Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сознательное и бессознательное. Надсознательное.



Бессознательное выступает как сочетание психических актов, причины которых остаются непознанными (непроизвольное запоминание, испуг, сновидения и др.). Сознание выступает как результат познания, способом его существования является знание. Надсознательное соотносится с процессами духовного творчества.

Истина. Все формы познания субъекта как-то соотносятся с внешним миров. Для выражения этого соотношения в философии используется категория истины. Концепция, в которой критерием истинности выступает практика, называется прагматической концепцией истины

Абсолютное - Относительное - Абсолютное

Заблуждение - заблуждение - истина

Ценность. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Устойчивые ценностные ориентации приобретают характер норм, они определяют формы поведения членов данного общества

Вера и идеал. Вера – это акт принятия чего-либо как истинного. Вере предшествует сомнение. Вера не сводится к деятельности разума. Высшей степенью веры является идеал. Идеал – это максимально целостный образ желаемого будущего.

Философия как метаязык. Язык – это выражение внутреннего духовного мира человека, средство общения и сохранения информации. Метаязык – это язык, на основе которого производится исследование другого языка (объектный язык).Соотношение между метаязыком и объектным языком реализуется в процессе перевода. Естественные, искусственные, формализованные языки

Культура – это инобытие человеческого духа

Диалог – как характеристика культуры

Культура – это мастерство. Культура не обладает всеобщностью и универсальностью. Культура - это творчество по законам истины, красоты и добра

Общество. Общество – это системное образование, совместная жизнедеятельность людей. Социальное – это системные характеристики общества. Общество состоит не только из своих элементов (людей), но и макроструктурных единиц профессионального, демографического, экономического, политического, мировоззренческого содержания

Природа. Под природой обычно понимают несоциальное. Природа обладает возможностью порождения человека.В отсутствие человека некому было бы познавать природу, Вселенную. Природа есть основа неприродного, т.е. психики, сознания. Природа становится фундаментом общественной, социальной жизни человека

Пространство и время. Пространство есть выражение сосуществования материальных объектов. Время характеризуется не сосуществованием, а сменяемостью, процессуальностью явлений. Время выражает изменчивость явлений

 

Лекция 11

Социальная философия. Основные функции. Философия истории

Специфика. Социальная философия рассматривает:

-формы отношения человека к обществу

-проблемы и противоречия во взаимоотношениях человека и общества

Общество выступает одновременно и субъектом, и объектом познания. Таким образом, социальное познание выступает как самопознание.

Отличие социального познания от познания естественнонаучного. Объект природы более стабилен, его можно анализировать неоднократно в том же состоянии, можно повторять эксперимент. Общество подвижно, оно постоянно меняется, актуальное бытие общества быстро превращается в бытие прошлого. Чаще всего общество изучают как историю. Историю повторить нельзя.

Мировоззрение – система взглядов, определяющая понимание человеком существующего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Включает в себя убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др.

Функции социальной философии.

Ø Социо-культурная функция: помочь человеку осмыслить ход истории человечества, понять более глубоко современное состояние общества, многогранную взаимосвязь культуры и личности, осознать свое место в обществе и свои возможности социальной активности.

Ø Аксиологическая функция: необходимо все действия, поступки, результаты открытий, изобретений, создание предметного мира и т.д. оценивать с точки зрения этических категорий «добра» и «зла». выработка гуманистического подхода в познавательной, научно-технической, социальной и любой другой деятельности.

Ø Интегрирующая функция: установление всеобщих связей социального бытия, интеграция различных сфер общественной жизни, уровней социальной организации и социальных структур, преодоление разобщенности человечества по экономическому, национальному, расовому и государственному основаниям

Ø Гносеологическая: исследование и объяснение наиболее общих закономерностей и тенденций развития общества в целом, общественных процессов на уровне больших социальных групп

Ø Прогностическая функция: создание гипотез об общих тенденциях развития социальной жизни и человека.

Общество – самое сложное образование по уровню организации. В обществе заложена способность: изменять собственное существование, изменять состояния окружающей действительности. Для этих целей используются соответствующие социальные институты, многообразные знаковые системы.

Основные философские подходы к анализу общества.

1.Натуралистический подход. Общество характеризуется как всеобщность, связующая множество индивидов лишь природными узами. Неизменная природа человека (стремление к счастью, самосохранению, способность мыслить и т. п.) лежит в основе всех исторических изменений. Все типы общественных отношений колеблются вокруг этой «субстанции» истории, то искажая ее, то приближаясь к ней. Правильно понятая природа человека становится основой переустройства общества.

2. Атомистический подход. Человек – некий социальный атом, а общество – механический агрегат таких атомов, замкнутых исключительно на своих интересах (Ж.Ж. Руссо, Т. Гоббс)

3. Идеалистический подход. Развитие общества полностью определяется действием мирового разума или волевой активностью человека.

4. Диалектико-материалистический подход. Общество выступает и как объект и как субъект материальной действительности.

5. Структурный функционализм

Т. Парсонс и Р. Мертон.

Общество как система, социальный организм, существование частей или подсистем которого функционально оправдано в интересах структуры целого.

Философия истории. Поддержание динамического равновесия общественных и индивидуальных интересов – исходный залог благополучия и прогресса социума и его членов. Противоречие общественного и индивидуального лежит в основе общественно-исторического процесса Каждый этап истории - определенная форма разрешения противоречия между личностью и обществом, между индивидуальными и общественными интересами.

Современная философия истории рассматривает несколько важнейших проблем: направленность и смысл истории; типологизация общества; критерии периодизации истории; критерии прогресса.

Философские дискуссии. В философии истории нет единства мнений ни по одному из названных выше вопросов. Точки зрения различны настолько, что скорее, они противоположны, а не дополняют друг друга. Так, некоторые философы признают исторические законы, другие – их отрицают. Ряд философов считает, что у истории есть смысл, другие же считают, что смысла у истории нет и быть не может.

Причины концептуальных расхождений. История протекает в разное социальное время, в различных культурах и цивилизациях, на фоне различной географической среды, при различном уровне развития техники и производительных сил каждого общества.В разных обществах господствующими являются разные иерархии ценностей, разные религии, идеологии и т.п.

Объективность исторического процесса. Объективность исторического процесса связана: с наличием определенных материальных основ жизнедеятельности людей, с интересами, которые они преследуют, и потребностями, которые они должны удовлетворить.Все люди выступают одновременно и как субъекты, и как объекты истории. Отсюда следует, что история не завершена, она не имеет конца. Кроме того, она имеет не линейный, а вариативный характер

История развития идей.

Теория регресса. Общество с развитием цивилизации деградирует. Оно идет от «золотого века» к «серебряному веку» и от него – к «железному».

Эсхатология. Трактовка Всемирного потопа, как Божьего наказания. Модели исторического процесса. Проблемы «смысла истории» (единство и многообразие, историческая преемственность и пр.) разделили исследователей: на сторонников эволюционистской, стадиальной (или прогрессистской) парадигмы и релятивистской концепции культурных циклов (культурной самобытности, локальных цивилизаций).

«Теория круговорота». Авторами теорий круговорота были Аристотель, Д. Вико, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, П.А. Сорокин, Х. Ортега-и-Гассет, А. Тойнби.

История как поступательное развитие. Переход общества от низших к более совершенным формам жизни (И. Кант, Г.Гегель, К. Маркс).

Термин «философия истории». Был введен Вольтером и охватывал совокупность философских рассуждений о всемирной истории. Вольтер рассматривал историю в качестве арены, предоставленной «грабежам и разбоям», где правят произвол и воображение.История — это хаос человеческих поступков, импульсивных действий.

Д.Вико. Связывал смысл истории с естественной необходимостью, то есть с постоянно повторяющимся порядком причин и следствий. Все народы проходят три эпохи: божественную, героическую, человеческую (детство, юность и зрелость). Пройдя положенный круг, страны и народы начинают новый круг

Г.Гегель. Принцип историцизма включает в себя два основополагающих принципа: 1) разум как основополагающая субстанция истории; разум обладает бесконечной мощью 2) утверждение целостности исторического процесса и его целесообразности. Конечная цель всемирной истории - осознание свободы.

К.Маркс. Анализ материальных отношений дал возможность подметить повторяемость и обобщить ступени развития разных стран в одно основное понятие общественно-экономической формации. Понятие общественно-экономической формации отражает системный характер общественного устройства и выражает единство сложного исторического процесса, проявляющегося во всем его многообразии.

М.Блок. Школа «Анналы» в 30-х гг. XX в. обратились к исследованию человека-труженика, предметом их изучения становится «история масс» в противовес «истории звезд». Разрабатывалась «география человека», история материальной культуры, историческая антропология, социальная психология и др. Марк Блок был озабочен проблемой противоречия между неизбежным схематизмом исторического познания и живой тканью реального исторического процесса.

Антиисторицизм К.Поппера. Ход человеческой истории в значительной степени зависит от роста человеческого знания. Мы не можем предсказать, каким будет рост научного знания. Следовательно, мы не можем предсказать ход человеческой истории. Прогресс – это движение к какой-то определенной цели, цели же существуют только для человека, для истории они просто невозможны. Прогрессировать может только человек, защищая, например, демократические институты, от которых зависит свобода.

К. Ясперс. История – это переход от одной эпохи к другой. Для объяснения человеческого единства вводится понятие «осевой эпохи» (середина I тыс. до н.э.), когда человеческая история обретает свою собственную структуру. Каждая историческая эпоха отличается от другой своей специфической исторической ситуацией. Возможно возникновение сходных исторических ситуаций. Так, примерно в одно и то же время возникают одинаковые исторические ситуации в Китае, Индии, Персии, Палестине и Древней Греции, когда формируется тип современного человека.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 881; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь