Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социальная философия 2. Этические и эстетические концепции ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Этика (лат. – нрав, обычай). Изучает природу морали и нравственности, законы их исторического развития и роли в общественной жизни. Этика рассматривает нормы человеческой жизнедеятельности с позиций добра и зла. Категории добра и зла. Наиболее общие понятия морального сознания, разграничивающие нравственное и безнравственное. Они являются универсальной этической характеристикой всякой человеческой деятельности и отношений. Добро есть все, что направлено на созидание, сохранение и укрепление блага. Зло есть уничтожение, разрушение блага. Природа человека. Представление о том, что в мире и в человеке идет борьба между «силами добра» и «силами зла» - одна из фундаментальных идей философии. Что господствует в мире — добро или зло? Добр или зол человек по своей природе? Концептуально культура рассматривается двояко: как средство преодоления зла, звериных, порочных наклонностей, свойственных человеческой «натуре» от рождения и как почва, на которой происходит «порча» человека, от природы «доброго и непорочного, как дитя». Концепции добра и зла. Этический интеллектуализм или просветительская концепция. (Платон. Философы эпохи Просвещения). Зло связано с незнанием. Достаточно усовершенствовать систему образования, как исчезнет и зло. Необходимо развивать интеллект, просвещение, совершенствовать науку. Этический оптимизм (Плотин, Г. Лейбниц). Зло – это маленький фрагмент мира, в котором все стремится к добру (философия стоиков). Зло необходимо для утверждения добра. Зло в действительности служит порядку и красоте мира как целого.Мир как целое добр. В рамках этого подхода принято рассматривать зло как временное испытание, служащее, в конечном счете, целям торжества справедливости и правды Социальный детерминизм (марксизм). Источник зла в социальных несовершенствах и несправедливости. Причина зла – не в слабости интеллекта, а в плохих социальных условиях: нищета, плохое воспитание, тяжелые условия жизни – все это создает почву для совершения порочных поступков. Теории психоанализа – источник зла в природе человека, а именно, в сфере бессознательного А. Шопенгауэр, Ф. Ницше З. Фрейд, Э. Фромм Антропологические теории (М. Бубер, М. Шелер) рассматривают зло как более фундаментальную и первичную характеристику человека, определяющую его наиболее глубокую, но тщательно скрываемую сущность. Добро и зло не воспринимаются человеком одновременно. Понятие о добре является вторичным, тогда как зло изначально и первично. Русская нравственная философия (Вл.Соловьев, Ф.Достоевский, Л.Толстой) Отождествляется добро и личное нравственное совершенствование человека, что ведет к повышению духовности и гуманизации всего общества. Этика ненасилия. Основной спор ведется между сторонниками борьбы со злом с позиции силы и сторонниками этики ненасилия, базирующейся на идее непротивления злу насилием. Ненасилие рассматривается как наиболее действенное и адекватное средство противостояния злу, как единственно возможный реальный путь к справедливости, ибо все другие пути оказались не эффективными. Ненасилие исходит из убеждения в самоценности каждого человека как свободного существа и одновременно взаимной связанности всех людей в добре и зле. Концепции ненасильственной борьбы. В основе лежит признание моральной двойственности природы человека – единства в нем и доброго, и злого начал. Это предполагает определенную стратегию и тактику борьбы со злом, цель которой – усиление и приумножение добра. Если насилие направлено на подавление или уничтожение противника и лишь временно заглушает конфликт, то стратегия и тактика ненасильственной борьбы направлены на устранение самой основы конфликта. Насилие и ненасилие. Насилие и ненасилие представляют собой разные перспективы в борьбе за справедливые отношения между людьми в обществе. Нависшая над человечеством глобальная опасность (ядерная, экологическая, демографическая и др.) поставила его перед роковым вопросом: или человечество откажется от насилия, «этики вражды», или оно вообще погибнет. Философия и этика ненасилия сегодня уже не являются просто актом индивидуальной святости, они приобрели в высшей степени актуальный исторический смысл. Категория долга. Долг – это принятая личностью необходимость подчиняться общественной воле. Понятие долга ввел в античную философию Сократ, причем не теоретически, а своим послушанием тому приговору, который ему вынес суд Афин. Хотя Сократ был не согласен с приговором суда, но он не мог его нарушить, будучи законопослушным гражданином. Он продемонстрировал своей смертью пример выполнения гражданского долга. Римские стоики. Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий проповедовали идеал невозмутимости и покоя (атараксии). Это состояние достигалось путем разделения всех благ на внешние: они не находятся во власти человека и по отношению к ним следует быть совершенно спокойным внутренние: состояние души, которое находится целиком во власти человека и зависит от него Адиафора. Всё внешнее относится к безразличной с моральной точки зрения сфере адиафоры. Это сфера нравственно безразличная, которая не находится во власти человека. К сфере адиафоры стоики относят все явления внешнего мира – жилище, богатство, друзей, родственников, даже само физическое тело человека. Только внутренний мир человека имеет нравственное значение и определяет его состояние души (счастье). В чем заключается «долг» человека в понимании стоиков? Во-первых, в познании и подчинении необходимости. Во-вторых, в развитии своей воли и формировании внутреннего мира. В-третьих, в достижении особого душевного состояния – внутренней свободы, невозмутимости и спокойствия. Наконец, долг состоит в том, чтобы «быть человеком» в любых ситуациях. И.Кант о категории долга Моральный закон находится в душе и в совести каждого человека. И.Кант конкретизирует понятие долга: Долг человека по отношению к высшим существам (если они есть). Долг человека перед человеком. Способствовать счастью ближнего – нравственный долг человека, гораздо более благородный и достойный, чем цель стремиться к собственному счастью. Долг человека перед самим собой распадается на две части – забота о сохранении своего физического тела (забота о собственном здоровье) и забота о себе как духовном существе (обязанность совершенствоваться в культурном и нравственном смысле). Долг человека перед низшими существами (например, животными). Категория справедливости. Справедливость – одно из основных понятий нравственного сознания и важнейшая категория теоретической этики. Справедливость одновременно определяет: отношения между людьми по поводу их взаимных обязанностей и по поводу распределения совместно произведенных материальных и духовных благ. Идея справедливости как нравственный принцип. Идея справедливости имеет цель установить предел индивидуальному произволу. Нравственное содержание справедливости носит отрицательный характер – это противодействие эгоистическим мотивам и недопущение причинения вреда и страдания другому человеку. Справедливость требует уважать права другого человека и не посягать на чужую личность и собственность. Категория смысла жизни. Смысл – это содержательный критерий жизни Осмысленность – это субъективное отношение к жизни. Жизнь индивида может иметь смысл, независимо от ее осмысления. Смысл жизни не преподносится нам готовым, ему нельзя научиться. Этическая теория дает нам лишь ориентацию. Человеку предстоит не узнать смысл жизни, а обрести его в опыте своего бытия, выстрадать в процессе самоутверждения и сложных нравственных исканий. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 869; Нарушение авторского права страницы