Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА
Типология государства включает основные сущностные признаки, раскрывающие особенности возникновения, развития и функционирования государства. Выделяют формационный, цивилизационный и политико-правовой подходы к типам государств. Формационный подход тесно переплетается с классово-экономической теорией происхождения государства и определенным типом производственных отношений. При формационном подходе выделяют четыре типа государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное (капиталистическое) и социалистическое государство. Первые три типа являются эксплуататорскими, так как в них существуют антагонистические классы (рабы и рабовладельцы, феодалы (помещики) и крестьяне, капиталисты и рабочие). И лишь социалистическое государство освобождает людей от угнетения, делает их свободными. В перспективе в социалистическом обществе ставились задачи построения бесклассового коммунистического общества. В соответствии с цивилизационным подходом к типологии государства в мире существует большое количество цивилизаций, которые имеют свои законы и особенности развития, где особое значение придается духовно-культурным факторам (культура, язык, религия, национальная самобытность, технология, мировоззрение, своеобразие обычаев и традиций) и другим состояниям культуры и общества. В ходе исторического развития сложилось более 20 цивилизаций которым соответствуют определенные типы государственности. В соответствии с периодами исторического развития различают три типа цивилизаций: 1) древние — локальные цивилизации (древнеегипетская, ту. мерекая, эгейская, индская и другие); 2) особенные цивилизации (восточноевропейская, китайская, западноевропейская, православная, исламская и другие); 3) современные цивилизации (всемирная цивилизация), которые формируются сегодня на основе принципа глобального гуманизма. По характеру организации государственно-политических институтов различают первичные и вторичные цивилизации. Государства первичных цивилизаций (древнеегипетская, ассиро-вавилонская, шумерская, японская, сиамская и др.) существовали как политико-религиозные комплексы. Верховная власть обожествлялась. Различие между светской и религиозной властью не проводилось. Государства вторичных цивилизаций (западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и др.) являлись компонентом культурно-религиозной системы, и в них проводилось отчетливое различие между светской властью государства и религиозной властью церкви. Г. В. Назаренко выделяет собственно юридичесий подход, в котором критерием типологии государств являются особенности государственно-правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоев населения и способы защиты социального статуса граждан. В соответствии с указанным критерием он выделяет три типа государства: сословное, представительное и цивилизованное. Сословное государство законодательно закрепляет и защищает неравное положение разных классов и сословий, а также привилегии различных социальных групп внутри сословия. Этому типу государства соответствует рабовладельческое и феодальное право. Современное представительное государство законодательно закрепляет формальное равноправие граждан. Представительному типу государства соответствует право формальных возможностей, которое фактически не гарантирует и не обеспечивает равенства тем, кто не в состоянии воспользоваться услугами адвоката, не внушает доверия полиции и не имеет связей в обществе. В качестве третьего типа формируется цивилизованное государство, которому суждено преодолеть формализм права с помощью системы социальных гарантий, включающей в себя всемерную поддержку социально слабых слоев населения: безработных, инвалидов, пенсионеров, учащихся и т.д. Русские юристы называли этот тип государства культурным, хотя по существу имели в виду правовое и одновременно социальное государство. Существует также типология по отношению государства к религии. Этот критерии позволяет выделить светские, клерикальные, теократические и атеистические государства. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие особенности: 1) они отделены от государства и не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства; 2) государство не вправе контролировать отношение своих граждан к религии; 3) государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство; 4) религиозные организации не выполняют по поручению государства никаких юридических функций; 5) государство не оказывает конфессиям материальной, финансовой или какой-либо иной помощи; 6) конфессии занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения, не вмешиваясь в политическую жизнь страны. Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, обеспечивая равенство всех религиозных организаций перед законом. Статус светского государства конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция, все государства СНГ и др. Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус осударственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений. Для статуса государственной религии характерны следуюш, ие особенности: 1) в сфере экономических отношений — признание права соб-венности церкви на широкий круг объектов: землю, здания, со- 'РУжения, предметы культа и др.; 2) церковь получает от государства различные субсидии, мате-иальную помощь, налоговые льготы и др.; 3) церковь вправе участвовать в политической жизни страны и нередко имеет свое представительство в государственных органах; 4) церковь наделяется рядом юридических полномочий, например правом венчания, которое имеет юридическое значение, или правом крещения детей, правом регулировать брачно-семейные отношения; 5) церковь осуществляет контроль в сфере образования, воспитания, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения и др. Несмотря на сильные позиции в клерикальном государстве государственной религии, слияния церкви и государства не происходит. К клерикальным государствам в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Испания, Япония и др. Теократические государства обладают следующими признаками: 1) государственная власть принадлежит церкви, религиозная доктрина которой имеет статус государственной религии; 2) религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни; 3) глава государства одновременно является высшим священнослужителем или все государственное управление страной находится под контролем верховного священнослужителя. Теократическими государствами являются Ватикан, Иран, Марокко, Саудовская Аравия и др. В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что: 1) церковь лишается своей экономической основы — собственности, которая национализируется и переходит в собственность государства; 2) религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства; 3) религиозные организации не обладают правами юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий; 4) священнослужители и верующие репрессируются (уничтожаются); 5) запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы; 6) свобода совести по существу сводится к свободе пропаганды атеизма; 7) государствами воинствующего атеизма были СССР, Албания, Китай, Кампучия и некоторые другие социалистические страны. Вопросы аля самоконтроля
1. Что такое государство и каковы его основные признаки? 2. Что составляет сущность государства? 3. Каково социальное назначение государства? 4. Что такое власть и каковы ее основные признаки? 5. Что представляет собой типология государства? 6. В чем заключается содержание формационного подхода? 7. Чем отличается цивилизационный подход от формационного? 8. В чем суть политико-правовой (юридической) типологии? Задания аля самостоятельной работы 1. Выпишите определения основных понятий в рабочую тетрадь. 2. Составьте конспекты: а) главы 3 «Развитие понятия государства» работы Г. Еллинека «Общее учение о государстве»; б) главы 2 «Понятие государства» работы Н.М. Коркунова «Лекции по общей теории права». 3. Составьте схему основных признаков государства. 4. Раскройте содержание признаков и форм государственного правового принуждения. 5. Выпишите положение о социальном государстве из п. 1. ст. 7 Конституции РФ. 6. Охарактеризуйте нетрадиционные типологии государств. Литература Василенко А.И., Максимов М.В., Чистяков Н.М. Теория государства и права: учеб, пособие. М.: Книжный мир, 2007. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: учеб, пособие. М.: Высшее образование, 2009. Лазарев В.В. Общая теория государства и права. М.: Юристъ, 2001. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. М.: Проспект, 2007. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М.: Юристъ, 2006. Морозова Л.А. Теория государства и права в вопросах и ответах: учеб, пособие. М.: ЭКСМО, 2009. Назаренко Г.В. Общая теория права и государства: учебный курс. М.: Ось-89, 2007. Теория государства и права: Хрестоматия: в 2 т. Т. 1. Государство / автор-составитель М.Н. Марченко. М.: Городец, 2004. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений / под ред. проф. В.Г. Стрекозова. М.: Интерстиль; ОМЕГА-Л, 2008. Червонюк В.И. Теория государства и права: учебник. М.: ИНФРА-М, 2006. ТЕМА 4 ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
Основные ключевые понятия: монархия, республика, дуалистическа! хия, унитарное государство федерация, конфедерация, тоталитарный \> тарные режимы Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1031; Нарушение авторского права страницы