Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Софисты - платные учителя мудрости.



Концепция социальной этики

В основе - понятие «порядка». Порядок – это добродетель (дэ). Исполнение обязанностей на основе порядка приводит к появлению человечности (жэнь). Принцип сыновней и братской добродетели (сяо ти). Отношения подданного и правителя, подчиненного и начальника такие же, как отношения сына к отцу и младшего брата к старшему. Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение. Таков путь (дао) образованных, которые обладают нравственной силой (дэ) и которым должно быть вверено управление обществом.

Основные идеи древнегреческой философии.

Античная философия стремилась быть свободной от мифа, веры и фантазии, всецело полагаясь на разум (логос) и рациональный метод познания. Ориентация на разум-логос подкреплялась активной разработкой законов и форм правильного мышления, рациональной аргументации, т. е. логики. Античная философия не знала священных книг и канонизированных текстов. Отсутствие догм, или непреложных истин, и их хранителей позволяло философии оставаться свободным, ничем и никем искусственно не ограниченным занятием.

Каково содержание философии? Созерцание вечности во времени и пространстве; Ключевой камень всего свода человеческого знания ИЛИ Псевдонаука, паразитирующая на словесной путанице?; Античный курьез наряду с астрологией и алхимией?

Вопросы на которые отвечает философия: Что есть время? В чем смысл жизни человека на земле? Задача философии: Категории, через которые мы воспринимаем мир и формируем знание о нем, тождественны для всех сознательных существ, вечны и неизменяемы, и именно это делает наш мир единым и общение возможным.

Как мы мыслим и понимаем друг друга? Нас объединяют категории, в терминах которых мы воспринимаем, воображаем, размышляем. Эти категории независимы от различных мировоззрений, эпох и цивилизаций. Идея И. Канта: Категории, через которые мы воспринимаем мир и формируем знание о нем, тождественны для всех сознательных существ, вечны и неизменяемы, и именно это делает наш мир единым и общение возможным.

Философские учения: Онтология (учение о бытии), Гносеология (учение о познании), Методология (способ познания), Аксиология(учение о ценностях), Антропология(учение о человеке).

Функции философии:

· теоретико-познавательная

· моральная (ценностно-ориентационная)

· критическая

· интерактивная (объединяет все знания и представляет единую картину мира)

· прогностичекая

· аксиологическая (нравственные ценности)

· методологическая (разрабатывает методы)

Г.Ф.Гегель: философия – наука о всеобщем. Философия - свободная и универсальная теоретическая рефлексия (мировоззрение). Философия – постижение всеобщего, универсального, целостного в чувствах и эмоциях (мироощущение). Синтез мировоззрения и мироощущения приводит к миропониманию, т.е. к поиску человеком смысла существования себя самого и окружающего его мира.

Взаимосвязь мифологии и философии:

В мифологии: вера в сверхъестественное, связь с природой, объяснение действительности наглядно, эмоциональная насыщенность, связь с магией и волшебством. Философия вытесняет мифы, когда человек начинает накапливать знания (под влиянием социальных и экономических факторов). В философии: существует доказательная база, абстракция, логические рассуждения, отсутствует наглядность.

Философия и религия: религия требует слепой веры, а философия доказывает истину; философия приветствует открытия.

Философия и мировоззрение: совпадает главный вопрос. 2 мировоззрения: материализм (материя) и идеализм (дух).

 

Лекция 2

Античная философия

· 1этап- архаический с VII по V вв. до н.э.

· 2 этап- классический V-IV вв. до н.э.

· 3 этап- эллинистический (с похода эллинов на Восток) с III по II вв. до н.э.

· 4 этап – римский (1 в. до н.э.-II в. н.э.)

Фалес из Милета

• Философ, политический деятель, ученый. Бывал в Египте, Персии, Индии.

• В 585 г. до н. э. предсказал солнечное затмение и прославился этим на всю Грецию.

В рамках милетской школы впервые был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.

• Стойхейон – элемент, ядро, основа. Архэ – первоматерия, праматерия, исходное состояние вещей. «Вода» - это и стойхейон, и архэ. Земля плавает в бесконечной воде и имеет форму диска.

• Древнее всего сущего – бог, ибо он не рожден. Прекраснее всего – мир, ибо он сотворение бога. Больше всего – пространство, ибо оно объемлет все. Быстрее всего – ум, ибо он обегает все. Сильнее всего – неизбежность, ибо она властвует всем. Мудрее всего – время, ибо оно раскрывает все.

Пифагор с острова Самос

• В чем состоит мировая основа?

• Все вещи можно посчитать.

• Понятно, что птица – не рыба, дерево – не камень и так далее.

• Но мы всегда можем сказать: две птицы, десять рыб, двадцать деревьев.

• Числом можно все выразить или описать.

• Число есть то, что всегда и неизменно присутствует в совершенно различных вещах, является связующей нитью, единой объединяющей основой,

число можно назвать первоначалом мира.

Пифагорейское учение:

• В арифметике основные числа: 1, 2, 3, 4.

• В геометрии: 1- точка; 2- прямая (определяется двумя точками; 3 – квадрат (определяется тремя точками); 4 – куб (пространственная фигура)

• Сумма (1+2+3+4)=10.

• 10 - идеальное число, на которое можно перевести все вещи и явления мира с его противоположностями.

Гераклит из Эфеса

Гераклит происходил из царско-жреческого рода, власть которого была свергнута в Эфесе демократией. «Он был высокомудрым, как никто, и всех презирал: «Многознание уму не научает, а не то научило бы Гесиода и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем» ( Диоген Лаэртский).

Диалектика– учение о всеобщей связи и вечном изменении вещей. Центральным мотивом учения Гераклита был принцип – «все течет» (панта реи). В одни и те же реки мы входим и не входим, существуем и не существуем. Этот мир, который для всех не сотворил никто из богов или людей, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, разгорающимся согласно мере и угасающим согласно мере.

Парменид из Элеи: противоречие разума и чувств. Чувства говорят нам о том, что все возникает и уничтожается. Представим себе возникновение не чувствами, а разумом. Допустим, что-то возникло. Обозначим его условно буквой А. Из ниоткуда оно возникнуть не могло. Значит, появилось откуда-то, из чего-то другого. Из чего? Обозначим это другое буквой В. Из некого В возникло некое А. Но это значит, что А уже содержалось в В, в В было какое-то не-В, следовательно, В являлось собой и одновременно не являлось собой.

Парменид: «Бытие есть, небытия же нет». Если что-то есть, то оно есть всегда, а если чего-то нет, то его нет никогда. Вечность вытекает из самого понятия Бытия и является его первым и наиболее существенным признаком. Но то, что вечно, обязательно должно быть неделимым. Если что-то делится, значит, оно состоит из частей, и если части разъединятся, то этого предмета не будет.

Апории (парадоксы) Зенона: «Дихотомия (деление пополам)» (Допустим, телу надо пройти из точки А в точку В. Перед тем, как оно пройдет свой путь, ему сначала требуется пройти половину данного пути, а еще раньше – четверть его, а еще раньше - 1/8 этого пути, а перед тем – 1/16, а еще раньше - 1/32 и так сколь угодно долго. Получается, что телу требуется пройти бесконечное количество отрезков. Возможно ли пройти бесконечность? ).

Гераклит Эфесский: Ничто не стабильно, все движется и меняется и никогда ни на чем не останавливается. Мир, в котором нет ничего устойчивого и постоянного, является беспорядочным и хаотичным. Но только таким он и может быть. Изменение и движение – это единственно возможный способ существования мироздания.

Хаос и Логос: Хаос – это главный принцип мироустройства, Логос - это главный закон мироустройства. Высший закон всего заключается в том, чтобы мироустройство являлось хаотичным. Но закон - это нечто стабильное и упорядоченное. Парадокс: высшая упорядоченность мира заключается во всеобщей беспорядочности или хаотичности. Борьба противоположных начал и является источником вечного движения и изменения.

Демокрит: Бытие и движение: Все в мире находится в движении, изменяется и делится на части (Гераклит), но Бытие может существовать только как неделимое и неизменное (Парменид и Зенон). Бытие вечно, а значит не может быть делимым, так как то, что состоит из частей, существует не всегда (если части вместе, оно существует, если же они разъединятся, его не будет).

Демокрит. Существует некая частица, пусть очень маленькая, но неделимая дальше. Будучи неделимой, она не может уничтожиться, потому что не состоит из частей, на которые может распасться. Она существует вечно, следовательно, и является действительной основой Бытия, его носителем, представляет самое Бытие. Делимое по-гречески звучит как «томoс». Отрицательная частица в греческом – «а». Поэтому неделимое – это «aтомос» или «атом».

Атом и Пустота. Всё, что мы видим вокруг себя, не является настоящей реальностью. Реальность - невидимый нами мир атомов и пустоты. Всё, что мы воспринимаем чувственно – фантом, мираж, иллюзия. Нет ни гор, ни небесных тел, ни воды, ни земли, ни воздуха, нет растений и животных, нет ни холодного, ни теплого, ни сладкого, ни соленого, ни белого, ни зеленого, нет вообще ничего, а нам только кажется, что всё это есть. Единственно и действительно существуют только атомы и пустота.

1этап: От природы к человеку. Проблемы начала всех вещей, бытия, небытия, материи и ее форм. Главные проблемы: как возник Космос? какова его структура? Что есть Бытие? Что есть первооснова мироздания? Что есть часть и целое?

Эллинистический период

Основная черта эпохи эллинизма (с 334 года до н.э.) – нестабильность и непредсказуемость. Весь старый, привычный и веками незыблемый уклад жизни рухнул, все менялось стремительно и безусловно. Главный вопрос философской мысли: Как быть счастливым? Как обрести внутри себя уверенность и благо, когда во внешнем мире ничего подобного найти уже невозможно. Счастье по-гречески – эвдемония.

Эпикур. Каждый - хозяин собственной судьбы и кузнец собственного счастья. На нас никто не влияет, кроме нас самих. Что следует или не следует делать для обладания счастьем? Требуется выбирать удовольствия и избегать страданий. Счастье – не в вещах, а в нашем отношении к ним. Страх – препятствие к счастью. Страх перед Богами – существами высшими и могущественными, способными не только помочь, но и навредить нам; Страх перед смертью – печальным, и совершенно непостижимом финалом любой человеческой жизни; Страх перед судьбой – предопределением, от нас не зависящим, которое может быть как добрым, так и злым.

Зенон из города Китион. Школа стоиков. Формула стоической философии представлена знаменитым положением: «Желающего судьба ведет, нежелающего – тащит». Человек совершенно несвободен и всецело пребывает в распоряжении внешних и не зависящих от него сил. Свобода состоит в том, чтобы понять их замысел и добровольно его выполнять, подчиняться судьбе и следовать предначертанному. Одной из основных добродетелей стоиков является способность спокойно и мужественно встретить собственную смерть. Стоическое счастье - полное безразличие к жестоким превратностям судьбы.

Пиррон из Элиды. Школа скептиков. Скептицизм – это школа сомневающихся во всем философов. Мы не знаем, что является хорошим, а что – плохим, чему следует радоваться, а чему – печалиться, следовательно, не можем испытывать ни положительных, ни отрицательных эмоций. Для достижения счастья человек должен ответить на три вопроса: 1) какова природа вещей? 2) как нам к ним относиться? 3) что из этого для нас следует? Обыкновенный человек скажет по поводу какого-либо события: «Это плохо» и расстроится из-за него. Скептик: «Мне кажется, что это плохо, но только кажется». Как скептик сможет расстроиться из-за какого-либо события, если он даже не знает, какое оно в действительности – плохое или хорошее? Отсутствие позитивных и негативных эмоций, полная невозмутимость души - несомненное счастье (атараксия).

Мартин Лютер

· «95 тезисов против индульгенций», вывешенные в 1517 г. на дверях церкви в Виттенберге немецким богословом Мартином Лютером (1483—1546), имели огромный резонанс.

· Реформационные процессы, приведя к расколу римской церкви и созданию новой разновидности христианства — протестантизма

· Лютер выступил против церкви как единственного посредника между Богом и Человеком. Спасение человека не зависит от церковных таинств, обрядов и жертв в пользу церкви, но достигается чистой верой, которая является «божьим даром»

Реформация и Ренессанс. Отношения Реформации и Ренессанса противоречивы. С одной стороны, гуманистов Возрождения и представителей Реформации роднила глубокая неприязнь к схоластике, жажда религиозного обновления, идея возврата к истокам (в одном случае — к античным, в другом — к евангельским). С другой стороны, Реформация — это протест против ренессансного возвеличивания человека.

Эразм Роттердамский. «Похвала Глупости». Христианство должно избавиться от схоластической псевдо научности.Философия должна сойти «с неба на землю», заниматься основными вопросами естественной жизни человека

Характерные черты эмпиризма

Классическая формула эмпиризма: «Нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувствах».

Рене Декарт. Для создания новой системы взглядов следует усомниться во всем предыдущем знании, выработанным человечеством. Требуется подвергнуть сомнению и существование самого окружающего нас мира. Метод сомнения: Вдруг внешний мир – только иллюзия, а в действительности он не существует? Можно сомневаться даже в собственном существовании: нет никакой гарантии, что я действительно существую, не исключено, что жизнь моя – фантом и мне только кажется, что я есть. Сомнение – это акт мышления. Возможно ли что-нибудь устойчивое в этом тотальном сомнении - то, в чем никак нельзя сомневаться? Это само наше сомнение: мы во всем абсолютно сомневаемся, но не можем сомневаться в собственном сомнении. Но если мы сомневаемся, значит, мы мыслим, ибо сомнение – это акт мышления. А можем ли мыслить то, что не существует? Не можем.

Я мыслю, следовательно я существую - Это знаменитое положение Р.Декарта (cogito, ergo sum) является ключевым моментом его философии. Речь идет о том, что факт собственного мышления для нас более несомненен и достоверен, чем факт собственного существования. Мы скорее знаем о том, что мыслим, а не о том, что существуем. Рассуждения Р.Декарта, если мы знаем о существовании в океане некого острова, то его наличие не вызывает сомнений – остров действительно есть. Но если он существует, а мы не знаем об этом, но, напротив, думаем, что его нет, тогда существует ли он для нас? Конечно, нет. Из наших представлений и понятий о вещах, из мыслей о предметах мы делаем выводы о существовании вещей и предметов. Из мышления выводится не только наше существование, но и наличие внешнего мира. Врожденные идеи.

Мышление – первая, несомненная и достоверная реальность. Мышление - автономно, самодостаточно и имеет собственную жизнь. Может ли оно тогда быть ничем или являться пустым? Не может. Оно наполнено врожденными идеями (знанием) Знание изначально (с самого момента рождения) присутствует в нашем уме. Знание не зависит ни от внешнего мира, ни от жизненного опыта. Возвращение к дедукции как методу познания. Врожденные идеи в системе Р.Декарта –основная характеристика нашего мышления. Информацию не следует собирать по крупицам в процессе жизненной практики. Требуется только раскрыть, проявить или реализовать уже имеющиеся у нас «доопытные» представления. Врожденные идеи являются теми общими положениями, из которых возможно делать выводы для каждого конкретного случая. Врожденные идеи не могут быть ложными – они сущностью нашего мышления, несомненность и достоверность которого для нас очевидна.

Рационализм (от лат. ratio – ум, рассудок) Важно только правильно употребить дедуктивный метод, уметь добыть из изначального знания все возможные и разнообразные конкретные положения, максимально раскрыть или развернуть его. Верный путь познания заключается в том, чтобы вывести истины не из внешнего мира, а из мышления.

Классическая формула рационализма: «Нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувствах, кроме самого разума». Мышление независимо от чувственного опыта. Наше сознание автономно и живет собственной жизнью, в сознании изначально содержится в неявной форме все то, что нам предстоит узнать.

Дедукция, а не индукция. Приобрести знание возможно вне всякого непосредственного контакта с окружающим миром без экспериментирования, помимо жизненной практики и независимо от опыта. Можно открыть неведомые глубины Бытия и постичь тайны сущего, не выходя из собственного кабинета –одним лишь всепроникающим актом умозрения. Не следует индуктивно собирать знание по частям, надо дедуктивно вывести его из безграничных и врожденных способностей нашего сознания.

Славянофильство

Основоположниками славянофильского направления в российском общественном сознании были Иван Киреевский и Алексей Хомяков. Их философия была попыткой опровергнуть рационалистический западный тип философствования. Они стремились создать русское толкование христианства, как результат национальной самобытности русской духовной жизни.

Иван Киреевский. Идея цельности духовной жизни. Необходим общий поворот в общественном сознании, «воспитание общества», что должно выразиться в отказе от культа телесности и культа материального производства. Суть этого пути — стремление к сосредоточенной цельности духа, которая дается только верой: осознанным отношением человеческой личности к личности Божества.

Алексей Хомяков. Соборность — целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Такое понимание соборности соответствует древнерусскому понятию “лад” и неразрывно связано с общинной жизнью русского народа. Основной принцип Православной церкви состоит не в повиновении внешней власти, а в соборности. Только православие гармонически сочетает свободу с необходимостью, индивидуальную религиозность с церковной организацией

Философия славянофилов. Таким образом, славянофилы делали упор на самобытное развитие России, ее религиозно-историческое и культурно-национальное своеобразие и стремились доказать, что православная культура оплодотворит собой западный мир. Они рассматривали церковь и веру как основу общественного устройства и сильной стороной православного общества считали «соборность», то есть объединение людей на основе их преданности православным идеалам.

Философский материализм

Человек - существо природное, поэтому ему свойственны материальные интересы и коллективный образ жизни. Из этого принципа выводились и основные положения этики «разумного эгоизма» и право на революционное преобразование общества (призыв к народу «взять топор»).

Н.Чернышевский отрицал наличие у человека двойственной природой – материальной и духовной. Он считал, что мир един и все функции организма есть проявление всеобщих законов природы. Сознание – это результат приспособления человека к миру, основанного на физиологических процессах организма.

Владимир Соловьев. Исходным принципом его мировидения является принцип всеединства, который утверждает целостность реальности, заключающей в себе Абсолют (Бога) и материальный мир. Философия В.Соловьева. Существенной характеристикой всеединства является полноправное сосуществование всех элементов мира, которые объединены любовью Бога. Благодаря этому, мировой процесс есть процесс возвращения мира к абсолютному всеединству, последним этапом которого становится преобразование человеческого в богочеловеческое.

Цель человечества состоит в формировании «цельной жизни»: в гармоничном устройстве самого общества, его отношения к природе, а также в гармонии внутреннего мира отдельного человека, его духа, мысли и воли.

Постижение истины. Гармония духа, мысли и воли достигается в процессе познания:

· Эмпирическое познание (наука),

· Рациональное (философия)

· Мистическое (религия).

Истина рациональна по форме и наполнена жизненностью, которая идет от чувств и интуиции. Заблуждение же возникает в результате абсолютизации одного из видов познания.

Понятие «София». Понятие «София» является фундаментальным определением идеального плана мира, его одухотворенности.София – это символ и образ любви, она объединяет человечество – всех людей живших и живущих.София обеспечивает развитие человечества настолько, насколько оно следует христианскому пути.София – это христианская церковь, являющаяся посредником между Богом и человеком, дающая возможность духовного существования благодаря «соборности».

Классическое евразийство

Термин «Евразия» впервые был введен в 1883г. австрийским ученым Г. Зюззом и первоначально обозначал географическое пространство. «Евразийство» сформировалось как самостоятельное идейно-политическое и философское течение в среде русской эмиграции в 1920-1930 годах. Началом движения стал выпуск сборника молодых философов и публицистов Н.С.Трубецкого, П.Н. Савицкого, Г.В.Флоровского, Л.П.Карсавина, Н.Н.Алексеева и П.П.Сувчинского. «Исход к Востоку. Предчуствия и свершения. Утверждение евразийцев» София, 1921г.

Основные идеи: Категорически отвергая западничество и одновременно его славянофильскую альтернативу, евразийцы декларировали свою «серединную» позицию: «Культура России не есть ни культура европейская, ни одна из азиатских, ни сумма или механическое сочетание из элементов той или других… Ее надо противопоставить культурам Европы и Азии как серединную, евразийскую культуру».

Н.С.Трубецкой – идея полицентризма. Вместо принципа градации народов и культур по степеням совершенства (европоцентризм), обосновывается новый принцип равноценности и качественной несоизмеримости всех культур и народов земного шара (полицентризм).

П.Н.Савицкий - идея месторазвития. Месторазвитие – это «широкое общежитие живых существ, взаимно приспособленных друг к другу и к окружающей среде», т.е. непосредственная связь народа с географической средой, в которой он возник. Эта среда накладывает свой отпечаток на особенности и ход истории народа, а народ, в свою очередь, приспосабливает среду обитания под себя.

Л.Н.Гумилев. Создал теорию этногенеза и пассионарности. Евразийский суперэтнос возник на пятьсот лет позже западноевропейского. Сейчас находится в своем расцвете. Народам Евразии только еще предстоят великие дела. Никакие культурные веяния не способны оказать влияние на самобытность народа, имеющую биосферную природу. Только в результате пассионарного толчка два соседних народа могут физически слиться друг с другом и образовать новый этнос.

Заключение:

· Основные темы русской философии – судьба России и мировой цивилизации и проблема человека.

· Большой вклад русские мыслители сделали в изучение нравственного и эстетического начал человека, развили религиозную философию

· Ярким явлением мировой философии стали учения русских философов о космосе и о месте человека в нем («русский космизм»).

· Кроме понятий, сформировавшихся в западной философии, русские мыслители использовали собственные категории, такие как «всеединство», «цельное знание», «живознание», «соборность», «софиология», «синергизм», «богочеловечество», «живая этика», «метафизика сердца», «стыд», «евразийство» и др

 

Лекция 7

Логика.

Первый этап – существование Абсолютной Идеи исключительно в идеальной сфере, когда она является самою собой, находится в области чистого духа, совершенного мышления. Логика в учении Г.Гегеля –это ни в коем случае не наука, а идеальный, незримый и умопостигаемый мир, являющийся первичной и истинно сущей реальностью. Природа – «застывшая мысль»

Второй этап - Абсолютная Идея покидает сферу Логики и переходит в иную форму, воплощаясь в физический или материальный мир. Природа – в чувственном или телесном виде существующий дух, т.е. инобытие Абсолютной Идеи. Видимый нами мир – проявление невидимой реальности, которую мы и должны усмотреть за всем физическим и чувственно воспринимаемым. Нам только кажется, будто природа существует самостоятельно, в действительности она лишь воплощение идеального Бытия. Природное инобытие Абсолютной Идеи. Механика - пространство, время, материя, движение, всемирное тяготение. Физика - небесные тела, свет, теплота, химизм и т.п. Органика - геологические реалии, растительный и животный мир. Бытие Абсолютной Идеи в человеческом духе

Третий этап - Абсолютная Идея переходит из области физического или природного в сферу человеческого сознания. Абсолютная Идея существует в мышлении. Формы ее Бытия в человеческом духе:

· субъективный дух (антропология, феноменология, психология)

· объективный дух (право, нравственность, государство)

· абсолютный дух (искусство, религия, философия).

Три стадии саморазвития Абсолютной Идеи – триада.

Тезис - существование Абсолютной Идеи в собственном лоне.

Антитезис - переход в форму чувственного мира, в предметы и вещи, отпадение Абсолютной Идеи от самой себя (изменяет собственной идеальной природе).

Синтез - новое воплощение Абсолютной Идеи в различных видах человеческого сознания, т.е. вновь обретение духовности и возвращение к себе.

Людвиг Фейербах: «новая философия» (1804-1872). Понятия «Бытие», «Природа», «Реальность» - тождественны. Зачем сочинять еще какую-то реальность, помимо ощущаемой нами?

Философия будущего. Прежняя философия прибегала к представлениям о высшем и запредельном, потому что люди мало знали и многого не понимали теперь мы значительно продвинулись вперед в области познания – пришло время отбросить вымыслы и объяснить мир из него. Материализм и атеизм должны стать главными чертами Новой философии. «Созерцайте же природу, созерцайте человека! Здесь перед вашими глазами вы имеете мистерии философии». Мир - многообразен, постоянно меняется, эволюционирует. Живая природа возникла из неживой. Почему теперь мы не видим, чтобы где-нибудь или когда-нибудь из неживого происходило живое? Для этого нужны определенные условия, которые имели место миллионы лет назад и отсутствуют сейчас, отчего мы и лишены возможности непосредственно наблюдать подобный процесс.

Религия - «бессознательное самосознание человека». Бог – это представление человека о себе, только более совершенном. Собственную сущность мы непроизвольно доводим до абсолюта, до возможного предела желаний. Затем получившийся результат отрываем от своего реального существования (отчуждаем) и помещаем на Небо. Будучи не в состоянии что-либо существенно изменить в земной жизни, мы уповаем на потустороннюю и запредельную сферу божественного

Атеизм: человек сам творец своей судьбы. Человек должен собственную сущность, отчужденную в Боге, вернуть к себе и на Земле осуществить то, что он перенес в выдуманный, сверхъестественный мир. Невозможно стать бессмертным, но можно увековечить себя собственными деяниями, внести собственной жизнью вклад в общий путь человечества, оказаться пусть маленьким, но звеном в неразрывной и бесконечной цепи мироздания и преодолеть смертность и обрести вечность.

Человек – совершеннейшее создание природы. Разумная природа (человек) много тысячелетий назад выделилась из живой, и по тем же причинам этого не происходит сейчас. Человек, наделенный разумом, является самым совершенным созданием природы. Природа есть единственная реальность. Предметом философии может и должно быть не что иное, как физический мир и человеческое сознание.

Философская антропология. Основным объектом философии становится человек. Главный вопрос - установление нашей сущности, общих черт, объединяющих людей. Наиболее существенные свойства человеческой природы: любовь к жизни, инстинкт самосохранения, эгоизм (восприятие мира через себя) и стремление к счастью, состоящее из множества слагаемых (наиболее важным из которых является жажда любить и быть любимым).

Человеческая природа не является ни дурной, ни хорошей. Каждого делают хорошим или плохим условия человеческой жизни, то есть нейтральная в моральном смысле наша природа. Если вы хотите, чтобы человек был хорош, создайте ему такие условия, в которых его неизменная (от него не зависящая) природа проявилась бы наилучшим образом. Если подобные условия отсутствуют, не удивляйтесь тому, что человек плох и не обижайтесь на него. Наши пороки – это неудавшиеся добродетели, они превратились бы в добродетели, если условия нашей жизни оказались иными.

К.Маркс и Ф Энгельс: «Идеальное - есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»

Диалектика как метод познания и логика развития духа была разработана Гегелем: весь путь движения духа от начала и до конца он рассматривал в саморазвитии, от низшего к высшему, от абстрактного к конкретному, от чувственной достоверности к абсолютному духу, к абсолютной истине.

Общая характеристика

Идеи экзистенциализма получили развитие в ХХ веке в трудах Мартина Хайдеггера, Карла Ясперса, Альбера Камю, Жана-Поля Сартра, Симоны де Бовуар и др. На экзистенциализм оказали преобладающее влияние идеи философии жизни. Экзистенциализм как яркое проявление нонкомформизма явился своеобразной реакцией на духовный кризис, вызванный войнами и тд. В ситуации безнадежности и душевной растерянности призыв экзистенциалистов к человеческой подлинности, к чувству человеческого достоинства оказался источником мужества и нравственной стойкости.

Обычно различают экзистенциализм:

Ø религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, А. Бердяев и др.) и

Ø атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.)

Познание через переживание. Нельзя собственную жизнь (а она и является экзистенцией) сделать объектом наблюдения, то есть посмотреть на нее извне, со стороны. Наша жизнь всегда с нами и неотделима от нас, поэтому постижение ее представляет собой большую трудность. Экзистенция не поддается рациональному или научному познанию, которое может иметь дело только с объектами. Единственный способ постичь индивидуальное существование – это пережить и описать его так, как оно открывается в непосредственном переживании

Экзистенция – это одиночество. Индивидуальная жизнь - только твоя. Никто не проживет твою жизнь за тебя, никто не сможет умереть вместо тебя. Ты один на один со своей жизнью и помощи ждать неоткуда. Каждый из нас безысходно одинок.

Жизнь и смерть.

Любая вещь лучше всего понимается через собственную противоположность. Если существовал бы только день, а ночи не было бы вовсе, то могли бы мы знать, что такое день? Следовательно, и жизнь наиболее полно может раскрыться перед лицом смерти. Именно через смерть мы можем уловить экзистенцию, увидеть ее, получить о ней некое представление.

А.Камю: жизнь как абсурд.

Непрерывный и бессмысленный труд Сизифа как метафора современной жизни, потраченной на бесполезный труд на фабриках и в офисах. «Сегодняшний рабочий каждый день своей жизни трудится над одной и той же задачей, и эта судьба не менее абсурдна. Но это трагично только в редкие моменты, когда это осознаётся

Жизнь – борьба со смертью. Между царством природы и миром богов находится человек – самое трагическое и несчастное существо, которому достался наиболее незавидный удел: Быть смертным и Знать об этом. Человек непроизвольно и бессознательно пытается убежать от смерти. В жизненной активности мы не только убегаем от смерти, но и боремся с ней, отрицаем ее каждым полноценным и жизнеутверждающим днем своего существования.

Почему человек задумывается о смысле жизни? Потому что есть смерть. Если бы ее не было, то вопрос о смысле жизни не мог бы возникнуть. Зачем жить, если я все равно умру; и если мне суждено умереть, что я должен сделать в отпущенное мне время, чтобы моя жизнь что-то из себя представляла, была чем-то, была жизнью, а не пустотой или живой смертью? Что делать – суть любого вопроса о смысле жизни.

Право выбора.

Разум - главная отличительная черта человека, в силу которой у него есть знание о смерти. Человек знает, что хорошо и что плохо. Животные лишены разума, а потому живут инстинктом и ничего не знают о добре и зле. Животные, будучи лишенными всякого выбора, являются несвободными существами. Человек – свободен сделать выбор.

Ж.-П.Сартр – идея свободы. «Человек осужден быть свободным». Свобода – это, прежде всего, наличие выбора. Через сознание и выбор индивид придает миру ценность и значение. свобода не как свобода духа, ведущая к бездействию, а как свобода выбора: узник свободен принять решение — смириться или бороться за свое освобождение.

Выбор – индивидуальная ответственность. Если человек выбирает зло, то виноват в этом только он сам и несет за это полную ответственность. Таким образом, настоящая вина всегда свободна. Где нет свободы, там нет и вины. Человек, как свободное существо, ответственен: за все совершаемое им, за все, творящееся вокруг, потому что живет в происходящем, осознает его, а значит является его участником.

Человек и общество

Чувство вины и ощущение ответственности, равно как и страх перед смертью – слишком тяжелое бремя. Пытаясь избавиться от этих тяжелых обстоятельств жизни, Человек растворяет себя в обществе, однако, жизнь в обществе – эфемерное, неподлинное существование. Раствориться в массе людей невозможно.

К.Ясперс: экзистенциальная коммуникация. Структуру человеческого бытия составляет общение индивида с другими. " Мы являемся тем, что мы являемся, только благодаря общности взаимного сознательного понимания. Не может существовать человек сам по себе, просто как отдельный индивид... Все то, что есть человек и что есть для человека... достигается в коммуникации". Экзистенциальная коммуникация отличается от тех ролей, которые играет человек, выступая как ученый, политик и т.п. Экзистенциальная коммуникация выступает как духовное общение

Качество-количество-мера

Качество – это неизменяющаяся определенность существующей вещи. Изменение качества означает непременное исчезновение вещи. Количество – это изменяющаяся определенность существующей вещи. Вещь исчезает, преобразуется в нечто другое лишь тогда, когда превзойдены некоторые ее количественные границы. Мера – это качественно-количественная определенность вещи, единство качества и количества. Единство чувственного и рационального познания. Чувственное познание (ощущение, восприятие, представление).

Восприятие – структурированный символ (образ), состоящий из нескольких ощущений.

Представление – образ ранее воспринятого или созданного воображением явления.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 855; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.088 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь