Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Правонарушение: понятие и признаки.
Правонарушение - это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан. Деяние может осуществляться в виде как действий, так и бездействия. ПРИЗНАКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ: - Деяние (действия или бездействие) - Вина -Противоправность - Вредный результат - Причинная связь между деянием и вредным результатом - Юридическая ответственность Действие отличается активностью поведения субъекта (кража, драка, хулиганство, разбой, убийство, нанесение телесных повреждений, вымогательство и т.п.). Бездействие, напротив, характеризуется пассивностью: неисполнение служебных обязанностей должностным лицом (халатность), сон часового на посту или сторожа, охраняющего какой-либо объект; оставление человека в опасном для жизни состоянии, неоказание ему помощи; неуплата налога; неявка в суд и т.д. Словом, лицо обязано было по закону что-то сделать, но не сделало этого. Противоправное поведение противостоит правомерному. По своей направленности и содержанию эти понятия выступают как антиподы, характеризуются полярностью, непримиримостью - одно исключает другое. Правонарушения есть зло, с которым в любом демократическом государстве ведется борьба.
Билет 4. Материалистическая концепция происхождения. Иные концепции происхождения гос-ва и права. Основные теории происхождения гос-ва: -Теологическая- Бог создал гос-во; -Патриархальная – гос-во как продукт развития семьи; -Договорная – -Теория насилия – гос-во возникло в результате военно-политических факторов -Органическая – гос-во как специфическая разновидность биологического организма -Материалистическая – гос-во как продукт социально-экономического развития -Психологическая – гос-во возникло в силу особенностей человеческой психики Основные теории происхождения государства ставят во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности. - К представителям материалистической теории происхождения государства обычно относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами. Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, к специальной категории управляющих. Для защиты своих экономических интересов они создают новую политическую структуру - государство, которое служит прежде всего как инструмент проведения воли имущих. - Теологическая теория происхождения государства получила распространение во времена средневековья. Ее основателем обычно считается Фома Аквинский. По мнению представителей данной доктрины, государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей - Договорная теория получила распространение в XVII - XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. - Органическая теория получила широкое распространение во второй половине XIX в. государство - это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. ПРАВО. Естественно-правовая Представителями ее являются Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев и другие. Главными идеями этого учения выступают следующие: 1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, существует высшее, " естественное" право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека, которые выступают критериями права позитивного; 2) право по существу отождествляется с моралью. Такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы; 3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой " человеческой природе", права даются либо от рождения, либо от Бога. Нормативистская теория права. Основные идеи данного учения заключаются в следующем: 1) исходным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится " основная (суверенная) норма", принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы; 2) право - это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения; 3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации. Материалистическая теория XIX - XX вв. Ее представителями выступили: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие. Основными идеями можно считать: 1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление; 2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть; 3) право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством. Социологическая теория. Основные идеи: 1) разделяют право и закон. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего; 2) под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п; 3) формулируют такое " живое" право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Частное и публичное право. Суть указанного разделения состоит в том, что в любой системе права есть нормы, призванные обеспечивать прежде всего общезначимые (публичные) интересы, и нормы, защищающие интересы частных лиц. Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство. Частное право " обслуживает" в основном потребности частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями и выступающих в качестве свободных и равноправных собственников. Частное право связано в первую очередь с возникновением и развитием института частной собственности и теми отношениями, которые зарождаются на его основе. Частное право - это совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка. Публичное же право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбы с посягательствами на существующий строй. Разумеется, указанные функции в конечном счете тоже отвечают интересам всех. Поэтому частное право не может существовать без публичного. Частное право опирается на публичное, без которого оно могло бы быть обесценено. В общей правовой системе они тесно взаимосвязаны и их разграничение до некоторой степени условно.
Билет 5. 9.Типология гос-ва: формационный и цивилизационный подходы. Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность. Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном. Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. В основе цивилизационного подхода лежат духовные признаки - культурные, религиозные, национальные и пр. Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, П. Сорокин,. О. Шпенглер и М. Вебер и другие. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы