Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблемы воспитания всесторонне развитой личности
Теоретические и практические проблемы, выдвигаемые жизнью в ходе осуществления идеи всестороннего развития личности В «Философских тетрадях», конспектируя книгу Л.Фейербаха «Лекции о сущности религии», В.И.Ленин писал: «Человеку нужен идеал, но человеческий, соответствующий природе, а не сверхъестественный». Дальше следует цитата из Фейербаха: «Пусть нашим идеалом будет не кастрированное, лишенное телесности, отвлеченное существо, а - цельный, действительный, всесторонний, совершенный, образованный человек»1. Устремленность к идеалу в практике воспитательной работы, умение видеть этот идеал в живом человеческом воплощении - не такая простая вещь, как на первый взгляд кажется. Одним из условий, от которых зависит мастерство, совершенство воспитательной работы, является умение педагога ориентироваться на живой идеал, умение видеть, ценить, беречь в человеке главное, определяющее. Процесс воспитания всесторонне развитой, гармонической личности состоит в том, что, заботясь о совершенстве каждой грани, стороны, черты человека, воспитатель в то же время никогда не упускает из виду то обстоятельство, что гармония всех человеческих граней, сторон, черт определяется чем-то ведущим, основополагающим. Живая человеческая плоть и кровь всесторонне развитого человека воплощают в себе полноту и гармонию сил, способностей, страстей, потребностей, в которой воспитатель видит такие стороны, черты, грани, как моральное, идейное, гражданское, умственное, творческое, трудовое, эстетическое, эмоциональное, физическое совершенство. Ведущим, определяющим компонентом в этой гармонии является нравственность. Школа - очаг знаний, образованности, умственной культуры и труда; годами учитель ведет своих питомцев по тропинке знаний к вершинам человеческой мудрости; интеллектуальные ценности и умственный труд - важнейшие инструменты в наших руках, с помощью которых мы творим человека. В. А. Сухомлинский Однако природа духа человеческого такова, что не все воспитанники, которые пришли в школу маленькими детьми, уходят из ее стен в жизнь одинаково духовно богатыми, в одинаковой степени приобщившимися к неисчерпаемому источнику интеллектуальных ценностей. Для одних среднее образование - только первый шаг на пути к дальнейшему интеллектуальному обогащению, познанию, совершенствованию, другие же и программой средней школы овладевают с большим трудом и напряжением, но это не говорит о том, что такой человек - несчастный, обреченный. Неравенство умственных способностей, которое становится очевидным для самих воспитанников уже в годы их детства и отрочества, понимание этого неравенства как причины, в силу которой не всем суждено достичь одинакового предела умственного развития, - это обстоятельство становится в наши дни источником ряда трудностей и ряда исключительно важных, тонких, сложных проблем идеи всестороннего развития. Задача воспитателя заключается в том, чтобы это неравенство не переживалось отдельными воспитанниками как несчастье. К сожалению, в практике воспитательной работы некоторых школ именно понимание отдельными детьми своих ограниченных возможностей в интеллектуальном развитии является причиной их нежелания учиться. Человек уже в детстве чувствует себя как бы неполноценным. Этого не должно быть! Каждый человек уже в годы детства и особенно в отрочестве и ранней юности должен постичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества. Это очень тонкая, можно сказать, деликатная проблема процесса воспитания всесторонне развитой личности. Ее практическое решение заключается как раз в том, чтобы духовная жизнь школы и ее питомцев не ограничивалась, не исчерпывалась единственно успехами в овладении учебной программы. Мастерство и искусство воспитания всесторонне развитой личности состоит в умении педагога открыть буквально перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым. Этой сферой и является нравственное развитие. Здесь ни одному человеку не закрыта дорога к вершинам, здесь подлинное и безграничное равенство, здесь каждый может быть великим и неповторимым. Идея всестороннего развития может быть в полной мере осуществлена лишь при условии, что коммунистическая нравственность пронизывает все грани человеческой личности, открывая перед каждым путь к гражданским, идейным, творческим, трудовым, эстетическим и интеллектуальным ценностям... Гармонии личности, представляющейся нам идеалом всестороннего развития, нельзя достичь без гармонической воспитательной работы. Учение, уроки, выполнение заданий, постоянное получение отметок не должны ни в коем случае стать единственной и всепоглощающей меркой, которой измеряется, оценивается человек - а он, маленький человек, воспринимает, переживает эту оценку, это повседневное измерение с особенной остротой и уязвимостью. Он должен на собственном опыте убедиться, что его измеряют многими мерами, к нему подходят с разных сторон. Человек, который приходит к нам в школу малышом-несмышленышем, не должен быть учеником в узком понимании этого слова. Если он для педагога только существо, которому надо дать, вложить в его голову знания, - он не станет всесторонне развитой личностью. Личность немыслима, если человек не заявляет о себе, если в какой-то сфере духа человеческого он не стал властелином, если он не утверждает себя в деятельности и - это исключительно важно - в успехах, если он не переживает своего достоинства творца, если не идет с гордо поднятой головой. Гармоническое воспитание заключается в том, чтобы нравственное богатство многогранной деятельности человека, которого мы воспитываем, накладывалось на все сферы духовной жизни школы... Вторая проблема, определяющаяся в ходе осуществления идеи всестороннего развития со всеми вытекающими из нее сложностями и трудностями, заключается в том, чтобы вход в тот дворец, имя которому - знания, образованность, приобщение к богатствам человеческой культуры, мыслился и переживался как величайшее благо нашего строя, нашего общества, чтобы молодое поколение дорожило этим благом как бесценным завоеванием нашей революции. Кажется парадоксальным, просто уму непостижимым тот факт, что для некоторой части подростков и юношества это великое благо - в тягость, учение - тяжкое бремя, а учителям в ряде случаев приходится без конца воевать с лодырями и бездельниками... Преодолеть это можно лишь в том случае, если сердцевиной духовной жизни школы, средоточием того богатства и многогранности отношений личности к среде, о котором шла речь, станет долженствование. Наше время открыло новые грани в важнейшей нравственной проблеме, являющейся в то же время и проблемой всестороннего развития личности. Это соотношение, сочетание общественного и личного, гармония личного счастья и общественного блага. Умение подчиняться общественному долгу должно отвечать личным желаниям человека. Это и есть долженствование. Нравственное потребительство - огромный порок, который проникает иногда в мир детства, отрочества и ранней юности в нашей стране вследствие того, что из-за неправильного, не будет преувеличением сказать, неразумного подхода старших к младшим, у младших искривляется представление о том, что должны старшие по отношению к ним, младшим, и что должны они, младшие, по отношению к старшим, к обществу. Гармоническое развитие личности возможно только при условии, что с малых лет человек на собственном опыте убеждается: в жизни есть понятие трудно, есть большое напряжение физических и духовных сил, есть допустимое и недопустимое, похвальное и предосудительное, нравственно благородное и мерзкое. Постижение трудного открывает перед человеком путь к счастью - в этом мастерство и искусство воспитания в духе долженствования... Задача воспитателя заключается в том, чтобы его питомцу было трудно; именно в постижении трудного истоки способности, способности глубоко нравственной - ценить материальные и духовные богатства, которые даются старшими поколениями. Постижение же трудного как источника счастья и радости личности открывается там, где есть строгая гармония между тем, что человек получает от общества, и тем, что он дает обществу. Здесь мы подходим к третьей проблеме всестороннего развития личности - воспитание потребностей. Задача заключается не только в том, чтобы воспитывать разносторонние материальные и духовные потребности. Потребление не столь трудное дело. Значительно сложнее добиться гармонического развития материальных и духовных потребностей и особенно того, чтобы в жизни человека была активная деятельность, целью которой является становление и удовлетворение потребностей высшего порядка - потребностей духа. Материальные блага в настоящее время хлынули в мир детства, отрочества и ранней юности настолько обильным потоком, что возникает опасность потери представления о трудовом происхождении и вообще об источнике этих благ. Одна из очень сложных социально-педагогических проблем заключается сейчас в том, чтобы у детей, подростков и юношества воспитывалось, можно сказать, строгое отношение к материальным благам. В воспитании такого отношения мы видим большую мудрость и нравственное богатство наставников - отца, матери, учителя. Здесь особенно важно то, чтобы жизнь приобрела ярко выраженный нравственный смысл. В сознании юного гражданина мы развиваем мысль и чувствование того, что вот это я имею право желать, а этого желать не имею права, это для меня предосудительно, недопустимо, позорно. Воспитание культуры желаний - один из самых ярких оттенков той сложной вещи, которую мы называем нравственным смыслом школьной жизни. Только человек, умеющий по-человечески желать, понимает и чувствует, что такое трудно, что позволительно и что непозволительно. Культура желаний - обратная сторона долженствования. Воспитывая высоконравственные, благородные желания и удерживая от желаний недопустимых и непозволительных, мы тем самым предотвращаем большую беду - разлагающее, развращающее влияние удовлетворения прихотей. Воспитание культуры желаний в большой мере определяется тем, насколько мудрая гармония устанавливается в жизни человека между удовлетворением материальных потребностей и становлением, развитием, удовлетворением потребностей духовных. Это четвертая, столь же сложная и нелегкая, проблема всестороннего развития личности. Школа как очаг высокой нравственности и культуры немыслима без богатой, многогранной духовной жизни коллектива; личность - если мы имеем своим идеалом, по словам А.В.Луначарского, ярко выраженную личность (а именно так и надо представлять идеал воспитания) - немыслима без богатства духовной жизни. Одним из парадоксов, с которыми, к сожалению, приходится иногда сталкиваться, является то, что учение, овладение знаниями есть, а духовная жизнь, по существу, отсутствует. Ныне, когда мы осуществляем всеобщее среднее образование, проблема духовной жизни школьного коллектива и личности приобретает исключительное значение. Если мир интеллектуальных интересов человека, которого мы называем школьником, ограничивается приготовлением уроков, если, кроме обязательных знаний, ничего нет, если сфера интеллектуальной жизни втискивается только в учение и не включает в себя творческого труда - школа становится для человека очень непривлекательным, угрюмым местом, а учение - тяжелым, наскучившим, однообразным делом. Только в том случае, когда в школе ключом бьет многогранная духовная жизнь, овладение знаниями становится делом желанным, привлекательным, оно не прекращается и после окончания школы, продолжается в годы труда... Всеобщность среднего образования, доступность высшего образования миллионам рабочих и крестьян - небывалые в истории человечества явления, источник которых - справедливость, гуманность социалистического строя. В эксплуататорском обществе приобретение знаний, получение диплома означали право на определенные привилегии, не доступные массе трудящихся, и прежде всего на привилегию освобождения от труда. Образованность и труд в сфере материального производства были несовместимы. Наше общество поставило цель приобщить к культурным ценностям и богатствам всех тружеников. Совершенно изменилась функция образованности. Знания нужны не только для труда, но и для богатой, разносторонней, счастливой духовной жизни, не связанной непосредственно с трудом. Эта воспитательная направленность общеобразовательной школы выдвигает пятую проблему идеи всестороннего развития: человека, получающего среднее образование, надо подготовить, «настроить» на «простой», «черновой», будничный труд рабочего и крестьянина. Надо воспитать не просто готовность -практическую и нравственную - к этому труду, но и стремление, желание, влечение посвятить ему всю свою жизнь. Эта проблема -одна из наиболее сложных, она тесно связана с предыдущими. Усвоение прочных, глубоких, осмысленных знаний, воспитание на всю жизнь неискоренимого человеческого желания знать больше, чем я знаю сегодня, - такова шестая проблема идеи всестороннего развития. Мы не поставили ее на первое место лишь потому, что, как и другие проблемы всестороннего развития, она тысячами нитей-зависимостей связана со многими другими проблемами, зависит от них и в то же время обусловливает их успешное решение. В воспитании всесторонне развитого человека вообще нет ничего второстепенного, все здесь важно, и если что-нибудь упущено или сделано неправильно, рушатся основы гармонии, представляющей собой всестороннее развитие как нечто единое целое... Без чуткого, бережного отношения воспитателя к чести, достоинству маленького труженика, которого мы называем учеником, школьником, немыслимы ни чувство долга, ни послушание - а эти вещи так же неотделимы от школьного воспитания, как и любовь к ребенку. Самое изощренное «творчество» учителя, цель которого - добиться дисциплины, повиновения, ответственности воспитанников, остается бессильным и к тому же приводит к конфликтам между воспитателем и его питомцами, если, образно говоря, честь идостоинство не рождают младенца - желания учиться... Только если ты умеешь нянчить это дитя, в руках твоих становятся тонкими, мудрыми инструментами послушание, дисциплина, ответственность, долг. Высокая педагогическая культура семьи - вот седьмая проблема, выдвигаемая жизнью в связи с осуществлением идеи всестороннего развития человека. Совершенствование, углубление общественного характера воспитания означает не умаление, а усиление роли семьи. Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя - школа и семья - не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания. Проблема эта тоже принадлежит к наиболее сложным и трудным. Взаимозависимости педагогических явлений в наши дни все больше усложняются: задачи, выдвигаемые жизнью перед школой, становятся настолько сложными, что без высокой педагогической культуры всего общества, и прежде всего семьи, усилия учителей, какими бы значительными они ни были, окажутся недостаточно эффективными. Все школьные проблемы должны находить свое преломление в семье, все трудности, возникающие в сложном процессе школьного воспитания, уходят своими корнями в семью; всестороннее развитие личности зависит от того, какими людьми открываются перед ребенком мать и отец, как познаются человеческие отношения и общественная среда на примере родителей. Серьезной задачей семьи и школы является формирование у воспитанников нравственной готовности к отцовству и материнству. Без этой готовности невозможно представить всестороннее развитие человека. Готовность к высокой миссии отца и матери - одна из важнейших сторон гражданственности людей социалистического общества. Многолетний опыт убедил нас, что умение видеть в ребенке, подростке, юноше, девушке будущих отца и мать, умение оценивать педагогические явления с той позиции, что через два десятилетия наш малыш приведет в школу своего сына и будет вместе с нами размышлять о том, как его лучше воспитать, - это умение необходимо нашему обществу в такой же мере, как и высокий уровень трудового мастерства производителей материальных и духовных ценностей. Первая школа отцовства и материнства - полноценное нравственное воспитание в годы детства, отрочества, ранней юности. Педагог, озабоченный тем, чтобы из каждого малыша вышел хороший отец, видит задачу большой воспитательной важности в утверждении исключительно ценной нравственной черты - деятельного долга. Поэтому одним из определяющих условий нравственного воспитания является стремление к тому, чтобы каждый наш питомец уже в годы детства и раннего отрочества умел возлагать на себя труд ответственности, бремя долга за жизнь, здоровье, душевный покой, благополучие других людей; чтобы уклонение от труда, ответственности и долга мыслилось и переживалось человеком как мерзость. Первый урок моральной готовности к материнству и отцовству заключается, таким образом, в том, чтобы уже в годы детства и раннего отрочества каждый наш воспитанник умел дорожить человеком как величайшей ценностью, был непримиримым, нетерпимым к самой мысли о том, что человеку можно принести несчастье, оскорбить, унизить его. Подлинное человеколюбие предполагает высокую дисциплину поступков, чувств и мыслей. Наш девиз - человек не раб, а властелин своих чувств и порывов. Осуществляя задачу воспитания моральной готовности к материнству и отцовству, мы пришли к системе этических бесед, посвященных высокой миссии матери и отца. Это беседы о любви и дружбе, браке, деторождении, воспитании детей. Конечно, эти беседы были бы бесполезными, если бы не забота педагогического и родительского коллективов о том, чтобы и в семье, и в школе каждый ребенок видел пример осознанного труда и ответственности. С того момента, как родители отдали своего ребенка в школу, они становятся слушателями родительской школы. Программа постоянного повышения педагогической культуры отцов и матерей - это, по существу, наша совместная с ними работа - тонкая и трудная, конечной целью которой является идеал всесторонне развитого, гармонического человека. Самое трудное состоит в том, чтобы отец и мать вместе с нами видели, понимали духовный мир своего ребенка, умели разобраться в причинах и следствиях, осмыслить воспитание как целенаправленный труд... Взрослость не должна приходить к человеку неожиданно. Там, где родители в один прекрасный день с изумлением убеждаются, что их дети стали взрослыми людьми и в связи с этим надо что-то срочно предпринимать, общество получает 20-летних младенцев, созревших для того, чтобы рожать детей, но незрелых нравственно. Воспитание моральной зрелости - восьмая проблема всестороннего развития. Школа - мир счастливого детства, но этот мир должна озарять мысль о том, что дети завтра станут взрослыми. Взрослые мысли, заботы, идеи - все это должно постепенно входить в мир безмятежного детства. Воспитание моральной зрелости - сложный процесс, затрагивающий все сферы отношений формирующейся личности к естественной и общественной среде, начиная от взаимоотношений в семье и кончая выполнением гражданского долга. Моральная зрелость, взрослость в решающей мере определяется отношением к труду, точнее, местом труда в духовной жизни. Степень зрелости зависит от того, чем живет человек, какие заботы, тревоги наполняют его жизнь, в чем открывается перед ним смысл бытия. Одна из сложнейших педагогических задач заключается в том, чтобы важнейшей заботой, наполняющей духовную жизнь человека уже в годы раннего отрочества, было трудовое увлечение. Зрелость - это духовная устремленность в будущее, способность задумываться над тем, каким я буду завтра. В воспитании моральной зрелости важно то, чтобы труд, одухотворивший воспитанника, имел общественную значимость. Гражданин начинается с убеждения: своим трудом я выполняю долг перед людьми. Уже в 13-14-летнем возрасте важное место в духовной жизни человека должна занимать трудовая деятельность, создающая материальные ценности для людей. Нельзя сводить дело лишь к тому, чтобы напоминать подросткам: вы прежде всего ученики, ваша основная обязанность - хорошо учиться. Если комсомолец чувствует себя только учеником, только воспитываемым, он станет беззаботным потребителем, а отсюда один шаг до нахлебничества. Корень зрелости, взрослости в том, чтобы в 13-14-летнем возрасте человек видел в себе не только ученика, но и члена общества, имеющего обязанности перед людьми, без трудового напряжения которого (он должен убедиться в этом на собственном опыте) не могли бы жить другие люди. В этом - подлинное соединение обучения с трудом. Оно неотделимо от нравственного воспитания и составляет самую сущность морального становления личности. Антология педагогической мысли Украинской ССР/ Сост. Н. П. Калиниченко. - М., 1988. - С. 444-457.
Об Академии педагогических наук РСФСР Постановление СНК РСФСР Февраля 1944 г.
Совет Народных Комиссаров РСФСР постановляет: 1. Утвердить представленный Наркомпросом РСФСР Устав Академии педагогических наук РСФСР (приложение не приводится). 2. Установить следующий состав учреждений Академии педагогических наук РСФСР: а) Научно-исследовательский институт теории и истории педагогики; б) Научно-исследовательский институт методов обучения; в) Научно-исследовательский институт психологии; г) Научно-исследовательский институт дефектологии; д) Музей по народному образованию; е) Государственная библиотека по народному образованию. 3. Передать Академии педагогических наук РСФСР: а) Государственный научно-исследовательский институт школ Наркомпроса РСФСР, преобразовав его в Научно-исследовательский институт методов обучения; б) Научно-исследовательский институт психологии Московского ордена Ленина государственного университета им. М.В.Ломоносова; в) Государственный научно-исследовательский институт дефектологии Наркомпроса РСФСР. 4. Разрешить произвести в 1944 г. прием в докторантуру Академии педагогических наук РСФСР 20 человек и в аспирантуру 30 человек. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. документов 1917-1973 / Сост. А.А.Абакумов и др. - М., 1974. - С. 490. О преобразовании Академии педагогических наук РСФСР в Академию педагогических наук СССР
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1 августа 1966 г. В целях повышения роли педагогической науки в разработке проблем коммунистического воспитания и образования молодого поколения и координации педагогических исследований в стране Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР постановляют: 1. Преобразовать Академию педагогических наук РСФСР при Министерстве просвещения РСФСР в Академию педагогических наук СССР при Министерстве просвещения СССР. 2. Разрешить Совету Министров РСФСР создать в г. Москве Научно-исследовательский институт школ Министерства просвещения РСФСР. 3. Министерству просвещения СССР и Академии педагогических наук СССР внести в ЦК КПСС и Совет Министров СССР проект Положения об Академии, а также предложения о структуре научных учреждений Академии, укреплении материально-технической базы Академии для научных исследований и опытной работы, пополнении Академии высококвалифицированными специалистами. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. документов 1917-1973/Сост. А.А.Абакумов и др. - М., 1974. - С. 491. Устав Академии педагогических наук СССР Утвержден Общим собранием Академии педагогических наук СССР 29 августа 1967 г. I. Общие положения
1. Академия педагогических наук СССР является высшим научным учреждением, объединяющим в качестве своих членов наиболее выдающихся ученых в области педагогики, психологии и других наук, участвующих в разработке проблем обучения и воспитания, а также видных деятелей народного образования. Академия педагогических наук СССР состоит при Министерстве просвещения СССР, которому ежегодно представляет отчет о своей деятельности. 2. Академия педагогических наук СССР имеет своей целью: развитие и осуществление исследований по ведущим направлениям педагогики, психологии, возрастной физиологии и других наук, разрабатывающих вопросы воспитания и обучения подрастающих поколений; выявление новых возможностей в совершенствовании образования, воспитания и обучения, подготовку научных и практических рекомендаций для их использования в системе народного образования; разработку проблем совершенствования системы и содержания подготовки педагогических кадров и участие в работах по повышению научно-педагогической квалификации учителей; координацию исследований, ведущихся в СССР в области наук, входящих в компетенцию Академии; всемерное содействие развитию педагогических наук во всех союзных республиках; содействие распространению педагогических знаний в народе. Академия педагогических наук СССР своими научными исследованиями и всей своей деятельностью участвует в построении коммунистического общества в СССР. 3. Для выполнения своих задач Академия педагогических наук СССР: а) осуществляет в своих учреждениях научную разработку основных проблем обучения и воспитания детей, подростков и юношества в школе, семье и внешкольных детских учреждениях, а также разрабатывает важнейшие вопросы организации народного образования; б) изучает и обобщает опыт лучших педагогов и передовых школ страны, а также изучает достижения других стран в области педагогических наук и практики народного образования, содействует использованию этих достижений в системе народного образования СССР; в) оказывает научную помощь университетам, педагогическим учебным заведениям и институтам усовершенствования учителей страны в разработке проблем, входящих в компетенцию Академии; г) организует постоянные и временные советы и комиссии по важнейшим проблемам; д) осуществляет подготовку научных кадров через аспирантуру и ведет работу по повышению квалификации научных работников в области педагогических наук; е) осуществляет научные связи с Академией наук СССР, отраслевыми и республиканскими академиями, государственными союзными и республиканскими органами, научными обществами и другими организациями, заинтересованными в исследовании вопросов обучения и воспитания детей и молодежи, образования взрослых; ж) устанавливает в пределах своей компетенции научные связи с научными учреждениями за границей, заключает в установленном порядке соглашения о научном сотрудничестве и осуществляет координацию научных исследований с соответствующими научными учреждениями зарубежных стран; з) проводит научную экспертизу и выполняет специальные задания Правительства и министра просвещения СССР по научной проверке мероприятий в области воспитания и обучения детей и подростков, а также в области подготовки учителей; и) принимает участие в создании учебников и учебно-методических пособий по учебным предметам, изучаемым в школе, а также по педагогическим дисциплинам для педагогических институтов и университетов; к) издает научные и научно-популярные журналы; л) публикует результаты научных исследований, труды научных учреждений и членов Академии, а также избранные труды других учёных в области педагогических наук и народного образования; м) созывает научные конференции и съезды по научно-педагогическим вопросам; н) разрабатывает научные основы и формы педагогической пропаганды. 4. Для разработки важнейших проблем науки Академия педагогических наук СССР в установленном порядке организует филиалы, научно-исследовательские институты, научные библиотеки, экспериментальные школы, школы-лаборатории, издательство, типографию и другие необходимые научно-вспомогательные учреждения. 5. Академия педагогических наук СССР имеет в своем составе отделения: Отделение теории и истории педагогики. Отделение дидактики и частных методик. Отделение психологии и возрастной физиологии 6. Академия педагогических наук СССР присуждает учрежденные премии и медали за выдающиеся труды в области педагогических наук в соответствии с положениями об этих премиях и медалях. 7. Академия педагогических наук СССР имеет права юридического лица. Смета Академии педагогических наук СССР включается в Государственный бюджет СССР. 8. Академия педагогических наук СССР имеет печать с изображением Государственного герба СССР и обозначением своего наименования. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. документов 1917-1973 / Сост. А.А.Абакумов и др. - М., 1974. -С. 491-492. Устав средней общеобразовательной школы
Одобрен постановлением Совета Министров СССР 8 сентября 1970 г. Раздел I Общие положения 1. Средняя общеобразовательная школа в СССР является единой, трудовой, политехнической школой. Единство школы обеспечивается едиными в своей основе учебными планами, программами и педагогическими принципами организации учебно-воспитательной работы. Общеобразовательная, трудовая и политехническая подготовка в школе осуществляется в процессе обучения и общественно полезного труда учащихся. 2. Главные задачи средней общеобразовательной школы: давать учащимся общее среднее образование, отвечающее современным требованиям общественного и научно-технического прогресса, добиваясь получения учащимися прочных знаний основ наук и умения самостоятельно пополнять их; формировать у молодого поколения марксистско-ленинское мировоззрение, воспитывать у учащихся высокое чувство советского патриотизма - любовь к Родине, своему народу, Коммунистической партии Советского Союза и готовность к защите социалистического Отечества; обеспечивать всестороннее гармоническое развитие учащихся, их эстетическое и физическое воспитание, укрепление их здоровья, правильную постановку трудового обучения; готовить учащихся к жизни, сознательному выбору профессии, активной трудовой и общественной деятельности. Школа связывает учебно-воспитательную работу с практикой коммунистического строительства и осуществляет нравственное воспитание учащихся в духе требований морального кодекса строителя коммунизма. 3. В общеобразовательной школе обучаются все дети, достигшие школьного возраста. Обучение в школе бесплатное. Учащимся предоставляется возможность обучаться на родном языке. Родители или лица, их заменяющие, имеют право выбирать для детей по желанию школу с соответствующим языком обучения. Кроме языка, на котором ведется преподавание, учащиеся по желанию могут изучать язык другого народа СССР. Учащиеся обоего пола обучаются совместно. Обучение и воспитание в советской школе исключают всякое религиозное влияние. 4. В целях обеспечения права граждан СССР на образование, осуществления закона об обязательном восьмилетнем обучении и всеобщего среднего образования в стране создается необходимая сеть школ (средние общеобразовательные школы, школы с производственным обучением, школы с углубленным изучением учебных предметов, школы с продленным днем, школы-интернаты, вечерние (сменные) и заочные школы для работающей молодежи, школы для обучения детей с физическими и умственными недостатками, санаторно-лесные школы, специальные школы). Порядок открытия и закрытия общеобразовательных школ определяется Советом Министров союзной республики. Открытие и закрытие общеобразовательных школ, непосредственно подчиненных министерствам и ведомствам СССР, производятся на основании их решения. 5. В зависимости от местных условий создаются отдельно начальные школы в составе 1-Ш (IV) классов, восьмилетние школы в составе 1-УШ классов и средние школы в составе 1-Х (XI) классов при сохранении единства и преемственности всех ступеней общего среднего образования. За каждой школой закрепляется определенный участок административного района. Школа принимает меры к полному охвату подлежащих обязательному обучению детей, проживающих в этой части района 6. Срок обучения в средней общеобразовательной школе - 10 лет (с I по X класс). Для школ, где преподавание ведется не на русском языке, с разрешения Совета Министров СССР может устанавливаться одиннадцатилетний срок обучения. В вечерних (сменных), заочных средних общеобразовательных школах устанавливается трехлетний срок обучения (IX, X, XI классы). По решению районных (городских) отделов народного образования для работающей молодежи, не имеющей восьмилетнего образования, в этих школах могут создаваться соответствующие классы. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. документов 1917-1973 /Сост. А.А.Абакумов и др. - М., 1974. - С. 228-229.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1992; Нарушение авторского права страницы