Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Законы и принципы воспитания
Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие законародственно понятию сущности. Закон выражает общие отношения, связи, присущие всем явлениям данного рода, класса. К основным законам воспитания относятся следующие: • Закон соответствия воспитания и требований общества.
Система воспитания подрастающего поколения в стране долж-на отвечать потребностям государства. В то же время и система воспитания зависит от возможностей общества и уровня разви-тия страны (социально-политического, экономического, куль-турного, научно-технического). Эти связи воспитания и обще-ства регулируются и корректируются образовательной политикой государства.
• Закон единства целей, содержания и методов воспитания. Онозначает связь всех компонентов процесса воспитания. Цели опре-деляют содержание, методы и формы организации воспитательной работы. В свою очередь эти элементы процесса воспитания зависят от возможностей, способностей педагога и учащихся. 242 Глава 12. Теория воспитания • Закон единства обучения, воспитания и развития личности. Этотзакон является одним из фундаментальных положений психолого-педагогических наук. Учащийся только тогда развивается, формиру-ется как личность, когда осознает и проявляет себя как активное, са-мостоятельное существо, постепенно понимающее проблемы своего роста, цели и средства их достижения, действия, когда обучение для него имеет личностный смысл, значение.
• Закон воспитания в деятельности. Это означает, что, если мы хотимвоспитывать, т.е. обеспечивать формирование опыта, взглядов и цен-ностей воспитуемых, а также их развитие (умственное, физическое, духовное), то должны вовлечь их в соответствующие виды деятель-ности. Важно подчеркнуть мысль о том, что личность учащегося бо-лее интенсивно развивается не путем слушания и конспектирования учебного материала, а в процессе активной деятельности самого субъ-екта образования и воспитания, причем эта деятельность должна быть разнообразной (не только учебно-познавательной, но и общественно-трудовой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, коммуникативной и др.). Кроме учебы, существуют «великие воспи-татели» или средства воспитания: труд, игра, искусство, литература, общение, спорт, природа, общественная жизнь и т.д.
• Закон единства воспитания и общения. Формирование и развитиеличности каждого человека обусловлено характером его общения
с другими людьми и зависит от содержания общения, стиля поведе-ния педагогов и учащихся – участников воспитательного процесса, от отношений в группе и в учебном заведении в целом. Существует закономерная причинно-следственная связь между воспитанием, деятельностью и общением. Согласно этому закону воспитание осу-ществляется в процессе непосредственного общения.
• Личность воспитателя – важнейший и бесценный фактор воспи-тания, без которого воспитательный процесс не только отсутствует, но и может иметь отрицательный результат. Чем более уважаемым и зна-чимым для воспитанника является воспитатель, чем он более про-фессионален и компетентен, тем более продуктивным будет воспита-тельный процесс. Лев Толстой указывал, что чем больше воспитатель любит своих воспитанников, тем больших результатов он добьется.
• Закон воспитания личности в коллективе. Коллектив как вы-сокоорганизованная группа оказывает формирующее влияние на личность, является мощным средством воспитания. Деятельность в коллективе, общение в нем, отношения между членами груп-пы, групповые нормы и ценности, мнение коллектива и другие социально-психологические явления несомненно имеют большой воспитательный потенциал.
• Закон зависимости воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Процесс воспитания, его цели, содержа-ние, методы и формы зависят не только от принятых в обществе про-грамм и концепций воспитания; они требуют корректировки в связи с возрастом воспитанников и их индивидуальными особенностями (чертами характера, особенностями темперамента и эмоционально-волевой сферы, мышлением и т.д.).
Принципы воспитания – это исходные начала, основные требова-ния, руководящие положения, на основе которых строятся процесс воспитания, его содержание и организация.
Принцип гуманизма. Определяет общий характер отношенийпреподавателя и студентов. Гуманизм предполагает нормальные, а не казенно-официальные отношения. Человек (студент) является главной ценностью со всем своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями и другими особенностями.
С позиции аксиологического (ценностного) подхода гуманность как проявление человеколюбия включает такие ценности, как досто-инство, доброта, обходительность, образованность, духовная культу-ра, учтивость, воспитанность. Гуманность следует понимать как ин-тегральную характеристику личности, которая содержит комплекс свойств, выражающих отношение человека к человеку. Именно гу-манное отношение к людям определяет гуманистическую сущность личности.
Принцип культуросообразности воспитания. Определяет отно-шение между образованием и культурой как средой, а также отно-шение между воспитанием и студентом как человеком культуры. Это означает, что культурное ядро содержания воспитания должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности культуры.
Образованность специалиста, помимо профессиональной подго-товки, предполагает овладение ценностями науки, искусства, нрав-ственности и мировоззрения; его гражданственность – ценностями права государственности. Это значит, что задача всякого образова-ния, в том числе и высшего профессионального, – приобщение че-ловека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права; превращение природного человека в культурного.
Принцип связи воспитания с жизнью и трудом. Этот принцип от-носится к одному из фундаментальных положений мировой педаго-гики. На его основе регулируются как цели и содержание воспита-ния, так и методика воспитательного процесса. Следование этому принципу обязывает в систему воспитания подрастающего поколе-ния выдвигать такое содержание воспитания, которое обеспечива- 244 Глава 12. Теория воспитания ет расширение опыта молодежи и ее успешную адаптацию к жизни. Этот принцип означает также, что преподаватели на занятиях и во внеучебной деятельности студентов должны обсуждать с ними жиз-ненно значимые для них проблемы, показывая связь современной действительности с историей и культурой нашей страны и всего ми-ра. Следуя этому принципу, в каждом вузе необходимо организовы-вать разнообразную трудовую деятельность студентов, вовлекать их
в производительный труд, используя производственную практику и внеучебное время. К сожалению, приходится констатировать, что
в настоящее время этот принцип на практике пока реализуется не-достаточно.
Принцип индивидуально-личностного подхода. Этот принципопределяет положение обучающегося в образовательной системе иозначаетпризнаниеегоактивнымсубъектомучебно-воспитательного процесса. Всестороннее изучение личности студента выступает необ-ходимым условием успешности образования, а ее саморазвитие, фор-мирование субъектных свойств – высшим показателем его эффектив-ности.
Индивидуально-личностный подход исходит из того, что каждая личность уникальна, и главной задачей воспитательной работы яв-ляется формирование ее индивидуальности, создание условий для развития ее творческого потенциала.
Одним из существенных недостатков существующей системы профессионального образования является обезличенность студен-тов, отсутствие индивидуального подхода к ним.
Принцип ценностно-смысловой направленности образования и воспитания. Этот принцип направлен на реализацию сущностнойхарактеристики личностно ориентированного образования – созда-ние условий для обретения каждым студентом смысла своего обуче-ния и жизни.
Воспитание как процесс, в который человек погружен с момента своего рождения, имеет множество видов. Каждый из них окрашен собственным смыслом. Обобщенно воспитание можно представить как стихийное (воспитание средой) и организованное (семейное, школьное и др.). Воспитание должно способствовать становлению
и проявлению таких личностных структур сознания, которые вопло-щают действительно творческие качества человека. В связи с этим комплекс известных личностных структур может быть рассмотрен
и как комплекс видов деятельностей, т.е. функций личности. Он выступает как набор принципиальных ориентиров воспитатель-ной работы. Функциями, проявление которых определяет понятие «творческая личность», являются: мотивирующая, опосредующая,
рефлексивная, критическая, смыслотворческая, ориентирующая, творчески-преобразующая, самореализующая, обеспечение уровня духовности жизнедеятельности.
Полнота этих функций, их представленность в деятельности студен-тов как субъектов воспитательного процесса является своеобразным критерием, показателем того, что этот процесс достиг личностного уровня своего функционирования. Благодаря этому возможна диагно-стика уровней развитости личностно значимых качеств студента.
Принцип субъектного контроля. Механизм успешной реализациипредыдущего принципа зависит от того, на каком уровне субъектив-ного контроля находится личность студента. Понятие «субъектный контроль» используется в психологии личности для определения способностей человека осознавать и объяснять меру своего участия в том, что с ним происходит. В контексте принципа личностного функционирования от уровня осознания и понимания самим уча-щимся того, что составляет смысл его жизни, и деятельности как осознаются внешние и внутренние влияния зависит степень лич-ностности каждой из приведенных функций.
Принцип сотрудничества педагога с учащимися. Сущность этогопринципа заключается в том, чтобы, преодолев должностной, воз-растной и психологические барьеры, преподаватели и студенты ста-ли бы равноправными партнерами в различных видах совместной деятельности (деловые игры, научно-исследовательские работы сту-дентов, общественная работа, производительный труд, спорт и т.д.). Вместе с тем преподаватели должны насколько возможно поручать студентам организацию и выполнение всего того, чем они занима-ются (кроме учебы) в учебном заведении. Инициатива, творчество, самостоятельность студентов проявляются в такой форме воспита-ния, как самоуправление – участие их в организации собственной жизни в учебном заведении.
Принцип включения личности в значимую деятельность. Ключк воспитанию творческой личности лежит в организации и измене-нии таких видов деятельности, в которых осуществляется ее само-развитие в противовес словесному морализаторству.
Анализируя учебный процесс с позиции данного принципа, нельзя не заметить его односторонность, ущербность для духовного и физического развития личности студента. Для многих студентов учеба остается единственным видом деятельности (исключая реше-ния бытовых проблем). По нашему мнению, одной из главных за-дач обучения и воспитания является вовлечение студентов в разные виды деятельности. Вот почему расширение лишь цикла гуманитар-ных дисциплин, какими бы интересными и значительными они не были, для воспитания творчески мыслящего специалиста недоста- 246 Глава 12. Теория воспитания точно. Очень важно, чтобы сам студент, исходя из своих интересов, склонностей, занимался какой-либо творческой работой (научно-исследовательская работа, художественное или техническое творче-ство, литература. музыка, спорт и т.д.). Вуз должен создать условия для студенческой самодеятельности, выявлять и развивать способ-ных ребят, стимулировать их творческую активность.
На наш взгляд, не являются устаревшими приведенные ниже принципы, предложенные выдающимся педагогом нашей страны А.С. Макаренко.
Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Живя в об-ществе, входя в разные социальные группы (семья, друзья, студен-ческая группа и т.д.), учащиеся должны сочетать, гармонизировать групповые (коллективные) интересы, ценности и цели со своими личными. Участие каждого студента в жизни здорового, сплоченно-го, социально-развитого коллектива является мощным воспитываю-щим средством. Формирование такого студенческого коллектива на каждом факультете и в масштабе вуза является одной из важнейших задач профессорско-преподавательского состава.
Принцип уважения к воспитуемому в сочетании с требовательно-стью к нему. Без максимального уважения, чуткости и заботы мы неимеем права что-либо требовать от воспитанника. Максимум требо-вательности учитывает тот момент, что эффективное развитие явля-ется более результативным при максимальном напряжении сил вос-питанника. Требование, обращенное к воспитаннику, должно быть существенным, а его выполнение контролируемым. Педагогическое требование – это метод воспитания, предполагающий соблюдение норм, выполнение правил поведения, норм отношений между людь-ми, принятых в обществе (в том числе в вузе).
Принцип воспитания с опорой на положительные качества чело-века. Это мудрое правило основано на тысячелетнем опыте, на зна-нии психологии человека, на педагогической практике. Любая лич-ность имеет как положительные, так и отрицательные качества. При воспитательном воздействии нужно прежде всего исходить из поло-жительных качеств личности, ибо, указывая человеку на его отрица-тельные качества, мы вызываем его сопротивление и недовольство. При этом в нем как бы закрепляются отрицательные качества. Более правильно с точки зрения педагогики развивать и укреплять положи-тельные качества, тем самым подавляя отрицательные качества.
Принцип свободы выбора. Каждый человек имеет право поступать, исходя из собственных убеждений и представлений. Навязывание ли-нии поведения обычно вызывает негативную реакцию. Значительно более ценно, если человек сознательно сам выберет правильную ли-нию поведения, ибо свобода есть познание необходимости.
Содержание воспитания
Концептуальный подход к воспитанию личности как к формиро-ванию ее культуры и нравственности позволяет определить базовую основу содержания воспитания. Важнейшие базовые компоненты содержания воспитания, по Е.В. Бондаревской [22], следующие.
• Интернализация учащимися универсальных общечеловеческих ценностей: осмысление единства человеческого рода и себя как его неповторимой части; сохранение совокупного духовного опыта че-ловечества; диалог между различными культурами и народами; ува-жение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; ответственность перед будущими поколениями; свобода, братство, равенство, человечность.
• Овладение учащимися сферами жизнедеятельности современ-ного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми; художественное и техническое творчество; забота о здоро-вье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение с родителя-ми, друзьями и др.; участие в воспитании младших братьев и сестер, оказание им помощи и повседневного внимания.
• Освоение материальных и духовных ценностей общечеловече-ской и национальной культуры – художественных, научных, техни-ческих, нравственных, путем ознакомления, их охраны, возрожде-ния и воспроизводства в творческих видах деятельности.
• Формирование опыта гражданского поведения – участие в граж-данских делах, проявление гражданских чувств, в том числе в ситуа-циях риска, противодействие аморальным явлениям, отстаивание прав человека.
• Овладение учащимися ситуациями реальной ответственности – принятие решений, свободный выбор поступков, способов саморе-гуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности.
• Самовоспитание и самооценка – рефлексия по поводу совер-шенного, осуществление самоанализа и самооценки, проектирова-ние поведения, овладение способами самосовершенствования.
Такое содержание воспитания гарантирует развитие актив-ных творческих возможностей человека, его интеллектуально-нравственной свободы. Этической доминантой образования ХХI ве-ка должно стать осознание каждым личной ответственности за
настоящее и будущее планеты. Нравственное воспитание личности. Известно, что общеобразо-
вательные школы, колледжи и вузы должны готовить людей не толь-ко научно образованных, развитых интеллектуально, здоровых фи-зически, но и нравственно воспитанных. Однако, как было отмечено 248 Глава 12. Теория воспитания выше, эта задача решается недостаточно. Из-за многих объективных
и субъективных причин в обществе продолжается эрозия нравствен-ности, снижаются нравственные нормы во всех сферах жизни (даже в сфере образования).
«Реализация воспитания посредством стереотипно провозглашае-мых лозунгов и деклараций в сочетании с фактическим игнориро-ванием их руководством страны (а по их примеру и руководителями остальных уровней) привела к неверию граждан в действительность не только этих деклараций, но и законов страны, к убийственному для жизни общества массовому нравственному и правовому нигилизму. В создавшейся ситуации изыскания действенных способов формиро-вания нравственных ценностей в сфере образования всех видов и на-правлений становится чрезвычайно актуальным. Особое значение эта проблема приобретает для высшего образования» [160, с.151].
Основой гуманистического воспитания являются этические цен-ности и нормы, принятые в обществе. Этика (от. греч. ethos – обы-чай, нрав, характер) – философская наука, изучающая мораль, нрав-ственность. Термин введен Аристотелем. От античных философов (стоиков) идет традиционное деление философии на логику, физику
и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т.е. совпадала с антропологией. И. Кант писал, что этика является трамплином, который позволяет людям подняться выше самих себя, освободиться от эгоистических склонностей и видеть в других лич-ностях тоже личность.
В определении этики многие ученые сходятся на том, что этика есть наука, изучающая и дающая теоретическое обоснование нрав-ственным поступкам людей, их нравственным взаимоотношениям, мо-ральному сознанию. Центральной для этики была и остается проблемадобра и зла. Предметом этики является мораль.
Мораль (от лат. moralis – нравственный), нравственность – это особая форма общественного сознания и вид общественных отноше-ний (моральные отношения), один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от просто-го обычая или традиции нравственные нормы получают ценностное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости
и т.д. В отличие от права исполнение требований морали санкциони-руется лишь формами духовного воздействия (общественной оцен-ки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими мораль включает и исторически преходящие нормы, принципы, идеалы.
Честь и достоинство, совесть и доброта, долг и ответственность – эти нравственные ценности всегда выражали лучшие устремления человечества, открывали перспективы совершенствования челове-ка, придавали жизни смысл и достоинство. Особенно остро пробле-
ма морали стоит в наше время. Ведь самые выдающиеся достижения науки и технического прогресса зачастую оборачиваются катастро-фическими последствиями для человека, если не происходит соот-ветствующее развитие культуры и морали общества. Необходим ре-шительный поворот общества к гуманистическим идеалам.
Проблема гармоничного сочетания личностных и общественных потребностей зависит как от государственной политики, так и от правильно поставленного воспитания каждой личности. Эти две стороны гармонии общества всегда отстают от требований жизни.
Кризис нашего общества во многом зависит от утраты нрав-ственных норм и ценностей. Одними социально-экономическими
и политико-правовыми реформами преодоление кризиса невозмож-но. Необходимо сформировать у людей новое мировоззрение, новый менталитет, возвышающий мораль над экономическими, социаль-
ными и политическими процессами.
Основные понятия этики и нравственного воспитания. Добро
и зло – наиболее общие понятия морального сознания, категорииэтики, обозначающие должное и нравственно-положительное (бла-го), нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках, мотивах людей, в жизни общества.
Перед людьми всегда стоял вопрос: что есть добро, справедливость, гуманизм? почему благо для одних оборачивается горем и страдани-ем для других? Например, бизнесмен подкупил чиновника, чтобы построить жилой дом. Вроде бы благое дело. Однако с точки зрения морали оно является глубоко безнравственным. Ведь доброе дело должно совершаться добрыми чистыми руками.
Что делать, когда коррупция разъедает общество? Необходимо создать такую систему законов, чтобы чиновникам невыгодно было брать взятки, чтобы олигархи охотно делились бы своим богатством, чтобы само обогащение одних за счет других было бы исключено. Для этого нужны не только справедливые, но и действенные, а не декларативные законы.
Честь и достоинство. Энциклопедические словари определяют честь как внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, благородство души, чистую совесть.
Понятия «честь» и «достоинство» имеют и юридическую сторо-ну. По гражданскому праву Российской Федерации гражданин или юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения пороча-щих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший их не докажет, что они соответствуют действи-тельности; пострадавший вправе также требовать возмещения убыт-ков и морального вреда, причиненных распространением пороча-щих сведений. 250 Глава 12. Теория воспитания Долг и ответственность. Человек, живущий в обществе, не мо-жет быть свободным от долга и ответственности. Как подчеркивает-ся в философии, свобода – это лишь познание необходимости. Чем лучше человек исполняет свой долг перед обществом, тем более он является свободным, так как общество идет ему навстречу, поощряет его. Ответственность человека перед обществом должна быть всесто-ронней. Иногда бывает, что у родителей лояльных и ответственных, хороших работников вырастают безответственные дети, которые со-вершают неблаговидные поступки, становятся наркоманами, зани-маются криминалом. Воспитать своих детей достойными граждана-ми – исключительно важный долг и ответственность родителей.
Честность и справедливость – эти понятия относятся к высшимнравственным ценностям. С ними очень тесно связаны правда
и правдивость. В свою очередь понятие «правда» имеет прямое отно-шение к родственным понятиям «правый», «правильный». Правда – это некоторый образцовый порядок бытия человеческих отношений, которому необходимо неукоснительно следовать для того, чтобы на земле воцарилась гармония между людьми.
Правдоискательство – высокий уровень нравственной деятель-ности, поиск справедливого людского суда, при котором жестокие
и злые силы будут наказаны, а добрые вознаграждены. К сожалению, не всегда это происходит, хотя и говорят: «Добро победит зло». Тот, кто живет по правде, тот и является высоконравственным челове-ком. Правда – это соответствие наших представлений объективному положению дел. В этом смысле понятие «правда» близко стоит к по-нятию «правдивость».
Исключительно важную роль играют честность, правдивость и справедливость в межличностном общении, в общении между группами, в объективной деловой и коммерческой информации. Наше общество еще не дошло до полной правдивости информации. Взять хотя бы рекламу. Она часто построена на недостоверной ин-формации.
Справедливость – это когда человеку, группе, поступкам, дей-ствиям, явлениям воздается то, что они действительно заслуживают, когда зло подлежит наказанию, а добрые дела – поощрению. В спра-ведливом обществе должны быть такие законы, чтобы было выгодно быть честным, правдивым и справедливым. К сожалению, многие наши законы нуждаются в определенной корректировке.
В настоящее время значение этики, строжайшего соблюдения этических норм и представлений резко возросло. В рыночных усло-виях этические правила играют особую роль во взаимоотношениях предпринимателей, коммерсантов, руководителей с работниками,
между сотрудниками в трудовых коллективах и т.д. Особое значение
в деле воспитания учащейся молодежи имеет этика руководителей, преподавателей и сотрудников учебного заведения, в том числе вуза. Известно, что быть нравственным – это значит строго соблюдать установленные в обществе нравственные нормы, правила поведе-ния, основывающиеся на исторических, культурных, духовных цен-ностях, на менталитете общества. Современный руководитель независимо от того, на каком уровне управления он действует, испытывает потребность в этическом под-креплении своего поведения. Поскольку объектом его воздействия выступает человек или группа людей, он стремится действовать в определенных рамках, соблюдая те нравственные нормы, которые приняты в данном социуме. Этика руководителя проявляется в его отношениях к сотрудникам, в методах и стиле руководства, в его по-ведении на работе и в быту, во взаимоотношениях с вышестоящим персоналом, с другими людьми.
Основополагающими принципами служебной этики являются гума-низм, социальная справедливость, единство слова и дела, патриотизм.
Решения и действия руководителей вуза и его подразделений должны быть проникнуты истинным уважением к преподавателям и другим работникам, к студентам, заботой об их здоровье, улучше-нии условий труда, быта и отдыха, развитии общеобразовательного, культурного и профессионального уровней. Обязательным условием выполнения профессионального долга ректора и иных руководи-телей является объективное и доброжелательное отношение к лич-ным взглядам и интересам, служебным притязаниям и устремле-ниям, профессиональному мнению преподавателей и сотрудников. Важное значение в моральном плане имеют справедливые матери-альная и моральная оценки личного вклада каждого преподавателя, сотрудника и студента в успехи факультета или вуза в целом.
Реальным проявлением профессиональной порядочности руко-водителя, преподавателя или любого человека, показателем оправда-ния доверия людей является единство слова и дела. В единстве слова и дела проявляются такие нравственные характеристики, как долг, честь и совесть, являющиеся основами нравственного самосознания личности.
Нравственную сферу личности руководителя и преподавателя характеризуют такие качества, как развитое чувство долга и от-
ветственности, человечность, высокая требовательность к себе и учащимся, справедливость, добросовестность, честность, прав-дивость, тактичность, скромность, нетерпимость к лести, подха-лимству и др. 252 Глава 12. Теория воспитания Человечность преподавателя должна проявляться в доброжелатель-ном отношении к студентам, общительности, понимании психологии человека, способности к сопереживанию, стремлении к сотрудниче-ству и взаимопомощи, заботе о них. Его требовательность предполага-ет строгий контроль за соблюдением всеми студентами дисциплины, принятие соответствующих мер в отношении нарушителей дисци-плины, нетерпимость к небрежности, расхлябанности, бескультурью. Кроме того, преподавателя должны обличать такие качества во взаи-моотношениях со студентами, как порядочность, справедливое отно-шение, уважение к человеческому достоинству и самокритичность.
При выборе той или иной линии поведения студент как будущий специалист должен знать, что люди всегда тянутся к тем, кто стара-ется соблюдать нормы общечеловеческой морали. Вот эти нормы применительно к студенту и любому специалисту (в том числе и к преподавателю):
• Подчиняйся закону. Систематически изучай законы и другие нормативные документы, связанные с деятельностью специалиста, постарайся их не нарушать. • Говори только правду. Это касается твоих взаимоотношений
с людьми, а также со всеми, с кем ты общаешься.
• Уважай человека. Поступай с человеком так же, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобою («золотое правило нравственности»).
• Поступай соразмерно с возложенной на тебя ответственностью.
• Выработай привычку: все, с чем ты сталкиваешься, рассматри-вать не только с точки зрения пользы для дела, но и соблюдения нравственных норм.
• Выполняй обещания в срок; если не сможешь сделать этого, определи новый срок и сдержи слово.
• Будь внимателен и объективен к предполагаемым идеям; сомни-тельные предложения вежливо отклоняй.
• Избегай быть самоуверенным.
• Не забывай, что твоя позиция не всегда оптимальна, учитывай и другие мнения.
• Не оставляй без тщательного анализа ни один случай сбоя, про-маха, нравственного ущерба.
• Руководствуйся в работе тремя «не»: не раздражайся, не теряйся, не разбрасывайся.
• Будь терпим к недостаткам людей.
• Помни, что человека можно оскорбить, даже не желая этого. • Избегай заносчивого, самонадеянного, категоричного тона в разговоре, свидетельствующего о пренебрежении к окружающим.
• Нет ничего болезненнее для человека, чем унижение; не совер-шай несправедливостей.
Деловой этикет. Наряду с нравственными нормами в поведении
и взаимоотношениях с людьми необходимо соблюдать нормы и тре-бования этикета. Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтиво-сти и вежливости, принятые в обществе, при контактах, общении с людьми.
Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят как бы характер неписанного соглашения о том, что в по-ведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культур-ный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаи-моотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаи-мопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.
Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только в деловой сфере, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброже-лательность, обусловливается тактом, чувством меры, подсказываю-щими, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятель-ствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его досто-инства.
Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного ро-да официальных мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах.
Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание мож-но заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не ценится окружающими людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности дру-гого человека. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.
Манеры – способ держать себя, внешняя форма поведения, об-ращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и да-же мимика. В обществе хорошими манерами считаются скромность
и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными ма- 254 Глава 12. Теория воспитания нерами принять считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшли-вость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброже-лательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам
и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей во-ли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в намерен-ном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек, прозвищ.
Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и обще-ственному положению. Он включает в себя учтивое обращение с жен-щиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения
и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом и т.д. Общие принципы культуры поведения конкретизируются основ-
ными требованиями этикета: вежливость, корректность, тактич-ность, деликатность, скромность, естественность поведения, так-тичность, обязательность.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 5514; Нарушение авторского права страницы