Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Классификационные параметры интерактивных технологий
Уровень и характер применения: любая педагогическая технология обладает той или иной степенью интерактивности, но некоторые из них содержат интерактивный режим как обязательный компонент. К таким технологиям можно отнести: микротехнологии, если взять взаимодействие с конкретным ребенком; модульно-локальные в качестве дидактических и организационно-деятельностных игр, коллективных творческих дел и т.д.; макротехнологии, какими являются дистанционное обучение, компьютерные технологии, обучение иностранному языку в разговоре; и, наконец, интерактивный характер имеют такие метатехнологии, как технологии социального воспитания, общественно-государственного управления, сетевые, телекоммуникационные технологии. Философская основа: гуманистическая, природосообразная. Методологический подход: коммуникативный. Ведущие факторы развития: социогенные. Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная. Ориентация на личностные сферы и структуры: информационная. Характер содержания: адаптивно-вариативный. Вид социально-педагогической деятельности: сопровождения. Тип управления учебно-воспитательным процессом: взаимообучение. Преобладающие методы: диалогические. Организационные формы: любые. Преобладающие средства: вербальные + программированные + аудиовизуальные + электронные. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: интерактивный, демократический, сотрудничества. Направление модернизации: активизации. Категория объектов: все категории. Целевые ориентации ¶ Активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся. ¶ Возбуждение внутреннего диалога у учащегося. ¶ Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена. ¶ Индивидуализация педагогического взаимодействия. ¶ Вывод учащегося на позицию субъекта обучения. ¶ Достижение двухсторонней связи (обмена информацией) учащего и учащегося. Самой общей задачей учителя-ведущего в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) – направление и помощь процессу обмена информацией: – выявление многообразия точек зрения; – обращение к личному опыту участников; – поддержка активности участников; – соединение теории и практики; – взаимообогащение опыта участников; – облегчение восприятия, усвоения; – облегчение взаимопонимания участников; – поощрение творчества участников. Концептуальные позиции v Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов. v Интерактивное общение способствует умственному развитию. v При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю. v Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой). v Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений. v Обратная связь повышает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи. v Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике, в реальных условиях. Особенности организации Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся (обучаемых) с учебным окружением. Учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта, причем речь идет не просто о подключении эмпирических наблюдений, жизненных впечатлений учащегося в качестве вспомогательного материала или иллюстративного дополнения. Опыт учащегося служит центральным активатором учебного познания. В традиционном обучении ведущий (учитель, тренер) выполняет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном – роль помощника в работе, одного из факторов, активизирующих взаимонаправленные потоки информации. По сравнению с традиционным, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с ведущим: его активность уступает место активности учащихся, задача ведущего – создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт ведущего, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску. Учитель (ведущий, тренер) выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту участников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д. В ряде интерактивных технологий ведущему не обязательно быть специалистом по данному предмету (более того, собственное мнение может даже помешать нейтральности обмена информацией! ). К недостаткам фасилитаторской роли относятся большие затраты труда учителя при подготовке, сложность точного планирования результатов, высокие энергозатраты ведущего. Источниками помех при интерактивном режиме могут быть: – язык (в вербальном или невербальном оформлении); – различия в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования информации; – различия в организационном статусе между ведущим (руководителем) и учащимся (подчиненным). Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) Подвергай все сомнению. Сократ Технология РКМЧП (critical thinking) разработана в конце ХХ века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной. Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на формирование базовых навыков человека открытого информационного пространства, на развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Термин «критическое мышление» может относиться практически ко всей умственной деятельности. Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение того, что они усвоили, с собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания. Учащиеся вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для ее применения, прикидывать возможности решения проблемы и т.д. Классификационные параметры технологии РКМЧП такие же, что у всей группы интерактивных технологий. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 1530; Нарушение авторского права страницы