Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Формирование и развитие модернизма.



 

Утверждение новой концепции художественного произведения. Перенесение акцента с изображаемого предмета на способ его истолкования. Идея самоценности искусства, творческого преображения художником реальности. Попытки возрождения мифологического мышления.

Понятие модернизма, декаданса и символизма. Символизм 1890-х гг. и младосимволизм 1900-х гг.

Вл. Соловьев и формирование философских и эстетических воззрений символистов. Понимание искусства как интуитивного постижения мира.

Старшие символисты

 

Д.С. Мережковский (1865–1941)

Поэт, прозаик, теоретик символизма, литературный критик. Лирика Д. Мережковского 1880-х гг., мотивы одиночества, опустошенности, призрачности жизни.

Обоснование нового символистского искусства в книге «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893). Символ и слово. Три признака нового искусства (мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности).

Трилогия «Христос и Антихрист». Философия истории, ее метафизическое содержание. Соотношение правды Христа и правды дьявола: Юлиан Отступник, Леонардо, Петр. Мотив царской крови («Антихрист. Петр и Алексей»).

Метафизическое восприятие первой русской революции. Отрицание Октября как пришествия Антихриста. Эмиграция.

В.Я. Брюсов (1873–1924)

Творчество 1890-х гг. Декадентские мотивы в сборниках «Русские символисты». Романтический субъективизм восприятия мира, формалистические установки поэта. Влияние Рембо, Маллармэ, Верлена.

Брюсов – организатор символистского движения в России и редактор центрального органа символистов «Весы» (1904–1909). Книги стихов «Tertif Vigilia» («Третья стража»), «Urbi et orbi» («Городу и миру»), «Stephanos» («Венок»). Поиски объективно значимых тем и характеров. Образы мифологии, истории, современности. Универсализм брюсовских исторических образов. Социальные предвидения и раздумья над судьбами истории.

1905 г. Представление о крушении культуры в революции. Противоречия эстетических взглядов Брюсова.

Нормативность брюсовской поэтики 1910-х гг. Ориентация на классические традиции.

Послеоктябрьский Брюсов. «Научная поэзия». Сотрудничество с советской властью.

З.Н. Гиппиус (1869–1945)

Ранняя лирика. Поиски «нездешней красоты». Мотивы романтической поэзии (одиночество, узничество, воля). Жанр баллады.

Темы Божьего завета. Идеи неохристианства Мережковского («Христу», «За дьявола Тебя молю...», «Предсмертная исповедь христианина» и др.). Жанр молитвы. Религиозные сомнения. Проблема любящего Бога и человеческих страданий.

Сборники рассказов, романы «Чертова кукла», «Роман-царевич». Традиции Достоевского.

Интерпретация любви в прозе Гиппиус в контексте философии любви символистов. Тема святой плоти.

Враждебное отношение к Октябрю – «блудодейству» России. Гиппиус и Блок и Белый.

 

К.Д. Бальмонт (1867–1942)

К. Бальмонт – поэт импрессионистской стилевой тенденции. Заостренный аморализм первых стихотворных опытов. Программный индивидуализм ранней поэзии.

Творческая эволюция. Декларация жизнеутверждения. От уныния к Солнцу. Сборники «Горящие здания» и «Будем как Солнце».

Бальмонт об «оргийском торжестве» в стихах сб. «Горящие здания». Космогоническая картина мира в сб. «Будем как Солнце», гимны стихиям. Мотив «проклятия человеком» в сб. «Литургия красоты. Стихийные гимны».

Революционная поэзия Бальмонта 1900-х гг.

Фольклорные и сектантские традиции в сборниках «Жар-птица. Свирель славянина», «Зеленый вертоград. Слова поцелуйные».

Бальмонт – прозаик, критик, переводчик.

 

Ф. Сологуб (1863–1927)

Ф. Сологуб и «Северный вестник». Ранняя поэзия. Рассказы. Роман «Тяжелые сны». Чеховская тема в творчестве Сологуба.

«Мелкий бес». Осмысление традиций русского классического реализма (Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина). Концепция человеческой натуры.

М. Горький об апологии смерти в творчестве Сологуба. Г. Адамович: Передонов – не тип, а «большая выдумка». Статья Сологуба 1907 г. «Человек человеку – дьявол»; оправдание дьявола.

«Творимая легенда»: концепция творчества как преображения жизни, сотворения легенды. Неприятие Октября. Отношение к советской России. Участие в деятельности Союза писателей. Символистские мотивы в послеоктябрьских поэтических сборниках.

Поэты-младосимволисты

 

А.А. Блок (1880–1921)

Философские и литературные влияния на формирование художественного мира поэта. А. Блок и символизм. Этапы развития мировоззрения и творчества.

Ранняя лирика поэта. Влияние В. Жуковского, А. Фета и Я. Полонского. Сб. «Стихи о Прекрасной Даме». Мистическая романтика. Мотивы мистических предчувствий. Влияние поэзии и философии Вл. Соловьева. Эволюция темы любви и образа лирической героини (циклы «Снежная маска», «Кармен»; стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе..», «Незнакомка» и др.

Революция 1905 г. и кризис философского идеализма. Обострение внимания к общественной жизни. Сборник «Нечаянная радость». Столкновение реальности и романтической фантастики.

Образ «страшного мира» в ст. «Фабрика», «Девушка пела в церковном хоре…», «Сытые», «На железной дороге». Трагизм мироощущения лирического героя. Тема человека в «страшном мире» («Страшный мир»).

Тема исторических судеб России, связей ее настоящего с прошлым и будущим (циклы «На поле Куликовом», «Родина», стих. «Осенняя воля», «Русь», «Россия», «Коршун», «Новая Америка», «Рожденные в годы глухие»).

Концепция творчества в стих. «О, я хочу безумно жить…», цикле «Ямбы», « поэме «Соловьиный сад»..

Своеобразие блоковского восприятия и изображения революционных событий. Статья «Интеллигенция и революция». Поэма «Двенадцать». Символика произведения. Роль библейской образности. Значение образа Христа. Своеобразие языка, композиции, ритмики. Дискуссии о поэме. «Скифы», связь с поэмой. Образ России и ее место в триаде «Запад – Россия – Восток».

Последние стихи («Пушкинскому Дому»). Трагедия А. Блока.

 

А. Белый (1880–1934)

Ранний этап творчества. Увлечение идеями Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Вл. Соловьева. Поэтика «Симфоний». Попытка синтеза искусств. Сборник «Золото в лазури», стилевые особенности. Мистические чаяния и предвестия, романтическая автоирония. Сборник стихов «Пепел». Темы сборника – революция, народ, Россия. Урбанистические мотивы.

Проза. Роман «Петербург» – выражение основных творческих идей 1910-х гг. Проблема революции, тема «Восток и Запад» и их художественное осмысление. Своеобразие образной структуры. Увлечение Белого антропософскими идеями Р. Штейнера.

Проза Белого 1920-х гг. Мемуары «На рубеже двух столетий», «Начало века. Воспоминания», «Между двух революций» как «история» русского символизма.

Акмеизм

Н.С. Гумилев (1886–1921)

Теоретик акмеизма и основатель «Цеха поэтов». Ранняя романтическая лирика. Сборник «Путь конквистадоров» и «Романтические цветы». Книга стихов «Жемчуга». Брюсов и Гумилев: влияние и отталкивание. Эпический характер лирики Гумилева. Интерес к творчеству французских парнасцев, Бодлера, Верлена, русских поэтов – И. Анненского, В. Брюсова. Гумилев в журнале «Аполлон». Статья-манифест «Наследие символизма и акмеизм». Сборники «Чужое небо», «Колчан». «Огненный столп» – итог творческих исканий. Трагический пафос поздней поэзии. Влияние на творчество русских поэтов 20-х гг. Трагическая судьба поэта.

 

А.А. Ахматова (1889–1966)

Книги стихов «Вечер», «Четки», «Подорожник». Лирика иллюзий любви, «изящной печали». Характер «вещной» символики Ахматовой, роль детали. «Камерность» и «драматургичность» поэтического мира Ахматовой. Особенности психологизма. Живописная пластичность. Обновление метрики русского стиха. Сборник «Белая стая». Нарастание гражданского и национального самосознания. Пафос ответственности за судьбы России. «Пушкинское» мироощущение в Ахматовой. Патриотическая лирика 40-х гг. «Реквием», «Поэма без героя».

Литературный авангард

В.В. Маяковский (1893–1930)

Маяковский и футуризм. Урбанистические мотивы ранней лирики. («А вы могли бы? » ) Революция 1905 г. и ее воздействие на формирование социального сознания. Противоречия поэтической практики и футуристической теории («Пощечина общественному вкусу»). Трагическое одиночество лирического героя и мечта о гармонии «Послушайте», «Скрипка и немножко нервно». Образ поэта-проповедника грядущего мятежа («Владимир Маяковский. Трагедия», «Нате!, поэмы «Облако в штанах», «Война и мир»). Маяковский – реформатор стиха.

Поэзия Маяковского советского периода. Принятие революционного переустройства мира, утверждение новой эстетики. «Левый марш», «Стихи о советском паспорте и др. Пьеса «Мистерия-буфф». «Использование библейского сюжета. Поэма «150 000 000». Плакатная символика, элементы фольклора в произведении. Художественное разрешение темы любви «Лилечка! », «Письмо Татьяне Яковлевой», поэма «Про это».

Маяковский-сатирик («Новый Сатирикон»). Стихотворения «Гимн судье», «О дряни», «Плюшкин», «Помпадур» и др. Пьесы «Клоп», «Баня», Объекты и средства сатиры. Принципы типизации и роль условности. Комическое и трагическое в пьесах.

Образ времени в поэме «Хорошо». Трактовка темы назначения поэта и поэзии в стих. «Наш марш», «Приказ по армии искусств», «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», вступление к поэме «Во весь голос».

Поэтическое новаторство Маяковского.

С.А. Есенин (1895–1925)

«Крестьянская Вселенная». Образ Рос­сии – земного рая в ранней поэзии С. Есенина. Фольклорная основа творчества. Связь земного и небесного. Своеобразие поэтической образности (метафора, цветовой эпитет, звукопись). Формулировка эстетических принципов поэта в статье «Ключи Марии».

Мечта о «мужицком рае» («Инония»). «Русь уходящая» и «Русь советская» в произведениях 20-х годов. Усиление противостояния города и деревни, конфликт между «живым» и «железным». («Я последний поэт деревни…», «Сорокоуст», «Мир таинственный, мир мой древний…» и др.). Образ лирического героя в книге «Москва кабацкая» и «Персидские мотивы». Судьба крестьянства в поэме «Анна Снегина». Отражение внутренних противоречий в поэме «Черный человек».

С. Есенин и «новокрестьянская» поэзия (С. Клычков, Н. Клюев, П.Карпов, А.Ганин, А. Ширяевец, П.Орешин, П.Радимов, П.Васильев).

Место Есенина в развитии русской поэзии. Есенин и современность.

 

М.И. Цветаева (1892–1941)

Творческий путь Цветаевой. Внегрупповая литературная позиция Цветаевой. Основные мотивы лирики. Циклы: «Стихи о Москве», «Стихи о Блоке», «Ахматовой», «Але». Любовные драмы в поэзии Цветаевой. Мифопоэтическая основа творчества.

Эмигрантская лирика (сборники «Психея», «Ремесло»). Трагический образ мятущейся героини. Тема внутренней неустроенности. Образ России. Синтаксические и ритмические особенности поэзии Цветаевой.

Идейно-художественное своеобразие «Поэмы Горы», «Поэмы конца», «Крысолова», «Лестницы». Лирическая проза Цветаевой («Мой Пушкин»).

Характерные особенности поэтического языка.

Возникновение теории «неореализма», обосновывающей необходимость и закономерность синтеза в искусстве принципов реализма и модернизма. Индивидуально-.творческое проявление в творчестве Б. Зайцева, Л. Андреева, А. Ре­мизо­ва, В. Розанова.

 

Тематика лекций

Лекция 1.Символизм в поэзии «серебряного» века.

Лекция2. Акмеизм и футуризм в поэзии «серебряного» века.

Лекция 3 - 4. Творчество С.Есенина и М.Цветаевой.

Тематика семинарских занятий


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 817; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь