Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Эпоха Ренессанса: Право имеет человеческое происхождение, потому что его сущность вытекает из общей человеческой природы.
Гуго Гроций. Решать социально-правовые конфликты призван Разум (ratio). Разум имеет общекритическое и всеоценивающее значение, это «свет разума», а не божественное откровение · Гражданское право (jus civile) возникает исторически · Естественное право (jus naturale) вытекает из общественного характера человека. Из этого вытекает необходимость общественного договора – отсюда государственный союз Выводы: · Конец феодализма, начало капитализма · Новое мировоззрение: натурализм, индивидуализм, рационализм. · Интерес к античности диктуется потребностью веры в собственные силы, в возможность создания свободной естественной жизни для индивида · Пантеизм против спиритуализма · Основной признак философии Ренессанса – его светская, земная направленность · Предмет философии Средневековья – Бог, предмет философии Возрождения - природа · Важнейшая особенность философии Возрождения — антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. · Другая ее характерная черта — создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу. · Философия Средневековья теоцентрична, а характерная особенность философской мысли Возрождения — антропоцентризм. · Человек — не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия.
Лекция 5 Новое время (XVII, XVIII и XIX века) Философские концепции XVII-XVIII вв. Английская буржуазная революция 1640 года условно считается началом Нового этапа в европейской истории. Началась эра капитализма буржуазных отношений индустриальной цивилизации. Главная задача новой науки и философии: · Познание окружающего мира с целью увеличения власти над природой · Безграничная вера в Прогресс, Науку и Разум · Возникновение современной науки: физика (механика), математика, астрономия, химия. ботаника (И.Кеплер, Г.Галилей, И.Ньютон, П.Бейль, К.Линней). · Создание научного инструментария: телескоп, термометр, микроскоп, ртутный барометр. Фрэнсис Бэкон. Критика предшествующей философии: вместо дерзновенного проникновения в тайны природы, старая философия занималась какими-то отвлеченными мудрствованиями и поэтому топталась, по большому счету, на одном и том же месте. Метод познания. Метод – это инструмент познания, основной прием реализации определенных задач. Философский метод - способ мышления или познания, путь, которым мы продвигаемся в постижении окружающего. Дедукция: от общего – к частному. Из общего правила делается вывод для частного или конкретного случая. Рассуждение идет от общего к частному, от большего к меньшему. Любое дедуктивное умозаключение со времен Аристотеля называется силлогизмом. Общее правило («Все люди смертны»). Частный случай («Сократ –человек»). Делается вывод для частного случая («Сократ смертен»). Критика дедукции: В основе любого дедуктивного умозаключения обязательно лежит какое-либо общее положение («Все металлы плавятся» и т.п.). Но откуда мы знаем, что все металлы плавятся? Можно расплавить железо, но справедливо ли сказать подобное об остальных металлах, не проводя эксперимента с каждым? А вдруг не все металлы плавятся? Тогда наше обобщение будет ложным, а если оно лежит в основе дедукции, то и дедуктивный вывод окажется также ложным. Недостаток силлогизма – непроверяемость его общих положений, из которых делается заключение. Дедукция – всегда сужающееся знание, движение внутрь, а не вовне. Но наша задача – открывать новые вещи и неизвестные пока истины, значит, рассуждение обязательно должно идти вширь, охватывая доселе неведомое Знание должно расширяться, и поэтому дедуктивный метод в данном случае совершенно неприемлем. Новая философия и наука должна использовать индуктивные умозаключения: Железо при нагревании расширяется, Медь при нагревании расширяется, Ртуть при нагревании расширяетсяà Железо, медь, ртуть – металлыà Все металлы при нагревании расширяются. Индукция: от частного – общему. Из нескольких частных случаев делается одно общее правило рассуждение идет от меньшего (всего три металла) к большему (все металлы), знание расширяется. Но мы рассмотрели только часть предметов из некоторой группы, а вывод сделали обо всей группе, и поэтому вывод не абсолютен в своей достоверности. Это недостаток индукции. Индуктивный метод. Главное достоинство индуктивного метода – познание идет от известного к неизвестному, от частного к общему и, поэтому, способствует открытию новых вещей и истин. Чтобы индуктивные выводы оказались более точными, необходимо выработать правила или требования, соблюдение которых сделает индукцию намного совершеннее. Опыт: индуктивный путь познания. Постепенное наращивание или обогащение нашего знания собирание информации об окружающем мире по частям, по крупицам, которое происходит только в процессе каждодневной жизни. Знание накапливается только в результате жизненного опыта, постоянной практики. Ф.Бэкон – создатель философии эмпиризма на основе индуктивного метода познания. Эмпирическое философствование – выведение знания из окружающего мира в процессе жизненного опыта. Последовательное наполнение изначально пустого или чистого человеческого ума различными представлениями и информацией. Источником познания является внешний мир, в сознании человека нет никаких «доопытных» знаний нет никакой реальности вне и помимо чувственного мира. Томас Гоббс. Не существует Бога и бессмертной человеческой души. Существует только чувственный мир, состоящий из множества физических тел. Познание происходит в результате их воздействия на наши органы чувств, в результате чего в уме и возникают различные идеи. Джон Локк. Все знания выводятся из окружающего мира посредством чувственных восприятий. Первоначальное состояние человеческого сознания - «чистая доска» («tabula rasa»), на которой в процессе жизненного опыта появляется различная информация. Все, что присутствует в нашем уме, поступило туда по каналам органов чувств из внешнего мира Характерные черты эмпиризма Классическая формула эмпиризма: «Нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувствах». Рене Декарт. Для создания новой системы взглядов следует усомниться во всем предыдущем знании, выработанным человечеством. Требуется подвергнуть сомнению и существование самого окружающего нас мира. Метод сомнения: Вдруг внешний мир – только иллюзия, а в действительности он не существует? Можно сомневаться даже в собственном существовании: нет никакой гарантии, что я действительно существую, не исключено, что жизнь моя – фантом и мне только кажется, что я есть. Сомнение – это акт мышления. Возможно ли что-нибудь устойчивое в этом тотальном сомнении - то, в чем никак нельзя сомневаться? Это само наше сомнение: мы во всем абсолютно сомневаемся, но не можем сомневаться в собственном сомнении. Но если мы сомневаемся, значит, мы мыслим, ибо сомнение – это акт мышления. А можем ли мыслить то, что не существует? Не можем. Я мыслю, следовательно я существую - Это знаменитое положение Р.Декарта (cogito, ergo sum) является ключевым моментом его философии. Речь идет о том, что факт собственного мышления для нас более несомненен и достоверен, чем факт собственного существования. Мы скорее знаем о том, что мыслим, а не о том, что существуем. Рассуждения Р.Декарта, если мы знаем о существовании в океане некого острова, то его наличие не вызывает сомнений – остров действительно есть. Но если он существует, а мы не знаем об этом, но, напротив, думаем, что его нет, тогда существует ли он для нас? Конечно, нет. Из наших представлений и понятий о вещах, из мыслей о предметах мы делаем выводы о существовании вещей и предметов. Из мышления выводится не только наше существование, но и наличие внешнего мира. Врожденные идеи. Мышление – первая, несомненная и достоверная реальность. Мышление - автономно, самодостаточно и имеет собственную жизнь. Может ли оно тогда быть ничем или являться пустым? Не может. Оно наполнено врожденными идеями (знанием) Знание изначально (с самого момента рождения) присутствует в нашем уме. Знание не зависит ни от внешнего мира, ни от жизненного опыта. Возвращение к дедукции как методу познания. Врожденные идеи в системе Р.Декарта –основная характеристика нашего мышления. Информацию не следует собирать по крупицам в процессе жизненной практики. Требуется только раскрыть, проявить или реализовать уже имеющиеся у нас «доопытные» представления. Врожденные идеи являются теми общими положениями, из которых возможно делать выводы для каждого конкретного случая. Врожденные идеи не могут быть ложными – они сущностью нашего мышления, несомненность и достоверность которого для нас очевидна. Рационализм (от лат. ratio – ум, рассудок) Важно только правильно употребить дедуктивный метод, уметь добыть из изначального знания все возможные и разнообразные конкретные положения, максимально раскрыть или развернуть его. Верный путь познания заключается в том, чтобы вывести истины не из внешнего мира, а из мышления. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы