Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Структура сознания (по А.Н.Леонтьеву). Современные преставления о структуре сознания.
Леонтьев о сущности и структуре сознания: сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в кот. включен и он сам, его действия и сост.; первоначально сознание существует в виде психич. образа, открывающего субъекту окр. мир, деят-сть же остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится также деят-сть: осознаются действия др. людей, а через них и собств. действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или звуковой речи. Это явл. предпосылкой порождения внутр. действий и операций, протекающих в уме, в «плане сознания». Сознание – образ становится также сознанием – деят-стью. Именно в этой своей полноте сознание и начинает казаться эмансипированным от внеш., чувственно-практической деят-ти, более того, – управляющим ею; др. капитальное изменение претерпевает сознание в ходе исторического развития. Оно заключается в разрушении начальной связи сознания трудового коллектива (#общины) и сознания образующих его индивидов. При этом, психологич. особенности индивидуал. сознания м.б. поняты через их связи с теми общественными отношениями, в кот. вовлечен индивид; структура сознания включает: чувств. ткань сознания, значения и личностные смыслы; она образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или воображаемой. Образы различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивостью и т.д.; особая ф-ция чувственных образов сознания сост. в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. У чела чувств. образы приобретают новое качество, а именно – свою означенность. Значения преломляют мир в созн. чела. Носителем значений явл. язык, но язык – не демиург значений. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы действия, в проц. кот. люди изменяют и познают объективную реальность; в значениях предст. преобразованная и свернутая в материи идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой; следует различать осознаваемое объективное значение и его значение для субъекта. В последнем случае грят о личностном смысле. Личностный смысл –значение того или иного явл. для конкрет. чела. Он создает пристрастность сознания. В отличие от значений, личностные смыслы не имеют своего «психологического существования»; сознание чела, как и сама его деят-сть не явл. неким слагаемым входящих в него частей, т.е. оно не аддитивно. Это не плоскость, не емкость, заполненная образами и процессами. Это не связь отдельных его «единиц», а внутр. движение его образующих, включенное в общее движение деят-ти осуществляющей реальную жизнь индивида в обществе. Деят-сть чела и составляет субстанцию его сознания. Сознание – высшая, свойственная только челу и связанная с речью ф-ция мозга, заключающаяся в обобщённом оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения чела. Вундт: “Сознание – способность замечать свои психич. состояния”; Джеймс: “Созн. – хозяин психич. ф-ций”; Ясперс: “Созн. как сцена”; Выготский: созн. -единство переживания и знания; “Сознание – со-знание, совместное знание” (французская социальная школа). Функции сознания: =Отражение; - Созн. организует познават. процессы - восприятие, представление, мышление, организует память; =Регулирование; · Рефлексия. Разновидностью созн. явл. самосознание - процесс, при помощи кот. чел анализирует свои мысли и поступки, наблюд. за собой, оценивает себя. «Рефлексия» - способность созн. чела сосредоточиться на себе. Также, этим термином обозначается мех-зм взаимопонимания, осмысления челом того, как мыслят и чувств. др. люди; =Креативная функция. Твор-во невозможно без сознания. Многие произвол. виды воображения организуются на сознат. уровне: изобретательство, художественное творчество; =Духовная. Структура сознания. Фейербах выдвинул идею о существовании сознания для сознания и сознания для бытия. Эта идея развивалась Выготским. Леонтьев выделял 3 составляющих в структ. сознания: =чувственную ткань образа; =значение; =смысл. Зинченко добавляет еще один компонент в структуру: биодинамическую ткань движения и действия. Тогда можно представить себе структуру сознания схематично следующим образом:
Св-ва сознания: =Активность. Созн. связано с деят-тью, с активным взаимодейст. с окр. миром; =Избирательный хар-ер. Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на опред. его объекты (чаще всего связанные с к-т нереализованными потребностями); =Обобщенность и отвлеченность. Созн. оперирует не реальными предметами и явл. окр. мира, а обобщенными и абстрактными понятиями; =Целостность. Созн. психически здорового чела, как правило, обладает целостностью. В рамках этого св-ва возможны внутр. конфликты ценностей или интересов; =Константность. Относит. устойчивость и преемственность созн., определяемые памятью. Константность созн. обусловливается св-вами личности; Динамичность. Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковр. и быстро сменяющимися психич. процессами, кот. могут закрепляться в сост. и в новых св-вах личности; =Искаженность. Сознание всегда отражает действительность в искаж. виде (часть инфы теряется, а др. часть искажена индивидуальными особ. восприятия и установками личности); =Индивидуальный характер. Сознание каждого чела отличается от сознания других людей; =Способность к рефлексии. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 1144; Нарушение авторского права страницы