Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие и сущность государства. Государство – это обусловленная историческая эволюция обществаСтр 1 из 18Следующая ⇒
Понятие и сущность государства. Государство – это обусловленная историческая эволюция общества, постоянно действующая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения, способная придавать своим велениям обязательную силу для всех членов общества, для любых лиц и организаций в пределах определенной территории и выступающая в качестве универсальной политической организации всего общества. Признаки государства. Признаки государства с одной стороны указывают на специфику государства в сравнении с другими явлениями, и с другой - они сигнализируют нам о том, что в том или ином обществе имеется государство. 1ый признак: наличие в обществе обособленной от него публичной власти(иногда упрощенно говорят, «публичная власть»). Эта такая власть, такой субъект власти, который не совпадает с обществом в целом, а стоит как бы над ним. При этом она официально, открыто, публично действует от имени всего общества, выступает как его официальный и обычно законный представитель. При этом специфичную основу этой власти образует постоянно действующий аппарат принуждения: для государства характерно не вообще принуждение, а именно принуждение особого рода, специфика которого в том, что оно осуществляется особым слоем людей, специально уполномоченных на это и наделенных за счет общества материальными ресурсами, средствами для систематического и профессионального осуществления принуждения(это органы безопасности внутренних дел, полиция, исправительные учреждения, тюрьма, суды и др). 2 признак государства: функционирование публичной власти по территориальному признаку и территориальная организация населения. Государственная власть, публичная власть распространяется на всех, на любых лиц, находящихся в пределах территории, которую государство считает своей, не зависимо от особенностей их кровно-родственной принадлежности. То есть функционирует по территориальному принципу, признаку. 3 признак государства: установление и изымание налогов и других платежей в государственную казну. это важнейший источник материальных средств, ресурсов, без которых государство физически существовать не может, ибо за счет этих средств содержится государственный аппарат, а также за этот счет обеспечивается функционирование государства, реализация его функций(без соответственного материального обеспечения средств, государство функционировать не может). Конечно, у государства имеются и другие источники получения денежных средств. Однако большую часть 4 признак государства: суверенитет. Под ним понимают верховенство государственной власти внутри страны, то есть по отношению к любым лицам и организациям внутри общества, а также независимость государства во взаимоотношении с государствами.Важнейшим проявлением суверенитета государства является то, что в рамках общества только оно и никто более может издавать общеобязательные для исполнения предписания, решения, адресованные любым лицам, организациям. Государственная власть безусловна, абсолютно распространяется на всех, на люых лиц. Другие субъекты власти в обществе не могут издавать таких предписаний. 5. признак государства: иногда в качестве признака государства называют также позитивное право. Наличие таких правил, норм, свидетельствует о том, что в обществе имеется такое явление, как государство, ибо без государства позитивного права не может быть. Некоторые авторы в качестве признаков государства называют так называемые атрибуты государства, государственную символику. Например, флаг, гимн, герб и тп. Эти факторы не следует считать признаками государства хотя бы потому, что без них государство может обойтись, и они, как таковые, присущи и другим организациям, а не только государству. Применительно к государству определить его сущность – значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает. Факторы, определяющие сущность государства(см. Марченко ): Социальный фактор, Экономический фактор, Культурный фактор. Подходы к сущности государства: Первый подход (так называемый классовый ) Состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит у власти и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса. Надо отметить, что основоположники марксистского учения признавали, что государство, будучи в первую очередь классовой организацией политической власти, выполняет одновременно некоторые «общие дела» ( поддержание общественного порядка, экологическая безопасность населения), присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства его членов. Второй подход Исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно, сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса. Во-первых, он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом. Во-вторых, он ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия. В-третьих, подчеркивает ценность для общества государственной организации, поскольку человечество до сих пор не придумало более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей. Типология государства. Типология — объективно-необходимый процесс познания естественно-исторического развития государства как отражение исторически неизбежной смены одного государства другим. Социалистическое гос-во Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, возглавляемой рабочим классом, со сломом старой государственной машины, с установлением диктатуры пролетариата.Основные закономерности возникновения: 1) Социальная революция; 2) Слом буржуазного государственного аппарата; 3)Диктатура пролетариата; 4)Форма правления — республика; 5) Государство и право не являются вечными. Процесс отмирания государства и права; 6)Эволюционные этапы в развитии социалистического государства: - гос-во диктатуры пролетариата -социалистическое государство - «общенародное государство»; 7)Неразрывная связь социалистического государства и права Понятие и сущность права. право – это система общеобязательных, формально определённых правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством (иногда другими субъектами правотворчества, например, народом), призванных выполнять функцию регулятора общественных отношений и реализация которых обеспечивается авторитетом государства и возможностью государственного принуждения. Признаки (свойства) позитивного права. Под ними имеют в виду специфические качества, особенности права, которые выражают него от других общественных явлений, в т. ч. (и прежде всего) от других социальных норм. 1. Нормативность. Это значит, что право состоит из норм, т. е. правил поведения общего характера, эталонов, образцов поведения, адресованных персонально неопределённому кругу лиц, а именно лиц, попадающих в ситуацию, в отношения, регулируемые этими нормами. Например, нормы семейного права регулируют семейные отношения как специфический вид общественных отношений и в этом смысле они адресованы всем, любым участникам таких отношений. Аналогичным образом действуют и нормы других отраслей права. Как и другие социальные нормы, правовые нормы рассчитаны на многократное применение, использование, их действия характеризуются неисчерпаемостью, они действуют постоянно, непрерывно до момента их соответствующей отмены. 2. Общеобязательность. Это значит, что право образуют нормы, имеющие общеобязательные характер, т. е. они считаются, объявлены обязательными к исполнению любыми лицами и организациями, к которым они адресованы независимо от того, нравятся они адресатам или нет, хотят они их исполнять или нет, считают они их справедливыми или нет и т. д. и т. п. Государство, народ установили, что они общеобязательны к исполнению, такова их воля. Общеобязательность является специфическим свойством, качеством, присущим только правовым нормам, другие социальные нормы этим свойством не обладают. 3. Обеспеченность реализации правовых норм авторитетом государства и возможностью государственного принуждения. Государство берёт на себя заранее, официально, открыто ответственность за практическую реализацию требований правовых норм, соответственно этому их реализация обеспечивается организационным, материальным, идейным воздействием со стороны государства, а также возможностью государственного принуждения. В этой связи государство практически всегда заранее устанавливает конкретные меры юридической ответственности в отношении лиц и организаций, нарушающих требования правовых норм, в соответствующих случаях реализует, применяет эти меры юридической ответственности, прибегает к государственному принуждению. Это свойство также является исключительным качеством только правовых норм, другие социальные нормы этим качеством не обладают. 4. Субъективно-волевой характер. Это значит, что нормы права обязаны своим возникновением, существованием и своим смыслом воле тех или иных социальных субъектов (народа, государства и т. д.), и в содержании правовых норм воплотилась воля субъекта правотворчества. 5. Системность. Это значит, что право – это не просто набор или просто сумма каких-то правил поведения, не связанных между собой, но, напротив, это все нормы, взятые в единстве, во взаимосвязи и во взаимодействии. Другими словами, все правовые нормы логически и фактически дополняют друг друга, предполагают друг друга, иерархически соподчинены, в этом смысле все правовые нормы образуют некую целостную систему, единство. В частности, в РФ единство и системность правовых норм проявляются в том, что основу системы российского права составляют нормы Конституции РФ, все другие правовые нормы в стране не только не могут им противоречить, соответствовать им, но и логически принимаются в развитие требований норм Конституции, например, нормы, содержащиеся в Федеральных законах, могут иметь место лишь постольку, поскольку это предусмотрено нормами Конституции, они не противоречат этим нормам. Такая же аналогичная схема существуют и на всех других уровнях правотворчества, источников права. 6. Формальная определённость. Это значит, что право (за некоторыми исключениями) состоит из формально определённых норм, т. е. из правил поведения, которые сформулированы, выражены, объективированы в языковой, словесно-письменной форме в текстах различных источников права. Другими словами, правовые нормы в качестве таковых устанавливаются и существуют лишь постольку, поскольку они выражены, сформулированы в правотворческих актах, в источниках права. Благодаря данному качеству правовые нормы характеризуются большой степенью ясности, точности, смысловой определённости, становятся понятными и доступными для адресатов. Благодаря этому свойству правовые нормы приобретают большую степень автономности, независимого существования от мнений и суждений, от действий конкретных лиц, в том смысле, что правовые нормы по своему содержанию, по своему смыслу остаются неизменными, независимыми от этих факторов. I. Понятие норм морали 1) Право устанавливается или санкционируется государством Либертарная концепция права В настоящее время в РФ достаточно популярным т. н. либертарная концепция права, её также называют концепцией различения и соотношения права и закона. Основная особенность данного правопонимания состоит в том, что право здесь понимается как явление, не являющейся результатом правотворческой, законотворческой деятельности государства, народа, в этом смысле право не может быть сведено к закону (под которым имеется в виду все правотворческие акты, источники права). Право понимается как некая совокупность дозаконотворческих и внезаконотворческих требований, объективно обусловленных обществом, достигнутой ступени развития, его закономерностями, а также особенностями человека как биосоциального существа. Право трактуется также как необходимая, всеобщая и объективно обусловленная мера свободы, которая проявляется через формальное равенство людей, через принцип равноправия. Считается, что там, где нет формального равенства, нет и не может быть права. Право понимается как явление, существующее и развивающееся как бы само по себе, независимо от государства и его законотворческой деятельности. Основной смысл, данной концепции состоят в том, чтобы с её помощью ограничить или даже исключить возможный произвол государства в сфере законотворчества и подчинить эту деятельность требованиям права, вышеуказанному правопониманию. В качестве недостатков, нерешённых проблем в рамках данного правопонимания обычно указывают на то, что само понятие право здесь оказывается чрезмерно абстрактным, неопределённым, что, конечно, позволяет трактовать право различным образом в зависимости от того, кто это делает и при каких обстоятельствах. Кроме того, считается, что такое правопонимание может провоцировать скептическое и даже нигилистическое отношение к действующим законам, к позитивному праву в целом, к источникам права, поскольку ещё неизвестно, правовые они или нет, этот вопрос ещё надо решать. Типология права. Типология права – это его специфическая классификация, произведенная в основном с позиции следующих подходов. В рамках первого (формационного), главным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. В рамках второго подхода право строится на основе географического, национально-исторического, специально-юридического и иных признаков. В соответствии с назваными критериями выделяют такие типы права как: Оно носило местный (партикулярный) характер. Классовая сущность феодального права заключается в защите интересов феодального землевладельца и личности феодала, и в закреплении крепостной зависимости крестьян. Феодальному праву не присущи деление на частное и публичное. Во многом феодальное право носило религиозный характер. Церковь, как крупнейший земельный собственник, не зависело от светской власти, имела свое право, свой суд и тюрьмы. Церковь – идеологическая сила. Ее догмы лежали в основе мировоззрения и авторитет феодального законодательства подкрепляется религиозными постулатами. Санкции за нарушение правил поведения во многом определялись церковным судом. В основе формирования капиталистических государства и права лежит частная собственность на орудия и средства производства, но не на работника. Право этого периода характеризуется тем, что на первый план выходит экономическое принуждение и сохранение отношений эксплуатации работников, начинает появляться наемный труд и на первых порах своего развития буржуазное государство и право являются компромиссом между старой властью в лице монарха и новым классом – буржуазией. В период возникновения буржуазного права общество переживает качественный скачок в своем развитии. Все это приводит к появлению новых отраслей права, поскольку нормы права предыдущего периода не способны успевать за темпами экономического роста. Буржуазное государство и право являются сложным политическим организмом, который сглаживает противоречия между различными социальными группами, классами общества. Основная роль права – поиск компромисса между государственным воздействием на личность и свободой личности. Правовые семьи. Правовая семья - одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования. АНГЛО-САКСОНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА - система права, действующая в Англии, а также (в более или менее чистом виде) в США, Австралии, Ирландии, Канаде и других бывших английских колониях. Для А.-а.п.с. характерно наличие статутного права (statute law), источником которого являются парламентские акты, и общего права (common law), отсутствие деления права на публичное и частное, преимущественно казуистический (а не абстрактный) характер норм, большое значение судебного прецедента и правовой доктрины среди источников права. РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА - одна из основных правовых систем (семей) современности (наряду с англо-американской, мусульманской). Основным отличительным признаком Р.-г.п.с. является ее формирование на основе римского права. В настоящее время в эту семью входят все страны континентальной Европы (поэтому она называется также континентальной). Кроме того, к ней относятся правовые системы государств Латинской Америки, значительной части Африки и Азии. Для Р.-г.п.с. характерна оптимальная обобщенность (абстрактность) норм, разделение права на публичное и частное, выделение различных отраслей права. Главным источником права признается закон, причем законодатель стремится к кодификации всех основных отраслей права. Судебный прецедент, в отличие от англо-американского права, имеет значение вспомогательного источника или вовсе не признается в качестве такового. Ограниченная роль среди источников ро-мано-германского права принадлежит также обычаю. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО - одна из основных правовых систем (правовых семей) современности; комплекс социальных норм, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления и предписания ислама, а также органически связанные с ними, проникнутые религиозным духом, нравственные и юридические нормы. Как и другие системы религиозного права, М.п. является не территориальным, а персональным, т.е. распространяется только на членов мусульманской общины. ИНДУССКОЕ ПРАВО - правовая система общины, исповедующей индуизм. Главной чертой И.п. является его органическая связь с религией, что предопределяет личный (а не территориальный) характер этого права. Источниками И.п. являются (наряду со священными писаниями индусов) обычаи и законы. К нормам И.п., действующим в современных условиях, принадлежат регламент личного статуса, включая брак и развод, несовершеннолетие и опекунство, родство, усыновление, семейную собственность, наследование, совместную собственность, религиозные институты. Виды правосознания. В зависимости от того, что конкретно является носителем правосознания, то есть его субъектом, различают индивидуальное, групповое и общественное правосознание. Индивидуальное правосознание – это правосознание отдельных индивидов, отдельных физических лиц. Групповое – это правосознание какой-то социальной группы, прослойки и т. п. Общественное – это правосознание общества в целом. Конечно, все виды правосознания органично взаимосвязаны, и одна разновидность не существует без другой. Принято также правосознание подразделять на виды в зависимости от его качества, иногда также говорят " по его уровню". По этому основанию различают следующие виды правосознания: Обыденное правосознание. Научное правосознание. Закон как источник права. Закон – это нормативный акт, принимаемый законодательным органом (иногда непосредственно народом), в особом, заранее установленном порядке и обладающий высшей юридической силой. Законы принято называть актами первичного характера в том смысле, что в условиях элементарной законности все другие юридические акты в государстве обязательно основываются на требованиях закона, не могут им противоречить, в этом смысле логически производны от законов, вторичны по отношению к ним. Высшая юридическая сила закона состоит в том, что все иные юридические акты не могут им противоречить и принимаются во исполнение требований законов. Во всех случаях наличия противоречий между законом и другим юридическим актом применению подлежит закон (за исключением государств, в которых существует т. н. конституционный контроль). Законы могут быть отменены или изменены только законами же, т. е. актами такой же юридической силы (за исключением государств, в которых существует конституционный контроль). Например, Верховный суд США или Конституционный Суд РФ могут принимать акты, которые признают те или иные законы, их отдельное положение, после чего такие законы не подлежат применению, утрачивают свою юридическую силу, это значит, что акты эти акты имеют большую юридическую форму, чем законы. Особая процедура принятия законов означает, что существует заранее установленный и строго обязательный порядок принятия законов законодательными органами. Вся процедура законотворчества подчинена строгой процедуре, предусмотренной специальными нормативными актами, например, Государственная Дума ФС РФ осуществляет законотворческую деятельность на основе регламента Государственной Думы, в котором детально урегулированы все процедурные вопросы (порядок разработки законопроектов, вынесение их на обсуждение, внесение в них дополнений и изменений, голосование по ним и т. д.). Соответственно этому законы, принимаемые с нарушением требований регламента должны считаться непринятыми. Особая, усложнённая процедура принятия законов имеет целью повышения качества законотворческой работы, качества принимаемых законов, признана исключить возможность принятия неподготовленных, т. н. " сырых" законопроектов, кроме того, она обеспечивает и относительную стабильность и относительную неизменность уже действующего законодательства, ибо любое изменение закона, принятие нового и т. д. – это длительное по времени и очень сложная в организационном отношении процедура. В свою очередь, все законы также подразделяют на 2 большие группы по такому критерию, как юридическая сила, а также особенности принятия, изменения, отмены: на конституционные законы и законы обыкновенные. К конституционным законам относят саму Конституцию как основной закон страны, и, собственно, т. н. конституционные законы, т. е. законы, имеющих статус конституционных. Конституция – это закон, обладающий наивысшей юридической силой в системе законов государства, всех юридических актов в стране, имеющий учредительный характер, принимаемый, изменяемый, отменяемый в особом, более сложном порядке, чем другие законы. Учредительный характер Конституции состоит в том, что именно Конституция учреждает, устанавливает основы государства и общественного строя, определяет принадлежность власти, основу правового положения личности, учреждает важнейшие государственные органы и определяет их компетенцию, а также регулирует другие вопросы, имеющих наибольшее общественное значение. Всё это вытекает по смыслу из текста Конституции, если бы её не было, то соответствующих органов, должностных лиц, смеха разграничения власти и т. д. и т. п. в юридическом и политическом плане не было бы. В различных странах конституции принимаются, изменяются, отменяются различным образом (можно привести здесь в качестве примера порядок принятия Конституции в РФ). С точки зрения науки общепризнанно, что конституционные законы – это прежде всего такие законы, которые вносят изменения, дополнения в текст конституции. В некоторых странах конституционными могут считать и такие законы, принятие которых предусматривается непосредственно текстом конституции. По смыслу Конституция РФ 1993 г. статус конституционных законов могут иметь только те законы, которые приняты по тем вопросам, по которым и только по ним должны быть приняты именно конституционные законы. В частности, статус конституционных законов РФ должен иметь закон " о референдуме", " о Конституционном суде РФ", " о Правительстве РФ", " о судебной системе РФ" и некоторые другие, в то же время, например, закон " о прокуратуре РФ", Гражданский Кодекс РФ, Уголовный Кодекс РФ и т. д. – это законы, которые конституционными не являются (хотя они тоже имеют большое социальное значение). Конституционные законы имеют большую юридическую силу в сравнении с другими законами, и обычно порядок их принятия, изменения и отмены отличается от порядка принятия, изменения, отмены обыкновенных законов и является более сложным (можно привести пример порядок принятия конституционных законов в РФ). Все законы, не отнесённые к разряду конституционных, принято называть обыкновенными. Доктринально (теоретически) в РФ обыкновенный закон также принято подразделять на 2 разновидности: кодификационные законы и текущие законы. К кодификационным относят т. н. кодексы РФ и Основы законодательства РФ. Кодекс – это такие законы, которые призваны системно, комплексно урегулировать какой-то важный вид общественных отношений, и включающую в себя важнейшие нормы, основную массу норм, регулирующих данный вид общественных отношений. В отличие от других законов кодекс – это наиболее ёмкий по объёму и содержанию документ. Преимущество кодекса и процесс кодификации, т. е. создание кодексов, усматриваются в том, что в рамках этого процесса устраняются возможные противоречия между правовыми нормами, содержащимися в различных актах, принятых различными органами и в разное время, но регулирующих те же самые общественные отношения, одни и те же отношения. В кодексе все или большинство норм, регулирующих какой-то вид отношений, сведены в единый текст, в логически непротиворечивое целое. Считается также, что создание кодексов существенно облегчает процесс ознакомления содержания правовых норм, процесс нахождения таковых. Например, в РФ действуют такие кодексы, как ГК, УК, Семейный, Трудовой и др. Основы законодательства РФ – это такие законы, которые устанавливают общие принципы, общие положения правового регулирования тех или иных общественных отношений. Предполагается, что дальнейшее правового регулирование уже должно и будет опираться на положения Основ, не будет им противоречить. Например, в РФ действует Основы законодательства об охране труда, Основа законодательства о нотариате, Основа законодательства о культуре и некоторые другие. В целом Основы характеризуются в большей степени обобщённостью в сравнении с другими законами, в большей степени носят идеологический характер. Логически предполагается, что кодексы и Основы должны иметь некий приоритет по отношению к другим законам, принимаемым по тем же вопросам, логически предполагается, что последние им не будут противоречить. В то же время и доктринально, и на практике здесь существуют серьёзные проблемы, в частности потому, что кодексы и Основы имеют такую же юридическую силу, как и другие законы, в них тоже могут быть внесены изменения другими законами. Все иные обыкновенные законы, не отнесённые к разряду т. н. кодификационных, принято называть текущими. Например, закон РФ о милиции, о противопожарной безопасности, о прокуратуре и др. До настоящего времени в РФ так и не принят закон о нормативных актах в РФ, в котором бы были решены вопросы иерархии нормативных актов, соотношения их между собой. Виды источников права. В зависимости от особенностей внешних форм выражения и существования правовых норм, а также от зависимости от того, каким образом воля субъекта правотворчества становится правом, законом, различают как минимум следующие виды источников права: Нормативно-правовой акт. Это наиболее распространённый вид источника права, имеющий место быть практически во всех государствах мира. В большинстве случаях именно нормативно-правовые акты обладают наибольшим социальным значением. Нормативно-правовой акт – это акт-документ, исходящий от субъекта правотворчества, содержащий в себе в словесно-письменной форме правовые нормы, либо изменяющий или отменяющий действие правовых норм, содержащихся в других нормативных актах, в других источниках права. Например, Конституция РФ, закон РФ " О прокуратуре РФ", положение " О МИДе РФ". Это нормативные акты, в которых непосредственно сформулированы правовые нормы. В то же время могут быть и такие нормативные акты, которые не содержат в себе правила поведения правовых норм, они лишь отменяют или отменяют действия уже существующих правовых норм, по этой причине мы их тоже относим к разряду нормативно-правовых актов. Например, закон РФ " О внесении дополнений и изменений в Трудовой кодекс РФ" может состоять всего из одного предложения, смысл которого в том, что он отменяет действие какой-то статьи и даже части статьи в этом кодексе. Судебный прецедент – это решение суда по конкретному делу, ставшее обязательным эталоном, образцом для судов низшей или той же инстанции при разрешении ими аналогичных дел. Судебное решение в качестве одного из источников права признаются в т. н. англо-саксонских странах и в некоторых других (например, Великобритания, США, Канада, Австралия, Индия, Израиль и некоторые др.). В большинстве стран мира (в том числе и в РФ) официально судебные решения не признаются источниками права (по этому поводу идут всякого рода дискуссий, споров), существуют проблемы, противоречия. Признание некоторых судебных решений в качестве возможного источника права означает, что некоторые суды (обычно это суды только высших инстанций) при определённых обстоятельствах по сути занимаются правотворчеством и, соответственно, некоторые судебные решения выполняют функцию источника права, функцию правовой нормы. Правовой обычай – это обычай, которому государство придало юридическое значение, общеобязательный характер. Правовой обычай называют также санкционированным обычаем, в том смысле, что государство санкционирует, провозглашает его в качестве общеобязательного. Основная особенность правового обычая состоит в том, что составляющие его правила поведения, его содержание не созданы государством, другими субъектами правотворчества, не придуманы ими, они возникли независимо от государства, от других субъектов правотворчества, а государство лишь " задним числом" придало ему юридическую силу, сделало его правовым. Нормативный договор – это акт-документ, выражающий согласованную волю нескольких субъектов правотворчества и содержащий в себе правовые нормы. Основная особенность данного источника права состоит в том, что он создаётся не одним субъектом правотворчества, а сразу несколькими, как минимум двумя. Наиболее характерный и распространённый пример нормативного договора как источники как права – это многочисленные международные договоры, заключаемые между государствами. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы