Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие правовой системы. Классификация правовых систем.



Сов-сть взаимосвяз. и взаимодейст. элементов. Прав. система отражает закономерности развития общества и гос-ва, его исторические, нац., религиозные и культ. особенности.

По вопросу типологии правовых систем существуют различные подходы. За основу классификации могут приниматься идеологические, юридические, этические, экономические, религиозные, географические и другие критерии и соответственно формироваться различные типологические группы правовых систем. Критерии и типологии могут сочетаться в определенных комбинациях.

В настоящее время, как правило, используются основания для классификации правовых систем, опирающиеся главным образом на этно-географические, технико-юридические и религиозно-этические признаки права.

В современном мире обычно различают следующие правовые массивы: национальные правовые системы, правовые семьи, группы правовых систем.

Национальная правовая система – это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система – элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. По отношению к группам правовых систем и правовым семьям национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного. В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.

Феномен правовой системы позволяет решать важные учебно-познавательные и практически-юрисдикционные задачи. Только комплексное видение институтов объективного и субъективного права, структуры законодательства, правовой идеологии и психологии, менталитета общества, юридической практики формирует квалификацию юриста, его способность и возможность работать в рамках правовой культуры конкретной страны.

Наличие правовых явлений в их системной, концептуальной организации свидетельствует об известном уровне правовой жизни общества, его правосознания, юридической образованности и т.д. Поэтому далеко не все государства имеют развитые и особенно правокультурно-самобытные и целостные юридические системы, выступающие источниками накопления правовых ценностей для всей мировой цивилизации.

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В соответствии с этими критериями можно выделить следующие правовые семьи: общего права, романо-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую, индусскую (индусское право), славянскую. Ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей для правовых систем мира, и поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права. В приведенной классификации своеобразие правовой семьи определяется характером ее источников: юридических, духовных (религия, этика и т.д.) и культурно-исторических. Один из этих признаков может преобладать в разграничении правовых семей. Так, форма, перечень и иерархия юриди-, ческих источников права (форм права) традиционно рассматривается в качестве основного различия между семьей общего права и романо-германской.

 

Англо-саксонская правовая семья

Англосаксонская правовая семья — правовая семья англосаксонских государств. В странах англосаксонской правовой семьи судебный прецедент является основой правовой системы. В силу неоднозначности трактовки многих решений такая система создаёт весьма широкий простор для судейского произвола.

Признаки:

1. Осн. источником права явл. судебный прецедент

2. Ведущая роль в формировании права отводится суду

3. Главенствующее значение имеет процессуальное право

4. Нет кодифицированных отраслей права

5. Отсутствует деление отраслей права на частное и публичное

Правовые системы многих стран относятся к англосаксонской правовой семье. Среди них Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, США, Австралия, Канада, Новая Зеландия, то есть в основном это бывшие колонии Англии.

Общее право - это такая правовая система, главным источником которой является судебный прецедент.

Фундаментом для становления общего права стали местные обычаи и обобщения практики королевских судов. Даже в настоящее время в общем праве сохранились многие элементы (институты, термины) права, сложившиеся еще в период его формирования.

Романо-германская правовая семья

РФ, Франция, Германия, Италия

Признаки:

1. Единая иерархично построенная система источников права, домонирующее место в которой занимают НПА

2. Главная роль а формировании права отдается законодателю

3. Писаные конституции обладают высшей юр. силой

4. Наличие кодифицированных НА

5. Деление системы права на частное и публичное

6. Юр. прецедент не явл. источнокм права

7. Правовая доктрина играет особую роль в процессе правотворчества. При правоприменении она используется только в качетсве толкователя.

8. Правовой обычай имеет ограниченное действие и применяется в дополнение к закону, а иногда и вместо него если закон не регулирует ту или иную ситуацию

 

Религиозные правовые системы.

Главным критерием выделения этого типа правовой системы является государственное признание и обеспечениерелигиозных предписаний. В настоящее время в рамках религиозного типа правовой системы выделяются только две подсистемы — мусульманское и индусское право. К религиозному типу принадлежат правовые системытаких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др. Характерные черты религиозного типа правовой системы: 1) доминирующееместо в социальном регулировании занимают не нормы права, а религиозные нормы; 2) источником прававыступают священные книги: Коран, Сунна, Иджма, распространяющиеся на мусульман, Шастры, Веды, Законы Ману, действующие в отношении индусов, на основе которых создаются собственно правовые формы в виде толкований и комментариев. Религиозно-философские идеи ислама, индуизма играют роль принципов права. 3) Нормативные правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение. Судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; 4) особое место в системе источников права занимают труды ученых-богословов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений; 5) правовые нормы не расчленены с нормами религии, а составляют с ними синкретическое единство. Так, норма мусульманского права рассматривается как общеобязательное правило поведения, адресованное мусульманам Аллахом; 6) право не структурировано, а именно: отсутствует привычное для романо-германского типа деление права на частное и публичное, на отрасли и институты. Например, мусульманское право содержит такие структурные общности: правила осуществления религиозных обязанностей, право личного статуса, деликтное право, регулирование имущественных отно-шений; 7) в правовом регулировании преобладают обязывания, в отличие от систем европейского права, где преобладают дозволения. Религиозный тип правовой системы наименее подвержен влияниям извне. Для этого типа права характерны стабильность, даже консерватизм, а порой и нетерпимость к иным влияниям. Коран – священная книга мусульман и первый по значению источник мусульманского права, как и всей мусульманскойцивилизации. Сунна – своего рода толкование Корана в первые десятилетия после смерти пророка Мухаммеда. Иджма – третий источник МП, с помощью которого искались ответы на вопросы, не разрешенные Кораном и сунной. (согласованное заключение др. юристов). Кияс – решение на аналогии (жизнь пророка – жизнь мусульман)

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь