Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА



В науке сложилось несколько теорий происхождения государ­ства (рис. 2.2).

Патриархальная (патерналистская) теория. Это одна из са­мых древних теорий. В Китае ее развивал Конфуций (Кун-цзы, ок. 551—479 до н.э.). Но основоположником принято считать Ари­стотеля (384—322 г. до н.э.). Ее последователями были Р. Филмер, Н.К. Михайловский. Суть теории — люди стремятся к взаимному общению, созданию семьи. Поэтому государство возникло в резуль­тате разросшейся патриархальной семьи, в условиях которой вла­сти отца (главы семьи) было недостаточно для регулирования раз­личных отношений. Р. Филмер, обосновывая существование абсолютизма в Англии, писал, что бог дал королевскую власть Адаму, который стал не только отцом рода человеческого, но и его власте­лином. Таким образом, государство является продуктом естествен­ного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи. В России видный историк М.Н. Покровский считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредствен­но из власти отцовской.

 

 

Рис. 2.2. Основные теории происхождения государства

Теологическая теория происхождения государства также явля­ется одной из ранних теорий, в ее основе лежит идея божественного происхождения государства. Сторонниками этой теории следует назвать Августина Аврелия, французских философов, идеологов католической церкви Ж. Маритена (1882-1973), Д. Мерсье и др. Теологическое учение о происхождении государства и права рас­пространено и в наше время. Основной смысл этой теории заключа­ется в утверждении приоритета духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказательстве, что государство и власть происходят от Бога, а церковь и религиозные организации выпол­няют роль посредников между государством и Богом.

Органическая теория наибольшее развитие получила в конце XIX — начале XX в. как результат достижений естествознания. Од­ним из наиболее видных ее сторонников был английский ученый фи­лософ Г. Спенсер (1820—1903). Представители этой теории, основыва­ть на теории дарвинизма, транслировали биологические закономерности (эволюцию, внутривидовую борьбу, естественный отбор и т.д.) на социальные процессы. Как всякий биологический организм, государ­ево рождается, размножается, стареет и гибнет. При этом правительство выполняет функции мозга, низшие классы реализуют внутрен­ние, а господствующие — внешние функции организма.

Наиболее яркими представителями психологической теории являются Л. И. Петражицкий, 3. Фрейд и Г. Тард. Согласно этой теории, причины появления государства скрываются в глубинах психики человека, в стремлении одних людей к властвованию, а дру­гих — к подчинению.

Происхождение теории насилия связывают с именем Шан Яна (390—338 до н.э.); далее она получила развитие в трудах Е. Дюринга (1833-1921), Л. Гумпловича (1838-1909), К. Каутского (1854-1938). По их мнению, государства возникли в результате частых войн, насильственных завоеваний одних народов другими.

Наиболее видными представителями договорной теории были Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др. В осно­ве договорной теории происхождения государства лежит обществен­ный договор, заключаемый между обществом и государством. Об­щество наделяет государство (в целях собственного выживания) определенными правами и обязанностями. Таким образом, государ­ство возникает в силу договора, который сознательно заключают люди, чтобы преодолеть недостатки «естественного состояния». Го­сударство осуществляет правотворческую деятельность, защищает своих граждан и их собственность, собирает налоги. Граждане дол­жны соблюдать законы, платить налоги. Но если государство нару­шает свои обязательства, то граждане имеют право расторгнуть до­говор, вплоть до свержения власти насильственным путем.

В основе расовой теории лежит концепция деления общества на высшие и низшие расы. Эта теория получила негативную оценку во всем мире, ее идеи запрещены к распространению как противоре­чащие принципам справедливости и гуманизма.

Ирригационная теория (К. Виттфогель) связывает причины возникновения государства с необходимостью проведения обществен­но полезных работ, необходимых для орошения пахотных земель.

Инцестная (К. Леви-Стросс). Установление запрета (табу) на кровосмешение (инцест) способствовало созданию института конт­роля, что в итоге привело к образованию государства.

Согласно экономической (классовой) теории (К. Маркс, Ф. Эн­гельс, В.И. Ленин), государство возникло в результате общественного разделения труда в рамках первобытно-общинного строя с появлени­ем классов, имущественного неравенства и частной собственности.

Основными теориями происхождения права являются теория естественного права, историческая, нормативистская, психологичес­кая, социологическая и марксистская.

Теория естественного права получила распространение в XVII—XVIII вв. Ее главными авторами были Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, А. Н. Радищев.

Суть теории естественного права заключается в том, что:

- право и закон — не одно и то же;

- законы (писаное, «позитивное» право) созданы законодате­лями (людьми) и приняты государственными органами;

- право существует само по себе, имеет естественный (произ­водный от природы) характер;

- право — совокупность высших нравственных ценностей (сво­бода, равенство, справедливость);

- фактически право и мораль едины;

- законы не всегда соответствуют естественному праву;

- права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.

Достоинствами теории являются:

- прогрессивность;

- признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод; допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву (нормам справедливости).

К основным недостаткам теории естественного права относят­ся: прямое отождествление права и морали;

- противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естественного) права, т.е. конкретных формально-определенных юридических норм и абстрактных идей;

- преувеличение роли неписаного права;

- различное понимание людьми идей справедливости. Основоположниками исторической школы права, сложившей­ся в конце XVIII - начале XIX в., считаются Г. Гроций, Г.-Ф. Пухта, Ф. Савиньи — австрийские и немецкие юристы.

Суть теории права, выдвинутой представителями историчес­кой школы, в том, что:

- право возникает само по себе и формируется постепенно (по­добно языку и нравам);

- основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся право­вые обычаи;

- официальные законы являются юридическим оформлением (оболочкой) уже сложившихся обычаев.

К достоинствам теории можно отнести следующие:

- обычай действительно предшествовал появлению права;

- принимая законы, законодатель должен учитывать сложив­шиеся общественные отношения;

- теория обращает внимание на исторические условия форми­рования права, особенности страны и эпохи.

Главным недостатком теории является ее обращенность в про­шлое, непризнание естественной природы прав человека.

Нормативистская теория права получила распространение в пер­вой трети XX в. Ее авторами считаются X. Кельзен — австрийский политик и правовед; Р. Штаммер — немецкий юрист и социолог; П.И. Новгородцев — русский ученый-правовед.

Суть нормативистской теории составляют следующие положения:

- право является пирамидой норм;

- во главе этой пирамиды стоит «суверенная норма», определя­ющая смысл остальных норм (конституция);

- каждая норма в сложившейся иерархии черпает юридичес­кую силу от вышестоящей и в конечном итоге — от суверенной нормы;

- воздействие права зависит от разумности построения всей иерархической правовой системы;

- право «живет» только в кодифицированных юридических нор­мах, т.е. не может быть права вне норм (например, естественного);

- право необходимо изучать и воспринимать вне всякой связи с религией, философией, моралью, т.е. «в чистом виде».

К достоинствам теории можно отнести следующие:

- признание необходимости структурирования правовой систе­мы, т.е. построения ее в виде иерархии — от индивидуальных актов до суверенной нормы высшей юридической силы;

- идея о суверенной норме — фактически об основном законе высшей юридической силы, который венчает всю правовую систему;

- признание в качестве права только кодифицированных (писа­ных) юридических норм, отделение права от философии, морали и т.д., ликвидация дуализма между «естественным» и «позитивным» правом.

Главный недостаток теории — повышенное внимание к фор­мальной стороне права.

Психологическая теория права сформировалась в первой поло­вине XX в. Ее авторами были Л.И. Петражицкий, Г. Тард, Э. Россе, М.А. Рейснер.

К основным положениям этой теории можно отнести следующие:

- причины появления права коренятся в психике людей;

- субъективные права возникли из чувства правомочия на что-либо;

- юридические обязанности произошли от психологического чувства обязанности сделать что-либо;

- право делится на интуитивное (исходящее из личных пере­живаний) и позитивное (установленное государством);

- истинным авторы теории считали именно интуитивное право, так как именно оно побуждает человека к самостоятельным и воле­вым действиям.

Достоинства этой теории:

- признание психологического элемента в возникновении и фун­кционировании права;

- интуитивное право имеет много общего с правосознанием. Основные недостатки:

- недостаточный учет других факторов (кроме психологических);

- объявление интуитивного права (фактически правосознания) действительным правом.

Социологическая теория права сформировалась в XX в. Ее авторами считаются Э. Эрлих, Г. Канторович, С.А. Муромцев. Суть социологической теории составляют следующие положения:

- право и закон не тождественны между собой;

- закон — писаное право;

- право — реализация закона (правопорядок, юридическая прак­тика, правоприменение).

Теория прогрессивна с точки зрения либерализма и широкого понимания правопорядка.

Недостаток теории — в фактическом отождествлении права и правопорядка.

Марксистская теория права зародилась во второй половине XIX — начале XX в. и являлась господствующей в СССР и ряде социалистических стран вплоть до конца 80-х гг. XX в.

Основоположники этой теории — К. Маркс (1818—1883); Ф. Эн­гельс (1820-1895); В.И. Ленин (1870-1924).

Суть марксистской теории права составляют следующие поло­жения:

- в основе теории лежит классовый подход;

- право — это возведенная в закон воля правящего класса;

- право отражает существующие производственные отношения, где основная масса средств производства сосредоточена в руках небольшой группы собственников;

- право устанавливается и охраняется государством.

Сильной чертой теории явилось рассмотрение экономического базиса как основы права, признание роли государства и государ­ственной элиты в создании права.

Основной недостаток теории — преувеличение роли классовых энтагонизмов, недооценка интегрирующей функции права.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Как современная наука объясняет происхождение государства?

2. В чем сущность перехода от присваивающей к производящей экономике?

3. Что такое «рецепроктность» и «редистрибуция»?

4. Что представляла собой потестарная власть?

5. Какие основные признаки присущи социальной власти в догосудар-ственный период?

6. Как назывались нормы регулирования в первобытном обществе?

7. Каковы главные причины возникновения государства?

8. В чем заключается значение неолитической революции в возникнове­нии государства?

9. Почему существует многообразие подходов к объяснению причин образования государства?

10. Охарактеризуйте основные теории происхождения государства. Ука­жите основоположников этих теорий.

11. Раскройте содержание основных теорий происхождения права.

Задания для самостоятельной работы

1. Выпишите определения основных понятий в рабочую тетрадь.

2. Составьте конспекты:

а) главы 7 «Учения об основании государства...» работы Г. Еллинека «Общее учение о государстве»;

б) главы 6 «Происхождение и развитие права» работы И.В. Михай­ловского «Очерки философии права».

3. Составьте таблицу основных видов и форм мононорм.

4. Дайте характеристику основных этапов развития экономических отношений первобытного общества.

5. Охарактеризуйте различные подходы к определению понятия «госу­дарство».

Литература

 

Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: учеб, пособие. М.: Высшее образование, 2009.

Назаренко Г.В. Общая теория права и государства: учебный курс. М.: Ось-89, 2007.

Перевалов В Д. Теория государства и права: учебник. М.: Юрайт-Издат, 2008.

Теория государства и права: учеб, пособие /кол. авторов; под ред. Е.И. Тем-нова. М.: КНОРУС, 2007.

Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т. Т. 1. Государство / автор-составитель М.Н. Марченко. М.: Городец, 2004.

Теория государства и права: учеб, пособие. Конспект лекций в схемах и оп­ределениях /под ред. Л.В. Смирнова. М.: Книжный мир, 2004.

Теория государства и права: учебник /отв. ред. В.Д. Перевалов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2009.

Теория государства и права: учебник /кол. авторов; отв. ред. А.В. Малько. 4-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2009.

Червонюк Е.И. Теория государства и права: учебник. М.: ИНФРА-М, 2006.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1057; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь