Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ, СОВЕТСКАЯ ПЕДАГОГИКА



История советской школы и педагогики этого периода получила отражение в большом количестве диссертаций, монографий, книг, статистических материалов, обобщающих многотомных изданий, огромном количестве статей и других работ самых разнообразных жанров. Этот пласт литературных и статистических источников осно­вывается на материалистической марксистско-ленинской методоло­гии; едва ли не каждая из работ начинается и кончается классовыми, партийными оценками и характеристиками историко-педагогических явлений. Но вместе с разрушением СССР начали звучать другие, час­то диаметрально противоположные оценки как итогов, так и самого процесса развития общеобразовательной школы России как одной из бывших социалистических республик Советского Союза. Совершенно очевидно, что в ближайшем будущем история советской школы и пе­дагогики станет предметом исследований с более строгих научно-объективных позиций, чем до настоящего времени. Однако уже и се­годня можно обратить внимание на те факты и явления, которые имеют основание претендовать на историческое значение и без кото­рых невозможно представить объективную и полную картину разви­тия образования в России.

Многие черты советской общеобразовательной школы принципи­ально отличали ее от школы дореволюционной. В первые десятилетия были окончательно устранены сословность и частное предпринима­тельство на ниве просвещения. Не стало тупиковых учебных заведе­ний: в системе образования реализовался принцип преемственности школ различных ступеней. Образование стало доступным детям бед­нейших слоев населения. Неуклонно ширился охват детей школьного возраста обязательным обучением. За планом всеобщего начального обучения последовал и план всеобщего неполного, а затем и план всеобщего среднего образования. При этом «единая трудовая политех­ническая школа», по идеологическому и административному опреде­лению, во многом оставалась на целые десятилетия единой по главной цели ее деятельности - цели, поставленной теми, кто в 1917 г. насиль­ственным путем пришел к власти в России.

Партийная педагогика представляла собой часть коммунистиче­ской идеологии с ее учением о классовой борьбе, о разрушении «старого мира» и построении бесклассового общества. В соответствии с этим сформировавшаяся к началу XX в. система российского обра­зования с ее иерархией ценностей подлежала разрушению. Ее место должна была занять советская школа как «проводник принципов коммунизма», целью которой было воспитание поколения, способно­го окончательно установить коммунизм. Коммунистическое воспита­ние объявлялось главной целью деятельности всех звеньев системы образования вообще - начиная с детских садов и кончая высшими учебными заведениями и университетами. Эта цель прокламировалась во всех партийно-государственных документах по народному образо­ванию на протяжении семи десятилетий советской власти.

Советское правительство запретило возникшие в России в начале XX в. политические партии и движения, в том числе те, которые име­ли собственные программы развития российского образования. Тече­ния педагогической мысли, в чем-то противоречившие коммунистиче­ским идеям, деятели партийной педагогики объявляли «ненаучными», «реакционными». Народная педагогика принималась в усеченном виде. Православие, церковь, религия клеймились как «враги просве­щения». Государственное начало в системе образования подчинялось принципам большевистской партийности. Общественная педагогика с ее установками на гуманизацию образования была объявлена порож­дением буржуазного индивидуализма.

Радикальным образом отличались в советское время от прошлого научно-педагогические исследования. Если до революции их прово­дили отдельные ученые и немногочисленные кафедры педагогики, то в советской России наука о воспитании человека стала делом государ­ственной важности. В тяжелейшие годы Великой Отечественной вой­ны (1943) была образована Академия педагогических наук РСФСР, преобразованная затем (1966) во Всесоюзную академию педагогиче­ских наук.

Сравнивая, например, научные исследования дошкольного детства или проблемы дефектологии советского периода с аналогичными научными исканиями педагогов-энтузиастов конца XIX в., убежда­ешься в превосходстве организации науки на государственной основе.

С годами, по мере развития образования и культуры в советском обществе влияние партийности ослабевало, хотя внешние признаки ее всесилия сохранялись. Важнейшие цели коммунизма: равномерное рас­пределение материальных благ, воспитание нового человека, соединяв­шего в себе физическое, интеллектуальное и нравственное совершенст­во, - оставались нереализованными.

При господстве коммунистической идеологии (ведущим пропаган­дистом которой в школе являлась Н.К.Крупская) проходила деятель­ность известных советских педагогов А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и многих других.

 

ОБРАЩЕНИЕ НАРОДНОГО КОМИССАРА ПО ПРОСВЕЩЕНИЮ

 

29 октября 1917 г.

О народном просвещении

Граждане России!

Восстанием 25 октября трудящиеся массы впервые достигли под­линной власти.

Всероссийский съезд Советов временно передал эту власть своему Исполнительному Комитету и Совету Народных Комиссаров.

Волею революционного народа я назначен народным комиссаром по просвещению. Дело общего руководства народным просвещением, поскольку таковое остается за центральной государственной властью, поручается, впредь до Учредительного собрания, Государственной комиссии по народному просвещению, председателем и исполнителем которой является народный комиссар.

Децентрализация

 

Государственная комиссия по просвещению отнюдь не является центральной властью, управляющей учебными и образовательными учреждениями. Наоборот, все школьное дело должно быть передано органам местного самоуправления. Самостоятельная работа само­чинных классовых рабочих, солдатских, крестьянских культурно-просветительных организаций должна обладать полной автономией как по отношению к государственному центру, так и по отношению к центрам муниципальным.

Дело Государственной комиссии - служить связью и помощницей, организовать источники материальной, идейной и моральной под­держки муниципальным и частным, особенно же трудовым и классо­вым просветительным учреждениям в государственном общенарод­ном масштабе.

 

Педагоги и общество

Государственная комиссия приветствует педагогов на арене свет­лого и почетного труда просвещения народа - хозяина страны.

Ни одна мера в области народного просвещения не должна прини­маться какой бы то ни было властью без внимательного взвешивания голоса представителей педагогического мира.

С другой стороны, решения отнюдь не могут приниматься исключительно кооперацией специалистов. Это относится также к рефор­мам учреждений общего образования.

Сотрудничество педагогов и сил общественных - вот это будет преследоваться Комиссией и при составлении ее, и в Государственном комитете, и во всей ее деятельности.

Первейшей задачей своей Комиссия считает улучшение положения учителей, и прежде всего самых обездоленных и едва ли не самых важных работников культурного дела - народных учителей началь­ных школ. Их справедливые требования должны быть удовлетворены немедленно и во что бы то ни стало. Пролетариат школ тщетно требу­ет повышения заработка до 100 рублей в месяц. Было бы позором держать дольше в нищете учителей огромного большинства россий­ских детей.

Залог спасения страны - в сотрудничестве живых и подлинно де­мократических сил ее.

Мы верим, что дружные усилия трудового народа и честной про­свещенной интеллигенции выведут страну из мучительного кризиса и поведут ее через законченное народовластие к царству социализма и братства народов.

Народный комиссар по просвещению А. В. Луначарский

Сборник декретов. - Вып. 1. - С. 156-159.

 

ИЗ ПРОГРАММЫ РКП(Б)

 

Принята на VIII съезде РКП (б)

18-23 марта 1919 г.

В области народного просвещения

12. В области народного просвещения РКП ставит своей задачей довести до конца начатое с Октябрьской революции 1917 г. дело пре­вращения школы из орудия классового господства буржуазии в ору­дие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие ком­мунистического перерождения общества.

В период диктатуры пролетариата, т. е. в период подготовки усло­вий, делающих возможным полное осуществление коммунизма, школа должна быть не только проводником принципов коммунизма вооб­ще, но и проводником идейного, организационного, воспитательно­го влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм. Ближайшей задачей на этом пути является в настоящее время дальнейшее развитие установлен­ных уже Советской властью следующих основ школьного и просве­тительного дела:

1) Проведение бесплатного и обязательного общего и политехниче­ского (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отрас­лями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет.

2) Создание сети дошкольных учреждений: яслей, садов, очагов и т.п. в целях улучшения общественного воспитания и раскрепощения женщины.

3) Полное осуществление принципов единой трудовой школы с преподаванием на родном языке, с совместным обучением детей обое­го пола, безусловно светской, т.е. свободной от какого бы то ни было религиозного влияния, проводящей тесную связь обучения с общест­венно-производительным трудом, подготовляющей всесторонне раз­витых членов коммунистического общества.

4) Снабжение всех учащихся пищей, одеждой, обувью и учебными пособиями за счет государства.

5) Подготовление новых кадров работников просвещения, про­никнутых идеями коммунизма.

6) Привлечение трудящегося населения к активному участию в деле просвещения (развитие «советов народного образования», мобилиза­ция грамотных и т.д.).

7) Всесторонняя государственная помощь самообразованию и са­моразвитию рабочих и крестьян (создание сети учреждений внешколь­ного образования: библиотек, школ для взрослых, народных домов и университетов, курсов, лекций, кинематографов, студий и т.п.).

8) Широкое развитие профессионального образования для лиц от 17-летнего возраста в связи с общими политехническими знаниями.

9) Открытие широкого доступа в аудитории высшей школы для всех желающих учиться, и в первую очередь для рабочих; привлечение к преподавательской деятельности в высшей школе всех, могущих там учить; устранение всех и всяческих искусственных преград между све­жими научными силами и кафедрой; материальное обеспечение уча­щихся с целью дать фактическую возможность пролетариям и кресть­янам воспользоваться высшей школой.

10) Равным образом необходимо открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе экс­плуатации их труда и находившиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров.

11) Развитие самой широкой пропаганды коммунистических идей и использование для этой цели аппарата и средств государственной власти.

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. документов 1917-1973/Сост. А.А.Абакумов и др. -

М., 1974. - С. 18.

 

ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЕЖИ

(Речь на III Всероссийском Съезде Российского Коммунистического союза молодежи 2 октября 1920 г.)

 

(Ленин был встречен бурной овацией съезда.) Товарищи, мне хотелось бы сегодня побеседовать на тему о том, каковы основ­ные задачи Союза коммунистической молодежи и в связи с этим -каковы должны быть организации молодежи в социалистической республике вообще.

На этом вопросе тем более следует остановиться, что в известном смысле можно сказать, что именно молодежи предстоит настоящая задача создания коммунистического общества. Ибо ясно, что поколе­ние работников, воспитанное в капиталистическом обществе, в луч­шем случае сможет решить задачу уничтожения основ старого капи­талистического быта, построенного на эксплуатации. Оно в лучшем случае сумеет решить задачи создания такого общественного устрой­ства, которое помогло бы пролетариату и трудовым классам удержать власть в своих руках и создать прочный фундамент, на котором мо­жет строить только поколение, вступающее в работу уже при новых условиях, при такой обстановке, когда нет эксплуататорского отно­шения между людьми.

И вот, подходя с этой точки зрения к вопросу о задачах молодежи, я должен сказать, что эти задачи молодежи вообще и союзов комму­нистической молодежи и всяких других организаций в частности можно было бы выразить одним словом: задача состоит в том, чтобы учиться.

Понятно, что это лишь «одно слово». Оно не дает еще ответа на главные и самые существенные вопросы, - чему учиться и как учиться? А здесь все дело в том, что вместе с преобразованием старого капита­листического общества учение, воспитание и образование новых поко­лений, которые будут создавать коммунистическое общество, не могут быть старыми. Учение, воспитание и образование молодежи должно исходить из того материала, который оставлен нам старым общест­вом. Мы можем строить коммунизм только из той суммы знаний, организаций и учреждений, при том запасе человеческих сил и средств, которые остались нам от старого общества. Только преобразуя ко­ренным образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, мы сможем достигнуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы создание общества, не похожего на старое, т.е. коммунистического общества. Поэтому нам нужно подробно остано­виться на вопросе о том, чему мы должны учить и как должна учиться молодежь, если она действительно хочет оправдать звание коммуни­стической молодежи, и как подготовить ее к тому, чтобы она сумела достроить и довершить то, что мы начали.

Я должен сказать, что первым, казалось бы, и самым естественным ответом является то, что союз молодежи и вся молодежь вообще, ко­торая хочет перейти к коммунизму, должна учиться коммунизму.

Но этот ответ: «учиться коммунизму» является слишком общим. Что же нам нужно для того, чтобы научиться коммунизму? Что нам нужно выделить из суммы общих знаний, чтобы приобрести знание комму­низма? Тут нам угрожает целый ряд опасностей, которые сплошь и ря­дом проявляют себя, как только задача учиться коммунизму ставится неправильно или когда она понимается слишком однобоко.

Естественно, что на первый взгляд приходят в голову мысли о том, что учиться коммунизму - это значит усвоить ту сумму знаний, кото­рая изложена в коммунистических учебниках, брошюрах и трудах. Но такое определение изучения коммунизма было бы слишком грубо и недостаточно. Если бы только изучение коммунизма заключалось в усвоении того, что изложено в коммунистических трудах, книжках и брошюрах, то тогда слишком легко мы могли бы получить коммуни­стических начетчиков или хвастунов, а это сплошь и рядом приносило бы нам вред и ущерб, так как эти люди, научившись и начитавшись того, что изложено в коммунистических книгах и брошюрах, оказа­лись бы не умеющими соединить все эти знания и не сумели бы дейст­вовать так, как того действительно коммунизм требует.

Одно из самых больших зол и бедствий, которые остались нам от старого капиталистического общества, это полный разрыв книги с практикой жизни, ибо мы имели книги, где все было расписано в са­мом лучшем виде, и эти книги, в большинстве случаев, являлись самой отвратительной лицемерной ложью, которая лживо рисовала нам капиталистическое общество.

Поэтому простое книжное усвоение того, что говорится в книгах.о коммунизме, было бы в высшей степени неправильным. Теперь в на­ших речах и статьях нет простого повторения того, что говорилось раньше о коммунизме, так как наши речи и статьи связаны с повсе­дневной и всесторонней работой. Без работы, без борьбы книжное знание коммунизма из коммунистических брошюр и произведений ровно ничего не стоит, так как оно продолжало бы старый разрыв между теорией и практикой, тот старый разрыв, который составлял самую отвратительную черту старого буржуазного общества.

Еще более опасным было бы, если бы мы начали усваивать только коммунистические лозунги. Если бы мы вовремя эту опасность не поняли и если бы мы всю нашу работу не направили на то, чтобы эту опасность устранить, тогда наличие полумиллиона или миллиона людей, молодых юношей и девушек, которые после такого обучения коммунизму будут называть себя коммунистами, принесло бы только великий ущерб для дела коммунизма.

Тут перед нами встает вопрос о том, как же нам нужно сочетать все это для обучения коммунизму? Что нам нужно взять из старой школы, из старой науки? Старая школа заявляла, что она хочет создать чело­века всесторонне образованного, что она учит наукам вообще. Мы знаем, что это было насквозь лживо, ибо все общество было основано и держалось на разделении людей на классы, на эксплуататоров и угнетенных. Естественно, что вся старая школа, будучи целиком про­питана классовым духом, давала знания только детям буржуазии. Каждое слово ее было подделано в интересах буржуазии. В этих шко­лах молодое поколение рабочих и крестьян не столько воспитывали, сколько натаскивали в интересах той же буржуазии. Воспитывали их так, чтобы создавать для нее пригодных слуг, которые были бы спо­собны давать ей прибыль и вместе с тем не тревожили бы ее покоя и безделья. Поэтому, отрицая старую школу, мы поставили себе задачей взять из нее лишь то, что нам нужно для того, чтобы добиться на­стоящего коммунистического образования.

Здесь я подхожу к тем нареканиям, к тем обвинениям старой школы, которые постоянно приходится слышать и которые ведут нередко к совершенно неправильному толкованию. Говорят, что старая школа была школой учебы, школой муштры, школой зубрежки. Это верно, но надо уметь различать, что было в старой школе плохого и полезного нам, и надо уметь выбрать из нее то, что необходимо для коммунизма.

Старая школа была школой учебы, она заставляла людей усваивать массу ненужных, лишних, мертвых знаний, которые забивали голову и превращали молодое поколение в подогнанных под общий ранжир чиновников. Но вы сделали бы огромную ошибку, если бы попробова­ли сделать тот вывод, что можно стать коммунистом, не усвоив того, что накоплено человеческим знанием. Было бы ошибочно думать так, что достаточно усвоить коммунистические лозунги, выводы коммуни­стической науки, не усвоив себе той суммы знаний, последствием кото­рых является сам коммунизм. Образцом того, как появился коммунизм из суммы человеческих знаний, является марксизм.

Когда мы слышим нередко и среди представителей молодежи, и среди некоторых защитников нового образования нападки на старую школу, что старая школа была школой зубрежки, мы говорим им, что мы должны взять то хорошее, что было в старой школе. Мы не долж­ны брать из старой школы того, когда память молодого человека обременяли безмерным количеством знаний, на девять десятых не­нужных и на одну десятую искаженных, но это не значит, что мы мо­жем ограничиться коммунистическими выводами и заучить только коммунистические лозунги. Этим коммунизма не создашь. Коммуни­стом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество.

Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенство­вать память каждого обучающегося знанием основных фактов, ибо коммунизм превратится в пустоту, превратится в пустую вывеску, коммунист будет только простым хвастуном, если не будут перерабо­таны в его сознании все полученные знания. Вы должны не только усвоить их, но усвоить так, чтобы отнестись к ним критически, чтобы не загромождать своего ума тем хламом, который не нужен, а обога­тить его знанием всех фактов, без которых не может быть современ­ного образованного человека. Если коммунист вздумал бы хвастаться коммунизмом на основании полученных им готовых выводов, не про­изводя серьезнейшей, труднейшей, большой работы, не разобравшись в фактах, к которым он обязан критически отнестись, такой комму­нист был бы очень печален. И такое верхоглядство было бы реши­тельным образом губительно. Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше, но если человек будет говорить, что он коммунист и что ему и знать ничего не надо прочного, то ничего по­хожего на коммуниста из него не выйдет.

Старая школа вырабатывала прислужников, необходимых для ка­питалистов, старая школа из людей науки делала людей, которые должны были писать и говорить, как угодно капиталистам. Это значит, что мы должны ее убрать. Но если мы должны ее убрать, если мы долж­ны разрушить, значит ли это, что мы не должны взять из нее все то, что было накоплено человечеством необходимого для людей? Значит ли, что мы не должны суметь различить то, что являлось необходимым для капитализма и что является необходимым для коммунизма?

На место старой муштры, которая проводилась в буржуазном об­ществе вопреки воле большинства, мы ставим сознательную дисцип­лину рабочих и крестьян, которые соединяют с ненавистью к старому обществу решимость, уменье и готовность объединить и организовать силы для этой борьбы, чтобы из воли миллионов и сотен миллионов разрозненных, раздробленных, разбросанных на протяжении громад­ной страны создать единую волю, ибо без этой единой воли мы будем разбиты неминуемо. Без этого сплочения, без этой сознательной дис­циплины рабочих и крестьян наше дело безнадежно. Без этого побе­дить капиталистов и помещиков всего мира мы не сможем. Мы не закрепим даже фундамента, не говоря о том, чтобы на этом фундаменте построить новое, коммунистическое общество. Также и отрицая старую школу, питая совершенно законную и необходимую ненависть к этой старой школе, ценя готовность разрушить старую школу, мы должны понять, что на место старой учебы, старой зубрежки, старой муштры мы должны поставить уменье взять себе всю сумму человече­ских знаний, и взять так, чтобы коммунизм не был бы у вас чем-то таким, что заучено, а был бы тем, что вами самими продумано, был бы теми выводами, которые являются неизбежными с точки зрения современного образования.

Вот как надо поставить основные задачи, когда мы говорим о за­даче: научиться коммунизму.

Чтобы это вам пояснить, подходя в то же время к вопросу, как учиться, я возьму пример практический. Вы все знаете, что перед нами сейчас же вслед за задачами военными, задачами охраны республики, встает задача хозяйственная. Мы знаем, что коммунистического об­щества нельзя построить, если не возродить промышленности и зем­леделия, причем надо возродить их не по-старому. Надо возродить их на современной, по последнему слову науки построенной, основе. Вы знаете, что этой основой является электричество, что только когда произойдет электрификация всей страны, всех отраслей промышлен­ности и земледелия, когда вы эту задачу освоите, только тогда вы для себя сможете построить то коммунистическое общество, которого не сможет построить старое поколение. Перед вами стоит задача хозяй­ственного возрождения всей страны, реорганизация, восстановление и земледелия, и промышленности на современной технической основе, которая покоится на современной науке, технике, на электричестве. Вы прекрасно понимаете, что к электрификации неграмотные люди не подойдут, и мало тут одной простой грамотности. Здесь недостаточно понимать, что такое электричество: надо знать, как технически при­ложить его и к промышленности, и к земледелию, и к отдельным от­раслям промышленности и земледелия. Надо научиться этому самим, надо научить этому все подрастающее трудящееся поколение. Вот задача, которая стоит перед всяким сознательным коммунистом, пе­ред всяким молодым человеком, который считает себя коммунистом и ясно отдает себе отчет, что он, вступив в Коммунистический союз молодежи, взял на себя задачу помочь партии строить коммунизм и помочь всему молодому поколению создать коммунистическое обще­ство. Он должен понять, что только на основе современного образо­вания он может это создать, и, если он не будет обладать этим обра­зованием, коммунизм останется только пожеланием.

У предыдущего поколения задача сводилась к свержению буржуа­зии. Тогда главной задачей была критика буржуазии, развитие в мас­сах ненависти к ней, развитие классового сознания, уменья сплотить свои силы. Перед новым поколением стоит задача более сложная.

Мало того, что вы должны объединить все свои силы, чтобы поддер­жать рабоче-крестьянскую власть против нашествия капиталистов. Это вы должны сделать. Это вы прекрасно поняли, это отчетливо представ­ляет себе коммунист. Но этого недостаточно. Вы должны построить коммунистическое общество. Первая половина работы во многих от­ношениях сделана. Старое разрушено, как его и следовало разрушить, оно представляет из себя груду развалин, как и следовало его превра­тить в груду развалин. Расчищена почва, и на этой почве молодое ком­мунистическое поколение должно строить коммунистическое общество. Перед вами задача строительства, и вы ее можете решить, только овла­дев всем современным знанием, умея превратить коммунизм из готовых заученных формул, советов, рецептов, предписаний, программ в то жи­вое, что объединяет вашу непосредственную работу, превратить комму­низм в руководство для вашей практической работы.

Вот задача ваша, которой вы должны руководствоваться в деле образования, воспитания, подъема всего молодого поколения. Вы должны быть первыми строителями коммунистического общества среди миллионов строителей, которыми должны быть всякий молодой человек, всякая молодая девушка. Без привлечения всей массы рабо­чей и крестьянской молодежи к этому строительству коммунизма вы коммунистического общества не построите.

Здесь я естественно подхожу к вопросу о том, как мы должны учить коммунизму, в чем должна состоять особенность наших приемов.

Я здесь остановлюсь прежде всего на вопросе о коммунистической морали.

Вы должны воспитать из себя коммунистов. Задача Союза моло­дежи - поставить свою практическую деятельность так, чтобы, учась, организуясь, сплачиваясь, борясь, эта молодежь воспитывала бы себя и всех тех, кто в ней видит вождя, чтобы она воспитывала коммуни­стов. Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения совре­менной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали. Но существует ли коммунистическая мораль? Существует ли ком­мунистическая нравственность? Конечно, да. Часто представляют дело таким образом, что у нас нет своей морали, и очень часто бур­жуазия обвиняет нас в том, что мы, коммунисты, отрицаем всякую мораль. Это - способ подменять понятия, бросать песок в глаза рабо­чим и крестьянам.

В каком смысле отрицаем мы мораль, отрицаем нравственность? В том смысле, в каком проповедовала ее буржуазия, которая выводила эту нравственность из велений бога. Мы на этот счет, конечно, гово­рим, что в бога не верим, и очень хорошо знаем, что от имени бога говорило духовенство, говорили помещики, говорила буржуазия, чтобы проводить свои эксплуататорские интересы. Или вместо того, чтобы выводить эту мораль из велений нравственности, из велений бога, они выводили ее из идеалистических или полуидеалистических фраз, которые всегда сводились тоже к тому, что очень похоже на веления бога.

Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, вне­классового понятия, мы отрицаем. Мы говорим, что это обман, что это надувательство и забивание умов рабочих и крестьян в интересах помещиков и капиталистов.

Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интере­сам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводит­ся из интересов классовой борьбы пролетариата.

Старое общество было основано на угнетении помещиками и ка­питалистами всех рабочих и крестьян. Нам нужно было это разру­шить, надо было их скинуть, но для этого надо создать объединение. Боженька такого объединения не создаст.

Такое объединение могли дать только фабрики, заводы, только пролетариат, обученный, пробужденный от старой спячки. Лишь то­гда, когда этот класс образовался, тогда началось массовое движение, которое привело к тому, что мы видим сейчас, - к победе пролетар­ской революции в одной из самых слабых стран, три года отстаиваю­щей себя от натиска буржуазии всего мира. И мы видим, как проле­тарская революция растет во всем мире. Мы говорим теперь на осно­вании опыта, что только пролетариат мог создать такую сплоченную силу, за которою идет раздробленное, распыленное крестьянство, которая устояла при всех натисках эксплуататоров. Только этот класс может помочь трудящимся массам объединиться, сплотиться и окон­чательно отстоять, окончательно закрепить коммунистическое обще­ство, окончательно его построить.

Вот почему мы говорим: для нас нравственность, взятая вне чело­веческого общества, не существует; это обман. Для нас нравствен­ность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата.

А в чем состоит эта классовая борьба? Это - царя свергнуть, капи­талистов свергнуть, уничтожить класс капиталистов.

А что такое классы вообще? Это то, что позволяет одной части общества присваивать себе труд другого. Если одна часть общества присваивает себе всю землю, мы имеем классы помещиков и крестьян. Если одна часть общества имеет фабрики и заводы, имеет акции и капиталы, а другая работает на этих фабриках, мы имеем классы ка­питалистов и пролетариев.

Нетрудно было прогнать царя - для этого потребовалось всего не­сколько дней. Не очень трудно было прогнать помещиков, - это можно было сделать в несколько месяцев, не очень трудно прогнать и капита­листов. Но уничтожить классы несравненно труднее; все еще осталось разделение на рабочих и крестьян. Если крестьянин сидит на отдельном участке земли и присваивает себе лишний хлеб, т.е. хлеб, который не нужен ни ему, ни его скотине, а все остальные остаются без хлеба, то крестьянин превращается уже в эксплуататора. Чем больше оставляет он себе хлеба, тем ему выгоднее, а другие пусть голодают: «чем больше они голодают, тем дороже я продам этот хлеб». Надо, чтобы все рабо­тали по одному общему плану на общей земле, на общих фабриках и заводах и по общему распорядку. Легко ли это делать? Вы видите, что тут нельзя добиться решения так же легко, как прогнать царя, помещи­ков и капиталистов. Тут надо, чтобы пролетариат перевоспитал, пере­учил часть крестьян, перетянул тех, которые являются крестьянами тру­дящимися, чтобы уничтожить сопротивление тех крестьян, которые являются богачами и наживаются на счет нужды остальных. Значит, задача борьбы пролетариата еще не закончена тем, что мы свергли ца­ря, прогнали помещиков и капиталистов, а в этом и состоит задача того порядка, который мы называем диктатурой пролетариата.

Классовая борьба продолжается; она только изменила свои фор­мы. Это классовая борьба пролетариата за то, чтобы не могли вер­нуться старые эксплуататоры, чтобы соединилась раздробленная мас­са темного крестьянства в один союз. Классовая борьба продолжает­ся, и наша задача подчинить все интересы этой борьбе. И мы свою нравственность коммунистическую этой задаче подчиняем. Мы гово­рим: нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуа­таторского общества и объединению всех трудящихся вокруг проле­тариата, созидающего новое общество коммунистов.

Коммунистическая нравственность это та, которая служит этой борьбе, которая объединяет трудящихся против всякой эксплуатации, против всякой мелкой собственности, ибо мелкая собственность дает в руки одного лица то, что создано трудом всего общества. Земля у нас считается общей собственностью.

Ну, а если из этой общей собственности я беру себе известный кусок, возделываю на нем вдвое больше хлеба, чем нужно мне, и излишком хлеба спекулирую? Рассуждаю, что, чем больше голодных, тем дороже будут платить? Разве я тогда поступаю, как коммунист? Нет, как экс­плуататор, как собственник. С этим нужно вести борьбу. Если оставить так, то все скатится назад, к власти капиталистов, к власти буржуазии, как это бывало не раз в прежних революциях. И, чтобы не дать снова восстановиться власти капиталистов и буржуазии, для этого нужно торгашества не допустить, для этого нужно, чтобы отдельные лица не наживались на счет остальных, для этого нужно, чтобы трудящиеся сплотились с пролетариатом и составили коммунистическое общество. В этом и состоит главная особенность того, что является основной за­дачей союза и организации коммунистической молодежи.

Старое общество было основано на таком принципе, что либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб. И понятно, что воспитанные в этом обществе люди, можно сказать, с мо­локом матери воспринимают психологию, привычку, понятие - либо рабовладелец, либо раб, либо мелкий собственник, мелкий служащий, мелкий чиновник, интеллигент, словом, человек, который заботится только о том, чтобы иметь свое, а до другого ему дела нет.

Если я хозяйничаю на этом участке земли, мне дела нет до другого; если другой будет голодать, тем лучше, я дороже продам свой хлеб. Если я имею свое местечко, как врач, как инженер, учитель, служащий, мне дела нет до другого. Может быть, потворствуя, угождая власть имущим, я сохраню свое местечко, да еще смогу и пробиться, выйти в буржуа. Такой психологии и такого настроения у коммуниста быть не может. Когда рабочие и крестьяне доказали, что мы умеем своей силой отстоять себя и создать новое общество, вот здесь и началось новое коммунистическое воспитание, воспитание в борьбе против эксплуата­торов, воспитание в союзе с пролетариатом против эгоистов и мелких собственников, против той психологии и тех привычек, которые говорят: я добиваюсь своей прибыли, а до остального мне нет никакого дела.

Вот в чем состоит ответ на вопрос, как должно учиться коммуниз­му молодое подрастающее поколение.

Оно может учиться коммунизму, только связывая каждый шаг сво­его учения, воспитания и образования с непрерывной борьбой проле­тариев и трудящихся против старого эксплуататорского общества. Когда нам говорят о нравственности, мы говорим: для коммуниста нравственность вся в этой сплоченной солидарной дисциплине и соз­нательной массовой борьбе против эксплуататоров. Мы в вечную нравственность не верим и обман всяких сказок о нравственности разоблачаем. Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше, избавиться от эксплуатации труда.

Чтобы это осуществить, нужно то поколение молодежи, которое начало превращаться в сознательных людей в обстановке дисципли­нированной отчаянной борьбы с буржуазией. В этой борьбе оно вос­питает настоящих коммунистов, этой борьбе оно должно подчинить и связать с ней всякий шаг в своем учении, образовании и воспитании. Воспитание коммунистической молодежи должно состоять не в том, что ей подносят всякие усладительные речи и правила о нравственно­сти. Не в этом состоит воспитание. Когда люди видели, как их отцы и матери жили под гнетом помещиков и капиталистов, когда они сами участвовали в тех муках, которые обрушивались на тех, кто начинал борьбу против эксплуататоров, когда они видели, каких жертв стоило продолжить эту борьбу, чтобы отстоять завоеванное, каким бешеным врагом являются помещики и капиталисты, - тогда эти люди воспи­тываются в этой обстановке коммунистами. В основе коммунистиче­ской нравственности лежит борьба за укрепление и завершение ком­мунизма. Вот в чем состоит и основа коммунистического воспитания, образования и учения. Вот в чем состоит ответ на вопрос, как надо учиться коммунизму.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1174; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.066 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь