Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Идея развития материи: уплотнение первичных распыленных частиц.
Космогония — наука о происхождении и развитии небесных тел. Вселенная сначала состояла из первобытного хаоса, частицы которого были твердыми и неподвижными. На основе закона всемирного тяготения, хаос приобрел движение и массы частиц стали соединяться, образуя такие небесные тела, как Солнце и планеты с их спутниками. Разная скорость движения частиц и сгустков первичной материи при столкновениях вызвала вращение небесных тел. Солнечная система представляет собой раскаленную, но постепенно остывающую массу. Солнце со временем должно совсем погаснуть. Звездное небо надо мной и моральный закон во мне. Звездное небо надо мной – это намек на механику И.Ньютона, которая была для И.Канта предпосылкой теоретической философии (космогоническая теория Канта-Лапласа). Моральный закон во мне – стимул разработки моральной философии или практической философии (от праксис – поведение, действие) – принцип категорического императива Категорический императив. Как существо, способное к автономной мотивации, человек является «целью в себе», тогда как остальные животные суть лишь простые «средства» И.Кант провозглашает свободу «доводом существования» нравственного закона. «Поступай так, чтобы использовать человека для себя так же, как и для другого, всегда как цель и никогда лишь как средство» Иоганн Фихте (1762-1814). «Весь мир – есть Я». Окружающий мир существует через мое восприятие. Если я наблюдаю определенный предмет, то вижу не непосредственно данный предмет, но собственное представление о нем, которое есть частица меня. Субъективизм. Если я вступаю в некие отношения с людьми, вижу не столько их, как таковых, но – собственное восприятие их, собственное о них представление, также являющееся частицей моего «Я». Следовательно, внешний мир существует как бы через меня, из-за меня, для меня и во мне. Моральная задача человечества- преобразование природы и общества. Человек должен сделать природу и общество идентичным с собой, со своим внутренним естеством само-сознающего существа, которое способно преодолеть условия своих побуждений, инстинктов. Человек является «сам себе целью, должен определять сам себя и не позволять определять себя ничем внешним» Сущность человека – свобода. По своей изначальной сущности человек свободен. Но он находится в полной зависимости от своей природы. Чтобы стать действительно свободным, он должен вырваться из своего косного состояния. Как это сделать. И.Фихте призывает действовать. Деятельность не может быть злом. Зло – бездеятельность. Преодоление косности, лени и т.д. Фихте видит в самоотвращении человека к самому себе человеку нужно попытается взглянуть на себя как бы со стороны. Ф.В.И.Шеллинг (1775-1854). Он создает учение – натурфилософия. Потребность философского обобщения естественнонаучных материалов, накопившихся к концу ХVIII в. К этому времени в науке прочно укоренилась мысль, что природа в целом существенно изменяется. Развитие природы от низшего к высшему поставило вопрос об источнике этого движения. Развитие природы от низшего к высшему есть постепенное восхождение от бессознательного к сознательному. Но весь этот процесс рассматривается Ф.Шеллингом как диалектическое саморазвитие мирового духа. Мировой дух. Все качества природы являются лишь ощущениями мирового духа, Абсолюта, его самосовершенствованием. Многообразие видов в природе объясняется тем, что мировой дух делает множество попыток создать совершенный организм. Низшие формы природы стоят от идеала далеко. Высшие – близко. Природа стремится к идеалу. Природа стремится к идеалу, но действует слепо, без разумно поставленной цели, она создает все новые и новые формы и виды живых существ. В этом проявляется «хотение» и «действование» мирового духа, стремящегося к преодолению материи и порождении мыслящего существа - человека Георг Гегель. (1770-1831). «Все действительное разумно, все разумное действительно». Окружающий нас мир (действительность) устроен необыкновенно разумно. Мы наблюдаем порядок и гармонию во всем существующем. Условие целесообразности и гармонии. Могла ли физическая природа, будучи неразумной (отсутствие духа есть свойство материи), так правильно и разумно устроиться самостоятельно? Необходимо предположить реальность некого разума, намного более совершенного, чем человеческий, который и привел материальное в состояние целесообразности и гармонии. «Все действительное разумно, все разумное действительно». Из того, что все действительное разумно, неизбежно следует наличие чего-то разумного, духовного, идеального, что существует не в качестве человеческого мышления, но самостоятельно, отдельно, и является некой невидимой нами реальностью. И поскольку это разумное представляет собой не выдумку, не фантазию, не продукт нашего ума, а нечто реально существующее, мы говорим, что оно действительно, что оно есть. Абсолютная Идея. Материальный мир создан какой-то духовной реальностью и является ее реализацией. Г.Гегель называет высшую духовную реальность Абсолютной Идеей или Мировым Разумом, а все существующее представляет как ее саморазвитие. Абсолютная Идея – безличное пантеистическое начало, в котором сконцентрировано все вообще, и поэтому оно является Бытием, пребывающем в различных формах или проходящим в саморазвитии три основных этапа. Логика. Первый этап – существование Абсолютной Идеи исключительно в идеальной сфере, когда она является самою собой, находится в области чистого духа, совершенного мышления. Логика в учении Г.Гегеля –это ни в коем случае не наука, а идеальный, незримый и умопостигаемый мир, являющийся первичной и истинно сущей реальностью. Природа – «застывшая мысль» Второй этап - Абсолютная Идея покидает сферу Логики и переходит в иную форму, воплощаясь в физический или материальный мир. Природа – в чувственном или телесном виде существующий дух, т.е. инобытие Абсолютной Идеи. Видимый нами мир – проявление невидимой реальности, которую мы и должны усмотреть за всем физическим и чувственно воспринимаемым. Нам только кажется, будто природа существует самостоятельно, в действительности она лишь воплощение идеального Бытия. Природное инобытие Абсолютной Идеи. Механика - пространство, время, материя, движение, всемирное тяготение. Физика - небесные тела, свет, теплота, химизм и т.п. Органика - геологические реалии, растительный и животный мир. Бытие Абсолютной Идеи в человеческом духе Третий этап - Абсолютная Идея переходит из области физического или природного в сферу человеческого сознания. Абсолютная Идея существует в мышлении. Формы ее Бытия в человеческом духе: · субъективный дух (антропология, феноменология, психология) · объективный дух (право, нравственность, государство) · абсолютный дух (искусство, религия, философия). Три стадии саморазвития Абсолютной Идеи – триада. Тезис - существование Абсолютной Идеи в собственном лоне. Антитезис - переход в форму чувственного мира, в предметы и вещи, отпадение Абсолютной Идеи от самой себя (изменяет собственной идеальной природе). Синтез - новое воплощение Абсолютной Идеи в различных видах человеческого сознания, т.е. вновь обретение духовности и возвращение к себе. Людвиг Фейербах: «новая философия» (1804-1872). Понятия «Бытие», «Природа», «Реальность» - тождественны. Зачем сочинять еще какую-то реальность, помимо ощущаемой нами? Философия будущего. Прежняя философия прибегала к представлениям о высшем и запредельном, потому что люди мало знали и многого не понимали теперь мы значительно продвинулись вперед в области познания – пришло время отбросить вымыслы и объяснить мир из него. Материализм и атеизм должны стать главными чертами Новой философии. «Созерцайте же природу, созерцайте человека! Здесь перед вашими глазами вы имеете мистерии философии». Мир - многообразен, постоянно меняется, эволюционирует. Живая природа возникла из неживой. Почему теперь мы не видим, чтобы где-нибудь или когда-нибудь из неживого происходило живое? Для этого нужны определенные условия, которые имели место миллионы лет назад и отсутствуют сейчас, отчего мы и лишены возможности непосредственно наблюдать подобный процесс. Религия - «бессознательное самосознание человека». Бог – это представление человека о себе, только более совершенном. Собственную сущность мы непроизвольно доводим до абсолюта, до возможного предела желаний. Затем получившийся результат отрываем от своего реального существования (отчуждаем) и помещаем на Небо. Будучи не в состоянии что-либо существенно изменить в земной жизни, мы уповаем на потустороннюю и запредельную сферу божественного Атеизм: человек сам творец своей судьбы. Человек должен собственную сущность, отчужденную в Боге, вернуть к себе и на Земле осуществить то, что он перенес в выдуманный, сверхъестественный мир. Невозможно стать бессмертным, но можно увековечить себя собственными деяниями, внести собственной жизнью вклад в общий путь человечества, оказаться пусть маленьким, но звеном в неразрывной и бесконечной цепи мироздания и преодолеть смертность и обрести вечность. Человек – совершеннейшее создание природы. Разумная природа (человек) много тысячелетий назад выделилась из живой, и по тем же причинам этого не происходит сейчас. Человек, наделенный разумом, является самым совершенным созданием природы. Природа есть единственная реальность. Предметом философии может и должно быть не что иное, как физический мир и человеческое сознание. Философская антропология. Основным объектом философии становится человек. Главный вопрос - установление нашей сущности, общих черт, объединяющих людей. Наиболее существенные свойства человеческой природы: любовь к жизни, инстинкт самосохранения, эгоизм (восприятие мира через себя) и стремление к счастью, состоящее из множества слагаемых (наиболее важным из которых является жажда любить и быть любимым). Человеческая природа не является ни дурной, ни хорошей. Каждого делают хорошим или плохим условия человеческой жизни, то есть нейтральная в моральном смысле наша природа. Если вы хотите, чтобы человек был хорош, создайте ему такие условия, в которых его неизменная (от него не зависящая) природа проявилась бы наилучшим образом. Если подобные условия отсутствуют, не удивляйтесь тому, что человек плох и не обижайтесь на него. Наши пороки – это неудавшиеся добродетели, они превратились бы в добродетели, если условия нашей жизни оказались иными. К.Маркс и Ф Энгельс: «Идеальное - есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» Диалектика как метод познания и логика развития духа была разработана Гегелем: весь путь движения духа от начала и до конца он рассматривал в саморазвитии, от низшего к высшему, от абстрактного к конкретному, от чувственной достоверности к абсолютному духу, к абсолютной истине. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 825; Нарушение авторского права страницы