Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
КОМУ НЕ НУЖНЫ «НОВЫЕ ПЕСНИ О ГЛАВНОМ»?
В последнее время мы так мало слышим новых песен " о главном" на русском языке. Нельзя поверить, что их не пишут вовсе. Достаточно заглянуть на любой литературный или музыкальный сайт, чтобы убедиться в их необозримом количестве. Так кому же они не нужны? – Только не народу, – отвечу я с полной уверенностью. Ему-то как раз такие песни необходимы как воздух. Ведь культура и мировоззрение человека в полной мере зависит от того, какие песенные тексты вертятся в его голове. Порой кажется, что наш мир держится потому, что до сих пор поются «старые песни о главном» (даже в ремейках имеют успех). В них есть смысл и искренние, волнующие слова о любви к земле, к отчему дому, матери, песни о романтической любви, дружбе, верности. Но сколько лет можно слушать одни и те же песни и видеть одних и тех же певцов? Ведь новая эпоха требует новых ритмов и слов о главном – таких, чтобы их запела молодёжь. А что сегодня? На рынке всё заполонили иностранные «синглы» и низкопробная попса. Ведь свято место пусто не бывает. Компьютерная техника позволяет делать качественное звучание музыки и подобия голоса. А вот тексты… увы! - видимо, слеплены «из того, что было» в бедненьком лексиконе. Бытовая рифмованная проза, а порой и вовсе без рифмы, косноязычие в выражении чувств, отсутствие образности, потаенного смысла, наличие блатной и все чаще тюремной лексики. Грамматические, речевые ошибки и стилевые погрешности в языке песенных текстов стали типичными в большинстве песен, входящих в тот самый «формат», поставленный как заслон перед душевной мелодической песней. Наши певцы на " Евровидении" будто стыдятся петь по-русски, а если и поют со смыслом, то порой такую открытую пошлость, возводя при этом её в ранг высоких категорий. Пример тому – известные уже всем слова песни лауреаток Интервидения «Серебро» про вертлявую симпатичную «задницу» и опус в стиле рэпа «Все будет офигенно», где «…телки будут раздвигать булки…и т.д.». Между прочим, автор этих незатейливых слов разъезжает на «Хаммере», хвалясь тем, что всё, что он ни сочинит – имеет успех. Ещё бы, ведь тексты направлены на сексуальное возбуждение молодой толпы. Но тогда это что угодно, только не песни для души. Даже Андрей Макаревич, при всем своем величии мастера, сподобился разок " прогнуться под изменчивый мир", написав песню о " шраме на попе любимой". Каков же путь нынешней " песни о главном"? Мой вопрос, заданный как-то молоденькой продавщице отдела продаж звукозаписей: «Есть ли у вас новые лирико-патриотические песни? », вызвал у нее растерянность и недоумение. «А спрашивают ли их вообще? » «Да, - наконец был ответ, - перед Днем Победы и Днем защитников Отечества». И, покопавшись, предложила хит - «Офицеры» Олега Газманова, где он воспевает офицеров, " матерей пожалевших, возвративших живыми сыновей". А как же те, кто, героически погибал со всем взводом, выполняя приказ? А слова «честь не изгадив» впору подпевать лишь десантникам в свой праздник, да и то в о-очень сильном подпитии. А действительно, кто сейчас пишет лирико-патриотические песни и пишет ли их вообще? Если да, то почему их так мало? - А за них не платят, и на них нет госзаказа, - ответит любой малосведущий человек. И будет прав. В былые времена хороший поэт-песенник был на высоте нынешнего олигарха, а сейчас он вроде нищего с протянутой рукой. Я имею в виду не столичных попсовиков, а в основном провинциальных поэтов-лириков и композиторов, пишущих для народа. Ведь мало написать хорошие стихи и музыку, надо заказать за немалые деньги аранжировку, найти вокалистов, записать их в студии, сделать сведение, мастеринг (опять же не бесплатно) и попытаться найти доступ песни к народу, что без продюсера нереально. Почему же государство не беспокоится о том, какие песни поют и слушают граждане? Ведь не зря говорят: «Песня – душа народа». В 60-70-е годы, помнится, каждый день идешь в школу с новой песней, услышанной по радио. И как высок был духовный подъем в народе от тех песен! А ныне телевидение навязывает нам такую абсурдную попсу, что уровень текстов не выдерживает никакой критики. Раз цензуры нет, значит, все дозволено. «Хорошо, что нет цензуры, – радовался Швыдкой из ФАККа. Кто не знает, расшифрую: ФАКК (слава Богу, его уже сейчас нет) - это федеральное агентство по культуре и кинематографии, а не то, что вы подумали на своем английском. (Это ж надо было умудриться так назвать одно из министерств по культуре России! Господа не поделили портфели и кресло, в результате - " два министерства". Хотя культура в стране от этого не стала богаче и фильмы в прокате сплошь иностранные. Раз нет цензуры, значит и песни с нецензурными словами – норма?! Настоящую песню до сих пор ещё пытаются вытравить с помощью «формата». На своем опыте знаю, что молодежные радиостанции, хотя и носят патриотические названия: «Русь», «Русское радио», но лирические песни о России не берут в эфир - " не формат". А то, что крутится в эфире и что вы часто слышите в маршрутках, порой возмущаясь, – это и есть формат. Формат блатного, тюремного шансона впереди планеты всей! Может, те, кто придумали его, какие-то вредители, дающие указания из-за границы? Шутки ради, вспомнился монолог героя из комедии «Шырли-мырли»: «Они хотят захватить всё: радио, все телевизоры, чтобы влиять на «гоев». Вполне убедительно. Главный вредитель – это, конечно, деньги, и особенно деньги западных инвесторов – главных заказчиков «музыки». И так они захватили в плен, что те, кто по долгу службы своей обязан передать народу патриотическую песню, без личной выгоды и пальцем не пошевельнет, а если и включит твоё произведение в какой-нибудь городской концерт, то не заплатит и фамилию автора не объявит. Оно, конечно, приятно почувствовать себя хоть на миг классиком, когда твою песню поют без указания имени. Но когда и классическую песню известных авторов объявляют на всю страну по радио и в телеэфире собственностью певца, – тут уж руками только разведешь. «Песня Аллы Пугачевой «На тот большак, на перекресток…», - слышу я в передаче «Радио России» и внутренне содрогаюсь: ещё моя мама в молодости пела эту поистине народную песню Николая Доризо на музыку Марка Фрадкина. Да и сейчас остатки былой культуры, проходящие в эфир, аккуратно подстригаются, выбираются творения попроще, где есть про «любовь-морковь». «Это очень жесткая идеология. У молодых музыкантов отбивается умение и желание мыслить не примитивно, так как надо попасть в " формат", - читаю на форуме в Интернете и соглашаюсь с авторами. –«Кто к нам с форматом придет — тот от него же и погибнет. Рано или поздно сам попадет в Прокрустово ложе. Sapientisat». " Вслед за отстроенной вертикалью власти началось построение горизонтали культуры", — грустно заметил когда-то Михаил Козырев - создатель и генеральный продюсер радиостанции " НАШЕ радио», отправленный все же отставку». Мы не научимся уважать себя, пока государство не будет уважать своих граждан. А пока оно позволяет класть ноги на наш стол заокеанским инвесторам, навязывающим свою культуру, свой язык, своих героев и свои песни. Дети и подростки в летнем лагере отдыха на мой вопрос в анкете: «Кто твой любимый артист кино? » не назвали ни одного российского актера, зато перечислили целый ряд американских фамилий из широко рекламируемых триллеров. У нас что, детское кино вымерло как вид? Или не стало детских песен? Знаю, что их в огромном количестве пишут многие композиторы. Но даже им не удается пробиться на телевидение. Убеждена, хорошая песня рано или поздно сама найдет дорогу к людям. Главное, чтобы её услышали. Слава Богу, есть теперь Интернет, который не даст угаснуть хорошей народной песне. За ним будущее песенной культуры. Но все же большинство людей ещё смотрят ТВ. Но и там создается впечатление, что русскую народную песню пытаются убить. Передачу " Играй, гармонь! " показывают в такую рань, что молодежь её, конечно, не видит и не знает и потому не поет народных песен. Ну, а судьба поэтов-песенников и вовсе никого не заботит. Знали ли Рубцов или Цветаева, что после смерти их назовут лучшими «текстовиками»? Но в то, что их будут петь, наверное, все-таки верили. Жаль, не дождались. Да и их нечасто услышишь. Сколько лет в телепередаче " Субботний вечер" можно без содрогания видеть и слышать одни и те же песни одних и тех же лиц мафиозной структуры шоу-бизнеса? Почему так скуден их репертуар? Почему они не поют новых песен? Не по карману разве купить? Или «жаба душит»? Неужели не понимают, что это их и погубит. Правда, иногда некоторые «звезды» позволяют себе новые песни, но лишь некоторые. А вот «блатняк» и уголовный шансон обновляются постоянно и просачивается везде и всюду в теле-радиоэфире России. Они яркое отражение нашей эпохи, выражение самой криминально-буржуазной революции, в которую веришь, будто она действительно свершилась. «Если государство не будет заботиться о культуре и образовании, - пророчески предупреждал ещё Дмитрий Сергеевич Лихачев, - Россия станет третьесортной страной и с нею никто считаться не будет». А потому, считаю, надо всем открыто и смело выступать во всех СМИ, объединившись в борьбе за песню, как одну из форм сохранения российской культуры и русского языка. Нужны обязательно и худсоветы, и кафедры песенной поэзии, пока она ещё существует. И крайне нужны государственные заказы на патриотическую песню! Нельзя допустить, чтобы царила только одна попса с низменными страстями. Хотелось бы, чтобы в стране ценили своих артистов, поэтов и музыкантов по достоинству их произведений, по значимому вкладу в развитие культуры. Ведь они создают творения не просто для самоудовлетворения, их песни могут позитивно воздействовать на воспитание молодежи и способствовать патриотическому, духовно-нравственному подъему России. Вся российская интеллигенция обеспокоена нынешним кризисным состоянием российской песенной культуры, когда новые песни «о главном» (т.е. вечных человеческих ценностях), созданные для народа, практически не имеют доступа к нему, попросту игнорируются под оценкой «неформат» или используются бесплатно, без указаний имен создателей, что является грубым нарушением авторских прав. А так называемый «формат», широко пропагандируемый телевидением и молодежными радиостанциями, зачастую содержит в себе низкопробный, вульгарно-пошлый материал или англоязычные песни, что не может не создавать угрозу духовному возрождению народа. Поэтому необходима государственная поддержка творческих людей, создающих патриотические и лирические песни воспитательного воздействия на молодежь. Закончить хочу цитатой гл. редактора «Литературной газеты», писателя Юрия Полякова: «Умный народ глупых песен не поёт. Он либо отторгает навязываемую ему нелепицу, либо сам непоправимо глупеет, а затем исчезает из Истории…» Ставрополье Татьяна ЯКОВЛЕВА Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы