Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сущность государства и его социальное назначение.
Государство — это люди, живущие на определенной территории и объединенные властью. Таким образом, государство есть организация власти в обществе. Государство – это есть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации, процесс становления которой имеет место лишь на определенном этапе развития человеческого общества. В результате эволюционного развития человечество выработало для управления общественными процессами систему определенных правил поведения, устанавливаемых публичной властью. По мере усложнения социальных связей эти социальные нормы и институты политической власти принимают более сложные формы. Государственная власть обладает монополией на принуждение в случае нарушения законов и имеет для реализации этих полномочий систему специальных органов. Властные решения, исходящие от публичной власти, имеют общеобязательный характер и подлежат исполнению. Таким образом, мы видим, что государство возникло и упрочилось в поисках обеспечения внутреннего порядка и внешней безопасности. Еще Аристотель говорил, что государство создается «ради прекрасной жизни». Постепенное развитие человеческого общества привело к тому, что в результате так называемой «неолитической революции» начался процесс перехода общества от присваивающей экономики к производящей. С этого времени охота, рыболовство и собирательство постепенно стали заменяться земледелием и скотоводством, возникли металлургия и металлообработка. Имущественная и социальная дифференциация развивалась параллельно с функциями управления общественной организацией. Важное место в такой дифференциации занимали военные вожди и жрецы, которые имели большое влияние на общество. Благодаря развитию ремесла и торговли, возникли сословия ремесленников и купцов. Усложнение общественной жизни потребовало более совершенной формы ее организации и стимулировало развитие тех политических институтов, которые занимались функциями управления (обеспечением порядка в обществе, охраной собственности и т. д.). В механизме регулирования общественных отношений особую роль играет государство как важнейший политический институт, выполняющий необходимые для общества социальные, политические и юридические функции. Известный русский юрист П.И. Новгородцев писал, что «государство не есть только классовое господство, это, прежде всего публично-правовое регулирование частной и общественной жизни». Назначение и сущность государства состоит в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления в интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса). Социальное назначение государства заключается в том, что это такая организация политической власти, призванная представлять общие интересы населения. Деятельность государства направлена на решение общесоциальных проблем. Управляя делами общества, государство стремится к стабильности и гармоническому развитию общества, к обеспечению социального компромисса и правопорядка. Еще Цицерон писал, что «государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». В чем же состоит сущность государства? В чем его единая и объективная цель? Отвечая на эти вопросы, известный русский юрист И.А. Ильин писал, что «сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют и признают – помимо своих различных и частных интересов и целей – еще единый интерес и единую цель, а именно: общий интерес и общую цель, ибо государство есть некая духовная община». Социальное назначение и сущность государства проявляются в его функциях и задачах. Под функциями государства понимают основные направления его деятельности, вытекающие из его сущности и роли в общественной жизни. В отличие от задач государства, которые могут носить временный, локальный характер, функции государства имеют постоянный характер и общесоциальную направленность, хотя в различные исторические эпохи они могли быть направлены и на узкокорпоративные цели. На характер и содержание функций государства оказывают влияние многие факторы социально-экономического, политического, экологического характера. Таким образом, государство – это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата. Государство как феномен общественной жизни можно понимать в различных аспектах. В институциональном смысле государство – это система органов государственной власти и учреждений, действующих на основе права. В этом смысле государство выступает как равноправный субъект правоотношений. В публичном смысле государство – универсально значимая власть, призванная для охраны прав и свобод личности, обеспечения безопасности граждан и общества в целом, установления законности и правопорядка. В функциональном смысле государство – способ регулирования и упорядочения общественных отношений.
Основные правовые системы современности: общее, особенное и единичное. Правовая система является совокупностью следующих элементов: непосредственно системы права, традиций правового регулирования, правовых учений, доктрин. 1. Англосаксонская правовая система. Главным источником права в странах данной правовой системы, а ими являются Англия, США, Канада, Австралия, новая Зеландия и другие, является судебный прецедент. В результате своего развития данная система позволила судьям по своему усмотрению принимать решения по делам, основываясь не только на нормах общего права, но и на собственном понимании справедливости. То есть при рассмотрении дел судьи используют в качестве образца примеры рассмотрения подобных дел другими судьями. 2. Романо—германская (континентальная) правовая система. В качестве основы явилось римское право. Странами, где действует указанная правовая система, являются континентальная Европа, Северная Африка, Южная Америка, Япония, Россия. Отличительная особенность состоит в том, что в отличие от англосаксонской правовой семьи, где источником права являлся прецедент, здесь эту роль выполняют нормативно—правовые акты, сформированные в единую систему. 3. Система мусульманского (религиозного) права. Существует в странах, где традиционно действует ислам (Иран, Саудовская Аравия, Ирак и других). В подавляющем большинстве стран данной системы источником права являются только религиозные принципы. Но в ряде стран действует двоякая правовая система, где наряду с действием религиозных принципов применяется кодифицированное право. Особенностью данной системы является также следующее. Право даровано богом, а, значит, обязательно к применению. Нормативно—правовые акты вторичны, роль судебной практики незначительна. При этом большим авторитетом пользуется религиозные произведения. 4. Система традиционного (обычного) права Наиболее архаичная система, существующая в ряде государств Африки, племен Южной Америки, на островах Океании. Основой, источником права является обычай. Право некодифицировано, основу обычаев составляют мифология, моральные нормы. Правосудие осуществляется жрецами, вождями и т. д. Допускается возможность мести при совершении тяжкого преступления. Необходимо отметить, что со стороны государственных органов некоторых стран (например, Индонезии) признано право за племенами вершить правосудие, опираясь на обычаи, а не на нормативно—правовые акты страны.
Субъективное право. Субъективное право – это закрепленная за управомоченным субъектом в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения лица в правоотношении, обеспеченная обязанностями других лиц и гарантированная государством. Признаки субъективного права: 1. Субъективное право закрепляется в диспозиции правовой нормы; 2. Представляет собой возможное поведение лица (то есть этим правом можно воспользоваться, а можно и отказаться); 3. Представляет собой меру возможного поведения; 4. Это означает, что субъективные права ограничены интересами других лиц и нормами объективного права; 5. Обеспечивается юридическими обязанностями других лиц; 6. Существляется в интересах управомоченного лица (т.е. того, кому принадлежит субъективное право); С точки зрения своего состава субъективное право состоит из определенных правомочий, то есть конкретных юридических возможностей. Субъективное право может состоять из одного или нескольких правомочий. Состав субъективного права (виды правомочий): 1. Право на собственные действия, или право действовать; 2. Право на чужие действия, т.е. право требовать от других лиц исполнения юридических обязанностей; 3. Правопритязание, то есть право обратиться к компетентному государственному органу за защитой нарушенного права; Субъективное право как мера возможного или дозволенного поведения состоит из нескольких элементов-правомочий, которые в совокупности составляют структуру субъективного права. Имеются различные подходы к количеству и характеристикам таких правомочий. Большинство авторов (В.К. Бабаев, В.В.Лазарев, В.Н. Хроианюк, С.Н. Братусь и др.) выделяют два-три правомочия. Однако более точной представляется позиция Н.И. Матузова, который в структуру субъективного права включает четыре правомочия, выражающихся в возможности: § действовать, т. е в праве на собственное поведение управо- моченного лица (право-поведение); § требовать, т. е в праве на должное поведение со стороны других лиц (право-требование)-, § пользоваться определенным социальным благом, т. е в праве удовлетворять свои материальные и духовные потребности (право- пользование); § иметь защиту, т. е в праве обращаться в компетентные органы государства и привести в действие механизм принуждения в защиту своих интересов, если право нарушено (право-притязание). Следует отметить, что субъективное право подкрепляется соответствующей юридической обязанностью (юридической — значит закрепленной в соответствующих нормативно-правовых актах). Например, праву лица на получение образования (ст. 43 Конституции РФ) корреспондирует обязанность государственных органов и органов местного самоуправления обеспечить эту возможность (построить образовательное учреждение, оборудовать его, содержать штат преподавателей и г. д.). Такая обязанность вытекает как из Конституции РФ (ст. 2, 17, 43), так и из текущего законодательства (прежде всего Закона РФ «Об образовании»).
Праву работника милиции проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, если есть основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения (ст. 11 Закона РФ «О милиции»), корреспондирует обязанность лица представить такой документ. Если же правовой обязанности нет, то имеет место простое дозволение, а не субъективное право. Например, каждый может прогуливаться по улице, заводить дома кошку или собаку, ходить за грибами и ягодами. Здесь действует дозволительный принцип: «разрешено все, что не запрещено законом». Так, никто не обязан гарантировать предоставления тех же кошек, подвозки до места сбора грибов, и поэтому нет оснований говорить о субъективном праве. Итак, в современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях: объективное право, субъективное право.
58. Современные теории сущности государства. Существует достаточно много теорий сущности государства и права. Авторы расовой теории сущности государства в значительно большей мере учитывают роль биологических факторов. Одним из основателей расовой антропологической школы в социологии был французский писатель Жозеф Артур де Гобино. Согласно его теории в мире существуют «высшие» расы, призванные господствовать, и «низшие» расы, которым по своей природе предназначено находиться в подчинении у «высших» (Германия в 30-е годы, Южно-Африканская Республика). В середине XX века возникает ряд теорий сущности государства: — теория «элит» (государством управляет элита — верхушка общества, т. к. народные массы не способны этого делать. Элита формируется по различным признакам: происхождение, образование, опыт, способности и т. д. Существует несколько элит, между которыми идет борьба за власть, причем народ конкретизирует их деятельность, используя избирательное право); — плюралистическая демократия (общество представляет собой совокупность социальных объединенных групп людей, образуемых по различным основаниям — возраст, профессия, место жительства, круг интересов. Каждый человек обладает частичкой государственной власти, участвует в управлении государством через политические организации, которые оказывают давление на органы государства и направляют государственную политику); теория всеобщего благоденствия го сударство не должно вмешиваться в общественную жизнь за исключением случаев правонарушения. Государство становится надклассовым, выражает интересы всех слоев общества и обеспечивает их благоденствие); — теория правового государства (вся деятельность правового государства должна осуществляться в правовых целях и на основе права); — теория технократического государства (успехи многих стран заключаются в освоении и использовании технических средств. Считается, что дальнейшее развитие техники позволит по-новому решать многие вопросы государственного управления — проводить опросы, референдумы с помощью радио- и телетехники, компьютеры дадут возможность принимать независимо от воли отдыхающих лиц справедливые и оптимальные решения); — теория конвергенции (появилась в 50-60 гг. XX в. Данная теория прогнозирует дальнейшее развитие государства и рассматривает взаимное влияние двух систем: капиталистической и социалистической. Происходит обмен между этими государствами, причем каждая группа заимствует лучшее. В результате происходит сближение государств по их сущности, формам деятельности и т. п.). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1614; Нарушение авторского права страницы