Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Картина мира (индивидуальные различия)
Представления шестилетнего ребенка об окружающей его действительности зависят от комплекса социальных условий. Какими сведениями о нашем мире обладает ребенок, зависит прежде всего от социального окружения: семьи или взрослых, заменивших семью; национальных традиций ближайшего окружения; места жительства (город, село, хутор и др.) и других факторов. Сегодня в условиях общественного воспитания нашего социалистического государства у ребенка дошкольного возраста формируют материалистически обоснованную целостную картину мира. Однако не все дети посещают детские сады, где осуществляется формирование первичных представлений о растениях, животных и человеке, о нашей планете и Галактике, о реальном и фантастическом. Не все дети имеют развитых, культурных наставников. Есть дети, на формирование картины мира которых оказывают влияние люди, далекие от современных научных знаний о мире, с суе- верным сознанием, зависимым от предрассудков и верований. Есть дети, родители которых недостойны носить почетное имя «мама* и «папа». Но все взрослые, причастные к судьбе ребенка, вольно или невольно влияют на его представление об этом мире. Приведем лишь три картины мира шестилетних — Кымею, Антона и Гены — мальчиков, стоящих у порога школы. Кымею и его пятилетняя сестренка Неуку живут с дедушкой и бабушкой на Чукотке, далеко от столицы нашей <...> Родины. Добраться до их поселка нелегко. Из Москвы надо лететь восемь с половиной часов на лайнере ИЛ-62 до Анадыря — самого северо-восточного города СССР. Там следует пересесть на маленький АН-24, и если погода позволит добраться до поселка Лаврентия, потом лететь на вертолете дальше на Север. Погода здесь капризная — зависимость от нее большая. Но и это не все, Потом нужно лететь вертолетом, плыть на вельботе, если лето, если погода благоприятствует и если много других «если» содействуют путешествию. Одним словом, добраться туда, где живет Кымею со своей сестренкой, очень и очень непросто. Поселок, где родились эти дети, с севера омывает Чукотское море, а с юга подступает бесконечная тундра. Люди уже давно не живут в ярангах. Кымею и Неуку никогда не видели ярангу. Они живут в теплом доме, в котором телевизор транслирует «В мире животных», «Клуб кинопутешественников», «Спокойной ночи, малыши» и другие передачи, интересные для маленьких детей. В каждом доме телефон, современная мебель. Это современный поселок. Здесь есть детский сад, начальная школа, больница, клуб, библиотека, почта, магазины. Сюда приходят летом большие пароходы, которые привозят «генгруз»— все, что нужно современному человеку для жизни здесь, на Севере. Одежда, мебель, мопеды, «Бураны» (мотосани) поступают в промтоварный магазин. Мука, сахар, бакалейные и кондитерские изделия, овощи и фрукты поступают в продуктовый магазин. Налажен быт. Вся молодежь оканчивает среднюю школу, много сельской интеллигенции и представителей исконных профессий — охотников и оленеводов. Кымею уже знаком с тундрой и морем. Особенно ему нравится выходить с охотниками в море, когда на море тихо и солнечно. Если дед решает, что наверняка можно взять с собой мальчонку, Кымею, ликуя, забирается в вельбот и с замиранием сердца ждет начала охоты... Кымею всегда берет в обе руки весло и гребет вместе со всеми, стараясь попасть в ритм. Никто не принуждает его грести, но никто и не запрещает. Просто быть включенным в общий трудовой ритм — величайшая радость физического напряжения и непередаваемого чувства «мы». Кымею — весь внимание. Он знает, что следует делать в каждый новый момент охоты, помогает, где и когда это можно. Он — мальчик, будущий мужчина, будущий охотник. Кымею не сомневается в том, что, когда вырастет, будет, как его дед, бригадиром морзверопро-мысловой бригады... На обратном пути утомленный физическим трудом мальчик падает на сброшенную одежду и засыпает. Он спит много часов подряд — ведь нагрузка сегодняшнего дня для этого шестилетнего ребенка сверхсильная. Кымею, как истинный северянин, любит традиционную чукотскую еду. На Севере едят много мяса лахтака, нерпы, моржа и других морских животных. Эту пищу приправляют тундровыми травами и кореньями. Дети любят и экзотические для них яблоки, персики, сливы, виноград. Кымею осенью пойдет в школу. Что он знает о мире, в котором живет? Он знает, что море кормит. Что морского зверя надо охранять: не убивать больше, чем нужно для жизни; не пугать зверя напрасно; охранять лежбища. Родовые традиции, связанные с охраной жизни моря и тундры, крепко-накрепко усвоены им с малых лет. В то же время мир Кымею наполнен невидимыми, но действующими духами, тотемными предметами, которые могут охранять и вредить ему и его близким. Едва начав понимать речь, мальчик узнал от бабушки о множестве духов, с которыми нужно уметь ладить — уметь задобрить. Кымею, конечно, слышал, что есть теплые страны, но он плохо представляет себе, что значит «теплые страны». Ему понятен снег, лед, холодный северный ветер с моря. Картина мира в сознании этого ребенка определена родом занятий его близких, особенностями окружающей его поселок природы и тех фантастических образов, которые были достоянием мифической картины мира его предков. Бабушка и дедушка Кымею— то последнее поколение, которое в детстве было приобщено к верованиям, свойственным родовой культуре. Тундра и море были населены духами, от настроения которых зависела судьба северянина. Обряды составляли сложную практику поведения человека. И если дедушка не позволяет себе влиять на мальчика со стороны предрассудков, то бабушка, из лучших побуждений, приобщает ребенка к обрядам и верованиям, чтобы оградить его от злых духов. В результате опыта всей своей жизни Кымею знает, кем он будет, когда вырастет. Он имеет реалистические представления о тундровой и морской флоре и фауне, с которыми — увы! —уживаются в его сознании фантастические опасные духи, ограничивающие его отношение к познанию. Антон — житель большого города. Он живет с мамой и папой, которые уделяют мальчику много времени. Благодаря неустанному вниманию родителей Антон имеет вполне реалистическое представление о своей Родине, о земном шаре, о жизни Солнечной системы и космосе. Он знает о многих профессиях, и каждая занимает его воображение. У Антона есть глобус, географическая карта мира и карта звездного неба. Он знает материки и океаны. Может показать на карте многие страны, города, реки. Он хорошо понимает, что значит Ye суши, и гордится тем, что он гражданин такой большой страны. Антон уже побывал на Финском заливе и в городе на Неве, он играл в песке на Днепре и ходил по крутым улицам- Кие- ва. Все эти места он легко находит на карте. Его цепкая память фиксирует все суждения взрослых, задерживает всякую информацию. Его развивающийся ум постоянно в активной работе. Что? Как? Почему? Зачем? Познавательные проблемы терзают его и держат в состоянии трепетного волнения первооткрывателя, постигающего истину бытия. Антон — обыкновенный ребенок. Поэтому он с детской легкостью распоряжается своими знаниями. Он готов рассуждать о многих постигаемых им явлениях. Антон рассуждает о земле и мироздании. *»" А почему солнце начало излучать энергию? — Почему в горах снег даже летом не тает, ведь горы к солнцу ближе, — Так долго живу на Земле — всю жизнь. Я к этой планете уже привык. — А все-таки на Земле много коралловых островов. Особенно около Австра «— Думаю, что нет. — Ах да! Там огонь. Вода просачивается до подземных рек. Как все ин Антон рассуждает о времени и о себе. — Дни строятся в недели. Неделя из семи дней. Недели в месяцы. Сколь — А той сосне, которая у нашего окна растет, сколько лет? — Лет десять. — Значит, на самом деле ей пять лет. — Но зимой же она не растет! Значит, в каждом году по полгода про Антон размышляет о реальном и фантастическом. Он любит разговаривать с гномами. Когда никого рядом нет, он обращается ко всей компании с вопросами о жизни в подземном царстве. Сам себе отвечает. Очень доволен при этом. Гномы— его тайные друзья и покровители. В трудных для себя случаях, когда прав, он заявляет: «Вот пойду к гномикам и все им о вас расскажу! » Антон хочет дознаться до истины, но его привлекает и фантастическое. Он почти верит в реальность гномов и Дюймовочки. Временами он просто убежден в том, что Дюймовочка жила в цветах на окне маминой комнаты. (Мама не раз показывала ему и его сверстникам куколку Дюймовочку в цветке филлокактуса, издали, тихо и таинственно.) Соседский мальчик спрашивает Антошкину маму: — Правда, что у вас дома в тюльпанах жила Дюймовочка? Антоша говорит, что она жила очень долго и что он ее много раз видел. Антоша так убедительно говорит о Дюймовочке, что заставил почти поверить в нее сверстника. 31 декабря. Звонок в дверь. — Кто бы это мог быть? Может быть, Дед Мороз? «- Он, наверное, к тебе. Дед Мороз приходит к детям. Антон. Вместе давай! Чего он там за дверью стоит? Сейчас еще уйдет. Пошли. Открывает дверь. Действительно, Дед Мороз. Дед Мороз здоровается со всеми, проходит в комнату к елке. Спрашивает, как дела. Дед Мороз ведет шутливый разговор, дарит подарки и спешит уйти — ведь ему предстоит навестить многих детей. Едва закрылась дверь за Дедом Морозом, Антоша спрашивает: — А он настоящий? — Конечно. Разговаривал с тобой. Подарки подарил. Подарки настоящие.
— А как называются, которые много богов имели? Самая-самая старая — Язычество. — Они в зверей верили. Думали, что они умнее людей. На самом деле Знания, которые Антон успел получить об это мире, переполняют его воображение. Он хочет быть летчиком, космонавтом, садовником и волшебником. Он с замиранием сердца соединяет правду и вымысел, уже хорошо зная, когда его втягивают в игру, а когда говорят серьезно. Гена живет в небольшом городке. Его семья определена как неблагополучная. Ближайшее семейное окружение: мать, бабушка, старший брат, злоупотребляющий алкоголем, ведет аморальный образ жизни. Об отце можно сказать, что был в заключении, освобожден и его настоящее местопребывание неизвестно. Старший брат тоже был судим. Средний имеет приводы в милицию. Недавно суд вынес заключение о лишении матери родительских прав. На виду у ребенка она устраивала пьяные застолья, скандалы, драки, сопровождаемые нецензурной бранью. Воспитатели детского дома, куда попал Гена, считают его трудным ребенком. Его характеризует неровное настроение, он часто агрес-сивен, если что-то не получается, Гена быстро возбуждается, кричит и бранится нецензурными словами. Такое поведение называют аффективным. У мальчика обнаружилась склонность прибирать к рукам чужое. При этом он знает, что такое свое, и ни с кем никогда не делится. Упрям... В то же время Гена явно тянется к общению, весь светлеет, когда его хвалят. Он наблюдателен, имеет хорошую память. Любит слушать, когда читают рассказы, но смеется и злится, когда рассказывают сказки. «Враки все это! Замолчите! »—кричит он, готовый заплакать. Что знает Гена об этой жизни? Какова картина мира в его сознании? Мальчик обращает внимание на то, как одеты окружающие его люди. Красивая, с его точки зрения, одежда вызывает у него чувство уважения к владельцу. Он хвастает, что старший брат подарил ему часы. Часы поднимают Гену в своих собственных глазах. Мир воображения Гены — его двор и улица, где бы он желал утвердиться как сильный. Он хочет, чтобы его «боялись и слушали». Он боится каждого милиционера и испытывает к нему неясные, недобрые чувства. Недавно он сказал воспитательнице, сделавшей ему замечание: «Обижаешь, начальник! Это Люська сделала, а ты на меня...» Но при этом сам, когда не видят взрослые, яростно бранится, бьет детей в лицо кулаками. Картина мира, сформировавшаяся в сознании этого мальчика, бедна и малопривлекательна. Его мир полон зла и агрессии. Он хочет быть сильным, чтобы защищаться или, быть может, уже для того, чтобы подавить слабого. Его мир «кричит» всем взрослым, которые должны быть в ответе за искалеченную, но еще жаждущую тепла и просвещения душу. Итак, мы видим, что у каждого ребенка свое детство. За первые шесть лет благодаря особенностям той культуры, в которую вошел ребенок фактом своего рождения, у него формируется особенное представление о мире. Это представление, конечно же, еще не целостно: оно сформировано в виде мозаики, дополняющих и противоречащих образов, знаний, эмоций. Картина мира строится в детском сознании прежде всего под влиянием тех позиций, которые свойственны взрослым, влияющим на сознание ребенка <...> Шестилетние дети по-разному переживают свое психологическое время. В нормальных условиях малыш живет сегодняшним днем и ближайшим будущим. Далекое будущее для него в целом абстрактно, хотя, когда мы рисуем радужную картину его будущих успехов, он сияет от удовольствия. Его намерения быть сильным, умным, добрым— похвальные, намерения, которые мы всегда в нем поддерживаем. И все-таки разные судьбы детей, проживших на свете уже по шесть лет, по-разному определяют структуру самосознания ребенка. Ребенок, потерявший родителей — ведь жизнь порой сурово обходится и с малышами, — это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь маму и папу — одна из сильнейших потребностей ребенка. Если она не удовлетворена, то ребенок постоянно находится под ее влиянием: когда он играет, смеется, когда слушает рассказ своего учителя, его гложет неутомимое желание иметь свою любимую, единственную маму и также незаменимого папу. Вот именно в этом случае у ребенка появляется обращенность к своему прошлому. «Когда были живы мои мама и папа, мы...», и дальше начинается рассказ об истории, которую, возможно, и не держит память малыша, а она сотворена в его воображении. «Я помню...», «Когда я был маленьким, мы с мамой и папой...», «У меня было...», «Мне дарили...». Одним словом, меня любили мои родители... прежде, а теперь я совсем один. Учитель и воспитатель, если они действительно выбрали свою профессию по велению сердца, не должны оставлять малыша в этом тяжелом для его психики одиноком прошлом. Сочувствуя его горю и поддерживая его любовь к родителям, которых он помнит и любит, и к родителям, которых у него вовсе не.было (если его просто-напросто бросили в детдоме), взрослый должен дать опору малышу в сегодняшнем дне и в будущем. Сейчас его, именно его, конечно же, любит учительница, воспитательница, няня. Он должен услышать это признание и убедиться в нем. Отда- вая свою любовь, мы сами становимся красивее и богаче. И это принесет нам удовлетворение в нашей жизни. Но мы должны подарить ему и будущее. «Когда, малыш, ты вырастишь большим, у тебя будет замечательная семья. Ты будешь носить цветы в дом и много-много сладостей твоим детям. Вы будете ходить в парк и там кататься на каруселях. Вы будете все любить друг друга. Вы будете счастливы— ты и твоя семья». Воображение, устремленное в будущее, принесет.ребенку утешение, и он поищет в себе силы и мужество жить в сегодняшнем дне. В самосознании шестилетнего ребенка должно найти место его представление себя в прошлом, настоящем и будущем. Все три времени его жизни помогут ощутить перспективу жизни. У каждого ребенка при этом индивидуально его прошлое, настоящее и будущее. Взрослый может помочь тому, у кого трагическое прошлое, сместив вместе с ним эмоциональный акцент на другое время. Взрослый может организовать индивидуальное настоящее для каждого ребенка в зависимости от его способностей, склонностей, физического и психического развития. Взрослый, любя каждого своего шестилетнего малыша, поможет представить ребенку свое будущее, по возможности в лучшем варианте. У ребенка должна быть полноценная жизненная перспектива. Осознание себя во времени углубляет дальше структуру самосознания ребенка. «Я ПЕТЯ —ХОРОШИЙ —МАЛЬЧИК — БЫЛ, ЕСТЬ, БУДУ» укрепляет ребенка в жизни. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе.— М., 1986.—• С. 5—11, 61—62. ПРИХОЖАН Анна Михайловна — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологической службы в школе НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Соч.: Публикации в периодической печати. ТОЛСТЫХ Наталья Николаевна — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологической службы в школе НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Соч.: Публикации в периодической печати. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы