Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Оценка сочинений по литературе ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Что учитывается при оценке сочинения? 1. Общее впечатление. 2. Характеристика плана (удачное — неудачное построение, конкретность, логическая четкость). 3. Соответствие сочинения плану. 4. Соответствие плана и всего сочинения теме. 5. Полнота раскрытия темы. 6. Доказательность основной части сочинения. 7. Логичность и последовательность изложения: - умение выдвигать предположение; - развивать мысль; - делать вывод; - аргументировать его. 8. Активность использования литературного и фактического материала (степень знакомства с текстом произведения). Достаточность цитатного материала и грамотность его оформления. 9. Использование литературно-критических материалов. 10. Соответствие жанровой структуре сочинения (введение — основная часть. — заключение). 11. Четкость и ясность изложения. 12. Стилевое единство. 13. Характеристика языка сочинения: - чистота; - точность - выразительность; - богатство словоупотребления; - соответствие языка и стиля сочинения избранной теме. 14. Ошибки: - фактические - логические; -стилистические (речевые) . – грамматические - орфографические; . -пунктуационные. 15. Оформление сочинения. Типичные ошибки при написании сочинения: 1 Неполное или неправильное раскрытие темы (поверхностное раскрытие темы, ее неоправданное расширение сужение, одностороннее раскрытие, непонимание темы, обращение к фактам, не имеющим отношения к теме). 2 Ложная идея сочинения; неверная оценка авторской позиции, идеи (смысла) художественного произведения; отсутствие четко сформулированной идеи. 3 Слабая аргументация своих рассуждений. 4 Подмена анализа пересказом художественного или критического текста. 5 Несоразмерность композиции, отсутствие отдельных частей сочинения. 6 Фактические ошибки, искажение цитатного материала; слабое владение фактическим материалом. 7 Недостаточное и неуместное цитирование. 8 Отсутствие выводов и обобщений. 9 Орфографические, стилистические, пунктуационные ошибки. Бедность словарного запаса.
Речевые ошибки
Грамматические ошибки
Критерии оценки сочинения Оценка «5» (пять)ставится за сочинение, глубоко и аргументировано раскрывающее тему, демонстрирующее отличное знание текста литературного произведения и необходимых для раскрытия темы дополнительных материалов, построенное логично и последовательно с точки зрения изложения мыслей, написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержанное в стиле, соответствующем выбранной теме. Цитирование должно быть исчерпывающим и уместным. Фактические ошибки отсутствуют. Допускается наличие 1-2 речевых недочетов. Оценка «4» (четыре)ставится за сочинение, достаточно полно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала, хорошо выстроенное композиционно, логичное и последовательное в изложении, написанное в соответствии снормами литературного языка и выдержанное в стиле, соответствующем выбранной теме. Цитирование должно быть полным и правильным. Могут отмечаться незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей. Допускаются 1-2 неточности по содержанию, не более 2 речевых недочетов и 2 орфографических, пунктуационных или стилистических ошибок. Оценка «3» (три)ставится за сочинение, раскрывающее тему в целом, но обнаруживающее при этом неполноту, односторонность ее раскрытия или некоторые отклонения от темы, а также неточности в изложении фактического материала. Может отмечаться недостаточность цитирования, слабость аргументирования. Словарь беден и не отличается разнообразием, речь недостаточно выразительна. Допускается не более 4 орфографических, 4 пунктуационных и 3-4 стилистических ошибок. Также учитываются речевые недочеты. Оценка «2» (два) ставится за сочинение, в котором тема не раскрыта или не соответствует вынесенной в заглавие, обнаруживается незнание художественного текста и дополнительного критического материала. В основе сочинения лежит пересказ, а не анализ. Нарушается последовательность изложения мыслей. Допущено много фактических неточностей. Написано сочинение без соблюдения норм литературного языка, с использованием бедного словаря и упрощенного синтаксиса. Сочинение, в котором имеется более 8-9 орфографических и пунктуационных ошибок, даже в том случае, если тема раскрыта, оценивается на «2» (два). Если на письменном экзамене обнаруживаются две или более идентичных работ, все они оцениваются на «2» (два).
Приложение 2. Вопросы к экзамену по дисциплине «Теория и методика обучения литературе»: 1. Методика преподавания литературы как научная дисциплина. Предмет, содержание, методы исследования данной дисциплины. 2. Литература как учебный предмет в современной средней школе. Цели, задачи, содержание и структура курса литературы. Обязательный государственный минимум по литературе. 3. Этапы литературного образования в средней школе, обусловленность их возрастными особенностями учащихся. 4. Программы и учебно-методические комплексы по литературе (общая характеристика и анализ по выбору). Дискуссии о преподавании литературы. Государственный стандарт литературного образования в средней школе. 5. Методы и приемы преподавания литературы в школе. Классификация методов обучения литературе. 6. Наглядность и ТСО на уроках литературы, их роль в организации преподавания литературы в школе. 7. Значение методистов 19 века в развитии отечественной науки (Ф.И. Буслаев, В.Я. Стоюнин, В.И. Водовозов, В.П. Остогорский, Ц.П. Балталон). Анализ методической системы одного из методистов. 8. Основные этапы изучения литературных произведений в школе – общая характеристика и обусловленность особенностями художественного восприятия. 9. Вступительные занятия по изучению художественного произведения: основные функции, задачи, виды и формы. 10. Заключительные занятия: основные функции, задачи, виды и формы. 11. Анализ как необходимый этап изучения литературного произведения. Своеобразие школьного анализа. Целостность и проблемность анализа литературного произведения. 12. Основные пути анализа литературного произведения. 13. Первый этап литературного образования учащихся. Задачи и содержание курса литературы в средних классах. 14. Второй этап литературного образования школьников. Методология и система курса на историко-литературной основе. Основные трудности преподавания литературы в старших классах. 15. Чтение художественных произведений школьниками как социальная, психологическая и методическая проблема. Чтение и средства массовой информации, подмена чтения интерактивными средствами обучения. Современные проблемы общения учителя и ученика на уроках литературы. 16. Взаимосвязь восприятия и анализа литературного произведения. Роль анализа в совершенствовании преподавания литературы в современной средней школе. Развитие образного и логического мышления школьников. 17. Методические основы изучения эпического произведения. 18. Особенности изучения лирики в школе. Развитие творческого воображения учащихся. Место и роль выразительного чтения на уроках изучения лирики. 19. Методика изучения драматического произведения в школе. Особенности восприятии его учащимися. Виды работы над текстом. Использование сценической истории спектакля, кинофрагментов. Творческая деятельность школьника-читателя и школьника-зрителя. 20. Виды работы по усвоению текста художественных произведений. Содержание и составные элементы анализа художественных произведений в средних классах. Словарная работа на уроках литературы, речевая деятельность учащихся 21. Изучение теории литературы в школе. Формирование теоретико-литературных понятий в средних и старших классах. Основные этапы работы над теоретико-литературными понятиями. Система изучения теории литературы в школе. 22. Изучение биографии писателя в средних и старших классах. Источники изучения биографии, работа с мемуарной литературой. Формы работы и наглядность. 23. Основные направления работы по развитию речи учащихся. Развитие устной речи учащихся на уроках литературы. 24. Сочинение как основная форма работы по развитию письменной речи учащихся. Классификация сочинений. Методика работы над сочинением и критерии его оценки. 25. Роль обзорных тем в системе историко-литературного курса в старших классах. Структура и методика работы над темой. Организация деятельности учащихся. Наглядность и ТСО в работе над обзорной темой. 26. Этапы изучения монографической темы в старших классах. Изучение биографии и творческого пути писателя. Отбор материала. Источники изучения биографии, работа с мемуарной литературой. Активизация деятельности школьников. Использование ТСО, наглядности. Место уроков-лекций, уроков-семинаров, уроков-зачетов в структуре монографической темы. 27. Методика изучения литературно-критических статей в старших классах. 28. Внеклассное чтение по литературе. Чтение как социальная и методическая проблема. Уроки внеклассного чтения по литературе и их роль в формировании личности читателя. 29. Урок литературы. Требования к целям, содержанию, структуре, методам и приемам современного урока литературы. Виды и формы уроков. Интегрированный урок. 30. Лекция как активная форма преподавания литературы в старших классах. Виды лекций. Активизация восприятия и познавательной деятельности школьников на уроке-лекции. 31. Школьный семинар по литературе. Классификация семинарских занятий. Групповая форма работы на семинаре. Методика подготовки и проведения семинара. 32. Внеклассная работа по литературе. Виды и формы внеклассных занятий. Факультатив по литературе. 33. Межпредметные связи. Принципы работы, задачи, отбор материала, методика работы (из опыта работы учителей-словесников). Кабинет литературы. 34. Словесник в современной школе. Характер труда учителя-словесника. Подготовка к уроку. Из опыта работы учителей. 35. Устное словесное рисование. 36. Методика работы над планом литературного произведения. 37. Инсценирование литературного произведения. 38. Киносценарий как прием изучения литературного произведения. 39. Беседа как форма изучения литературного произведения. 40. Методика работы с художественной иллюстрацией. 41. Портрет писателя на уроках литературы. 42. Заочная экскурсия как форма изучения биографии писателя. 43. Ролевая игра как форма изучения драматического произведения. 44. Исследовательский метод изучения литературе. 45. Пути анализа лирического произведения. 46. Обзорное изучение эпического произведения в старших классах. 47. Анализ учебников по литературе для средних и старших классов. 48. Формы уроков по изучению лирики. 49. Этапы формирования теоретико-литературного понятия. 50. Методика анализа урока литературы. 51. Анализ уроков М. А. Рыбниковой (по выбору). 52. Анализ опыта работы Е.Н. Ильина.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 848; Нарушение авторского права страницы