Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Происхождение государства и права



Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.

Теологическая теория. Одной из первых теорий происхождения государства и права была теологическая, объясняющая их возникновение божественной волей. Ее пред­ставителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский - XIII в.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты - Жак Маритен и др.). Теологическая теория не раскры­вает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (она может укладываться в любую из последующих кон­цепций). В то же время теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.

Патриархальная теория. Эта теория также возникла в древности. Ее основателем был Аристотель (III в. до н.э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др.).

Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической), естественно, вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти.

Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного историческо­го свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщин­ного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются.

Органическая теория. Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи выска­зывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV-III вв. до н.э.), сравнивали государство с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики.

В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).

Некорректность органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира, исходя лишь из законов физики или химии, невозможно и распространять биологические законы на развитие человеческого общества.

Теория насилия . Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями были Л.Гумплович, К.Каутский, Е.Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощен­ного племени и создается государственный аппарат, принимают­ся законы. Возникновение государства, таким образом, рас­сматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опираются на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого (раннегерманские, венгерское и другие государства).

Психологическая теория. Представителями этой теории, воз­никшей в XIX в., были Г.Тард, Л.И. Петражицкий и др. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр.

Теория общественного договора (естественного права). Эта теория была сформулирована в работах раннебуржуазных мыс­лителей: Г.Гроция, Т.Гоббса, Д.Локка, Б.Спинозы, Ж.-Ж.Руссо, А.Н. Радищева и других, т.е. в XVII-XVIII вв. По этой теории, до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авто­рами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие - «золотой век» и т.п.). В большинство концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противо­речие с правами других, нарушается порядок, возникает наси­лие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно пере­давая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации не­зависимости США (1776 г.) говорится: «Мы считаем самооче­видными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу ко­торых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правите­льства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых».

Историко-материалистическая теория. Возникновение этой теории обычно связывают с именами К.Маркса и Ф.Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л.Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Именно историко-материалистическая теория имеет под собой строго научные основы. При этом оба ее направления правомерны, поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качестве причин появления государства могут приобретать как классовые антагонизмы, так и необходимость решения общих дел, совершенствования управ­ления обществом, специализации этого управления как формы разделения труда.

 

Право и правовая система.

Право - система общеобязательных норм, охраняемых силой государства. С помощью права государственная власть регулируют поведение людей и их коллективов, закрепляет в качестве обязательных определенный круг общественных отношений.

Право как элемент и функциональный признак политической власти служит связующим звеном между властью, государством и правовой системой общества и всеми ее составными звеньями. Именно через нормы права, на их основе происходит воздействие политической власти и государства на правовую систему в целом и на все составляющие ее элементы в отдельности. Поэтому именно нормы права выступают в качестве объединяющего, систематизирующего элемента, генерализирующего фактора правовой системы.

Теории права: Понятие права очень сложное, сущ-ют различные подходы: теологичекая теория (божественная)- право-это нечеловеческая природа, а как установление норм всевышним. И естественно-правовая теория (17-18века)-Радищев, Цицерон, Аристотель-право- небожественное, оно связано с природой человека, об/ва, в основе нравственные принципы-право-прирожденное свойство человека (право на жизнь, свободу) Право делится на естественное и позитивное (устанавл=ся Г-ом, властью) Теория нормативизма(Г.Кельзен) право с позиции внутренних, в отрыве от социал. Дествительности. Пирамида, образованная нормами, чистая теория права (треугол-к: общая норма-основа; констит-ия; з-ны прав-ва; индивид.решения судов=система подчиненных себе норм). Психологическая теория (19-20в) при становлении психологии. Лев Петрожицкий- крупный русский дореволюц-ый юрист критиковал волевую теорию права, право носит эмоциональный хар-р— эмоциональная теория права. Эмоции делятся на односторонние (образуют нравственный хар-р, нравственнсть «я должен») и двусторонние (правовые эмоции, императивно-атрибутивный хар-р, т.е. и право и обязанность) На 1-ом этапе-защищать свои права, люди делали это самостоятельно, а эмоции не исчезают, они остаются. Марксистская теория- волевая теория права = право-воля господств-его класса, возведенная в закон, содержание к. определ-ся материальными условиями жизни данного класса. Имеет свои основания: воля-общее обязательное веление, держит гос.власть.

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих элементов, регулирующих наиболее важные общественные отношения; элементами правовой системы выступают: 1) явления мировоззренческого характера (к ним относятся юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы и правовая культура); 2) право и основанное на нем законодательство (т.е. система права исистема законодательства); 3) правовые отношения, 4) юридическая практика; 5) юридическая техника.

Правовая система каждой страны (национальная правовая система) обладает неповторимостью, специфичностью В то же время правовые системы различных государств обладают и рядом общих черт. Это позволяет объединять сходные правовые системы термином «правовая семья» (пли - термином «правовая система в широком смысле») (правовая семья - это совокупность правовых систем, обладающих существенным подобием в духовных материальных и процессуальных элементах права. общностью происхождения, исторического развития)

К классификации правовых семей существуют, различные подходы Так, в частности, выделяются такие их виды, как: романо-германская семья (или семья континентального права), англосаксонская (или англо-американская) семья, семья социалистического права, скандинавская семья, латиноамериканская семья, правовая семья общего права, мусульманская семья, индусская семья, семья обычного (традиционного) права, дальневосточная семья и др. (некоторые из них, о чем будет сказано чуть ниже, можно отнести не к самостоятельному типу правовой семьи, а к типу группы правовых систем)

Правовые семьи подразделяются на группы правовых систем (группа правовых систем - это совокупность национальных правовых систем ряда стран, отличающихся качественным своеобразием и составляющих часть той или иной правовой семьи) Качественное своеобразие группе правовых систем могут придать конкретные условия геополитические и климатические, национально-культурные, духовно-религиозные, историко-эволюционные, социально-экономические, специфические, юридические и др. Например, в рамках отдельных правовых семей можно выделить следующие группы правовых систем:

внутри англосаксонской правовой семьи можно выделить группу английского права (Англия, Северная Ирландия. Австралия и др.) и американского права (США),

внутри романо-германской правовой семьи можно выделить группы романского права (Италия, Франция и др ). германского права (Германия. Австрия и др ) и развивающихся стран - их бывших колоний;

в рамках семьи социалистического права отличались своеобразием восточно-европейские страны (Польша, Венгрия и др.), страны Юго-Восточной Азии (Китай. Вьетнам) и страны третьего мира, избиравшие путь социалистического развития. В настоящее время национальные правовые системы части стран бывшего социалистического лагеря можно отнести к группе переходных правовых систем;

в пределах семьи религиозно-традиционного права следует различать группы мусульманского, индусского, иудейского права Национальные правовые системы, группы правовых систем и правовые семьи составляют в глобальном масштабе мировое правовое сообщество

Правовой нигилизм.

1. Правовой нигилизм негативно отрицательное и равнодушное отношение к праву, основанное на юридическом невежестве и правовой невоспитанности основной массы населения.

2. В современном российском обществе выделяются различные формы про
явления правового нигилизма.

Прямое сознательное нарушение законов и подзаконных актов: • умышленные уголовные преступления; •гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения;

• осуществление преступной деятельности в организованных формах;

• сращивание преступного мира и части госаппарата;

• распространение криминальных отношений в обществе (рэкет и т. д.); •контроль организованной преступности за частью бизнеса;

• давление, шантаж, заказные убийства представителей частного бизне
са и государственных структур.

Массовое неисполнение и нарушение правовых норм: •незнание либо игнорирование права гражданами на бытовом уровне; •неисполнение законодательства госорганами;

• прибегание гражданами к неправовым способам споров.

Распространение антиправовой психологии :

появление в обществе признаваемых значительной частью населения особых социальной норм, оправдывающих антиправовое поведение;

• эстетизация преступности, появление большого количества художественной литературы, кинофильмов, воспевающих преступность;

• сознательная либо неосознанная пропаганда СМИ жестокости, насилия, преступного образа жизни.

" Война законов":

• создание параллельной системы законодательства (например, дополнительное регулирование регламентированных законом отношений различными ведомственными актами, носящими " правозаменительный" характер;

• правовое противостояние между федеральным центром и некоторыми субъектами федерации (например, Татарстан, Башкортостан);

• издание взаимоисключающих актов органами различных ветвей власти.

Нарушение законов и подзаконных актов в угоду " целесообразности" - принятие неправовых решений во имя достижения тех или иных целей государственными чиновниками, работниками милиции, прокуратуры, иных государственных, в том числе правоохранительных органов.

Массовое нарушение прав и свобод человека:

• повседневное нарушение прав и свобод человека государственными органами, особенно при осуществлении правоохранительной деятельности;

• частая невозможность законными средствами защитить свои права и свободы;

• незащищенность и негарантированность права на жизнь (гибель около 30 тысяч человек в год от рук преступников, 5 тысяч в год в мирное время в Вооруженных Силах РФ, около 100 тысяч в Чечне, большое количество различных аварий, несчастных случаев).

Низкий авторитет суда и иных правоохранительных органов, который возникает в результате:

• длительной бюрократической волокиты при рассмотрении судебных споров (некоторые споры рассматриваются годами);

• больших материальных затрат, необходимых на ведение процесса (пошлины, труд адвокатов);

• косного, равнодушного отношения к людям со стороны многих работников судебно-правоохранительных органов;

• большого количества судебных ошибок, неправосудных приговоров;

• распространенности нарушения прав человека при правоохранительной деятельности и исполнении наказаний;

• слабости исполнительного аппарата судов;

• высокого процента нераскрытых преступлений;

• иных причин.

Теоретические формы правового нигилизма:

ряд положений марксистско-ленинского учения, культивируемого в
советском обществе, отрицающих и искажающих роль и значение пра
ва (например, право средство угнетения народных масс);

• отсутствие единых подходов к праву в отечественной правовой науке;

• новейшие и старые правовые учения, разделяющие " писаное" и " неписаное" право;

• ощибочное понимание права рядом теоретиков и лиц, осуществляющих преподавание права.

З. Основными причинами, способствовавшими появлению и развитию правового нигилизма в российском обществе, считаются:

• особенности исторического развития (монголо-татарское иго, опричнина Ивана Грозного и др.);

• самодержавный, деспотический характер власти;

• крепостное право;

• отсутствие развитых демократических и правовых традиций;

• распространенность неправовых способов решения споров;

• репрессивный характер права на протяжении как дореволюционной эпохи, так и советского времени;

• теория и практика диктатуры пролетариата (ее неограниченность рамками права), сталинские репрессии;

• распространенные в советскую эру административно-командные методы в экономике и политике, фактическое преобладание подзаконных актов над законами;

• трудности современного переходного периода;

несовершенство и недостаточная эффективность судебно-правоохра нительной системы; повсеместное нарушение прав и свобод граждан и отсутствие их реальных гарантий;

• несовершенство правовой системы.

4. Признаками современного российского правового нигилизма являются:

широкая распространенность и повсеместность (в быту, среди различ
ных классов и социальных групп чиновников, сотрудников правоох
ранительных органов и др.);

• многообразие форм проявления (бытовые, на высшем государственном уровне, открыто, тайно);

• высокая степень агрессивности и неподконтрольности;

соединение правового нигилизма с формами социального и иного про
теста (особо жестокие антиправительственные выступления, перекрытие железных дорог ); усиление правового нигилизма нигилизмом иных сфер жизни (религиозным, нравственным и др.);

• эстетизация (широкий и повсеместный показ правового нигилизма в
кинофильмах, художественной литературе, печати, теленовостях как
должного и имеющего свои преимущества явления).

5. К основным направлениям борьбы с правовым нигилизмом относятся:

• укреnление режима законности в стране (соблюдение всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами Конституции РФ, законов и подзаконных актов);

• реальное обеспечение верховенства Конституции РФ и законов;

 

• гарантированность прав и свобод человека;

• совершенствование правовой системы,

• повышение авторитета суда и иных правоохранительных органов через их совершенствование и придание им большей эффективности;

• обеспечение в стране правопорядка;

• правовое воспитание.

6. Основными методами борьбы с правовым нигилизмом являются:

• убеждение;

• поощрение;

• принуждение;
• наказание.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.063 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь