речи, отмечая смену регистра;
понимать достаточно для того, чтобы следить за длинным докладом на абстрактные, сложные темы, находящиеся за рамками его/её поля деятельности, хотя иногда вынужден уточнять детали, особенно если ему/ей незнаком данный акцент;
С2 без труда понимать любую речь, живую или в записи, про­износимую со скоростью, естественной для носителей языка.

 

В соответствии с уровнями владения языком преподаватель должен формировать коммуникативную компетенцию в сознании учащегося.

Эти требования представлены в тестовых материалах.

Материалы по обучению аудированию

Первый сертификационный уровень владения русским языком Фрагмент урока по обучению аудированию

Для работы предлагается мультфильм «В городе»11.

Цель урока — научить: с точки зрения фонетики:

• выявлять расхождение между написанием и произноше­нием;

• слышать несовпадение в членении звучащего и графичес­кого текста;

с точки зрения лексики:

• распознавать омофоны, паронимы, цифры, имена собствен­ные, реалии, идиоматизмы;

с точки зрения грамматики:

• узнавать грамматические формы речи на морфологическом и синтаксическом уровнях и соотносить их со значением.

Ход работы:

• слово преподавателя для введения в тему аудиотекста;

• предтекстовые упражнения для снятия лексико-граммати- ческих трудностей;

• просмотр мультфильма;

• послетекстовые упражнения.

Условия работы: Задания следует записать на плёнку. Это поможет выдержать необходимый темп речи, создаст лучшие условия для аудирования. Записываемый материал предъявля­ется дважды, после слов делаются паузы, чтобы учащийся мог повторить его за диктором. Если у учащихся возникнут ослож­нения, то в качестве опоры можно использовать текстовой ма­териал.

Учебный фильм создан по заказу Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина.

 

а) Слушайте, повторяйте слова за диктором:

осмотреть, посмотреть, уехать, уехали, доехать, вернуться, вер­нись, отозваться, отзовись, спешить, спешим, беспокоить;

расписание, пьеса, спектакль, комедия, опера.

б) Прослушайте ещё раз, запишите. Обратите внимание на пра­вильное написание инфинитивов. Незнакомые слова посмотрите в словаре.

Слушайте. Найдите в написанных на доске словах и сочетани­ях те, которые вы услышали.

NB! Нами выделены курсивом записанные на плёнку слова.

Пятый, девяностый, девятый, двадцатый, десятый, восьмой. Кукла, кукольный дом, кукольный спектакль. Читать, считать, счёт.

а) Слушайте, повторяйте. Обратите внимание на ударение в похожих словах.

Мы едем на стадион. Мы едим мороженое. Мы никуда не едем. Мы никогда не едим перед спортивными соревнованиями.

б) Определите инфинитив этих глаголов. Вспомните, как они спрягаются.

а) Слушайте. Повторяйте.

Есть, съесть, съел, я съел бы, ты съел бы, мы съели бы.

б) Скажите, как вы понимаете эти предложения:

— Что вы будете есть?

— Я съел бы шашлык.

5. Слушайте. Определите разницу в значении глаголов в следую­щих предложениях:

— Я хочу есть! — У вас есть план города? — У вас есть расписа­ние поездов?

Вы знаете слово найти {нашёл). Постарайтесь понять новое слово найтись (нашёлся). Если вы правильно поняли новое слово, то сможете закончить фразу.

— Где мой ключ, я не могу его.... Кот ушёл из дома, его не могли найти, а он сам пришёл, сам.... Попугай улетел из клетки. Дети долго искали его в зоопарке, а он сам..., прилетел и сел на окно.

Слушайте. Сравните два варианта. Повторите предложение, которого нет в первом варианте.

— Коллега! Где вы были? Мы вас ждали, искали, потом уехали на экскурсию.

— Коллега! Где вы были? Мы вас ждали, искали, потом уехали на экскурсию. Наконец-то вы нашлись.

Вы знаете слова фильм, балет. А что значит фильм по бале­ту, фильм по балету на музыку?

Слушайте. Определите значение слова пожалуйста.

(у кассы) — У вас есть билеты?

— Пожалуйста.

(в ресторане) — Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста. Что бу­дете есть? Вот наше меню, пожалуйста.

Слушайте. Постарайтесь понять слово фирменный.

— Это фирменное блюдо, его готовят только в нашем ресто­ране.

— У вас есть фирменное пиво, которое делают в вашем баре?

а) Слушайте диалог, который происходит у кассы стадиона. Обратите внимание на интонацию переспроса.

Ник: — Пожалуйста, южная трибуна, десятый ряд, девятое место.

Кассир: — На какое число?

Ник: — На сегодня.

Кассир: — На сегодня? Вы шутите, гражданин. Сегодня финал. Проданы билеты.

б) Скажите, купил ли Ник билеты на футбол?

12. а) Слушайте.

Сейчас в Москве проходит театральный фестиваль. Сюда из раз­ных городов страны театры привезли лучшие свои спектакли. Пье­сы Александра Островского, писавшего о жителях провинциаль­ных городов, с успехом ставят в Ярославле. Из Санкт-Петербур­га была привезена пьеса «На дне», написанная в 1903 году Максимом Горьким. Особой популярностью пользуются пьесы Ан­тона Павловича Чехова, которые идут уже более ста лет. Из му­зыкальных спектаклей всем понравилась «Золушка», музыку к ко­торой написал композитор Сергей Прокофьев (1891—1953).

б) Ответьте на вопросы:

Как зовут Чехова, Островского, Горького, Прокофьева?

Вы знаете, кто это?

Второй сертификационный уровень владения русским языком Обучение слушанию и пониманию лекции

Для работы предлагается неадаптированный фрагмент лекции Юрия Лотмана.

Цель урока — научить трём составляющим процесса записи лекции:

• аудированию;

• мыслительной (и речевой) переработке принимаемой ин­формации с тем, чтобы затем её записать;

• письменной фиксации лекционного материала.

Ход работы:

• вводное слово преподавателя; '

• упражнения, формирующие умения аудирования;

• упражнения, формирующие умения, необходимые для мыс­лительной переработки информации;

• упражнения, формирующие умения письменной фиксации лекции;

• предъявление аудиотекста: преподаватель даёт установку, как слушать и записывать текст;

• послетекстовые задания.

Вводное слово преподавателя

Преподаватель предваряет работу с аудиотекстом рассказом о Ю. Лотмане (1922—1993) и его лекциях. Было бы целесообразно сообщить, что Юрий Михайлович Лотман — профессор Тартус­кого университета, доктор филологии, член-корреспондент Бри­танской Академии наук, член Норвежской королевской академии,

ряда зарубежных научных обществ и редколлегий международных научных журналов. Он основатель школы семиотики, автор мо­нографий, посвященных творчеству Пушкина, Карамзина, исто­рии русской культуры, включая литературу, театр, живопись и кино. Юрий Михайлович Лотман читал свои лекции цикла «Бесе­ды о русской культуре» на радио и на телеканале «Культура». В лекциях историк литературы касался не только литературо­ведческих тем, но и толкования таких понятий, как добро, спра­ведливость, патриотизм, интеллигентность, независимость. В од­ной из лекций Лотман поднимает тему культуры и интеллиген­ции, определяет основной критерий интеллигентности как внутреннюю свободу, уважение к другому человеку. Юрий Лотман считал, что очень важно уважение к другому человеку, к его праву быть таким, каким он хочет, а не таким, каким хотят его видеть другие. И каждый человек должен уважать это право и требовать уважения к себе, к своему праву быть. По словам учёного, это и есть уважение к народу, потому что народ — это мы все, «это наши родители и деды, которые умерли, это наши дети и внуки, которые будут».

Прослушайте текст.

а) Сформулируйте вопросы, на которые он даёт ответ.

б) Запишите ответ в краткой форме.

В более слабой группе можно предложить сначала прослушать текст, а затем его прочитать.

Я думаю, что настоящей внутренней интеллигентности присущ героизм. Человек интеллигентной души борец, и борец, как прави­ло, в тяжёлых ситуациях. Отношения его с властями редко склады­ваются идеалистически. Об этом тоже надо сказать, потому что у нас бытует и другое мнение, что интеллигентный человек, как лю­бят говорить, это наёмный лакей власти. Это глубоко ошибочное представление. Есть люди интеллектуального труда, которые вклю­чены или в бюрократическую машину по своим должностям, или в машину власти, машину управления, администрации, которые об­служивают какой-то участок государственной или общественной машины. Они называются интеллигентами, или людьми интелли­гентного труда, но это не то, о чём мы говорим. Мы говорим не о людях, которые обслуживают государственную машину необхо­ димыми ей теориями, а о людях, выполняющих в обществе функ­цию ума и совести. И это люди не только неподкупные, но и гото­вые за свою неподкупность платить. Вся история этому иллюстра­ция. Ни одна из групп не знает столько мучеников за свои идеалы. Это люди с определённой степенью независимости. Это Герцен, Сахаров, Солженицын и множество других.

Прослушайте фрагмент текста.

а) Во время второго прослушивания запишите первое предло­жение.

б) Во время прослушивания запишите опорные слова других предложений.

в) Передайте основное содержание всего фрагмента.

Интеллигентность обладает огромной силой. Она устойчива и существует в таких условиях, в которых, казалось бы, никакое яв­ление существовать не может. Она неагрессивна, между тем как разрушительные силы очень агрессивны. Казалось бы, что интел­лигентность, в общем, безоружна, она беззащитна. Но в определён­ном смысле силы интеллигентности и гуманности обладают огром­ным запасом. Какие постоянные и воо'ружённые были усилия для того, чтобы истребить эти чувства! Но эти чувства оказались очень устойчивыми. Они неизменно порождаются заново. Они лежат, видимо, в природе человека.

Прочитайте с правильной интонацией следующие предло­жения:

Какие постоянные и вооружённые были усилия для того, что­бы истребить эти чувства! Что отличает интеллигентного человека от неинтеллигентного?

Найдите соответствия в двух столбиках. Обратите внимание на то, как можно сократить слова.

Упражнение отрабатывает умение сокращать слова.

интеллигенция по-рус.
интеллигентность либер.
агрессивность интел-ция  
человек св-люб.  
толерантный консер.  
по-русски межнац.  
либерал толер-ный  
консерватор агрес.  
свободолюбивый чел.  
межнациональный адм.  
администрация интел-ность  
       

Как вы думаете, что последует за данными ниже словами и словосочетаниям?

Во-первых, ...; во-вторых, ...; итак, ...; есть любопытный эпизод...; надо сказать несколько слов...

Вспомните, кто эти люди. В случае затруднения посмотрите в энциклопедическом словаре.

Чехов А.П., Карамзин Н.М., Герцен А.И., Сахаров А.Д., Солже­ницын А. И.

Почему ты так изменился?

— Степан! Давно не виделись! Как живёшь? Чем занимается твой сын Петя? Согласилась ли твоя жена Нина отпустить тебя с нами на рыбалку? Подожди, а почему ты так изменился? Ты плохо себя чувствуешь? А почему ты побрился? У тебя же были прекрас­ные чёрные усы? Как? Ты и покрасился? И постригся? Ведь у тебя были длинные чёрные волосы? Тебя зовут не Степаном? Как? Ты и имя изменил?

8. Слушайте повествовательные предложения. В паузы произне­сите эти предложения с вопросительной интонацией. Укажите вари­анты.

Библиотека открыта. В пятницу мы сдаём зачёт. Антон работа­ет над статьёй. В этой аудитории идёт экзамен.

Прослушайте текст

б) Определите фразу, которая адекватна содержанию текста.

а) Профессор Н. очень интересно читает лекции. Но когда он читает лекции о египетских фараонах, студенты слушают его не­внимательно.

б) 1. Профессор не интересует египетских фараонов. 2. Профес­сор не интересует студентов. 3. Египетские фараоны не интересуют студентов. 4. Студенты не интересуют египетских фараонов.

Просмотрите данные ниже ключевые слова и определите тему текста.

Первое сентября, ректор, академия, речь, успехи, учёба.

а) Прослушайте слова, повторите их вслед за преподавателем. Проверьте, знаете ли вы их значение.

б) Слушайте текст, отмечайте цифрами последовательность, в которой встречаются эти слова в тексте.

а) Покупать, расплачиваться, платить, разрубить, пользовать­ся;

б) Из истории русских денег.

Продавать и покупать люди начали очень давно. На Руси рас­плачивались за покупки разными предметами, например, мехами, мёдом. Древние славяне в качестве денег использовали лён и по­лотно, которое из него делали. Русское слово «платить» и происхо­дит от слова «полотно». Археологи и историки изучают русские деньги, которые находят при раскопках. С двенадцатого века стали пользоваться кусками серебра. Платили за покупку частью куска. Его надо было разбить, разрубить. Часть куска, которую отрубали, называлась «рублём». В шестнадцатом веке на русских деньгах, мо­нетах, появился всадник с копьём. Народ стал называть эти моне­ты «копейными деньгами» или «копейками». Бумажными деньга­ми стали пользоваться в России в восемнадцатом веке. Много лю­бопытного могут рассказать деньги тем, кто интересуется их историей.

в) Прослушайте текст ещё раз. Скажите, как появились слова платить, рубль, копейка.

Слушайте. Запишите номера предложений, в которых встре­чается конструкция что (есть) что.

1. В древнем Егиите нашли комнату. 2. На её двери можно было прочитать: «Аптека души». 3. Аптека — это место, где делают и про­дают лекарства. 4. А «Аптека души» — это библиотека. 5. В Древ­ней Руси почти в каждом монастыре была библиотека. 6. Но самая большая и самая старая библиотека — это библиотека Ивана Гроз­ного. 7. Чтобы библиотека не сгорела, её спрятали под землю. 8. Тай­ное место расположения этой библиотеки — загадка для истори­ков.

Прослушайте сообщение об одной лекции. Перечислите воп­росы, на которых остановился лектор. Используйте слова: сначала, затем, в конце, в заключение.

Преподавателю следует обратить внимание на слова, которые обычно используются для последовательности перечисления.

Вчера у нас была лекция о Пушкине. Сначала лектор говорил о творческой биографии поэта, затем он рассказал о самых извест­ных его произведениях. В конце лектор обратил наше внимание на то влияние, которое оказал Пушкин на мировую литературу. В зак­лючение он объяснил, почему русские говорят о поэте: «Пушкин — наше всё».

Как удлинить жизнь

Владимир Афанасьевич Обручев был известным геологом, пу­тешественником, писателем. Им исследованы многие районы Си­бири и Средней Азии. В России его считают создателем научной геологической школы. Но кроме научных трудов, академик напи­сал увлекательные научно-фантастические романы. Их читает уже не одно поколение.

Учёный хотел многое успеть сделать в жизни, поэтому им была разработана своя система занятий. День делился им на 3 части. С ут­ра до обеда он занимался научными трудами по геологии. От обеда до ужина писал рецензии, статьи, деловые письма. От ужина до сна учёный сочинял очередной научно-фантастический роман. Всего им было написано шесть романов.

Академик был организованным человеком. Много лет он соби­рал картотеку по всем интересующим его темам геологии. Помога­ло ему и то, что в кабинете был всегда порядок. В конце дня нуж­ные ему материалы раскладывались по своим местам, книги стави­лись на полки, рукописи убирались в стол, карточки возвращались в картотеку. Утром ничего не надо было искать. Учёный считал, что благодаря такой организованности удлиняется его жизнь.

Нужны пустые бутылки

Учёные ищут пустые бутылки. Они их ищут не из любопытства. Благодаря воздуху, сохранившемуся в таких сосудах, учёные могут узнать, как меняется количество углекислого газа в атмосфере.

В результате сложного баланса углекислого газа в атмосфере и изучения его динамики можно предсказать климатические изме­нения, к которым может привести повышение концентрации угле­кислого газа. Пока прогноз этих изменений неопределённый: одни учёные доказывают, что из-за концентрации углекислого газа мо­жет произойти потепление на Земле; другие утверждают, что от его накопления станет холоднее.

Вследствие изучения «старого» воздуха учёные могут выяснить общие тенденции изменения состава воздуха. В связи с этим учё­ные ищут любые пустотелые и герметично закрытые предметы, сде­ланные много лет назад. Оказалось, что можно найти «старый» воз­дух в медных пуговицах военных мундиров, подзорных трубах, те­лескопах, песочных часах. Планируется даже поднять со дна моря затонувшие суда ввиду нахождения в них старых пустых сосудов.

Поэтому не выбрасывайте по ошибке старые песочные часы.

Прослушайте текст. Объясните, почему он так называется. Дайте варианты названия. Объясните эти варианты.

Мать Мария

В 1906 году Лизе было 15 лет. Однажды на литературном вече­ре она впервые услышала поэта-символиста, кумира молодой рус­ской интеллигенции, Александра Блока. В его стихах отражались мысли и чувства молодой девушки. Она полюбила поэта и пронес­ла это чувство через всю свою жизнь. А в тот вечер Лиза говорила с поэтом о своей жизни, о поисках цели жизни. После этой встречи Блоком были написаны прекрасные стихи «Когда вы стоите на моём пути...»

Потом они переписывались, посылали друг другу свои стихи. В 1917 году Елизавете Юрьевне с мужем и детьми пришлось уехать из России. В эмиграции она узнала о смерти любимого поэта. Но на всю жизнь остались с ней его стихи.

Вам, вероятно, известно, что во время второй мировой войны во Франции активно действовала антифашистская организация «Сопротивление». В ней участвовала.мать Мария. И мало кто знал, что эту монашенку звали Елизаветой Юрьевной Кузьминой-Кара­ваевой и была она поэтессой.

Но жизнь заставила научиться многим профессиям: она могла столярничать и плотничать, шить и вышивать, доить коров и гото­вить. Мать Мария считала, что нельзя прожить и дня, не помогая другим. Через Комитет, созданный матерью Марией, заключённым в концентрационные лагеря передавались деньги, фальшивые до­кументы.

В своём доме мать Мария собрала слабых, больных, беспомощ­ных людей, поддерживая их в это тяжёлое время. Там тайно слуша­ли русское радио, а по вечерам мать Мария читала стихи, свои и Александра Блока.

Погибла мать Мария незадолго до освобождения Франции от фашистов в концентрационном лагере Равенсбрюк. Она пошла в газовую камеру вместо отобранной фашистами русской девушки, поменявшись с ней одеждой и номером.

Прослушайте текст.

а) Допишите существительные, которые употребляются с дан­ными ниже глаголами.

б) По записанным сочетаниям перескажите текст.

Глаголы записываются на доске. Можно предложить одному из учащихся, слушая текст, дописывать существительные. Другие пишут в тетрадях.

Обогащать, помогать, увеличиваться, возрастать, ускорять, уменьшать, повышаться, улучшаться, падать, уменьшаться, ухуд­шаться, повышать, являться, расширять, углублять.

Эликсир для души

Занятия музыкой обогащают духовный мир ребёнка, помогают его умственному развитию. К такому выводу пришли учёные, изу­чавшие в начальных классах влияние преподавания музыки на фор­мирование интеллектуального потенциала детей.

По мнению учёных, в школах, где едть уроки музыки, дети раз­виваются очень гармонично. Уже с первых классов увеличивается их сосредоточенность, возрастает внимательность, ускоряется ре­акция. И кто бы мог подумать, что скрипки и другие музыкальные инструменты в детских руках уменьшают агрессивность детского характера. Исследования показали, что у таких детей повышается самокритичное отношение к себе, улучшаются отношения со взрос­лыми и с другими детьми, у них падает интерес к уличной стихии. Моцарт был совершенно прав, говоря о музыке как об эликсире здоровья человеческой души.

Нередко можно слышать ошибочное мнение, что при обучении школьников музыке у них уменьшается время для занятий основ­ными предметами: чтением, письмом, арифметикой, ухудшаются отметки по этим предметам.

Результаты тестов говорят об обратном: занятия музыкой яв­ляются стимулом к учёбе. В 7 случаях из 10 дети из музыкальных классов учатся лучше остальных школьников по всем предметам. Это потому, что музыка расширяет кругозор детей, углубляет их интеллект.

15. а) Прослушайте текст.

Свет в воде

Почему светятся по ночам южные моря? Благодаря тому, что ученые уже не первый год занимаются этой проблемой, тайна юж­ных морей постепенно раскрывается. Из-за того, что в море были видны «круги дьявола» (такое название дали моряки этим светя­щимся местам), многие боялись плавать в этих широтах. Суевер­ные мореплаватели испытывали ужас при виде светящихся кругов, так как эти круги как будто звали к себе на морское дно. Это суеве­рие было довольно широко распространено, поэтому многие кораб­ли, особенно в древности, старались не плавать ночью среди светя­щихся кругов. Но учёные установили, что моря светятся потому, что светятся гигантские колонии микроорганизмов, которые жи­вут в воде.

б) Перескажите текст, используя начала предложений.

Тайна южных морей была раскрыта благодаря тому, что...

Многие моряки боялись плавать в южных морях из-за того, что...

Суеверные моряки испытывали ужас при виде светящихся кру­гов, так как...

Это суеверие было широко распространено, поэтому...

Учёные установили, что моря светятся потому, ...

 

АУДИРОВАНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ

В методике преподавания иностранных языков термин «аудиро­вание» обозначает не просто «слушание». Аудирование — это про­цесс восприятия и понимания звучащей речи, где восприятие харак­теризуется анализом и синтезом языковых средств (фонем, морфем, слов, предложений, текста и т.д.), а понимание является результатом анализа и синтеза смысловых значений этих языковых средств. Без аудирования, т.е. слушания и понимания, невозможно общение.

Из четырёх видов речевой деятельности (говорения, аудирова­ния, чтения и письма) методисты считают наиболее трудным для овладения аудирование.

Установлено, что даже люди, достаточно свободно владеющие языком, в том числе и говорением, испытывают затруднения при слушании естественной речи носителей языка. Подсчитано, что 93, 5% студентов старших курсов вуза испытывают трудности- при восприятии быстрой речи на русском языке.

Это объясняется целым рядом специфических особенностей этого вида речевой деятельности:

слуховая память гораздо хуже зрительной; пропускная спо­собность слухового канала в шесть раз меньше пропускной способности зрительного канала;

объём слуховой памяти человека не превышает 12—15 слогов;

вследствие линейного, последовательного поступления ин­формации в мозг слушающего, в отличие от гштающего или смотрящего, слушающий ничего не может изменить в этом речевом потоке:

Указанные различия касаются родного языка. В иностранном же языке способность удерживать информацию в памяти при вос­приятии речи на слух (звучащей речи) понижается почти в два раза.

Главными трудностями при обучении аудированию являются:

• одноразовость предъявления информации;

• кратковременность звучания;

• необратимость однократного предъявления;

• темп речи;

• необходимость удерживать в памяти линейно поступающую информацию;

• потеря начальной фазы поступающей информации;

• отсутствие навыков восприятия речи на иностранном язы­ке и др.

На начальном этапе, когда формируются основные умения ауди­рования, методисты предъявляют к аудиотекстам следующие тре­бования;

Тексты следует строить на знакомом языковом материале. Ко­личество незнакомых слов должно составлять не более 3% от всех слов в тексте.

Новые слова в аудиотекстах не должны быть ключевыми, т.е. теми, которые несут основную информацию. Располагаться не­знакомые слова должны равномерно по всему тексту.

Что же касается грамматического материала, то в тексты для аудирования можно включать те неизученные грамматические конструкции, о значении которых можно догадаться по контек­сту или по аналогии с уже изученными формами и моделями.

Для обучения аудированию подбираются специальные аудио- тексты, т.е. устные сообщения, даваемые в записи или произно­симые преподавателем.

Аудиотекст должен соответствовать естественному темпу речи, но на пределе нижнего нормативного уровня. Это приблизитель­но 3—4 слова в секунду. Аудиотекст должен быть правильно ин­тонирован.

Объём звучащего текста на начальном этапе составляет 3—5 ми­нута

В аудиотексте должно быть определённое соотношение инфор­мативных и избыточных элементов. Избыточная информация (повторы, риторические вопросы, синонимы и др.) помогает слу­шающему лучше осмысливать текст.

Аудиотекст должен быть логично построен. Психологи утвер- ждают, что информация может быть усвоена и воспроизведена на 90%, если выражена фразой в начале абзаца, на 80% — если в кон­це абзаца и лишь на 20% — если расположена в середине смысло­вой части или рассредоточена в нескольких фразах.

В качестве дикторов желательно использовать различных лю­дей, мужчин и женщин. Это необходимо для того, чтобы учащие­ся привыкли к разному тембру голоса.

В качестве упражнений для отработки понимания незнакомых слов, грамматических конструкций, можно порекомендовать за­дания с формулировками типа: «Прослушайте фразы (микро­текст), в которых содержатся незнакомые слова, постарайтесь догадаться о значении этих слов по словообразовательным эле­ментам, по контексту».

Трудности аудирования могут быть также связаны:

• с языковой формой сообщения;

• со смысловым содержанием сообщения;

• с условиями предъявления сообщения;

• с источниками информации.

Языковая форма сообщения оказывается трудной для иностранного учащегося, так как содержание сообщения слишком сложно для его восприятия на слух, текст должен быть посиль­ным для учащегося.

Смысловое содержание должно быть интересным для учаще­гося: невозможно заставить человека внимательно слушать, если содержание сообщения ему знакомо, неинтересно или непонят­но; именно желание понять смысл заставляет слушателя моби­лизовать внимание, память и всю психическую деятельность.

Объём текста не должен превышать 2 минут звучания в начале обучения, постепенно увеличиваясь до 3—5 минут.

Целесообразно сразу приучать учащегося к естественным ус­ловиям функционирования языка и уже в начале обучения предъявлять тексты только один раз. Хотя практика показывает, что повторное прослушивание текста (иногда до трёх раз) широ­ко используется преподавателями в целях облегчения понимания и запоминания содержания и языковой формы текста. Однако это нельзя считать полезным. Ученика, который научился понимать речь только при многократном прослушивании, придётся пере­учивать, т.е. формировать другие умения и навыки.

Быстрый темп предъявления информации всегда вызывает боль­шие затруднения. Преодоление этой трудности аудирования мо­жет быть осуществлено и при сохранении среднего темпа естествен­ной иноязычной речи, но при условии, что на начальном этапе до­пускается некоторое замедление темпа речи за счет пауз между фразами. Такие паузы дают возможность слушающему ликвиди­ровать отставание во внутреннем проговаривании. Средний темп русской речи составляет 250 слогов в минуту. Речь диктора немно­го быстрее. Речь преподавателя на уроке не должна идти в замед­ленном темпе, так как в этом случае она будет неестественной.

Не надо стремиться говорить очень громко, так как громкость речи не влияет на степень понимания материала. Ошибкой моло­дых преподавателей является повышение громкости речи, когда они видят, что студенты их не понимают.

Иностранный учащийся быстро привыкает к речи своего пре­подавателя, но ему трудно воспринимать речь носителей русско­го языка, а также механическую речь.

В процессе обучения аудированию преподаватель должен раз­вивать у учащихся навыки:

• интонационного и фонетического слуха;

• слуховой памяти;

• прогнозирования.

А учащийся должен научиться:

• распознавать и воспринимать языковые формы;

• извлекать содержание из звучащего текста;

• перекодировать полученное содержание;

• добиваться понимания с помощью переспроса, просьбы по­вторить, пояснить, сказать иначе.

 

Для обучения аудированию подбираются специальные аудио- тексты, т.е. устные сообщения, произносимые преподавателем или представляемые в записи. Текст должен быть интересен для слу­шающих: невозможно заставить слушать неинтересный текст или текст, содержащий большое количество незнакомой лексики. Пре­подаватель на разных этапах обучения предъявляет тексты различ­ных жанров, степени адаптированное™, монологи и диалоги. В ка­честве текстов используются радио- и телепередачи, фрагменты фильмов и др.

Работа над каждым аудиотекстом включает предтекстовую ста­дию, собственно аудирование и послетекстовую стадию. На стадии предтекстовой работы снимаются лексико-грамматические трудно­сти, развивается языковая догадка. Преподаватель стремится к мак­симальной активизации внимания учащихся. Возможно использо­вание средств зрительной наглядности. Сам текст предъявляется, как правило, один раз, но на начальном этапе возможно двукратное прослушивание текста с постепенным переходом на однократное прослушивание. Послетекстовая работа состоит в проверке пони­мания основной идеи текста, также проводится работа по усвоению содержания текста и закреплению лексических и грамматических навыков.

Желательно, чтобы аудирование было постоянным элементом урока или домашнего задания учащегося.

В монографии «Общеевропейские компетенции владения язы­ком: изучение, обучение, оценка»2 сформулированы требования, необходимые для формирования функциональной компетенции учащихся при аудировании.

При аудировании учащийся не просто прослушивает получае­мую информацию, он должен понять смысл переданной информа­ции, получить конкретную информацию, сформировать умения аудировать не только преподавателя, но и носителей языка.

 

2. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изуче­ние, обучение, оценка. Департамент по языковой политике, Страсбург. Совет Европы (французская и английская версии), 2001; МГЛУ (русская версия), 2003, 2005. С. 68-69.

 

 

Таблица владения коммуникативными компетенциями в области аудирования в зависимости от уровня владения языком

Учащийся, овладевая общими умениями аудирования, на раз­ных уровнях владения языком может:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 1789; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.145 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь