Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
О ходе перестройки средней и высшей школы и задачах партии по ее осуществлению⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22
Из Постановления Пленума Центрального Комитета КПСС 18 февраля 1988 года 1. Пленум Центрального Комитета КПСС признает целесообразным внести изменения в установки реформы образования, имея в виду: формирование и реализацию концепции всеобщего среднего образования молодежи как базового для последующей подготовки кадров квалифицированных рабочих и специалистов, всестороннего развития личности; масштабное техническое переоснащение общеобразовательной, профессиональной и высшей школы, применение, начиная с тринадцатой пятилетки, в планировании развития народного образования научно обоснованных нормативов; устранение ведомственных перегородок и проведение на деле единой государственной политики в области народного образования, прочное взаимодействие всех типов учебных заведений, научных и производственных коллективов; всемерную демократизацию народного образования, повышение самостоятельности и ответственности коллективов учебных заведений; преобразование системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, коренное улучшение научно-исследовательской работы в области народного образования. В профессиональной и средней специальной школе развивать подготовку рабочих и специалистов преимущественно на базе среднего образования, сохранив возможность для молодежи получать профессиональное образование после окончания неполной средней школы. В общеобразовательной школе обучение рабочим профессиям осуществлять по желанию учащихся и родителей по мере создания необходимых условий. 2. Переход ко всеобщему среднему образованию молодежи радикально изменил социальную роль общеобразовательной школы в обществе, резко повысил ее ответственность за эффективность обучения и воспитания, выдвинул требование - наполнить современным содержанием ленинские принципы социалистической школы как школы единой, трудовой, политехнической. ЦК КПСС придает принципиальное значение тому, чтобы наша школа, являясь единой, давала всем своим выпускникам полноценное среднее образование и открывала перед ними равные возможности. Единство целей и задач образования должно органически сочетаться с разнообразием школ, гибкостью учебных планов и программ, опираться на передовую педагогическую практику, новаторские методы обучения и воспитания. Следует уделять первостепенное внимание развитию индивидуальных способностей учащихся, расширять дифференцированное обучение в соответствии с их запросами и склонностями. Развивать сеть специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов. Школа призвана способствовать активному включению учащихся в производительный труд, систему общественно-трудовых отношений, давать им разнообразные трудовые навыки. Труд учащихся должен быть целесообразным, связанным с реальными запросами жизни, полезным для общества и семьи, выступать источником познания и радости. Необходимо последовательно углублять политехнизацию школы, давать основные представления о новых технологиях, современные экономические, правовые, экологические знания, обеспечивать постоянное соответствие уровня среднего образования требованиям научно-технического и духовного прогресса. Следует ускорить создание разветвленной государственной службы профессиональной ориентации молодежи, важным звеном которой должна выступать общеобразовательная школа. Общеобразовательная, трудовая, общекультурная и нравственная подготовка в школе призвана помочь молодым людям осознанно, с учетом потребностей общества выбирать профессию, сферу труда, пути продолжения образования, деятельно участвовать в общественно-политической жизни. 3. Важнейшим условием ускорения социально-экономического развития являются обеспечение высокого качества профессиональной и общеобразовательной подготовки рабочих кадров, рост политического и гражданского сознания молодого пополнения рабочего класса. На решении этой важной задачи необходимо сконцентрировать внимание системы профессионально-технического образования, учебно-производственной сети отраслей народного хозяйства. Следует и дальше развивать профессионально-технические училища при базовых предприятиях, а также межотраслевые специализированные училища, способные готовить квалифицированных рабочих по сложным и интегрированным профессиям. Всемерно расширять практику подготовки и переподготовки рабочих кадров по договорам с объединениями и предприятиями. Усилить государственный контроль за качеством подготовки рабочих кадров во всех формах профессионального обучения. 4. Партийные, государственные и хозяйственные органы, общественные организации обязаны наращивать усилия по перестройке высшей и средней специальной школы. Пленум Центрального Комитета КПСС подчеркивает, что намеченная программа преобразований должна осуществляться комплексно. Задачи коренного повышения качества подготовки специалистов, их рационального использования в народном хозяйстве, дальнейшего развития научных исследований необходимо решать на основе укрепления связей высшей школы с производством, с практикой. В этих целях: формировать гибкую систему подготовки кадров, обеспечивающую своевременное удовлетворение потребностей общества в специалистах различного профиля и отвечающую требованиям научно-технического прогресса, радикальной реформы экономики, демократизации и развития самоуправления. Поднять качество подготовки специалистов во всех учебных заведениях, укреплять, а при необходимости преобразовывать слабые в кадровом и материально-техническом отношении вузы в филиалы ведущих университетов и институтов; энергично внедрять эффективные формы интеграции высшего образования с производством и наукой, совершенствовать организационно-экономический механизм взаимодействия высшей школы с отраслями народного хозяйства; создавать совместные учебно-научно-производственные комплексы вузов и предприятий, научно-исследовательские институты и лаборатории двойного подчинения (академий наук и Минвуза). Развивать договорные отношения вузов с предприятиями и объединениями, предусмотрев возможность направления выпускников на работу по прямым договорам вузов с предприятиями; обеспечить существенное увеличение вклада ученых высшей школы в разработку проблем общегосударственной значимости. Госплану СССР, Государственному комитету СССР по науке и технике совместно с Минвузом СССР и Академией наук СССР при разработке концепции экономического и социального развития СССР на период 1991-2005 годов предусмотреть увеличение доли государственных ассигнований на развитие научных исследований в высшей школе. Минвузу СССР, отраслевым министерствам и ведомствам предстоит вывести на качественно новый уровень среднюю специальную школу, своевременно вносить изменения в структуру и содержание подготовки кадров, в формы организации учебно-воспитательного процесса. Следует полнее ориентировать деятельность этих учебных заведений на подготовку организаторов первичных трудовых коллективов, специалистов по новейшим направлениям техники и технологии. 5. Пленум ЦК КПСС обязывает министерства и ведомства, партийные организации уделить особое внимание реализации разработанных Политбюро ЦК КПСС мер по созданию государственной системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Необходимо завершить формирование соответствующей сети учебных заведений, максимально используя возможности высшей и средней специальной школы, профессионально-технических училищ, всемерно развивая эазличные формы массового производственного обучения. 6. Поручить Совету Министров СССР с учетом обсуждения на Пленуме ЦК КПСС внести предложения об изменениях и дополнениях в ранее принятые документы по реформе общеобразовательной и 1рофессиональной школы, перестройке высшего и среднего специального образования. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 17-18 февраля 1988 года. ~ М., 1988. - С. 63-67.
ПОСЛЕСЛОВИЕ Самое отдаленное потомство наследует нравы своих предков. Н. М. Карамзин Большой знаток древнерусской литературы академик Д.С.Лихачев говорил: «Понять современность, понять нашу эпоху можно только на огромном историческом фоне - в свете минувших веков. Изучение культуры далекого прошлого, в том числе культуры педагогической, таит в себе много открытий» (см.: Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства ХГУ-ХУН вв. - М., 1985. - С. 8-9). С этими утверждениями Дмитрия Сергеевича нельзя не согласиться. Размышления о хрестоматийных материалах, которые относятся к тысячелетней истории воспитания в нашем Отечестве, действительно, могут привести к неожиданным для каждого из нас открытиям; и если не к открытиям в абсолютном значении этого слова, то во всяком случае к сопричастию истории русского и российского просвещения. Мы узнаем об истоках русской педагогики, определимся в методах ее изучения и в понимании ценностей современного образования, действительных и мнимых. В свете минувших веков, конечно, более отчетливо видны место и значение воспитания и самовоспитания в социально-политическом контексте, диалоге современных многоликих и разноязычных культур. 1. Возникновение русского воспитания.В исторической литературе бытует мнение, что русская педагогика начинается с официального принятия христианства, т.е. с конца X в. Однако знакомство с фактами ставит это утверждение под сомнение. Крещение Руси действительно явилось эпохальным событием. Однако воспитание русичей - явление гораздо более древнее. И учитывать это обстоятельство чрезвычайно важно, поскольку оно дает возможность понять историческую неизбежность слияния двух начал - христианского и языческого («язычником» называли всякого человека иной веры) - в одно общее русло, в котором происходило формирование педагогики православия. Русичи были «язычниками», анимистически воспринимавшими окружающий мир, обожествлявшими природу, ее стихии - солнце и землю, воду и воздух... В те далекие времена люди полагали, что рядом с ними обитает множество богов - столько же, сколько и природных явлений. Чем больше человек различал в окружающей среде явлений, предметов, тем больше становилось богов, пока их число не выросло, наконец, до того, что уже не могло вмещаться в воображение, а тем более в сознание человека. И вот крещение Руси! Оно несло спасительную идею, что внешняя природа создана Богом, но не одухотворена, что душа (дух) - это дар человеку от Бога. Не во внешних по отношению к человеку явлениях, предметах, стихиях, а в его душе заключено божественное начало. А степень его развития является мерилом достоинств человеческой личности. Таким образом христианство освобождало человека от внешней безысходной зависимости, гнетущей связи с бесконечным множеством богов-идолов, наделяло его свободной волей, говорило ему о трех ипостасях единого Бога. Вот такие мысли логически вытекают из признания факта, что происхождение воспитания на Руси - явление более древнее, чем время ее крещения. А значит, христианство не столько боролось с «язычеством», сколько сливалось с ним, порождая педагогику православия. 2. Материализм как методпознания истории русской педагогики. В истории русской педагогики мы находим немало фактов, способных поколебать веру в абсолютную непогрешимость материалистического постулата, будто человеческое сознание есть простое отражение нашего бытия и ничто более. Сравним, например, два исторических документа: «Поучение» детям Владимира Мономаха (XI в.) и «Благословение» благовещенского попа Сильвестра сыну Анфиму (XVI в.). Они относятся к различным историческим эпохам. Между ними временная дистанция в пять столетий. А между тем в обоих памятниках мы видим, в сущности, одни и те же заповеди нравственности: любовь к ближнему, сострадание, милосердие. Владимир Мономах завещал: «Ни права, ни крива не убивайте, не повелевайте убити его, еще (даже если. - СЕ.) будет повинен смерти». И сегодня, на пороге XXI в., по прошествии почти тысячи (! ) лет нравственные заповеди великого князя Киевской Руси сохраняют свою жизненную силу. Эти заповеди не предмет музейного экспонирования: ими пользуются в качестве критерия при оценке степени демократичности и гуманности отдельных государств мира. Следовательно, такие заповеди нравственности мы с достаточным основанием можем называть «вечными», хотя бы потому, что они живут в течение десяти веков. Таких фактов в истории русской педагогики множество. Они никак не укладываются в материалистическую схему, согласно которой нравственные законы, моральные нормы меняются вместе с изменением социально-экономических условий, а мораль имеет классовую природу и в ней нет ничего общечеловеческого. Таким образом, материализм как метод изучения русской педагогики неадекватен своему объекту, поскольку не учитывает обращенности воспитания к духовной стороне человеческого бытия. 3. Воспитание и контексте социума идиалога культур.Русская педагогика с незапамятных времен развивалась в полиэтнической атмосфере или, как сказали бы сегодня, на полиэтническом пространстве. Поэтому для нее всегда были актуальны взаимодействие и взаимовлияние ментальностей различных народов, народностей, этносов. Это взаимодействие, этот «диалог» различных культур, в истории России далеко не всегда оказывался процессом плавным и беспроблемным. Так, на рубеже ХУШ-Х1Хвв. начинало принимать угрожающие для русского национального воспитания формы и размеры влияние иезуитской педагогики. Российское просвещение испытывало сильное воздействие и со стороны французской и английской культур. Франкомания сменялась в российском дворянском обществе англоманией. На роль опекуна русской школы длительное время претендовала, и не безуспешно, Германия. Однако вопреки всем этим влияниям (а может быть, отчасти и благодаря им) середина XIX в. ознаменовалась небывалым расцветом русской национальной культуры - литературы, театра, музыки, живописи и др. Одновременно педагогическая теория в России выработала ставшее аксиоматическим положение о том, что национальное и общечеловеческое в образовании должно быть уравновешено и гармонизировано. Но судьба готовила России новые испытания. В середине XIX в. два германских друга поведали миру о том, что «призрак бродит по Европе, призрак коммунизма». В России всегда находились неоглядные поклонники всего западного. Но тогда же прозвучали и голоса русских ученых, государственных деятелей и педагогов, предостерегавших своих слишком доверчивых соотечественников. Среди них был великий русский педагог К.Д.Ушинский. Он говорил, что «германцы у себя на родине сбились с прямой дороги»... если раньше нас вели «по стопам Германии, а теперь куда же прикажете идти? К атеизму, материализму, к коммунизму и прочим произведениям западной жизни? Нет! Боже сохрани! » (см.: Ушинский К.Д. Наука и искусство воспитания / Сост. С.Ф.Егоров. - М., 1994. - С. 164). При этом К.Д.Ушинский убедительно показывал и бесплодность для России заимствования воспитательных систем Германии, Франции, Англии. Замешанное на немецкой философии, английской политической экономии и французском социализме коммунистическое учение, вероятно, так бы и оставалось в Западной Европе призраком. Но сначала революционеры-одиночки, затем партия социал-демократов - большевиков взялись нелегально переправить его в Россию. А когда эта партия захватила насильственным путем государственную власть в России, призрак превратился в чудовищную реальность. Он отрицал создававшуюся на Руси веками духовность, осквернял религиозные святыни. Были разграблены, а затем разрушены тысячи и тысячи храмов, в междоусобной гражданской войне и социалистических «преобразованиях» погибли десятки миллионов россиян... - и это далеко не все жертвы, принесенные Россией призраку, рожденному в Западной Европе. Его тлетворное разрушительное влияние коснулось и народного просвещения. Оно было заменено системой атеистического образования, рассматривавшейся как орудие перерождения общества» и окончательного установления коммунизма. Плоды коммунистического воспитания теперь общеизвестны. Вслед за разрушением СССР распалась и система коммунистического воспитания. Рельефно обозначились те исторически формировавшиеся начала, каждое из которых когда-то являлось доминирующим. Педагогика народная и православная, государственная и общественная -сегодня они одновременно присутствуют в российском педагогическом сознании. Возобладает ли вновь какое-то одно направление или, освободившись от односторонностей, они сольются в качественно новом, универсальном синтезе? Безошибочно ответить на этот вопрос сможет только будущее. Такою видится мне российская педагогика на исходе XX в. в свете ее тысячелетней истории. У читателя на почве твердо установленных наукой фактов, естественно, появятся и другие, собственные открытия из истории русского и российского воспитания. Чем больше, тем лучше. Важно только, чтобы они имели для нас практически полезную ценность, прямо или опосредованно служили не разрушению, а созиданию и в сфере духовной, и в очевидной для всех реальной жизни. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 894; Нарушение авторского права страницы