Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Этап: Проблемы воли и свободы человека, достижения счастья.



Римский период. Римская империя – настоящая мировая держава. Все силы римского народа ушли в завоевательные войны, в создание необъятного государства, равного которому не было в человеческой истории. Философия оказалась заимствованием и приспособлением к собственным практическим нуждам оригинальных греческих идей. Рим оставил человечеству необыкновенную политическую историю, юриспруденцию и риторику, но философское наследие мир получил от греческой цивилизации.

Сенека: Философия стоицизма. Все в мире и во вселенной подчинено власти строгой необходимости. Жить счастливо – подчиняться судьбе. Смысл жизни – в достижении абсолютного душевного спокойствия. Предпосылка этого – преодоление страха перед смертью. Надо избегать участия в общественной жизни и политике.

Марк Тулий Цицерон. Не любить философию все равно, что не любить собственную мать. Философия - не просто поиск истины, но и способ жизни, присущий свободному человеку. Добродетель – преодоление всех жизненных невзгод силой воли.

Эклектицизм (соединение всего лучшего из философских школ) = энциклопедизм, охватывающий познание как природы, так и общества.

 

Лекция 3

Средневековье. Философские концепции.

1. Античный мир. Политеизм (от греч. полюс – многий и теос – Бог) – многобожие. Каждое божество олицетворяет природную стихию. Поэтому божества находятся не вне мира, но слитно с ним. Совокупность языческих богов и есть мироздание.

2. Средневековье (V-XV вв.). На смену античному политеизму приходит монотеизм (от греч. монос – один и теос – Бог) – единобожие: Бог один. Он находится вне мира, Первичен по отношению к миру, который сам сотворил. Под идейными знаменами монотеизма (христианского – на Западе и мусульманского – на Востоке) прошло тысячелетие человеческой истории. Пантеизм – Теизм. Христианин считает, что, поклоняясь природе, язычник совершает самую непростительную ошибку, ибо умаляет и принижает роль Бога, растворяя его в окружающем мире (пантеизм). Христианский взгляд является теизмом, то есть утверждением о первичности и потусторонности Бога по отношению к миру и о том, что Бог сотворил его.

Патристика (от греч. «патэр» -отец) - Начальный период средневековой философии, ее становление и формирование.

Соотношение веры и знания, религии и философии. Следовало понять: Может ли философия быть совместима с религией («служанка богословия») или необходимо отбросить любое философствование как занятие вредное и богопротивное?

Климент Александрийский. Философия не противоречит религии Философия – ступень на пути к более совершенному способу познания – вере.Бог назначил людям философствовать, желая подготовить их к высшему (религиозному) этапу духовной жизни.

Ориген: логическое объяснение религиозных догматов. Человек был создан Богом, но, нарушив запрет, отпал от него и подвергся наказанию; с тех пор весь род человеческий грешен, но среди людей есть немногие праведные, которые спасаются в раю, в то время как грешники мучаются в аду. Но человек изначально вышел из рук всеблагого Творца, следовательно, является хорошим, и поэтому когда-либо все равно вернется к Богу, то есть все спасутся, а ад исчезнет.

Квинт Септимий Тертуллиан. Философское знание и религиозная вера несовместимы«Верую, ибо абсурдно» («Credo, quia absurdum»). Следует только верить, хотя слепая вера нелепа и абсурдна с точки зрения разума и знания; Следует только верить, потому что бессмысленно или абсурдно пытаться понять что-либо в сверхразумных и недоступных осознанию положениях веры.

Аврелий Августин, епископ Гиппонский. Божественный замысел непостижим. Бог изначально предопределяет одних к спасению в раю, других – к вечным мукам в аду.Поэтому праведный является добродетельным не в силу свободного выбора, а волей предопределения, и потому не существует никакой его заслуги в собственной праведности.Равно как и грешник совершает преступления не в силу сознательного выбора зла, а потому, что предопределен к нему. Одни должны спастись и поэтому при жизни праведны, а другие обречены погибнуть и оттого грешны.Возникает вопрос: за что наказывать грешников адом и поощрять праведников раем, если никто не является плохим или хорошим добровольно, но всегда - в силу сверхъестественного предопределения? Данный вопрос правомерен, но только с точки зрения разума. Божественная воля стоит совершенно вне осознания и понимания, а потому данный вопрос является бессмысленным. Равно как лишен смысла и вопрос о том, чем руководствуется Бог, творя свое предопределение, назначая одних к спасению, а других – к погибели.

Этап патристики: соотношения веры и знания, религии и философии. Знание – это принятие чего-либо в силу обоснования и доказательства, Вера – это принятие чего-либо помимо всяких обоснований и доказательств, Религия опирается на веру, философия – на знание. Проблема: возможно ли применить философское знание к религиозной вере? Может ли философия хотя бы в некоторой степени являться совместимой с религией? Основной вопрос: следует философию оставить, превратив в «служанку богословия» или следует отбросить любое философствование как занятие вредное и богопротивное?

Теодицея (богооправдание)- объяснение существования зла. Если Бог всемогущ, в его ведении находится и зло, тогда он не всеблаг (т.е. не является абсолютным добром). Если он всеблаг, тогда зло – не от него и ему не подчиняется.Значит Бог не всемогущ. Значит всемогущество и всеблагость несовместимы и исключают друг друга. Бог – абсолютное добро. Откуда появилось зло? Первые люди располагали свободным выбором: они могли нарушить божественный запрет вкушать с древа познания или могли не нарушить его. В случае нарушения зло появилось бы, в случае послушания – нет. Таким образом, Бог не создавал зла. Зло - результат свободной человеческой воли.

Мистика (от греч. мюстикос – таинственный). Божья воля, замыслы и планы недоступны нашему пониманию, следовательно, мы должны не осмысливать, а созерцать их с трепетом и благоговением перед их величием и непостижимостью. Путь к Богу лежит через откровение и мистический экстаз.

Университеты (universitas litterarum- совокупность наук). Университеты заменяли бывшие монастырские и церковные высшие теологические школы. Они охватывали все ответвления наук Но ведущую роль играла христианская теология (греч. theó s — бог ló gos —слово, учение) совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога

Средневековые университеты

· Первые университеты появились в XII веке (в Париже, Оксфорде, Монпелье, Болонье).

· Факультеты: права, медицины, теологии.

· В Парижском университете обучались 8 лет. Экзамен проходил в форме публичного диспута.

· Семь свободных искусств

· Обучение начиналось с “подготовительного” факультета, где преподавали так называемые “семь свободных искусств”.

· Студенты изучали грамматику, риторику, диалектику (под которой подразумевалась логика), затем арифметику, геометрию, музыку и астрономию.

· Обучение в университете было бесплатно, но и сам он воплощал бедность -в помещениях не было мебели.

· Поддержка университета осуществлялась не в форме зарплат, а в форме даров, иногда стипендий, и не обязательно деньгами: например, даровались библиотеки.

Схоластика (от лат. scholasticos – ученый). Формулой схоластики явилось изречение Ансельма Кентерберийского: «Верую, чтобы понимать» («Credo, ut intelligam»). К Богу ведут одновременно два пути: вера и знание. Можно не только верить в предметы религии, но и понимать, уметь обосновывать и доказывать. Философия – служанка религии. Когда философию превращают в служанку религии, то ее не умаляют (в духовных масштабах средневековья), а, наоборот, оказывают ей немалую честь, поскольку предоставляют возможность существовать (пусть и в подчиненном положении), в противном случае она вообще отбрасывается, теряя право на существование. Поэтому философией Средних веков являлась схоластика, прошедшая три этапа:

1. стадию становления (IX-XI вв.),

2. период расцвета (XII-XIII вв.)

3. эпоху упадка (XIV-XV вв.).

Отличие схоластики от мистики: Для мистики существование Бога являлось самоочевидным и не подлежало никакому обоснованию. Для схоластики существование Бога являлось несомненным и очевидным, но схоластика (философствованием в вере) выдвигала разумные основания в пользу существования Бога.

Ансельм Кентерберийский: «верю, чтобы понимать». Мы мыслим Бога, значит, он существует, ибо нельзя мыслить то, чего нет. Если в нашем уме существует понятие о Боге, следовательно, вне нас что-то реально существующее соответствует данному представлению.

Универсалии ( общие понятия). Одной из проблем средневековой философии являлось решение вопроса об универсалиях. Например, универсалиями являются понятия «человек», «животное», «растение», «небесное тело» и многие другие. Вопрос заключался в том: существуют ли эти общие понятия реально, как и вещи, или они – только названия и поэтому существуют только в качестве слов в нашем уме.

Реализм крайний (Платон). Реализм умеренный (Аристотель)

Крайний реализм. Универсалии существуют до вещей, в высшем и недоступном нашему восприятию мире, а все вещи – это производные от них сущности.

Умеренный реализм. Универсалии существуют в самих вещах. Мир идей(универсалий) и мир вещей едины и образуют окружающую нас действительность.

Реализм и номинализм . Философской основой спора был вопрос об отношении общего и единичного, индивидуального.

Реализм. Идея или общее понятие (универсалии) реально существующие объекты.

Номинализм (в лат. nomen – имя). Универсалии – это только имена и существуют только в человеческом сознании в качестве понятий, а реально существуют единичные, конкретные, чувственно воспринимаемые нами предметы.

Фома Аквинский - «Ангельский доктор». В Средние века – «доктор» – это ученый человек. Звание «доктор» присваивали наиболее отличившимся своими философскими заслугами. Учение Фомы (Томас) получило название томизма. Философская основа Католицизма. Направление современной философии - Неотомизм.

Фома Аквинский – томизм. Если между положениями веры и разума возникают противоречия, следовательно, ошибается разум, потому что вера ошибаться не может. Важно, что между тем и другим возможна гармония, что и религия и философия ведут к одному и тому же, и поэтому требуется всесторонне обосновывать и разрабатывать их союз.

Мир как иерархия:

1. Бог

2. Мир людей

3. Мир животных и растений

4. Неживая природа

Доказательства Бога

· Бог – это перводвигатель. Все, что движется, движимо чем-то другим.

· Бог – это первопричина. Невозможно, чтобы нечто было действующей причиной самого себя.

· Бог – это первая необходимость. Все имеет свою необходимость.

· Бог – это наивысшая степень совершенства. Определение качества

· Бог – это смысл всего сущего. Все имеет смысл, полезность.

Средневековая восточная философия

Средневековая восточная философия тоже являлась теистической. Поэтому схоластика представляет феномен не только европейский, но и восточный.

Арабский философ Ибн Рошд ХIII век. Теория двойственной истины.Предметом религии является Бог, а методом – вера. Предмет философии – природа, а метод ее – опыт.Религия и философия занимаются абсолютно различными областями. У религии свои истины, у философии – свои. Они не согласуются между собой: это вполне естественно, нормально и понятно.

Уильям Оккам. Разум ничего не может понять в делах веры, догматы невозможно осмыслит. Надо отсечь, как бритвой, все фантастическое и сверхъестественное при объяснении действительности Природное есть естественное, подвластное разуму и потому вполне познаваемое (принцип «бритвы Оккама»).Решающая роль в познания принадлежит философии – науке о мире в целом, о природе, нас окружающей во всех ее проявлениях.

Роджер Бэкон: «удивительный доктор». Философия способна постичь глубокие тайны мироздания, и смело продвигаться вперед с помощью практического опыта и экспериментального исследования.Р.Бэкон описал самодвижущиеся повозки, летательные аппараты, подводные машины, использование солнечной энергии. Р.Бэкон ввел понятие «опытная наука». Только философия, освобожденная от роли прислужницы религиозной веры и вновь занявшаяся изучением природы, способна достичь таких результатов.

Закат схоластики. В схоластике изначально были заложены противоречия. Данные противоречия заключались в несовместимости положений веры и разума.Схоластика являлась одним грандиозным противоречием, ибо представляла попытку совместить несовместимое, в силу чего долго существовать не могла и непременно должна была прийти к упадку.Сущность схоластики – стремления осуществить синтез религии и философии.Сущность теория двойственной истины - отрицание соединения религии и философии. Философия освобождалась от обязанности являться подспорьем религии. Религия избавлялась от необходимости доказывать положения веры, подводить под них логическую основу.

Закат Средневековья. Схоластика начинает идти на убыль в XIV. Постепенно уступает место новому мировоззрению, где центральное место отводилось наукам и, особенно – философии, религия потерпела поражение и потеряла прежние господствующие позиции.

 

Лекция 4


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь